On the joint course of malaria and pulmonary tuberculosis during kumis treatment

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The joint course and relationship of two infections attracts the attention of many clinicians and pathologists, since this issue seems to be extremely important in practice. The combination of tuberculosis with malaria is of particular interest.

Full Text

Совместное течение и взаимоотношение двух инфекций привлекает к себе внимание многих клиницистов и патологов, так как вопрос этот представляется практически чрезвычайно важным. Особый интерес представляет сочетание туберкулеза с малярией.

О взаимоотношениях малярии и легочного туберкулеза существуют две противоположные точки зрения: одни авторы считают, что туберкулез у малярика протекает более доброкачественно, другие, наоборот, полагают, что одновременное наличие в организме двух инфекций ухудшает их течение.

Наблюдая в кумысолечебнице Аксаково в течение ряда лет туберкулезных больных, страдающих одновременно и малярией, мы заинтересовались вопросом о взаимном влиянии этих заболеваний в условиях кумысолечения.

Среди врачей до настоящего времени существует взгляд, что йод влиянием кумыса у маляриков наступает ухудшение, а потому больные малярики для лечения кумысом противопоказаны.

По данному вопросу в литературе нам удалось найти единственную работу доктора Давыдовой, которая считает не противопоказанным кумыс при хронической малярии; при лечении кумысом хронических маляриков она рекомендует проводить профилактическую хинизацию по 0,3X2 раза в неделю. При таком лечении Давыдова получала хорошие результаты.

Мои наблюдения из практики .кумысолечения показали, что больные малярией в сочетании с легочным туберкулезом, проводящие лечение кумысом, получают значительное улучшение: у них исчезают бывшие до того субъективные расстройства, купируются приступы малярии, исчезают в крови малярийные паразиты, повышается количество гемоглобина, замедляется оседание эритроцитов, а также наблюдается прибавка в весе от 4 до 8 кг за время лечения; в то же время со стороны легочного тбк у таких больных не наблюдается обострения.

Наши наблюдения за 9 лет охватывают 161 больного, у которых тбк сочетается с малярией и 23 больных с малярией, прошедших через Аксаковский кумысный санаторий и через поликлинику УДОС Башпрофсовета. По характеру заболевания этих больных можно разделить на следующие группы: 1~я группа: 107 больных с компенсированным тбк легких с небольшими физикальными явлениями—притупление над и под ключицей, непостоянные единичные сухие и влажные хрипы, выдох (тбк А II); малярия; переутомление, упадок питания, малокровие; некоторые из них явились в санаторию с малярийным приступом, а некоторые перенесли приступ дома перед отъездом на лечение. При обследовании этих больных в день поступления в санаторию, со стороны сердечно-сосудистой системы особых изменений не обнаружено.

У 53 больных мы нашли увеличение печени и селезенки. Моча в большинстве случаев нормальна (у некоторых в моче находили уробилин). При исследовании мокроты на ВК—результаты у всех отрицательные. В крови у 42 найдены плазмодии малярии трехдневной формы; у 3-четырехдневной формы; у 2—тропической формы; у остальных 60 больных паразиты в крови не найдены.

РОЭ в большинстве случаев была ускорена (доходила до 48 мм в 1 час по Панченкову).

У этой группы больных проводилось лечение хинином дробными дозами (по Нохту): солянокислый или сернокислый хинин в дозе 0,2X5 раз в день в течение 7 дней, а потом трехдневный перерыв; затем 3 дня по 0,2X5 раз в день и т. д. При таком лечении в наших случаях хинин прекращал приступ малярии через 24—72 часа, и рецидивов больше уже не наблюдалось до конца пребывания больных в санатории.

До купирования приступа больные принимали санаторный стол по назначению врача, находились на полупостельном режиме, пили кумыс средней крепости, но не больше одного стакана в день. После прекращения малярийного приступа на 4—5-й день в крови (в толстой капле) паразитов мы не находили/ и больные начинали принимать обычную дозу кумыса т. е. от 1 до 2 литров в день, делали утреннюю физкультурную зарядку, принимали солнечные ванны и водяной душ. Обычно эта группа больных в санатории находилась в среднем 29—30 дней. В весе больные прибавились на 3—9,3 кг. К концу пребывания их в санатории плазмодии малярии в крови не обнаруживались ни в одном случае; гемоглобин увеличился на 12—20% (по Сали); РОЭ оказывалась от 3 до 11 му в 1 час (по Панченкову).

Ко второй группе нами отнесены больные с явлениями субкомпенсации легочного тбк; объективно—укорочение перкуторного звука, единичные влажные хрипы с обеих сторон в верхних отделах; рентгенологически: тяжистость и единичные очаговые изменения в верхних отделах (тбк В I—II) с одновременным наличием у них хронической малярии.

Эти больные, кроме тубдиспансера, состояли также на учете и в малярийных пунктах (станциях) Большинство из них лечилось от малярии, но не все регулярно, и за последние годы у некоторых из них имелось несколько рецидивов малярии. В прошлом в анамнезе почти у всех этих больных в крови были найдены паразиты той или иной формы малярии. Под нашИхМ наблюдением было 47 таких больных. При поступлении в санаторию у всех общее состояние удовлетворительное^ Со стороны легких: обьективно—единичные влажные хрипы в верхних отделах, рентгеноскопически—тяжистость и одиночные очаговые изменения в верхних отделах; в сердечно-сосудистой системе особых изменений нет. У большинства (32 б-ных) имелось увеличение печени и селезенки. В толстой капле в крови плазмодии не обнаружены. В мокроте ВК ни у кого не найдены.

Эта группа больных со дня поступления получала кумыс, общий санаторный стол, физкультурную зарядку, солнечные ванны и водяной душ по назначению лечащего врача. Кумыс б-ные пили от 1 до 2 литров в день. Все больные были ходячие. Надо отметить, что приезжавшие в санаторию в мае и в конце августа, солярием и водяным душем не пользовались из-за холодной погоды.

Из 47 больных этой группы мы наблюдали за время пребывания в санатории у 32 чел. рецидивы малярии самое раннее—на 2-й день, самое позднее—на 9-й день по приезде. Во время рецидива у 8 больных в крови были найдены плазмодии малярии (трехдневной формы); доза кумыса во время рецидива уменьшалась до 1 стакана. Солярий, душ и физкультурная зарядка на это время отменялись.

Лечение больных этой группы проводилось следующим образом: солянокислый > или сернокислый хинин 0,4X3 раза в день в течение 6 дней, затем трехдневный перерыв, 3 дня хинин по 0,4X3 раза в день. В некоторых случаях хинин комбинировался с плазмоцидом (плазмоцид 0,02X3 раза в день), 15 б-ных принимали акрихин по 0,1X3 раза в день в течение 5 дней; следовал десятидневный перерыв и снова акрихин по 0,1X3 раза в день в течение 3 дней. При таком лечении приступы прекращались через 24—48 часов; на 3—4-й день в периферической крови плазмодии малярии не обнаруживались. После прекращения приступа б-ные вновь получали кумыс по назначению врача в обычной дозе—от 1 до 2 литров в день, и находились в обычных санаторных условиях, т. е. принимали душ, солярий и проводили физкультурную зарядку. В дальнейшем, до конца их пребывания в санатории рецидивов малярии больше не наблюдалось. Б-ные давали прибыль в весе на З1/^—10 кг, в среднем на 5]/2 кг в месяц. Влажные хрипы в легких исчезали.

Третья группа—7 больных с фиброзно-продуктивно-кавернозной формой туберкулеза легких (тбк В III, cav; ВК-]-) и с малярией в анамнезе.

При поступлении в санаторию у всех больных найдены в мокроте палочки Коха; РОЭ до 60 мм в 1 ч (по Панченкову). У всех этих б-ных при исследовании крови в толстой капле найдены плазмодии трехдневной формы малярии.

Со дня их поступления в санаторий и до конца пребывания в нем эти больные находились на полупостельном режиме; кумыс пили от 200 куб. см до 1 литра в день по назначению врача; стол получали полноценный, с животными и растительными белками, богатый углеводами, жирами, а также витаминами, причем учитывались индивидуальные запросы больных; солярием, душем эти больные не пользовались, от физкультурной зарядки они были освобождены.

После нахождения в крови плазмодиев малярии, этим больным применялась хинизация по Нохту. Двое, кроме хинина, получали акрихин. За исключением одного, все больные выписались с общим улучшением и с улучшением туберкулезного процесса; в среднем больные прибавились в весе на 4—5 кг; у двоих исчезли бациллы Коха в мокроте; у всех наблюдалось замедление РОЭ до 39—9 мм в 1 час; при исследовании в крови у всех исчезли плазмодии малярии. Со стороны легких: тбк В-A III, cav; ВК-|— Из 107 сл., где мы имели сочетание большей частью заглохшего фиброзного туберкулеза легких в форме А—I—II с малярией, ни в одном случае мы не могли констатировать, что малярия способствует активизации легочного туберкулеза, а также не видели понижения сопротивляемости организма по отношению к малярийной инфекции.

Из 47 сл. субкомпенсированного тбк легких (В—I—II) с наличием и малярии, при кумысолечении ни в одном случае не было кровохаркания или кровотечения; тбк легких протекал доброкачественно; у таких больных со стороны легких констатирована наклонность к фиброзу.

Из 7 случаев, где имелся выраженный тбк легких в форме В—III, ВК+, cav. и гДе в т0 же время в крови были найдены плазмодии трехдневной мадярии, у двух б-ных при выписке из санатория исчезли ВК в мокроте, у всех наблюдалась прибавка в весе, ни в одном случае в санатории не было кровохаркания, у всех в крови исчезли плазмодии малярии; со стороны легких наблюдалась также наклонность к фиброзу. Из этих больных 6 чел. выписались из санатория с значительным улучшением общего состояния и со стороны легких, а в одном случае—без перемен со стороны легких, но с улучшением общего состояния.

Наши наблюдения не дают основания говорить о том, что малярия обостряет течение тбк легких или, что плазмодии малярии становятся хиноустойчивыми; наоборот, при лечении таких больных кумысом тбк протекает доброкачественно, малярия купируется в течение 24—72 часов, и за время пребывания больных на кумысе приступы ее больше не повторяются.

Что касается влияния кумыса на малярию, то наши наблюдения над больными маляриками убеждают нас в том, что кумыс обладает провоцирующим действием на малярию: из 161 больного у 87 (т. е. } в 54% случаев) при приеме кумыса наблюдались рецидивы малярии; при этом у 62 в крови были обнаружены плазмодии малярии. У остальных 74 б-ных рецидивов не было.

Кроме вышеуказанных 161 сл., где тбк сочетался с малярией, под нашим наблюдениехм находились больные только с малярией; их было всего 23 чел. Из них 18 чел. относятся к местным жителям (жители совхоза при санатории, санаторные служащие при ст. Аксакозо и в поселке Аксаково), остальные 5 маляриков—приезжие из ближайших районов. Эта группа маляриков под нашим наблюдением находилась от 2 до 6 лет. Все они были обследованы клинически, лабораторно и подвергались рентгеноскопии легких и сердца.

Со стороны сердечно-сосудистой системы, а также и со стороны легких отклонений мы не нашли; у всех было увеличение печени и селезенки; колебания РОЭ от 18 до 48 мм в 1 ч. (по Панченкову); у всех в толстой капле найдены плазмодии малярии. В этих случаях мы констатировали, что кумыс, независимо от крепости и температуры, обладает явным* провоцирующим действием на малярию. Среди наших маляриков были такие, у которых рецидив малярии наступал даже после приема одного стакана кумыса.

Можно предполагать, что кумыс, влияя на сердечно-сосудистую систему и на ретикуло-эндотелиальный аппарат, через вегетативную нервную систему перестраивает организм и обладает провоцирующим действием на малярию; этим можно объяснить появление в периферической крови плазмодиев малярии.

Выводы

1. В условиях кумысолечения малярия не оказывает какого-либо неблагоприятного влияния, на течение туберкулезного процесса, если проводить одновременно соответствующее лечение малярии.

2. В случаях, где тбк комбинируется с малярией, тбк протекает в условиях кумысолечения доброкачественно, изменения в легких носят склеротический характер.

3. Хинин и акрихин не обостряют тбк процесса, в частности, не вызывают кровохаркания у туберкулезных больных.

4. Кумыс, применяемый даже в количестве одного стакана, может провоцировать приступ малярии, который, однако, быстро купируется 'антималярийными препаратами.

5. Общеукрепляющее и тренирующее действие кумыса повышает общую сопротивляемость организма, в частности и в отношении хронической малярии.

6. Кумысолечение является благоприятным терапевтическим методом не только для легочного тбк, но и для малярии.

7. Дачу кумыса во время приступа малярии нужно сократить до 100—200 кубг см, а после купирования приступов малярии перейти на обычную дозу, т. е. до 2 литров и больше в день, учитывая тбк процесс в легких.

×

About the authors

M. G. Mamish

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Mamish M.G.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies