A case of bone formation in the lung

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The development of bone tissue in the lung is quite rare, and branchy bone formation is especially rare. Most often, the bone of the stenosis of bronchial cartilage with bronchiectasis develops, then in the form of real bone tumors (osteoma, osteosarcoma, osteochondroma), then, finally, in the form of branched formations, to which the described case belongs.

Full Text

Развитие костной ткани в легком встречается довольно редко, особенно редко встречается ветвистое образование кости. Чаще всего развивается кость стенения бронхиальных хрящей при бронхоэктазиях, то в виде настоящих костных опухолей (osteoma, osteosarcoma, osteochondroma), то, наконец, в виде ветвистых образований, к которым относится и описываемый случай.
Ветвистое образование кости впервые описал Luschka. Оно обыкновенно встречается в пожилом возрасте, захватывает различные отделы легкого в виде ветвящихся костных балок и пластинок различной величины, свободно лежащих в паренхиме легкого. Маленькие кости часто соединены друг с другом фиброзными тяжами, напоминая «бусы, нанизанные на нити». С течением времени эти фиброзные тяжи постепенно подвергаются окостенению и превращаются в костную балку.
Помимо этой редко наблюдающейся ветвистой формы окостенения ткани легкого описываются и другие формы как туберозная и диффузная. При первой наблюдаются лежащие отдельно, свободно расположенные, различной величины, участки кости, при второй, которая, повидимому, является дальнейшим, более поздним •стадием развития ветвистого окостенения (С о h п), или туберозной формы—кость представляет одно целое, не будучи разъединена на отдельные островки. Вопрос о патогенезе кости, об ее формальном генезе еще не разрешен. Нет общего всеми принятого взгляда на происхождение костной ткани.
Большинство исследователей (Luschka, Bostrom, Arnsperger, Riediger и др.) думает, что в основе развития кости лежит интерстицальное воспаление легочной ткани, причем, по мнению одних авторов, это воспаление и дальнейшее образование кости происходит в интерлобулярной и интеральвеолярной соединительной ткани (Luschka, Arnsperger и др.), по мнению других, в периваскулярной ткани (В i е d i g е г и др.). Наконец, третья группа авторов (Seeman п) ставят развитие кости в ткани легкого в генетическую связь с тромбом, который организуется, превращается в плотную, гиалинизированную соед. ткань. Последняя в дальнейшем превращается непосредственно в костную ткань при участии остеобластов, развивающихся из фибробластов.
Настоящий случай относится к 54 л. женщине В. М. с клиническим диагнозом: dementia arteriosclerotica; enterocolitis chronica. Больная находилась во 2-й психиатрической больнице. Анамнеза нет. Клинических явлений со стороны легкого не было обнаружено. Кость в легком была лишь случайной находкой на секционном столе.
На вскрытии (произведенном 3/Х 28 д-ром М. Манделыптаммом) было обнаружено следующее: Атеросклероз аорты, венечных и мозговых сосудов. Хронический интерстициальный миокардит. Острый катарральный энтеро-колит и хронический язвенный колит. Хронический катарральный гастрит. Катарральный ларингит. Гнойный бронхит. Левосторонняя катарральная пнеймония. Кость в нижней доле левого легкого. Гиперплазия селезенки. Артериосклеротическая сморщенная почка. Жировая инфильтрация печени. Геморрагический пахименингит. Отек мягкой мозговой оболочки.
Макроскопическая и микроскопическая картина легкого: левое легкое спаяно на всем протяжении с грудной клеткой, правое частично. Ткань правого легкого равномерно нерезво уплотнена, но везде содержит воздух, серовато-розового цвета. В нижней доле левого легкого имеются нерезко ограниченные, плотные фокусы серо-красного цвета, между которыми лежат костные пластинки, большей частью ветвящиеся. Длина их от 1—2 мм. до 2—3 см. Встречаются пластинки и вблизи бронхов. Плевра левого легкого немного утолщена, отечна.
Микроскопически в некоторых участках альвеолы расширены, наполнены воспалительным экссудатом, состоящим главным образом из полиморфноядерных лейкоцитов; в других местах альвеолы или спавшиеся, или наполненные отечной жидкостью с единичными клетками альвеолярного эпителия. Бронхи в большинстве случаев изменены: их просветы заполнены полиморфноядерными лейкоцитами, эпителий местами слущен, стенка инфильтрирована лимфоидными клетками и полиморфноядерными лейкоцитами; в окружности бронхов разросшаяся соединительная ткань. Железы, окружающие бронхи, также разрастаются. Капилляры и мелкие вены расширены, переполнены кровью. Интима многих сосудов утолщена, просвет сужен. В интиме некоторых крупных сосудов нередко наблюдаются отложения извести. Угольный пигмент располагается неравномерно в ткани легкого, гл. обр. в окружности бронхов. Помимо этих совершенно нехарактерных изменений в легком наблюдались своеобразные изменения, которые состояли в развитии соединительной ткани и костей, лежащих, с одной стороны, свободно среди соединительной ткани, с другой стороны—в стенке бронха среди гиалинового.
В основе образования костной ткани лежит один общий интерстициальный воспалительный процесс, который развивается в окружности бронхов и сосудов интерлобулярной соединительной ткани. Из развившейся соединительной ткани образование костной ткани идет двумя путями: с одной стороны, коллагеновые волокна интерлобулярной соединительной ткани соединяются в пучки, идущие в различных направлениях, набухают и гиалинизируются, а местами и объизвествляются. Наряду с изменениями коллагеновых волокон фибробласты тоже претерпевают ряд изменений, оставаясь замурованными в измененной соединительной ткани: ядро их уменьшается в объеме, красится более интенсивно, протоплазма становится базофильной, приобретает грубое, сетчатое строение; количество протоплазмы' уменьшается. Клетка делается маленькой, угловатой и лежит в костной полости. Сама костная ткань увеличивается в своей массе за счет все нового превращения соединительной ткани в костную, что особенно отчетливо выражено на переферии костных образований. Молодые костные пластинки не имеют Гаверсовых каналов. Все пластинки остаются сравнительно тонкими, редко содержат более 2—3 рядов костных клеток. В дальнейшем в костные пластинки начинают врастать кровеносные сосуды вместе с рыхлой соединительной тканью, богатой клетками, и дают образование костно-мозговых полостей, в которых развиваются все элементы костного мозга, благодаря чему отдельные пластинки отдаленно напоминают губчатое строение кости. Наряду с описанными изменениями наблюдаются и явления другогорода: по мере того как происходит врастание сосудов в новообразовавшуюся костную пластинку, происходит осложнение ее структуры. В местах внедрения сосудов образуются более резко выраженные углубления, по краям которых скопляется довольно значительное количество клеток, повидимому остеокластов. Вместе с тем' среди костных пластинок появляются каналы, содержащие кровеносные сосуды. Вокруг этих каналов располагаются пластинки в виде нескольких концентрических слоев, благодаря чему картина вполне соответствует типичным Гаверсовым системам, свойственным компактной кости. Большинство костных пластинок, встречаемых в препаратах, представляется не вполне сформировавшимися, причем одни из них имеют характер компактной кости, другие, содержащие большие костномозговые полости, подходят ближе к губчатой.
Кроме того, можно было наблюдать и другой путь образования костной ткани, а именно развитие ее из хряща бронхов: в стенке больших бронхов происходит разрастание хряща и появление новых участков хрящевой ткани среди разросшейся соединительной ткани. Это новообразование хрящевой ткани идет за счет превращения фибробластов в хрящевые клетки. На некоторых препаратах видно, как соединительно-тканные волоконца складываются в пучки, а фибробласты округляются, увеличиваются в размере, ядро делается круглым, светлым и содержит несколько ядрышек; протоплазма увеличивается, клетки лежат теснее; некоторые из них окружаются капсулой и превращаются в типичные хрящевые. Лежащие между ними коллагенные волокна тоже становятся гомогенными, приобретают базофилию, свойственную промежуточному веществу хряща. В некоторых хрящевых клетках изредка встречаются митозы. Большинство имеющихся хрящевых пластинок обнаруживает дальнейшие изменения, ведущие к образованию кости. Часть клеток, расположенных более центрально, объизвествляется вместе с промежуточным веществом хряща. В эти объизвествленные хрящевые участки врастает из окружности соединительная ткань с кровеносными сосудами, по периферии которой происходит образование костной пластинки. В большинстве случаев эта пластинка ясно отграничена от измененной хрящевой ткани, и непосредственного перехода одной в другую установить не удается, что затрудняет решение вопроса в возможном непосредственном переходе хрящевой ткани в костную. Эти пластинки представляются или компактными, или содержащими костно-мозговую полость.
Таким образом описанный случай, представляющий собой случайную находку при вскрытии, должен быть отнесен к ветвистому развитию кости, обусловленному распространенным хроническим воспалением в соединительной ткани. Эта ткань, с одной стороны, дала нам непосредственное образование кости, т. е. кость, предобразованную только соединительной тканью (Lubarscb, Arnsperger и др.), с другой стороны—кость, предобразованную хрящевой тканью (Воrst* Poscharisky и др.). Что касается возможности развития кости из организованного тромба, как это подробно описано S е е m а п п’ом, то такового явления мною не обнаружено.

×

About the authors

T. Chetchueva

Hospital in Memory of October 25

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Chetchueva T.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies