Гигиеническое воспитание и обучение — основное направление реализации здоровьесберегающих мероприятий в образовательных организациях

Обложка


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Актуальность. Гигиеническое воспитание и создание условий для мотивации школьников к здоровьесберегающему поведению — важнейшая задача родителей, учителей, общественности, профилактической медицины и государства.

Цель. Изучение преимуществ и недостатков образовательных технологий, используемых в работе со школьниками и их родителями при проведении гигиенического воспитания в условиях учебных заведений.

Материал и методы исследования. Исследование состояло из четырёх этапов. На первом этапе был проведён выборочный аудит размещённой информации на 24 официальных сайтах образовательных организаций г. Казани. На втором этапе осуществлено анкетирование 142 родителей. Третий этап включал работу с 25 педагогами в фокус-группах. На четвёртом этапе проведено анкетирование 374 (192 девочек и 182 мальчиков) учащихся 7–10-х классов. Обработка результатов выполнена методами параметрической и непараметрической статистики (среднее значение, ошибка средней арифметической величины, доля признака, коэффициент Кендалла, χ2 при уровне значимости α ≤0,05).

Результаты. На большинстве (22 из 24 проанализированных) сайтов образовательных организаций информация по здоровьесбережению учащихся отсутствует. Результаты анкетирования 142 родителей показали низкий интерес к проводимой в школе работе. Оценка памяток, посвящённых здоровому питанию, позволила выбрать две наиболее полезные и информативные: «Подростку о питании. Пища для ума» (Хср=9,14 балла) при согласованности мнений (W=0,744; α=0,0456) и «Здоровое питание для школьника» (Хср=9,03 балла; W=0,757; α=0,0398). Изучение образовательных технологий, применяемых учителями для привития учащимся основных принципов здоровьесбережения, показало, что учителя не всегда используют активные формы. Результатом опроса 374 учащихся стала выявленная потребность совершенствования знаний в вопросах саморегуляции психологического состояния.

Вывод. Изучение преимуществ и недостатков образовательных технологий, применяемых при проведении гигиенического воспитания и обучения школьников и их родителей в условиях образовательных организаций, требует дальнейшего совершенствования и более широкого применения активных, отвечающих запросам учащихся форм обучения.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Рушан Ильгамович Валиев

Казанский государственный медицинский университет

Email: rushan.valiev@kazangmu.ru
ORCID iD: 0000-0003-0799-1698

старший преподаватель, каф. общей гигиены

Россия, г. Казань, Россия

Ольга Рафаилевна Радченко

Казанский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: radch.olga@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0616-2620

докт. мед. наук, проф., каф. общей гигиены

Россия, г. Казань, Россия

Светлана Леоновна Жабоева

Казанский государственный медицинский университет

Email: clinic-sl@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8739-9437

докт. мед. наук, проф., каф. общей гигиены

Россия, г. Казань, Россия

Список литературы

  1. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Сухарева Л.М., Скоблина Н.А., Седова А.С., Чубаровский В.В., Соколова С.Б. Здоровье детей и подростков в школьном онтогенезе как основа совершенствования системы медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся. Здравоохранение Российской Федерации. 2021;65(4):325–333. doi: 10.47470/0044-197X-2021-65-4-325-333.
  2. Мамчик Н.П., Габбасова Н.В., Каменева О.В. Гигиеническое воспитание, совершенствование способов и методов. Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». Санкт-Петербург; 2021. с. 149–151.
  3. Перекусихин М.В., Васильев В.В., Рябинина Т.В., Васильев Е.В. Санитарно-эпидемиологическое благополучие и здоровье обучающихся образовательных организаций в современных условиях. Здоровье населения и среда обитания. 2020;(8):31–37. doi: 10.35627/2219-5238/2020-329-8-31-37.
  4. Корнюшина Т.П., Шалабода А.И. О гигиеническом воспитании школьников. Методист. 2016;(1):52–57. EDN: XVHYKJ.
  5. Сухарев А.Г., Стан В.В., Игнатова Л.Ф. Роль образовательной организации в формировании у учащихся мотивации к здоровью и здоровому образу жизни. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016;(2):32–35. EDN: WIBQQB.
  6. Кучма В.Р., Поленова М.А., Рапопорт И.К., Степанова М.И., Храмцов П.И. Здоровьесберегающая деятельность школ стран Восточной Европы и Центральной Азии. Здоровье населения и среда обитания. 2018;(8):55–58. doi: 10.35627/2219-5238/2018-305-8-55-58.
  7. Расторгуева Т.С., Шрамко Н.В., Андрейченко С.А., Моисеева А.Ф. Организация и методика гигиенического обучения воспитания школьников. Вестник научных конференций. 2021;(8-2):87–88. EDN: XJJEKZ.
  8. Кучма В.Р., Сафонкина С.Г., Молдованов В.В., Кучма Н.Ю. Гигиена детей и подростков в современной школьной медицине. Гигиена и санитария. 2017;96(11):1024–1028. doi: 10.18821/0016-9900-2017-96-11-1024-1028.
  9. Тапешкина Н.В. Гигиеническое воспитание детей и подростков: история и современность. Здоровье населения и среда обитания. 2017;(3):43–46. doi: 10.35627/2219-5238/2017-288-3-43-46.
  10. Рзянкина М.Ф., Костромина С.А., Васильева Ж.Б. Школьная медицина: итоги и перспективы развития научного направления. Дальневосточный медицинский журнал. 2020;(3):124–130. doi: 10.35177/1994-5191-2020-3-124-129.
  11. Саньков С.В., Кучма В.Р. Гигиеническая оценка влияния на детей факторов современной электронной информационно-образовательной среды школ. Вестник новых медицинских технологий. 2019;(3):98–103. doi: 10.24411/2075-4094-2019-16380.
  12. Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Плахов Н.Н. Гигиенические основы формирования культуры здорового образа жизни школьников. Гигиена и санитария. 2017; 96(5):463–466. doi: 10.18821/0016-9900-2017-96-5-463-466.
  13. Цой Н.С. Гигиеническое воспитание школьников в учебном процессе. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы здоровьесбережения и медицинской профилактики в современном педагогическом процессе». Ростов-на-Дону; 2020. с. 128–134.
  14. Даниленко О.В., Корнева И.Н., Шупаев А.В. Обучение и воспитание школьников в образовательных учреждениях г. Орска с учётом санитарно-гигиенических условий. Вестник Оренбургского государственного университета. 2021;(2):13–17. doi: 10.25198/1814-6457-230-13.
  15. Гладких Н.П. Медико-гигиеническое воспитание школьников. Научный альманах. 2020;(8-1):34–37. EDN: PFJYII.
  16. Центр общественного здоровья и медицинской профилактики КОГБУЗ «МИАЦ» Кировской области. Подростку о питании. Пища для ума. https://goo.su/hk1A (дата обращения 16.09.2022).
  17. Челябинский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики. Питание школьника. https://chocmp.ru/18763-2/ (дата обращения 16.09.2022).
  18. Челябинский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики. Здоровое питание для школьника. https://chocmp.ru/18767-2/#gallery-2 (дата обращения 16.09.2022).
  19. Республиканский центр общественного здоровья и медицинской профилактики Министерства здравоохранения Республики Татарстан. Рекомендации по здоровому питанию. Казань: Фолиант; 2021. https://goo.su/eg6QYdO (дата обращения 16.09.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2023 Эко-Вектор


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах