Показатели умственной работоспособности детей дошкольного возраста Иркутска в условиях информатизации общества

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Оценка показателей умственной работоспособности детей дошкольного возраста в условиях информатизации общества. Методы. За период с 1998 по 2012 гг. под наблюдением находились 176 детей в возрасте от 5,5 до 6,5 лет в дошкольном учреждении центрального района г. Иркутска. Были сформированы две группы детей: первая группа - 101 ребёнок, посещавший детский сад в 1998 г., вторая группа - 76 детей, посещавших детский сад в 2012 г. Возрастные группы дошкольников соответствовали их календарному возрасту от 5 лет 5 мес 30 дней до 6 лет 5 мес 30 дней. Оценку работоспособности проводили с помощью фигурных таблиц В.Я. Анфилова по количеству допущенных ошибок и количеству просмотренных строк. Каждая пропущенная строка приравнивалась к одной ошибке. Коэффициент продуктивности Q рассчитывали по формуле Q=c2/c+d, где с - количество просмотренных строк; d - количество ошибок (ошибки не стандартизировались). Результаты. Показатель продуктивности за период с 1998 по 2012 гг. статистически значимо не изменился. Во второй группе (на современном временном этапе) в тесте Анфилова увеличилось количество просмотренных строк в 1,8 раза (р <0,05), количество сделанных ошибок увеличилось в 7,5 раза (р <0,05). Среди девочек второй группы количество просмотренных строк увеличилось в 1,6 раза (р <0,05), количество сделанных ошибок увеличилось в 6,3 раза (р <0,05). Среди мальчиков данная тенденция была выражена более ярко. Так, во второй группе количество просмотренных строк увеличилось в 2,0 раза (р <0,05), количество сделанных ошибок увеличилось в 8,3 раза (р <0,05). ВЫВОД. У детей дошкольного возраста на современном временном этапе увеличивается скорость и снижается качество обработки информации, итоговые показатели коэффициента продуктивности не изменяются.

Полный текст

С развитием общества возрастает информатизация общественной жизни и образования. Сегментация социокультурного пространства требует выделения его образовательной составляющей [1, 2] и определения гигиенических критериев. Возрастающая информационная нагрузка на обучающихся и воспитанников приводит к необходимости переосмысления влияния информатизации на здоровье детей [4, 5]. Некоторыми авторами установлено, что информатизация общества приводит к возрастанию гиперактивности детей, снижению их работоспособности [3]. Цель настоящего исследования - оценить показатели умственной работоспособности детей дошкольного возраста в условиях информатизации общества. За период с 1998 по 2012 гг. в одном и том же дошкольном образовательном учреждении, расположенном в центральном районе г. Иркутска, под наблюдением находились 176 детей в возрасте от 5,5 до 6,5 лет. Были сформированы две группы детей: первая группа (101 ребёнок) - дети, посещавшие детский сад в 1998 г., вторая группа (75 детей) - дети, посещающие детский сад в 2012 г. Возрастные группы дошкольников соответствовали их календарному возрасту от 5 лет 5 мес 30 дней до 6 лет 5 мес 30 дней. Формирование групп осуществлялось сплошным методом, однако из группы детей, отобранных для исследования, были исключены дети с выраженными и высокими уровнями стигматизации, значительным числом факторов риска в онтогенезе и социальном анамнезе. Оценку работоспособности проводили с помощью фигурных таблиц В.Я. Анфилова [6] по количеству допущенных ошибок и просмотренных строк. Каждая пропущенная строка приравнивалась к одной ошибке. Коэффициент продуктивности Q рассчитывали по формуле: Q=c2/c+d, где с - количество просмотренных строк; d - количество ошибок (ошибки не стандартизировали). В нашем исследовании умственной работоспособности было выявлено, что показатель продуктивности за период с 1998 по 2012 гг. статистически значимо не изменился (табл. 1). Несмотря на это, в обеих группах отмечено статистически значимое увеличение количества ошибок и количества просмотренных строк (р <0,05). Процесс информатизации влияет не только на реалии современного общества, но и затрагивает различные экономические, социальные, политические, культурологические и философские аспекты. Информационное общество развивается как принципиально новый вид общества, задавая особый характер социальных связей и формирования здоровья населения [2]. Так, во второй группе (на современном временном этапе) в тесте Анфилова увеличилось количество просмотренных строк в 1,8 раза (р <0,05), количество сделанных ошибок - в 7,5 раза (р <0,05). Среди девочек второй группы количество просмотренных строк увеличилось в 1,6 раза (р <0,05), количество сделанных ошибок - в 6,3 раза (р <0,05). Среди мальчиков данная тенденция была выражена более ярко. Во второй группе количество просмотренных строк увеличилось в 2,0 раза (р <0,05), количество сделанных ошибок - в 8,3 раза (р <0,05). ВЫВОД Наше исследование показало, что информатизация влияет на скорость восприятия и обработки информации. В условиях информатизации общества на современном временном этапе у детей дошкольного возраста увеличивается скорость и снижается качество обработки информации, итоговые показатели коэффициента продуктивности не изменяются. Таблица 1 Показатели работоспособности детей (тест Анфилова) Показатель Общие показатели Девочки Мальчики Первая группа, n=101 Вторая группа, n=75 Первая группа, n=42 Вторая группа, n=27 Первая группа, n=59 Вторая группа, n=48 Количество просмотренных строк (с) 6,3±0,4 11,6±0,5* 6,6±0,6 10,6±0,8* 6,1±0,5 12,4±0,5* Количество ошибок (d) 2,7±0,2 20,4±1,7* 2,8±0,3 17,8±2,2* 2,7±0,3 22,5±2,6* Коэффициент продуктивности (Q) 4,6±0,4 5,4±0,5 4,8±0,5 5,2±0,7 4,4±0,5 5,6±0,6 Примечание: *статистическая значимость различий для первой и второй групп, р <0,05.
×

Об авторах

Елена Анатольевна Ткачук

Иркутский институт повышения квалификации работников образования

Email: zdorowie38@gmail.com

Список литературы

  1. Гончаров В.Н. Информатизация образования общества: фундаментальный аспект исследования информатики // Фундамент. исслед. - 2012. - №3. - С. 21-24.
  2. Гончаров В.Н. Информатизация российского образования как форма социально-культурной деятельности // Фундамент. исслед. - 2011. - №8. - С. 17-21.
  3. Колмагорова А.В., Слободская Е.Р. Скрининговая оценка психического здоровья в раннем возрасте // Психотерапия. - 2007. - №2. - С. 13-14.
  4. Кучма В.Р., Степанова М.И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика // Медицина труда и промышл. экол. - 2001. - №8. - С. 32-37.
  5. Осипова С.И., Баранова И.А., Игнатова В.А. Информатизация образования как объект педагогического анализа // Фундамент. исслед. - 2011. - №12. - С. 506-510.
  6. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков / Под ред. В.Н. Кондрашенко. - М.: Медицина, 1983. - 263 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2013 Ткачук Е.А.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах