Indicators of mental health of pre-school children in Irkutsk amid the wide introduction of information technologies

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Aim. To assess the mental activity of pre-school children amid the wide introduction of information technologies. Methods. 176 children aged from 5.5 to 6.5 years were observed at the institution of pre-school education of Irkutsk central district from 1998 to 2012. Two groups were formed: the first group included 101 child who attended childcare center in 1998, the second group - 76 children who attended childcare center in 2012. Age groups of pre-school children were formed according to their age (from 5 years 5 months 30 days of age to 6 years 5 months 30 days of age). The mental activity was assessed using the figure tables by V.Y. Anfilov assessing the number of made mistakes and number of lines run through. Every missed line was equal to one mistake made. The productivity coefficient Q was calculated as Q=c2/c+d, where с - the number of lines run through; d - the number of mistakes (mistakes were not standardized). Results. The parameters of productivity did not change significantly in 2012 compared to 1998. The number of lines run through at Anfilov’s test increased by 1.8 times (р <0.05) in children of the second group (examined in 2012), the number of mistakes made increased by 7.5 times (р <0.05). Among the girls of the second group, the number of lines run through increased by 1.6 times (р <0.05), the number of mistakes made increased by 6.3 times (р <0.05). The trend was clearer in boys, in whom the number of lines run through increased by 2.0 times (р <0.05), the number of mistakes made increased by 8.3 times (р <0.05). Conclusion. The speed of information processing has increased, and the quality of information processing has dropped in contemporary pre-school children. The overall productivity did not change.

Full Text

С развитием общества возрастает информатизация общественной жизни и образования. Сегментация социокультурного пространства требует выделения его образовательной составляющей [1, 2] и определения гигиенических критериев. Возрастающая информационная нагрузка на обучающихся и воспитанников приводит к необходимости переосмысления влияния информатизации на здоровье детей [4, 5]. Некоторыми авторами установлено, что информатизация общества приводит к возрастанию гиперактивности детей, снижению их работоспособности [3]. Цель настоящего исследования - оценить показатели умственной работоспособности детей дошкольного возраста в условиях информатизации общества. За период с 1998 по 2012 гг. в одном и том же дошкольном образовательном учреждении, расположенном в центральном районе г. Иркутска, под наблюдением находились 176 детей в возрасте от 5,5 до 6,5 лет. Были сформированы две группы детей: первая группа (101 ребёнок) - дети, посещавшие детский сад в 1998 г., вторая группа (75 детей) - дети, посещающие детский сад в 2012 г. Возрастные группы дошкольников соответствовали их календарному возрасту от 5 лет 5 мес 30 дней до 6 лет 5 мес 30 дней. Формирование групп осуществлялось сплошным методом, однако из группы детей, отобранных для исследования, были исключены дети с выраженными и высокими уровнями стигматизации, значительным числом факторов риска в онтогенезе и социальном анамнезе. Оценку работоспособности проводили с помощью фигурных таблиц В.Я. Анфилова [6] по количеству допущенных ошибок и просмотренных строк. Каждая пропущенная строка приравнивалась к одной ошибке. Коэффициент продуктивности Q рассчитывали по формуле: Q=c2/c+d, где с - количество просмотренных строк; d - количество ошибок (ошибки не стандартизировали). В нашем исследовании умственной работоспособности было выявлено, что показатель продуктивности за период с 1998 по 2012 гг. статистически значимо не изменился (табл. 1). Несмотря на это, в обеих группах отмечено статистически значимое увеличение количества ошибок и количества просмотренных строк (р <0,05). Процесс информатизации влияет не только на реалии современного общества, но и затрагивает различные экономические, социальные, политические, культурологические и философские аспекты. Информационное общество развивается как принципиально новый вид общества, задавая особый характер социальных связей и формирования здоровья населения [2]. Так, во второй группе (на современном временном этапе) в тесте Анфилова увеличилось количество просмотренных строк в 1,8 раза (р <0,05), количество сделанных ошибок - в 7,5 раза (р <0,05). Среди девочек второй группы количество просмотренных строк увеличилось в 1,6 раза (р <0,05), количество сделанных ошибок - в 6,3 раза (р <0,05). Среди мальчиков данная тенденция была выражена более ярко. Во второй группе количество просмотренных строк увеличилось в 2,0 раза (р <0,05), количество сделанных ошибок - в 8,3 раза (р <0,05). ВЫВОД Наше исследование показало, что информатизация влияет на скорость восприятия и обработки информации. В условиях информатизации общества на современном временном этапе у детей дошкольного возраста увеличивается скорость и снижается качество обработки информации, итоговые показатели коэффициента продуктивности не изменяются. Таблица 1 Показатели работоспособности детей (тест Анфилова) Показатель Общие показатели Девочки Мальчики Первая группа, n=101 Вторая группа, n=75 Первая группа, n=42 Вторая группа, n=27 Первая группа, n=59 Вторая группа, n=48 Количество просмотренных строк (с) 6,3±0,4 11,6±0,5* 6,6±0,6 10,6±0,8* 6,1±0,5 12,4±0,5* Количество ошибок (d) 2,7±0,2 20,4±1,7* 2,8±0,3 17,8±2,2* 2,7±0,3 22,5±2,6* Коэффициент продуктивности (Q) 4,6±0,4 5,4±0,5 4,8±0,5 5,2±0,7 4,4±0,5 5,6±0,6 Примечание: *статистическая значимость различий для первой и второй групп, р <0,05.
×

About the authors

E A Tkachuk

Irkutsk Institute of Teachers’ Professional Development, Irkutsk, Russia

Email: zdorowie38@gmail.com

References

  1. Гончаров В.Н. Информатизация образования общества: фундаментальный аспект исследования информатики // Фундамент. исслед. - 2012. - №3. - С. 21-24.
  2. Гончаров В.Н. Информатизация российского образования как форма социально-культурной деятельности // Фундамент. исслед. - 2011. - №8. - С. 17-21.
  3. Колмагорова А.В., Слободская Е.Р. Скрининговая оценка психического здоровья в раннем возрасте // Психотерапия. - 2007. - №2. - С. 13-14.
  4. Кучма В.Р., Степанова М.И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика // Медицина труда и промышл. экол. - 2001. - №8. - С. 32-37.
  5. Осипова С.И., Баранова И.А., Игнатова В.А. Информатизация образования как объект педагогического анализа // Фундамент. исслед. - 2011. - №12. - С. 506-510.
  6. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков / Под ред. В.Н. Кондрашенко. - М.: Медицина, 1983. - 263 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2013 Tkachuk E.A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies