Physical culture as a method of preventive orthopedics

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

By physical culture in the broad sense of the word, we must understand the improvement of human nature.

Full Text

Под физической культурой в широком смысле слова мы должны понимать усовершенствование человеческой природы. При таком опреде­лении физкультура охватывает собою огромную область наук и социаль­ных мероприятий: учение о наследственности и конституции, евгенику, охрану материнства и младенчества, ясли, приюты, школу, научную- организацию труда и отдыха, всевозможные системы физических и ин­теллектуальных упражнений, гигиену, профилактическую и лечебную медицину.

Однако в большинстве случаев, говоря о физкультуре, имеют в виду гораздо более узкую область, а именно, физические методы оздоровления; человека, т. е. в первую очередь физические упражнения, свежий воздух, и солнечный свет. С этой точки зрения физкультура является одним из важнейших методов профилактической ортопедии. И действительно, если мы возьмем хотя-бы два последние фактора, — солнечный свет и свежий воздух, — и учтем ту громадную роль, которую они играют в предупре­ждении только туберкулеза и рахита, то уже с одной этой стороны станет очевидным значение физкультуры, как могучего профилактического ме­тода, предупреждающего добрую треть всей массы ортопедических стра­даний. Неменьшее значение имеют в профилактической ортопедии и физические упражнения, доводящие органы движения до анатомического и функционального совершенства и тем самым увеличивающие выносливость и устойчивость костно-мышечной системы по отношению к вредным меха­ническим моментам, имеющим место на протяжении всей человеческой жизни, особенно же в периоде роста скелета и рабочего возраста.

Если, таким образом, значение физических упражнений в деле предупреждения статических и профессиональных деформаций легко становится очевидным, то разрешение вопроса о рациональном использо­вании физических упражнений, как профилактического ортопедического метода, в каждом отдельном случае представляется гораздо более сложным. Дело в том, что физкультурная нагрузка органов движения должна до­зироваться не только на оснований учета анатомо-физиологических воз­можностей со стороны костно-мышечной системы, но также и на осно­вании учета биологических возможностей всего организма в целом, причем одновременно надо обязательно иметь в виду многочисленные и весьма разнообразные статические и динамические моменты, зависимые от воз­раста, пола, профессии и бытовых условий. Таким образом разрешение задачи кроется в изучении методов физкультуры с одной стороны п под­робном исследовании с последующим периодическим контролем организма физкультурника — с другой.

Физические упражнения, приведенные в известную систему, носят название гимнастики. Существует несколько систем физических упраж­нений; главнейшие из них: шведская, немецкая и Сокольская.

Шведская гимнастика, соответственно преследуемым ею задачам, делится на гигиеническую, являющуюся основным профилактическим типом, врачебную (иначе лечебную), эстетическую и военную. Принципом шведской гимнастики являются свободные элементарные движения тела. Большое значение имеет основная поза или, иначе, — исходное положение тела; наиболее важные виды исходного положения: стоячее на ногах, стоячее на коленях, сидячее, лежачее и висячее. Шведская гимнастика не пред’являет особенно больших требований к сердечно - сосудистой, легочной, нервной системе и вообще к внутренним органам. Отличаясь статичностью, она вырабатывает пластичность форм и движений, пропор­ционально-красивую фигуру, с духовной же стороны—спокойствие, сдер­жанность и выдержку.

Немецкая гимнастика основана на применении внешнего сопротив­ления, представленного в виде груза (гантели, гири, штанги) или в виде тяжести собственного тела, удерживаемого на весу при упражнениях на приборах (параллельные брусья, трапеция, турникет, лестница и т. п.). Эта система физупражнений требует от всего организма большого напряжения, вследствие чего легко ведет к переутомлению внутренних органов, раньше всего — сердца, легких и нервной системы. Немецкая гимнастика дина­мична, вырабатывает значительную мышечную силу, ловкость, быстроту движений, находчивость, решительность и отвагу.

Сокольская гимнастика представляет из себя компромисс между обоими вышеупомянутыми системами, сочетая их достоинства и недо­статки. При сокольской гимнастике имеют место вольные движения, от простой маршировки до весьма сложных фигур: допускается небольшая нагрузка, как, напр., палки, флаги, булавы и иногда тяжесть человече­ского тела, но не своего собственного, а постороннего, облегченного тем, что одно тело поддерживается несколькими гимнастами, имеющими ши­рокую и прочную площадь опоры. Типичным примером последнего упра­жнения является живая пирамида.

Для придания большего интереса физупражнениям прибегают к более или менее сложным их комбинациям, носящим название игр. Одним из важных отличий последних от гимнастики является меньшая выражен­ность, иногда до полной утраты, ритма, составляющего чрезвычайно важную особенность физических упражнений.

Игры с ярко выраженным элементом соревнования именуются спортом.

Отдельные физические упражнения, игры и виды спорта чрезвы­чайно многочисленны и разнообразны. Тем не менее все они могут быть схематически классифицированы в 4 основные группы, а именно: упраж­нения в силе, координации (ловкости), быстроте и выносливости.

Примерами силовых упражнений являются: поднимание и бросание всевозможных тяжестей, многочисленные упражнения на приборах, ка­рабкание на столб, лазанье на дерево, подтягиванье тела на руках, борьба, быстрое восхождение на гору.

Упражнениями в быстроте являются, напр., бег, катанье—на коньках, на роликах, на лыжах, велосипедная езда и плаванье при условии, если: все эти упражнения совершаются быстрым темпом.

Те же самые упражнения, но проделываемые не на скорость, а на время, являются упражнениями в выносливости, к которым, кроме того, можно отнести еще длительную прогулку и медленное восхождение на горы.

Образчиками упражнений в координации являются: ходьба по рель­сам, по канату, по скользкому, танцы, игра в крокет, ношение тяжестей на голове, жонглирование.

Игра в мяч, баскет-бол и лаун-теннис предъявляют одновременно требование к быстроте и ловкости; игра в футбол требует, кроме того, еще выносливости, фехтованье—силы, быстроты и ловкости и т. д.

Силовые упражнения быстро ведут к утолщению и укреплению костно-мышечной системы, но за то особенно утомляют сердце, легкие и органы, регулирующие обмен вещест. Упражнения в выносливости сооб­щают органам движения способность работать долгое время без утом­ления; внутренние органы при этих упражнениях не испытывают боль­шой нагрузки. Упражнения в ловкости усиливают координационную спо­собность нервной системы, умеренно утомляя висцеральную систему. Упражнения в быстроте действуют в одних случаях, как силовые, в других—как упражнения в выносливости.

Если при лечебной гимнастике, вырабатывая рецепт, приходится иметь в виду болезнь и характер патологических изменений, уже насту­пивших в теле, то при назначении профилактических физкультурных упражнений следует руководиться, как об этом уже было упомянуто выше, общей конституцией, возрастом, условиями быта, профессией в полом индивидуума.

С точки зрения возраста целесообразно различать дошкольный возраст—до 7 лет, школьный с двумя периодами: от 7 до 13 и от 13 до 18 лет, рабочий возраст—также с двумя периодами: от 18 до 40 и от 40 до 65 лет и, наконец, старческий возраст—выше 65 лет.

Примерами физкультурных упражнений для дошкольного возраста могут служить прогулки, экскурсии за цветами, ягодами, грибами, охота за бабочками, рыбная ловля, подвижные игры: хоровод, прятки, горелки, мяч, качели, купанье на открытом воздухе: ритмические движения; боль­шая часть упражнений по шведской системе.

В первом периоде школьного возраста могут быть допущены быстрый бег из примерного расчета 3 метров на год возраста, лазанье на деревь, длительные прогулки, по расчету 1/23/4 километра на год возраста; координационные упражнения; ходьба по рельсу, жонглирование: игра в кегли, крокет, козны, лапту, лаун-теннис: коньки, скеттинг-ринг; легкие акробатические упражнения: кувырканье, чехарда; плаванье; пластические движения, танцы: сокольские упражнения.

Во втором периоде школьного возраста порция быстрого бега может быть увеличена до 4 метров на год возраста, а прогулок—до 3/4—1 ки­лометра на каждый год возраста; могут быть разрешены велосипед, лыжи, верховая езда, прыжка с шестом и, отчасти, немецкая гимнастика.

В первом периоде рабочего возраста допустимы футбол, борьба и все виды немецкой гимнастики, т. е. упражнения с тяжестями и на приборах: трапеции, кольцах, турникете, параллельных брусьях и т. п.

Во втором периоде рабочего возраста необходимо исключить, в виду артериосклероза и других возрастных изменений организма, упражнения в силе и быстроте, оставив упражнения в выносливости и, отчасти, ловкости.

В старческом возрасте целесообразно исключение всех физических упражнений: оставляются лишь неутомительные прогулки на свежем воздухе, широкое пользование солнечным светом и работы по самооб­служиванию.

С точки зрения бытовых условий физкультурный режим должен соответствовать обстановке, возможностям, культурному уровню и склон­ностям индивидуума. Так, напр., близость реки дает основание к наз­начению рыбной ловли, купанья, плаванья; близость леса—к прогулкам за цветами, грибами; деревенская обстановка—к игре в горелки, лапту, чехарду и т. и. развлечениям, гораздо более близким и интересным для деревенского жителя, чем игра, например, в лаун-теннис и крокет, ко­торые так увлекают горожанина.

Учитывая профессию индивидуума, прежде всего следует проана­лизировать, какие органы костно-мышечной системы испытывают наи­большую нагрузку во время профессиональных занятий. Это необходимо для того, чтобы не назначать после работы таких физических упражне­ний, которые могут окончательно истощить утомленные органы. Наоборот, за 1/2—1 час до работы во многих случаях целесообразна кратковре­менная, так называемая «зарядовая» гимнастика—именно тех самых мышц и суставов, которым предстоит работать. Так, напр., для кузнеца в качестве «зарядовой» гимнастики полезны упражнения верхней конеч­ности и плечевого пояса, но в качестве основного физкультурного режима следует рекомендовать подвижные развлечения: прогулку, футбол и т. п. Для утомленных работою органов очень полезно назначение массажа, теплых местных ванн и т. п. процедур, которые имеют огромное профи­лактическо-ортопедическое значение и должны быть отнесены также к области физкультурного режима.

Наконец, что касается пола, то здесь следует иметь в виду, что женский организм, будучи приспособлен к упражнениям в выносливости, ловкости и скорости не меньше мужского, отстает от него в отношении силовых упражнений. Поэтому последние должны быть у женщин срав­нительно ограничены. Точно также приходится считаться с особыми физиологическими моментами жизни женщины: месячными, беремен­ностью, лактацией и климактерием, показующими ограничение или даже временное прекращение всяких физических упражнений.

Таким образом залогом правильно выработанного физкультурного режима является его индивидуализация. Последнее возможно лишь на основании врачебного исследования и последующего контроля физкуль­турника. В этом отношении в высшей степени целесообразно при каждом ортопедическом учреждении организовать консультацию по физкультуре. Такая консультация имеет место при заведуемом нами учреждении, где обследование физкультурника производится по форме, прилагаемой в конце настоящей статьи.

Из 57 пунктов анкеты специального пояснения требует лишь один пункт 23-й. Под фигурой Tubby мы понимаем чертеж, получаемый на основании измерений, предложенных автором (Tubby, The advance of orthopaedic surgery, London, 1924) для установления симметрических отношений тела. Интерес этого измерения заключается, согласно много­летним и многочисленным исследованиям Tubby, в том, что асимметрия человеческого тела имеет место гораздо чаще, чем это можно было-бы допустить заранее.

Точками для измерения по Tubby являются: верхушка processus xyphoidei sterni (I), spina ilei anterior superior dextra (II d) et sinistra (IIs) и malleolus internus cruris dexter (IIId) et sinister (IIIs). Все эти 5 точек соединяются между собою на чертеже, представляющем из себя пятиугольник. Таким образом, если расстояние I—II, II—III и I—III правой стороны соответственно равны тем же пунктам левой стороны, то полу­чается пропорциональная фигура, у которой точки IId—IIs, а также IIId—IIIs лежат на строго-горизонтальных линиях. Подобная фигура свидетельствует о полной симметрии тела и нижних конечностей. В про­тивном случае получится непропорциональная фигура, точно отражающая место асимметрии и величину ее. Таким образом могут быть констати­рованы следующие варианты: полная симметрия, простая асимметрия за счет туловища или одной из конечностей и, наконец, перекрестная асимметрия, которая, в свою очередь, может быть компенсированной (при разнице соответственных расстояний I—IId и s и II—IIId и s расстояния I—III (I и s равны между собою) и некомпенсированной (расстояния I—III d и s неравны между собою).

Введение измерений по Tubby в нашу анкету должно, как мы надеемся, дать весьма ценный материал для суждения о корригирующем влиянии отдельных физ. упражнений на различные случаи нарушений симметрии тела.

 

Государственный Институт для усовершенствования враней им. В. И. Ленина в г. Казани.

ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА.

Консультация по физической культуре.

Личная карточка №___, первичная, повторная: а, в, с. Заполнена 19___2 Г.

  • Данные распроса.
    1. Фамилия ................... имя ................... отчество ...................
    2. Пол: М. Ж.
    3. Возраст...................
    4. Национальность ...................
    5. Адрес ...................
    6. Провел большую часть жизни в деревне, в городе.
    7. Занятие родителей: отца ................... матери ...................
    8. Получил образование: высшее, среднее, нисшее, малограмотен, неграмотен.
    9. Какую работу исполняет в настоящее время ...................
    10. В каком предприятии работает ...................
    11. Начинает работу ежедневно в ................... час., делает перерыв с ................... час. до ................... час., заканчивает работу в ................... час., итого ежедневно чистой работы ................... час., перерывов между работой ................... час., кроме того отдыха ................... час.
    12. Во время работы большей частью ходит, стоит, сидит.
    13. Гигиенические условия рабочего/домашнего помещения: света достаточно/недостаточно; вентиляция достаточная/недостаточная; чистота полная/неполная/грязно; t° низкая/умеренная/высокая; сухо/сыро
    14. Чем заполняет отдых в перерывах между работой в остальное время суток ...................
    15. Питание достаточное, недостаточное; отдает предпочтение пище мясной, молочной, растительной, смешанной.
    16. Одежда и обувь в достаточном, недостаточном количестве.
    17. Какими видами физических упражнений занимался ................... Побудило заниматься физупражнениями ................... Занимался в возрасте от ................... до ................... , регулярно, нерегулярно; в домашней обстановке, в гимнастическом кружке. Прекратил физ- упражнения вследствие ...................
    18. Какие серьезные болезни перенес втечение жизни ...................
    19. Данные со стороны наследственности: врожденные пороки, алкоголизм, нервные и психические болезни, моральная дефективность, туберкулез, сифилис, болезни обмена веществ, злокачественные новообразования.
    20. Примечания.
  • Данные обшивного исследования.
    1. Вес ................... килогр.
    2. Рост стоя ................... см., сидя ................... см.
    3. Фигура Tubby.
    4. Кожа белая, смуглая ................... , загорелая: упругая, дряблая.
    5. Слизистые оболочки нормальны, бледны, синюшны.
    6. Подкожная клетчатка развита слабо, умеренно, обильно.
    7. Лимфатические железы нормальны, увеличены слегка, в сильной степени (где именно) ...................
    8. Общее сложение правильное, неправильное (описать характер и место уклонения от нормы) ...................
    9. Нервная система: дермографизм отсутствует, имеется красный, белый; сухожильные рефлексы нормальны, слегка, резко повышены, понижены, отсутствуют; дрожание рук имеется/отсутствует, век имеется/отсутствует.
    10. Скелет развит хорошо, средне, слабо.
    11. Мускулатура развита хорошо, средне, слабо.
    12. Окружность шеи на уровне щитовидного хряща ................... см.
  •  
    1. Окружность груди на уровне сосков на высоте вдоха ................... см., на высоте выдоха ................... см.; в среднем ................... см.
    2. Отношение средней окружности груди к росту ...................
    3. Сагиттальный размер груди на уровне сосков на высоте вдоха ................... см., на высоте выдоха ................... см.; в среднем ................... см.
    4. Фронтальный размер груди на уровне сосков, по средней подмы­шечной линии на высоте вдоха ................... см., на высоте выдоха ................... см.; в среднем ................... см.
    5. Сила дыхательных мышц по пневмодинамометру Mathieu ...................
    6. Жизненная емкость легких по спирометру Hutchinson’а ...................
    7. Позвоночник: высота его от большой затылочной дыры до верхушки копчика ................... см.; патологическое искривление отсутствует, имеется фронтальное, сагиттальное, комбинированное, слабо выраженное, резкое (в последнем случае приложить кривую).
    8. Окружность талии ................... см.
    9. Окружность плеча на уровне брюшка biceps’а в вытянутом/согнутом, ненапряженном/напряженном состоянии справа .................../ ................... см., слева .................../ ................... см.
    10. Окружность предплечья под выпрямленным локтем справа ................... см., ................... слева см.
    11. Окружность бедра в стоячем положении под большим вертелом справа ................... см., слева ................... см.
    12. Окружность голени на уровне брюшка triceps’а в стоячем поло­жении справа ................... см., слева ................... см.
    13. Ширина плеч между акромиальными отростками по спине ................... см.
    14. Ширина таза между передне-верхними остями ................... см.
    15. Ширина таза между большими вертелами ................... см.
    16. Латеральный угол коленного сустава справа ................... см., слева ................... см.
    17. Стопа: длина ее ................... см., высота свода (от верхней поверхности стопы до полу) ................... см., %-ное отношение высоты свода к длине стопы ................... %.
    18. Сила сжатия кисти по динамометру Mathieu. ...................
    19. Становая сила ...................
    20. Общие данные со стороны легких: норма, патол. уклонения (указать, какие) ...................
    21. Общие данные со стороны сердца: норма, патол. уклонения (указать, какие) ................... и сосудов: норма, артериосклероз, варикоз вен (указать и всякие другие уклонения) ...................
    22. Общие данные со стороны органов брюшной полости: грыжа (какая) ................... блуждающая почка, увеличение печени, селезенки, хронические воспалительные процессы, гэморрой ...................
    23. Общие данные со стороны половой сферы: гоноррея, varicocele, hydrocele, крипторхизм, хронические страдания матки и придатков ...................
    24. Функциональная реакция со стороны легких и сердца ...................

 

 

 

До упраж­нения

Описание характера упражнения

ПОСЛЕ УПРАЖНЕНИЯ

Тотчас

Через 5'

Через 10'

Через 15'

Дыхание: частота и глубина.

 

 

 

 

 

 

Пульс: частота и ритм

 

 

 

 

 

 

 

Кровяное давление по Ri va-Rocci .

 

 

 

 

 

 

N. B. Если через 15’ реакция не успокоилась, то периодически исследовать, отметив окончательный результат: пришло к норме через ................... минут.

 

57. Дополнительные исследования (рентгенологическое, химическое- бактериоскопическое и т. д.) ...................

  • Консультативная помощь.

Рекомендовано: ...................

  • Дальнейшее наблюдение.

Дата

Следовал ли указаниям консультации; если нет, то какой вел физкуль­турный режим.

Описание проис­шедших в организме изменений.

Какой дан совет.

Подпись врача.

19__2г.

 

 

 

 

Prof. M. J. Friedland (Kasan). Physische Kultur, als Methode der prophylactischen Orthopaedie.

×

About the authors

M. O. Friedland

Orthopedic clinic of Kazan State Institute for advanced., Doctors named after V.I.Lenin

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Prof.

Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Friedland M.O.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies