Results of outpatient treatment with novocaine injections of patients according to the material of the 3rd (Pletenevskaya) working hospital in Kazan

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In 1929, Professor A.V. Vishnevsky proposed the treatment of spontaneous gangrene by anesthesia of the perirenal space with a novocaine solution used in surgical operations. Such anesthesia, according to prof. AV Vishnevsky, was supposed to have an anesthetic effect on the nervous system of the adrenal gland. It meant that the effect after removal of one adrenal gland according to Oppel in spontaneous gangrene does not depend on a decrease in the accumulation of adrenaline in the blood, but is associated with mechanical blockage of the adrenal gland during surgical, rather traumatic intervention.

Full Text

В 1929 году профессором А. В. Вишневским было предложено лечение спонтанной гангрены анестезией околопочечного пространства новокаиновым раствором, применяемым при хирургических операциях. Такая анестезия, по мнению проф. А. В. Вишневского, должна была оказать анестезирующее действие и на нервную систему надпочечника. Имелось в виду, что эфект после удаления одного надпочечника по Оппелю при спонтанной гангрене зависит не от уменьшения накопления адреналина в крови, а связан с механической блокировкой надпочечника при оперативном, довольно травматическом вмешательстве.

Инъекции 1/4% раствора новокаина в количестве 180 к. см через неповрежденную кожу в околопочечную область при спонтанной гангрене дали в первом же случае блестящий терапевтический эфект.

Больной Б., провизор, 64 лет, не спавший уже несколько недель и державший все это время ногу на весу, после первого же введения новокаина, через 14 часов, получил возможность крепко заснуть с ногой, положенной на кровать. Вскоре после этого в Плетеневской рабочей больнице мною была сделана подобная инъекция двум больным гангреной, одному в начальной форме, другому — в поздней стадии, когда другая нога была уже удалена Было введено одному 250,0, другому 300,0 того же раствора, Эфект получился в обоих случаях. Такие результаты, естественным образом, заставили проф. А. В. Вишневского перенести этот метод на другие, схожие заболевания. По его предложению мною был произведен циркулярный новокаиновый блок конечности у 4-х амбулаторных больных, страдающих хроническими язвами в нижней трети голени. У одной больной был получен непосредственный прекрасный результат. Четыре довольно глубоких язвы величиною каждая с 10-копеечную серебряную монету, имевшие давность в 51/2 месяцев, через 3—4 дня резко сузились и покрылись в центре небольшим струпиком. Больная до сего времени находится у меня под наблюдением, и рецидива нет уже более 5 лет

У двух больных, имевших по одной каллозной язве, размером до 5-копеечной медной монеты, при давности 11/2 года и 9 мес., получилось полное рубцевание язв в течение 17—21 дня (2—3 повторных инъекции).

Эти случаи по непосредственному результату мы также должны были отнести к хорошим. В дальнейшем одна больная вышла из под наблюдения, у другой больной наступил рецидив через 11 год 3 мес. У четвертой больной эфект отнесен нами к удовлетворительным ввиду того, что после довольно быстрого заживления правой голени и исчезновения боли, быстро наступил рецидив, и язва закрылась только после ряда повторных инъекций.

Этот эфект от новокаиновой инфильтрации тогда проф. Вишневским рассматривался как результат перерыва нервных путей болезненного рефлекса, как блокирование порочной дуги. В сравнении с другими методами, предложенными для лечения хотя бы. трофических язв конечностей он является наиболее безвредным. Само собой понятно, что периартериальная симпатектомия по Леришу, алкоголизация периартериальных сплетений по Разумовскому, невротомия по Молоткову и т. д., являются также способом блокирования, но они гораздо более травматичны.

Э от способ лечения стал применяться в клинике проф А. В. Вишневского при разных хирургических заболеваниях как самим автором, так и некоторыми его сотрудниками.

Своими первыми клиническими наблюдениями А. В. Вишневский поделился с проф. А. Д. Сперанским, который в то время начинал разработку вопроса о механизме действия местной анестезии в условиях эксперимента. Совместное сотрудничество клиники и эксперимента оказало большое влияние на интерес к ведушимся наблюдениям над действием новокаиновых инъекций в организме.                                                                                               

В свою очередь, проф. А. Д. Сперанский поделился своими соображениями с проф. А. В. Вишневским и другими клиницистами, после чего круг применения новокаиновых инъекций как на Стационарном, так и на амбулаторном материале был резко расширен. Была разработана техника так называемого шейного блока для подведения раствора к верхнему шейному симпатическому узлу. Скоро стало ясно, что метод новокаинового блока едва ли может претендовать на подобное название, ибо при введении новокаинового раствора в нижнюю конечность получался терапевтический эфект, например, на руке или в каком-либо другом отдаленном участке организма, где ни блокирования нервов, пораженных участков, ни перерыва порочной дуги не происходило. Поэтому проф. А. В. Вишневский стал рассматривать новокаин, как средство, обладающее непосредственным особо избирательным действием на пораженные нервные элементы. Проф. А. Д. Сперанский лечебный эфект от введения новокаинового раствора рассматривает не только как результат перерыва нервных путей соответствующих нервных образований, не только как следствие выключений болезненных раздражений, но и как момент, зависящий от перестройки внутринервных отношений.

В настоящем сообщении я не буду вдаваться в подробный анализ всех воздействий на симпатическую нервную систему, ибо о них за последнее время много написано в литературном обзоре большинства работ по новокаиновому блоку. Нужно, однако, упомянуть, что принципы, объединяющие все подобные материалы, до настоящего времени еще не ясны. Каждый автор действие своего метода на тот или иной болезненный процесс объясняет по-своему. Если объективно взглянуть на эти воздействия, то на первый взгляд они покажутся действительно отличными друг от друга по своей форме, а эфект терапевтического действия оказывается почти одинаковым. Возьмем для примера хотя бы спонтанную гангрену в начальных стадиях. Мы видим здесь отличный терапевтический эфект от операции эпинефректомии. Таким образом, казалось, что мы должны были бы встать на сторону Оппелевской теории гиперфункции надпочечников. А операции Лериша разве не дают эфекта при той же спонтанной гангрене? Каждый, проводя эту операцию в начальных стадиях гангрены, может убедиться в действительности предложенного метода. Следует ли отсюда, что мы должны всецело поддерживать вазомоторную теорию? Возьмем, далее, невротомию по Молоткову. При спонтанной гангрене я лично видел блестящий непосредственный результат от этого вида воздействия в клинике Молоткова и сам произвел несколько операций с таким же результатом Делает ли это необходимым защищать гипотезу Молоткова о заболеваниях чувствительных нервов, рефлекторно влияющих на трофические нервы организма?

В конце-концов, понять общность механизма действия всех этих лечебных приемов можно только, исходя из положений, выработанных школой А. Д. Сперанского.

Но я не буду останавливаться на разборе этих положений и приведу лишь материал, прошедший через мои руки.

Большинство работ, вышедших из клиники проф. А. В. Вишневского, учеником которого я имею честь быть, носит характер клинических наблюдений над тем или другим болезненным процессом в организме. Само собой понятно, что этот метод в дальнейшем должен быть дополнен анатомо-гистологическим и патофизиологическим материалом.

В Казани, в хирургической клинике Вет. института у нроф. Сапожникова, ведутся экспериментальные работы, имеющие целью выяснить действие новокаина на симпатическую нервную систему (проф. Тихонин). С осени 1929 года по настоящее время и у меня постепенно накопляется соответствующий материал. К сожалению, эти наблюдения вначале были недостаточно точно запротоколированы, частью же передавались для обработки другим сотрудникам клиники. Поэтому в настоящем сообщении я хочу представить лишь ряд наблюдений по лечению амбулаторных больных новокаиновыми инъекциями в Плетеневской рабочей больнице с 17 января 1934 года по 15 октября 1935 года. В этот период времени произведено 497 инъекций 252 больным, при различного рода заболеваниях.

По нашему мнению, амбулаторный материал представляет большие преимущества для суждений о действии новокаиновых инъекций. На стационарном материале часто трудно бывает разграничить эфект от новокаиновой инъекции от эфекта при других способах воздействия. Заранее необходимо сказать, что до сих пор мы пользовались дозировкой, по моему мнению, недостаточно обоснованной и определенной.

Установление точной дозировки будет иметь несомненное значение для более успешного лечения способом новокаиновых инъекций. На основании большого числа клинических наблюдений мы установили, что лучшие результаты получаются от следующих доз. При острых процессах и заболеваниях функционального характера, где можно ожидать быстрого эфекта, мы вводили обыкновенно от 90 до 120 куб. см раствора в поясничную область. Если заболевание протекает хронически, то мы применяем повторные инъекции с уменьшенными разовыми дозами, вводя каждый раз от 40 до 60 куб. см. Меньшие количества раствора, как показывают наблюдения, дают нестойкий эфект или не оказывают никакого действия. Введения больших доз с частыми повторениями, по нашему мнению, должны быть противопоказаны, так как они могут вызвать перераздражение с последующими депрессивными явлениями.

Наш материал по лечению новокаиновыми инъекциями в амбулаторной обстановке охватывает 21 заболевание.

1) Бронхиальная астма; 4 больным произведено 11 инъекций, 1 б.—4, 1—3 и 2 по 2 инъекции. 2) Гоноройный артрит; 4 б. произведено 13 ин., 3 б. по 4 ин. и 1 б. — 1 ин. 3) Рак пищевода; 10 б. произведено 24 инъекции, 2 б.—4 ин., 4 б. по 3 ин. и 2 б. по 2 ин. 4) Карбункул; 6 б. произведено 8 ин., 2 б. по 2 ин. и 4 б. по 1 инъекции. 5) Экзема; 7 больным произведено 15 инъекций, 1 б. по 3 ин. и 6 б. по 2 инъекции. 6) Эпилепсия генуинная; 11 б. произведено 38 инъекций, 1 б. 6 ин., 2 б. по 5 ин., 7 б. по 3 ин., и 1 б. 1 ин. 7) Рожистое воспаление; 1 б. 1 инъекция. 8) Спонтанная гангрена; 5 больн. произведено 16 инъекций, 1 б. — 4 ин. и 4 б. по 3 ин. 9) Фурункулез; 14 б. произведено 25 инъекций, 11 б. по 2 и 3 по 1 инъекции. 10) Ишиас и др. формы невралгии; 37 больным произведено 66 инъекций, 4 б. по 3 ин., 21 б. по 2 ин. и 12 б. по 1 ин. 11) Острый мастит; 6 б. произведено 10 инъекций, 1 б. 4 ин., 1 б. 2 ин. и 4 больным по 1 ин. 12) Миозит; 4 больным произведено 7 инъекций, 3 б. по 2 ин. и 1 б. — 1 ин. 13) Олеогранулематоз; 1 б. произведено 3 инъекции. 14) Полимиелит; 2 б. произведено 5 инъекций, 1 б. 3 ин. и 1 б. 2 ин. 15) Чешуйчатый лишай; 5 больным произведено 12 инъекций, 2 б. 3 ин., и 3 больным — по 2 ин. 16) Флегмона; 8 больным произведено 9 инъекций, 1 б. 2 ин. и 7 б. по 1 ин. Базедовический зоб; 4 б. 5 ин., 1 б. 2 и 3 б. — по 1 инъекции. 18) Тромбофлебит; 19 б. 51 инъекц., 3 б. по 4 ин., 11 б. по 3 ин., 1 б. 2 ин. и 4 б. по 1 ин. 19) Язвы голени; 38 больным произведено 87 инъекций, 2 б. по 5 ин., 19 б. по 3 ин., 6 б. по ин. и 8 б. по 1 ин. 20) Язвенный дуоденальный и желудочный синдром; 56 больным произведено 78 инъекций, 22 б. по 2 ин. и 34 б. по 1 ин. 21) Остеомиелит; 10 больным произведено 13 инъекции, 3 б. по 2 ин. и 7 б. по 1 ин.

Таким образом лечение новокаиновыми инъекциями производилось при различных формах заболеваний. Применение этого способа в качестве лечебного фактора не исключало попутного применения обычных средств лечения. Я не беру на себя смелость задерживаться на подробном разборе полученных результатов при каждом заболевании и ограничусь общими сведениями о лечебном эфекте.

  • При бронхиальной астме — во всех случаях получали хороший терапевтический эфект, даже при тяжелых хронических формах.
  • При гоноройных артритах во всех четырех случаях прекратились боли, функция суставов осталась без перемен.
  • При раковых заболеваниях пищевода после первой инъекции наблюдалось прекрасное состояние, после второй — хорошее и после 3—4 наступало быстрое ухудшение процесса.
  • При карбункулах во всех случаях был получен разительный эфект, и ни в одном случае мы не прибегали к разрезу. Рекомендуем при этом заболевании большие дозы—90—120 к. см.
  • При экземах в острой стадии эфект более удовлетворительный, при хронически протекающих формах заметного эфекта не наблюдалось.
  • При генуинной эпилепсии хорошие результаты выявлены при легких формах (1—2 раза в месяц), удовлетворительные при средних, и никакого эфекта — при тяжелых формах.
  • При спонтанной гангрене в начальных стадиях эфект очень хороший, хотя необходимо сказать, что он являлся временным, продолжавшимся в одном случае более 21/2 лет. Слабый временный эфект при более запущенных формах; никакого эфекта при тяжелых, далеко зашедших формах.
  • При фурункулезе во всех случаях прекрасные результаты, хотя иногда временного характера.
  • При ишиасе и др. невралгиях очень хорошие результаты от 1 до 2 инъекций в острых стадиях, и удовлетворительные при хронических формах заболеваний.
  • При острых гнойных маститах инъекции дают великолепный результат.
  • При миозитах слабо положительный эфект временного характера.
  • При распространенном олеогранулематозе (после инъекций камфоры) после 3 инъекций произошло полное рассасывание.
  • При полимиелитах инъекциями было остановлено дальнейшее прогрессирование процесса, и в одном случае было довольно заметное улучшение.
  • При чешуйчатом лишае определенного эфекта не получено.
  • При флегмонозных заболеваниях во всех случаях получился хороший эфект в смысле купирования заболевания и быстрого заживления после разреза.
  • При Базедовой болезни эфект неопределенного характера.
  • При язвах голени хорошие результаты довольно стойкого характера при незапущенных формах; хороший эфект временного характера при более хронически протекающих формах, и стойкие рецидивы при частом повторении инъекций.
  • При язвенном желудочном и дуоденальном синдроме новокаиновыми инъекциями я пользовался как одним из диагностических способов. Если после инъекции улучшения не происходило, то при оперативном вмешательстве всегда находились ясные деструктивные изменения. Если же терапевтический эфект от нашего лечения получался хороший, то мы считали, что в данном случае болезненный синдром функционального характера. Это мнение мы высказываем на основании некоторого опыта с оперированными больными, которые, несмотря на улучшение, требовали производства операции, на основании точно поставленного клинического исследования. В одном случае был поставлен диагноз рака желудка. Ни в одном из 5 подобных случаев не было обнаружено заметных деструктивных изменений ни в желудке, ни в 12-перстной кишке.
  • При остеомиелитах хронического течения определенного эфекта не получено.
  • При рожистом воспалении получился неясный терапевтический эфект (под наблюдением была одна больная).
  • При тромбофлебитах хороший терапевтический эфект мы наблюдали при заболеваниях в молодом возрасте, удовлетворительный — при травматических и слабый — при варикозном расширении.

Что касается зависимости эфекта от различных форм введения раствора, то, по нашим впечатлениям, наилучший эфект получается от инъекции в почечную область, затем от местного и циркулярного введения, и очень слабый — от шейного.

Кроме того, получение хорошего эфекта во многом зависит от правильной техники инъекций.

Еще большее значение имеет количество введенного раствора. Все случаи осложнений необходимо отнести за счет нарушения правил инъекции раствора. Поэтому приходится пожелать, чтобы техника инъекций, форма их и дозировка раствора продолжали в дальнейшем разрабатываться как в клиническом, так и в экспериментальном отношениях.

В заключение мы должны сказать, что способ новокаиновых инъекций, предложенный проф. А. В. Вишневским, есть наилучший современный способ легкого раздражения с целью вызвать реакцию в организме для ликвидации в нем того или другого болезненного процесса.

×

About the authors

I. V. Domrachev

The 3rd Pletenevskaya working hospital

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Head department, prof.

Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1937 Domrachev I.V.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies