Urobilinogenic reaction of urine in acute infectious diseases

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

With all febrile and other diseases, accompanied by abundant disintegration of blood and other protein bodies, there is an increased excretion of urobilinogens in the urine against the norm. There are especially many urobilinogens in infectious diseases, in particular in acute infections accompanied by a strong increase in temperature, poisoning of the body with bacterial toxins, abundant breakdown of erythrocytes and other protein bodies, from which urobilinogen is ultimately formed.

Full Text

При всех лихорадочных и других заболеваниях, сопровождающихся обильным распадом крови и прочих белковых тел, наблюдается повышенное против нормы выделение в моче уробилиногенов. Особенно много бывает уробилиногенов при инфекционных болезнях, в частности при острых инфекциях, сопровождающихся сильным повышением температуры, отравлением организма бактерийными токсинами, обильным распадом эритроцитов и других белковых тел, из которых в конечном счете и образуется уробилиноген.
Существует несколько взглядов па образование уробилиногена в организме'. Одни исследователи, как Plelin и Fischler, считают, что уробилиноген образуется непосредственно в печени, особенно при инфекции ее и ее протоков восстанавливающими бактериями—гепатогенная теория (Herzfeld, Steiger, Hayem и др.). Другие полагают, что уробилиноген образуется из гемоглобина крови, разрушенного в организме под влиянием патологических процессов—гематогенная теория (В rugs ch, Hildebrand, Carrie и др.). Наиболее же распространенным является мнение, согласно которому уробилиноген образуется в кишечнике, главным образом в толстых кишках, из билирубина желчи, который, попадая из печени в кишечник, под влиянием находящихся здесь бактерий, раскисляется, превращаясь в уробилин и уробилиноген; последний всасывается стенкой кишечника в кровь и по воротной вене поступает обратно в печень, которая окисляет его вновь и превращает в свой пигмент. Небольшая часть непереработанного уробилиногена проходит через печень в общий круг кровообращения и обычно выделяется почками— энтерогенная теория (Wallace, Diamond). Если же функция печени бывает ослаблена, что обычно наблюдается при инфекционных болезнях, то проходящий через печень в большом количестве уробилин не может быть весь окислен ею, а значительная его часть проходит в общий круг крови и выделяется почками.
Поэтому при острых инфекциях уробилиногена в моче часто бывает очень много, а так как ослабленная функция печени, разрушение под влиянием высокой температуры эритроцитов крови и интоксикация бактерийными токсинами находятся в прямой зависимости от тяжести болезненного процесса, то количество уробилиногена в моче при острых инфекциях может быть показателем степени тяжести данного заболевания.
Умы многих клиницистов были обращены на выяснение связи наличия уробилиногена мочи с клиническими явлениями у больного и процессом выздоровления. Так, у туберкулезных больных, даже при небольших активных туберкулезных очагах, всегда находили увеличенное количество уробилиногена в моче. Течение туберкулезного процесса находилось в тесной связи с выделением в моче уробилиногена: при затихании туберкулеза отмечали уменьшение, при обострении—увеличение уробилиногена (В а и d е I і е г, R о р к е, С о г п rumpf, Weisz, Зѳльки н, Г а у сман, Захаров, Аксянцев и Кудряшов).
Что касается других инфекций, то здесь литературные данные крайне противоречивы. Одни наблюдали значительное количество уробилиногена при одних инфекциях, например, при скарлатине (Hildebrand, Kens s и др.), другие наоборот видели при этих инфекциях незначительное количество уробилиногена (С к а в и н с к и й, Г а у с м а н и др.) и считали. что при большом количестве уробилиногена можно исключить это заболевание. То же самое отмечается и при других инфекциях.
Для проверки этих литературных разногласий мною, по поручению' проф. Вольтер, было проведено систематическое исследование мочи па/ уробилиноген при целом ряде острых инфекций. Наблюдения производились в клинике инфекционных болезней Казанского государственное университета и заразной больнице Татнаркомздрава. Исследования производились систематично с начала и до конца заболевания, с промежутками в 4—5 дней.
Особенное внимание уделялось сыпному тифу, скарлатине и кори.
По мнению W ei ss’a при лихорадочных заболеваниях в моче имеется два изомера уробилиногена: уробилиноген Л, дающий пробу с kalium hypennanganicum, и уробилиноген В, дающий диазореакцию; оба они изомеры фенплалланина, имеющие одну гидроксильную группу, которая находится в отношении алланиновой цепи первый в ортоположении, а второй в пара-положении.
Для обнаружения в моче уробилиногена достаточно подкислить исследуемукх мочу какими-либо окисляющим веществом и имеющийся в ней уробилиноген переходит в уролобилин. Этот прием лег в основу диазореакции, предложенной Эрлихом, где в качестве окислителя применялась соляная кислота. Weiss для своей реакции предложил, как сильный окислитель, раствор марганцевокислого калия.
При исследовании мочи на уробилиноген я пользовался реакцией Weis s’aв модификации ея М б 11 е r-W і п п е г’ом, т. е. брал 5 куб. сантим, свеже выпущенной мочи, разбавлял в два раза дестиллированной водой. Затем разливал ее в две пробирки поровну, в одну из пробирок прибавлял по каплям 0,400 раствор марганцевокислого калия до 3-х капель. Вторая пробирка служила контрольной. Реакция считалась положительной, если получалось при этом соломенно-желтое окрашивание.
Реакция Weis s’a более качественная, чем количественная, она указывает на наличность уробилиногена в моче, но не определяет точно его количество.
Для получения более точного учета относительного количества в моче уробилиногена необходимо применять модификацию реакции, состоящую в том, что в пробирку с проделанной реакцией We is s’a добавляется водный раствор краски Giems’a (6 капель на 10,0 дестиллированной воды) до получения слабо синего окрашивания. В зависимости от потраченного количества капель этого раствора судят об относительном количестве находящегося в моче уробилиногена.
Здоровый человек с нормальной функцией печени выделяет мочек количество уробилиногена, равное по реакции Моllеr-Winner’a в среднем 20—25 каплям. Одновременно с реакцией Wеiss’a и Moller Winnеr’a я производил диазореакцию Эрлиха. Весь собранный мноюматериал, распределенный по болезням, может быть представлен в средних арифметических числах, полученных в разгаре заболевания, в виде* следующей таблицы:
При составлении этой таблицы за максимальные и минимальные цифры я брад часто встречающиеся величины уробилиногена в разгаре заболеваний, протекавших без осложнений.
Как видно из этой таблицы, уробилиногена больше всего бывает в моче сыпнотифозных и меньше всего у дифтерийных больных.
Особенно интересным является колебание уробилиногена в «связи с течением заболевания, как это видно из следующей таблицы:
Из этой таблицы видно, что уробилиногенурия при сыпном тифе на 2-й неделе немного повышается в связи с наиболее тяжелым состоянием больного в это время, а также и в связи с часто встречающимися в это время осложнениями. С начала 3-й недели количество уробилиногенов быстро и резко уменьшается.
Уробилиногенурия при сыпном тифе обычно появляется на 5—6 день болезни и исчезает через несколько дней по окончании лихорадки (Гаусман), достигая максимума к 11—12 дн. (Рабинович).
На повышенное количество уробилиногена в моче влияет тяжелая общая интоксикация всего организма, выражающаяся часто в появлении менингиальных явлений в это время.
Количество сыпи имеет очень малую связь с выделением уробилиногена у сыпнотифозных больных. Так, мне приходилось наблюдать больных с большой уробилиногенурией при слабо выраженной сыпи, но с большой температурой и тяжелым общим состоянием.
При кори уробилиногенурия достигает своего максимума на 1-й неделе, а с начала 2-й недели, при неосложненной кори, она быстро уменьшается. Частые осложнения пнеймонпей в это время повышают количество уробилиногенов. Это не согласуется с наблюдениями проф.. Гаусм ан а/который утверждает, что уробилингенурия при кори бывает далеко не всегда, и отсутствует в первые дни высыпания, и только обнаруживается лишь после появления заметных пневмонических явлений. Я неоднократно наблюдал тяжелые случаи коревых заболеваний с полным отсутствием всяких пневмонических явлений, но с большим количеством в моче уробилиногена.
Скав и некий утверждает, мю все без исключения коревые больные, вне зависимости от тяже ш езни, пола и возраста, дают в период наличия сыпи, а в некоторых .лучаях даже с момента появления пятен Филатова-Коплика, п янное содержание уробилиногена в моче. На основании имеющихся j меня наблюдений я могу сказать, что выделение уробилиногена у др: лх больных находится в тесной зависимости с течением болезни: при гко протекающих случаях кори— меньше, при тяжело-протекающихо уробилиногена.
Гриппозные больные дают повышенное выделение уробилиногена в первые 5—7 дней болезни, на 2-gi неделе, уробилипогенурия обычно резко уменьшается.
Чем выше тяжесть заболевания и температуры, тем больше в моче бывает уробилиногена.
При скарлатине количество уробилиногена в гмоче больных при неосложненных случаях обычно не велико. Появляясь одновременно с высыпанием н уменьшаясь с побледнением сыпи (что обычно бывает уже на 1-й и в начале 2-й недели), уробилипогенурия с окончанием острого периода и падением температуры понижается до нормальных цифр, на которых и держится до полного выздоровления.
Но если взять средние арифметические цифры из всех исследованных случаев, то на 3—4-й неделе отмечается вновь подъем кривой выделения уробилиногена. Это должно быть объяснено частотой встречающихся осложнений в это время (S ar nigh ап sen, Га у см ан). После исчезновения сыпи уробилипогенурия почти приходит к количеству, выделяющемуся здоровыми людьми. Если же уробилиногенурия в это время не понижается, а, напротив, повышается, то это указывает на скрытое осложнение (Hildebrand, Sаrmighausen, Bach, Кeuss, Гaуcман и др.).
При роже, дифтерии количество уробилиногена не имеет существенного значения, так как при течении этих болезней бывает весьма незначительно.
Полученные мною результаты идут в разрез с данными Гаусмана, который утверждает, что при рожистых заболеваниях всегда отмечается высокая уробилиногенурия. Незначительное количество уробилиногена бывает в случаях рожи, сопровождающейся очень высокой температурой.
При дифтерии уробилиногенурия почти совсем отсутствует за исключением случаев, сопровождающихся стенозированием дыхательного горла, где появление уробилиногена, по объяснению Гаусмана, не обусловливается дифтерийной интоксикацией, а кислородным голоданием, нарушающим функцию печени. Такое же незначительное количество уробилиногена при дифтерии находил ряд авторов (Tugendreich, Таchau, Гаусман и др.)
Особенно интересными являются колебания уробилиногена при появлении каких-либо осложнений в течение заболевания. Имеющиеся у меня немногочисленные данные уробилинурии осложненных случаев можно представить в следующем виде.
Отсюда видно, что из всех осложнений больше всего уробилиногена дают случаи с лимфаденитами при скарлатине, пневмония при кори и сыпном тифе и меньше всего случаи с осложнением рожи (при скарлатине).
Таким образом при всех инфекциях различные осложнения всегда повышают содержание уробилиногена в моче.
Неодинаково выделяется уробилиноген при одной и той же болезни и с одинаковым течением больными разного возраста и пола. Так, у мужчин всегда выделяется уробилиногена меньше, чем у женщин. Что же касается возраста, то, за исключением кори, с повышением возраста количество выделенного уробилиногена в моче обычно увеличивается. Данные исследования дают следующие цифры. При скарлатине дети до 10-ти лет—55, свыше 10 лет—63, при кори до 10-ти лет—98, свыше 10 л.— 82. При сыпном тифе до 30 лет—94, свыше 30 лет—116. Повышенное количество уробилиногена при кори в раннем возрасте объясняется часто протекающими осложнениями—пневмониями.
Что же касается диазореакции Эрлиха, которую я производил у всех больных одновременно с реакцией Moller-Winner’a, то она оказалась менее чувствительной и бывала положительной только в случаях с большим содержанием в моче уробилиногена, что соответствует 70—75 каплям в реакции Winner’a.
На основании всего вышеизложенного материала можно сказать, что уробилиногенная реакция не только обнаруживает тяжесть течения болезни, но часто даже может иметь диагностическое и прогностическое значение. Время пояления и исчезновение в моче уробилиногена при той или иной инфекционной болезни и наличие его количества в моче, может часто оказать помощь в сомнительных случаях для более точной установки диагноза и прогноза. Так, появление сильно выраженной уробилиногену рии на 5—6 день болезни с наличием неясной сыпи говорит за выпной тиф (Гаусман). Менее выраженная уробилиногенурия, появляющаяся уже в первые два-три дня болезни, говорит скорее за корь (Окав и некий). Более слабо выраженная уробилиногенурия, появляющаяся в первые дни заболевания, при наличии повышенной температуры п других соответствующих признаков, может указывать на гриппозное заболевание. Слабо выраженная уробилиногенурия, появляющаяся в первые 2’3 дня болезни, одновременно с появлением сыпи, указывает на скарлатину (8 ar nig hausen, Раусман).
По окончании инфекционной болезни и при нормальной уже температуре, наличие уробилиногенурии всегда говорит за присутствие скрытого осложнения. Если же после исчезновения уробилиногена, последний снова появляется в моче, то это указывает на какое-либо начавшееся осложнение, что особенно часто бывает при скарлатине, сыпном тифе и кори.
Сывороточные сыпи, появляющиеся в течении дифтерии, легко могут быть отличены от сыпи при вторичной инфекции дифтерийного больного скарлатиной по наличию количества уробилиногена в моче:—при сывороточной сыпи его бывает меньше, чем при заболевании скарлатиной.
Резко отличимы дифтерийные и скарлатинозные сывороточные сыпи от краснухи, вследствие полного отсутствия при последней уробилиногена (Hildebrand).
Долговременное присутствие в моче большого количества уробилиногена, держащееся на одном уровне или постепенно увеличивающееся влечение болезни, при всех острых инфекциях всегда говорит за плохой прогноз. Мною неоднократно наблюдались случаи с длительным и обильным выделением в моче уробилиногена при сыпном тифе, кори, скарлатине, всегда оканчивавшиеся смертельным исходом.
ВЫВОДЫ.
1. При всех инфекциях количество уробилиногена повышено против: нормы.
2. Различные инфекции дают различное количество уробилиногена в моче.
3. Отдельные инфекции дают каждая характерную для данного заболевания кривую (сыпной тиф, скарлатина).
4. Появление большинства осложнений повышает количество уробилиногена в моче.
5. Пз наблюдаемых осложнений наиболее повышенное количество уробилиногена дают лимфоаденвты при скарлатине и менингеальные явления при сыпном тифе, а также пневмонии при кори и сыпном тифе.
6. У женщин количество уробилиногена всегда больше, чем у мужчин при прочих равных условиях.
7. У детей уробилиногена меньше, чем у взрослых, болеющих той же инфекцией.
8. Реакция на уробилиноген имеет и диагностическое, и прогностическое значение.

×

About the authors

G. F. Shtykalev

Clinic of Infectious Diseases of Kazan State University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Shtykalev G.F.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies