Hygienic education and training — the main direction of the implementation of health-saving measures in educational organizations
- Authors: Valiev R.I.1, Radchenko O.R.1, Zhaboeva S.L.1
-
Affiliations:
- Kazan State Medical University
- Section: Original research
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/121298
- DOI: https://doi.org/10.17816/KMJ121298
Cite item
Abstract
Background. Hygienic education and the creation of conditions for motivating schoolchildren to health-saving behavior is the most important task of parents, teachers, the public, preventive medicine and the state.
Aim. Studying the advantages and disadvantages of educational technologies used in working with schoolchildren and their parents when conducting hygiene education in educational institutions.
Material and methods. The study consisted of four stages. At the first stage, a selective audit of information posted on 24 official websites of educational organizations in Kazan was carried out. At the second stage, 142 parents were surveyed. The third stage included work with 25 teachers in focus groups. At the fourth stage, a survey of 374 (192 girls and 182 boys) students in grades 7–10 was conducted. The results were processed using the methods of parametric and nonparametric statistics (mean value, error of the arithmetic mean, proportion of the feature, Kendal coefficient, χ2 at a significance level of α ≤0.05).
Results. Most (22 out of 24 analyzed) websites of educational organizations did not contain information on student health protection. The survey results of 142 parents showed low interest in the work carried out at the school. Evaluation of leaflets on healthy eating allowed us to choose the two most useful and informative ones: “For a teenager about nutrition. Food for the mind” (Xav=9.14 points) with consensus (W=0.744; α=0.0456) and “Healthy food for schoolchildren” (Xav=9.03 points; W=0.757; α=0.0398). The study of educational technologies used by teachers to instill in students the basic principles of health saving showed that teachers do not always use active forms. The result of a survey of 374 students was the identified need to improve knowledge in matters of self-regulation of the psychological state.
Conclusion. The study of the advantages and disadvantages of educational technologies used in the conduct of hygienic education and training of schoolchildren and their parents in the conditions of educational organizations requires further improvement and wider use of active forms of education that meet the needs of students.
Full Text
Актуальность
Неблагоприятные изменения в состоянии здоровья подрастающего поколения требуют как от специалистов профилактической медицины, так и от общества в целом поиска и внедрения эффективных научно-обоснованных стратегий здоровьесбережения, в том числе в условиях образовательных учреждений [1–4]. При обучении в школе не только происходит развитие подростка как социально адаптированной личности, но и формируется самая важная характеристика человека, обеспечивающая реализацию всех остальных, — отношение к собственному здоровью, или здоровьесбережение [5–7].
Вопросам гигиенического воспитания детей и подростков всегда уделяли пристальное внимание гигиенистов: и в период становления школьной гигиены в конце XIX — начале XX века, и в период становления Советского государства, и в так называемую «эпоху СССР» [1, 4, 8, 9]. Актуально это и сейчас, тем более во время пандемии COVID-19 многие образовательные организации отказались от проведения классных часов и родительских собраний, и информация о здоровьесбережении детей и подростков размещается лишь на официальных сайтах [1]. Тем не менее, важнейшая задача профилактической деятельности — пропаганда санитарно-гигиенических знаний, гигиеническое воспитание подрастающего поколения и создание условий для формирования у школьников приверженности к здоровому образу жизни. При этом от форм, методов и средств преподнесения информации зависит очень много [10–13].
Привитие школьникам ценностного отношения к здоровью и мотивации к здоровому образу жизни может успешно реализовываться как во время образовательного процесса в школе (на уроках основы безопасности жизнедеятельности, биологии, химии, физической культуры, классных часах), так и во внеурочное время — внеклассные мероприятия (выезды на природу, совместные походы в музеи, кино, театр). Хорошо известно, что для формирования культуры здоровья детей и подростков необходимо предусмотреть трёхкомпонентную структуру занятий, включающую когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты [14, 15].
Цель
Цель исследования — изучение преимуществ и недостатков образовательных технологий, используемых в работе со школьниками и их родителями при проведении гигиенического воспитания в условиях учебных заведений. При этом термин «технология» применительно к гигиеническому воспитанию используется как собирательное понятие, включающее формы, способы и средства обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективная реализация обучения.
Материал и методы исследования
Исследование выполнено на базе образовательных организаций г. Казани. Оно состояло из четырёх этапов, проходило одномоментно с сентября по декабрь 2022 г. в рамках реализации проекта «Здоровое поколение: системный подход к здоровьесбережению детей и подростков в общеобразовательных организациях», который был одобрен на заседании локального этического комитета ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России (выписка из протокола №6 от 21 июня 2022 г.), и носило описательный характер.
На первом этапе был проведён выборочный аудит 24 официальных сайтов (портал https://
edu.tatar.ru) образовательных организаций Ново-Савиновского, Авиастроительного и Вахитовского районов г. Казани на предмет изучения актуальности и достоверности размещённой информации (полезной для родителей), касающейся здоровьесбережения школьников.
На втором этапе было проведено онлайн анкетирование 142 родителей по специально разработанной анкете (https://forms.gle/epEy
daPtQ7t4VDqk8) для определения потребности в предоставлении дополнительной информации по вопросам здоровьесбережения детей и подростков и форме преподнесения данной информации (родительские собрания, чаты, сайты, внеклассные мероприятия и т.д.).
Анкета состояла из 15 вопросов, позволяющих оценить, насколько информация, представленная на официальном сайте школы, соответствует их ожиданиям. Также родителям было предложено оценить содержание четырёх предварительно отобранных памяток (размещённых на официальных сайтах Республиканских центров общественного здоровья и медицинской профилактики).
Мы целенаправленно остановили свой выбор на теме, посвящённой здоровому питанию школьников, и просили родителей ответить, будет ли данная информация полезна для них и/или их ребёнка, по шкале от 1 до 10 баллов. В критерии оценки были включены следующие показатели:
– актуальность (предоставление информации без запаздывания, в нужный момент времени);
– релевантность (соответствие информации интересам обучаемой группы);
– полнота и комплексность;
– достоверность (обеспечение реальных данных, базирующихся на объективном описании процессов и явлений);
– структурированность и доступность изложенной информации;
– убедительность материала;
– появление мотивации к следованию рекомендациям после просмотра памятки;
– практикоориентируемость.
По каждому оцениваемому родителями показателю (минимальное количество баллов по данной шкале составляло 1, максимальное — 10) рассчитывали коэффициент конкордации (согласованности) и оценивали его статистическую значимость с определением коэффициента Кендалла (W).
На третьем этапе с педагогами было проведено обсуждение оценки потребности в дополнительной информации в вопросах формирования приверженности к здоровому образу жизни с учащимися, форм и методов гигиенического воспитания школьников, применяемых на классных часах. В данном обсуждении (работа в фокус-группах) приняли участие 9 учителей начального общего образования (I ступень обучения) и 16 учителей основного и среднего общего образования (II и III ступени обучения).
Дополнительно совместно с учителями были просмотрены 16 анимационных видеороликов, созданных сотрудниками Образовательного центра ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» и размещённых в открытом доступе (https://www.youtube.com/playlist?list=PLjvkzgkw
O1c00-D_QIPdlp_1ZAwX-j2Q2) и изучена возможность их использования при проведении внеклассной работы со школьниками.
Портрет исследовательской фокус-группы педагогов был релевантен по социальным и педагогическим критериям: в данную группу вошли педагоги со стажем работы более 10 лет, имеющие опыт классного руководства 5 лет и более.
На заключительном четвёртом этапе был проведён гугл-опрос (https://forms.gle/NZ4Ex
RphuDa5XVh77) 374 школьников (192 девочек и 182 мальчиков), учащихся 7–10-х классов, с целью определения актуальных тем для обсуждения (во время классных часов или внеклассных встреч) и дополнительной информации, необходимой и интересной и с точки зрения самих ребят. Для этого учащимся было предложено заполнить анкету, содержащую всего пять вопросов, три из которых входили в «паспортную часть» — возраст, пол и образовательное учреждение, а два были направлены на выявления потребности в информации. Причём один из этих вопросов был с готовыми вариантами ответов и возможностью вписать свой вариант, а последний — «открытым», дающим возможность указать интересующую тему для обсуждения с друзьями (одноклассниками) самостоятельно.
Статистические расчёты проведены в пакете прикладных программ Microsoft Excel. Обработка результатов исследования включала применение методов параметрической и непараметрической статистики: для количественных переменных были рассчитаны средние величины и ошибка средней арифметической, для атрибутивных (относительных) показателей использовали определение доли признака (%). Для оценки согласованности мнений родителей был рассчитан коэффициент конкордации (коэффициент согласованности Кендалла) для четырёх памяток по 9 критериям (m=9). Были отобраны 14 родителей (n=14), чьи ответы во время оценки основных показателей памяток отличались высокой степенью согласованности мнений (значение коэффициента Кендала W >0,7). Для оценки значимости полученного коэффициента конкордации был рассчитан критерий χ2 при уровне значимости α ≤0,05.
Результаты и обсуждение
При выборочном исследовании официальных сайтов 24 образовательных организаций Ново-Савиновского, Авиастроительного и Вахитовского районов г. Казани было обнаружено, что практически во всех школах (22 из 24 проанализированных) созданы вкладки «Антитеррор», «Антинаркотическая информация» и «Антикоррупционная деятельность», так же как и «Профилактика простудных заболеваний», в которой представлены «Памятка по борьбе с COVID-19» и информация по вакцинации от гриппа.
Лишь на 16 сайтах образовательных учреждений мы обнаружили вкладку «Работа с родителями», которая, как правило, заполняется «случайной» информацией. Так, на сайте одной из школ в данном разделе размещён отчёт о количестве суицидов в Российской Федерации в 2012 г., на сайте другой — «Методические рекомендации по профилактике зацепинга» (утверждённые Минобрнауки России 24.05.2017 №07-2732, занимающие 50 страниц машинописного текста), однако нет никакой информации, которую родители могли бы применить для здоровьесбережения и гигиенического воспитания детей. Либо, если такая информация была (на сайтах 4 школ обнаружены ссылки на методические рекомендации по здоровому питанию и двигательной активности), при попытке открыть ссылку и познакомится с информацией мы убедились, что ссылки не работают.
Только на сайте одной гимназии в разделе «Работа с родителями» размещена памятка для родителей по оказанию психологической поддержки ребёнку, однако не указано, кем она создана (рекомендована ли Министерством здравоохранения или образования для распространения в школах), — нет выходных данных, не указан утверждающий орган.
На сайтах 14 школ в созданном разделе «Здоровье и безопасность» в основном представлена информация по безопасности дорожного движения и профилактике травматизма. Во вкладке «Питание» представлена информация в виде официальных документов (приказ об организации питания, график питания учащихся и др.), а также примерное меню (однако последнее обновление от 26 мая 2021 г.).
В одной из школ приложены фотографии с интерьерами школьного кафе и создана вкладка «Это интересно», где есть статья для родителей, в которой представлены советы по правильному питанию детей. Однако никаких утверждённых методических рекомендаций по рациональному режиму дня и образу жизни, двигательной активности детей нет.
Таким образом, ни на одном из 24 сайтов школ г. Казани не было обнаружено актуальной и достоверной информации по теме здоровьесбережения учащихся.
Вторым этапом нашей работы был социологический опрос родителей. Анкеты были разосланы 142 родителям учащихся 8–11-х классов в чатах классными руководителями. Были получены ответы 87 (61,26%) родителей, что косвенно свидетельствует о низком интересе родителей к проводимой работе в школе.
На вопрос о том, изучали ли родители информацию на официальном сайте школы во вкладках «Родителям» или «Здоровье и безопасность», 74 (85,06%) человека указали, что ни разу не открывали эту вкладку на сайте школы, а остальные отметили, что размещённая информация не удовлетворяет их ни актуальностью, ни содержанием.
При выборе тем, касающихся укрепления и сохранения здоровья детей, и вопросов, которые они хотели бы задать специалистам во время школьных собраний, родители отметили в качестве приоритетных следующие:
– эффективные способы борьбы с цифровой (гаджет) зависимостью;
– как можно узнать результаты обследований (лабораторных и инструментальных исследований, осмотра узкими специалистами), проводимых в школах профилактических осмотров;
– способы повышения двигательной активности детей и подростков;
– какие витамины и в какое время лучше принимать подростку;
– питание в школе и др.
Анализ результатов и подсчёт баллов, выставленных родителями при оценке памяток, посвящённых теме здорового питания школьников, показал, что средняя оценка (Хср) колебалась от 5,81 до 8,23 балла при максимально возможной оценке 10 баллов (ёёёёёёёёёёёёёёётабл. 1).
Таблица 1. Сравнительная характеристика экспертных оценок памяток (в баллах), выставленная родителями (n=14) учащихся школ г. Казани
Наименование критерия (m) | Номер памятки | |||||||
№1 [16] | №2 [17] | №3 [18] | №4 [19] | |||||
Хср | W | Хср | W | Хср | W | Хср | W | |
1. Актуальность | 9,7 | 0,758 | 9,6 | 0,746 | 9,4 | 0,717 | 9,3 | 0,769 |
2. Релевантность | 9,7 | 0,707 | 9,3 | 0,733 | 9,2 | 0,752 | 5,1 | 0,756 |
3. Полнота и комплексность | 8,9 | 0,719 | 8,2 | 0,728 | 8,7 | 0,740 | 6,1 | 0,724 |
4. Достоверность | 8,7 | 0,781 | 8,3 | 0,768 | 8,7 | 0,797 | 6,3 | 0,706 |
5. Структурированность информации | 8,9 | 0,784 | 7,5 | 0,801 | 9,1 | 0,786 | 7,5 | 0,804 |
6. Доступность изложенной информации | 8,9 | 0,737 | 7,3 | 0,729 | 8,9 | 0,721 | 5,5 | 0,761 |
7. Убедительность материала | 9,1 | 0,753 | 6,3 | 0,797 | 9,3 | 0,811 | 5,1 | 0,745 |
8. Появление мотивации к следованию рекомендациям | 9,1 | 0,724 | 5,1 | 0,745 | 9,1 | 0,732 | 5,3 | 0,778 |
9. Практикоориентируемость | 9,3 | 0,735 | 7,1 | 0,768 | 8,9 | 0,754 | 4,3 | 0,801 |
Средний балл (Хср.) | 9,14 | 0,744 | 7,63 | 0,757 | 9,03 | 0,757 | 6,06 | 0,760 |
По мнению родителей наиболее полезны и информативны памятка №1 «Подростку о питании. Пища для ума» при согласованности мнений родителей и памятка №3 «Здоровое питание для школьника». Таким образом, можно рекомендовать данные памятки для использования в профилактической работе с учащимися и их родителями и разместить их на сайте образовательной организации.
Однако, учитывая тот факт, что 85,06% родителей (74 человека из 87 ответивших на вопросы анкеты на первом этапе настоящего исследования) указали, что ни разу не открывали вкладки «Родителям» и «Здоровье и безопасность», пассивное размещение ссылок на информационные ресурсы, методические рекомендации и памятки может не принести желаемого результата. Для того чтобы данные информационные материалы были изучены родителями школьников, педагогам необходимо будет провести дополнительную работу на родительских собраниях или в родительских чатах: рассказать им о том, что подобная информация присутствует на сайте школы, объяснить в каком разделе с ней можно познакомиться и для чего необходимо уделить этому вопросу время и внимание.
Следующим этапом нашего исследования было изучение организации и методики проведения занятий и внеклассной работы по гигиеническому обучению и воспитанию у учащихся основных принципов здоровьесбережения. Для этого с 9 учителями начального образования и 16 учителями-предметниками по химии, физике, биологии проведено обсуждение средств, форм и методов гигиенического воспитания школьников, применяемых ими во время занятий или на классных часах.
При дискуссии мы выяснили, что в программу школьного обучения включены предметы и отдельные занятия (например, уроки здоровья), на которых прививают обучающимся приверженность к здоровьесбережению. С целью повышения воспитательной эффективности урока, приобщения детей к теме «быть здоровым человеком — здо́рово» применяют формы активного обучения — приёмы самонаблюдения (взаимонаблюдения), выполнение заданий группами, парами, обмен мнениями, обсуждение ситуаций, свободное высказывание.
Кроме того, учителя отметили большую роль и значение внеклассной и внешкольной работы по гигиеническому воспитанию и обучению детей: проведение кружковой работы, включая оформление уголков здоровья, экскурсий, олимпиад, викторин. Так, в школах г. Казани в план внеклассной воспитательной работы включены такие акции, как конкурс плакатов, рисунков, выпуск школьных журналов и газет, сочинений, классных часов на темы «Я за здоровый образ жизни», «“За” и “против” наркотиков», «Твоё здоровье», «Некурящее поколение», «Жизнь без наркотиков», «Подросток»; классные часы «Птица счастья может быть моей», «Мой мир и я», «Здоровье — привилегия мудрых», «Точка кипения», «Шкатулка добра», «Забота», «Здоровье в твоих руках» и др.При обсуждении средств обучения было отмечено, что речевые, печатные и изобразительные средства гигиенического воспитания используют все учителя начального, основного и среднего общего образования — как во время проведения занятий по основной образовательной программе, так и при внеклассной работе. Реже применяют на занятиях изобразительно-речевые средства воспитания — две трети учителей указали просмотр кино- и видеофильмов.
Применение активных методов обучения отметили чуть более половины участвующих в опросе педагогов: 5 учителей начальных классов и 9 учителей средней и старшей ступеней обучения указали, что при объяснении тем, затрагивающих вопросы здоровьесбережения, используют реальные предметы; только треть учителей отметили использование приёмов практико-ориентируемого обучения (3 и 7 педагогов соответственно).
В ходе обсуждения учителя единогласно отметили тот позитивный, хоть и небольшой опыт по проведению бесед с приглашением родителей, работающих в системе здравоохранения (врачи-психологи, педиатры), врачей школы, волонтёров-медиков. Было предложено возрождение традиции участия медицинского работника школы в проведении гигиенического обучения и классных часов, посвящённых здоровьесберегающему поведению учащихся.
При оценке памяток учителя согласились с мнением родителей, однако высказали дополнительные пожелания по содержанию, наполнению и графическому исполнению:
– «слишком много информации представлено мелким шрифтом»;
– «нет материала с отрицательной стороны (последствий неправильного питания) — поэтому отсутствует явная мотивация следовать рекомендациям».
При обсуждении с учителями возможности проведения внеклассной работы с обучающимися путём просмотра анимационных видеороликов, созданных сотрудниками Образовательного центра ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», с их предварительным или последующим обсуждением, было отмечено, что их явным преимуществом служат рекомендации, применимые на практике. Также учителя сошлись во мнении, что данные видеоролики можно использовать в работе с подростками старшей возрастной группы, которые уже знают основы анатомии и физиологии, так как в роликах присутствуют такие термины, как «калорийность», «холестерин», «сердечно-сосудистые заболевания», «ишемическая болезнь».
На заключительном этапе мы провели анализ результатов гугл-опроса 374 учащихся 7–10-х классов. Опрос подразумевал ответы на вопрос «Какая тема из предложенных была бы интересна лично вам» с 16 готовыми вариантами ответов и возможностью вписать свой вариант. Варианты ответов были следующими:
– «Всё о здоровье: правда и мифы»;
– «Как жить дольше и чувствовать себя лучше»;
– «Как правильно построить режим дня для сохранения физического и психологического здоровья»;
– «Правда и мифы про здоровое питание. Дёшево, вкусно, полезно»;
– «Как питаться правильно»;
– «Двигательная активность»;
– «Питьевой режим»;
– «Профилактика ожирения»;
– «Как добиться позитивного мышления»;
– «Стрессоустойчивость: как и когда?»;
– «Что нужно знать для того, чтобы помочь в критической ситуации (первая помощь)»;– «Как улучшить внимательность и повысить концентрацию внимания»;
– «Профилактика миопии (ухудшения зрения)»;
– «Как добиться красивой фигуры»;
– «Как улучшить сон»;
– «Двигательная активность».
Анализ показал, что большинство детей (66,31%) осознанно выбирали темы для обсуждения и предлагали свои: «Как жить дольше и чувствовать себя лучше», «Как правильно делать упражнения, чтобы нарастить мускулатуру», «Как правильно воспитывать детей».
Достаточно большой, на наш взгляд, оказалась доля школьников, желающих получить дополнительную информацию по теме «Стрессоустойчивость» — 99 человек (26,47%, причём мальчиков в этой группе оказалось больше — 63 человека) и «Как улучшить сон» — 129 человек (39,49%, из которых 84 были девочками).
При анализе ответов учащихся о предпочтительных методах и формах работы — во время классных занятий или внеклассных часов (обсуждение, беседы, лекции, тренинги, мастер-классы, квесты, в том числе виртуальные) — школьники в основном (93,05%) выбрали активные способы получения информации (вариант «беседы» и «лекции» выбрали всего 6 и 2 человека соответственно). Поскольку ответ на данный вопрос предполагал возможность множественного выбора, более 1/4 школьников выбрали вариант «просмотр видеофильмов или телевизионных передач с последующим обсуждением во время классных занятий» (27,54%).
На открытый вопрос «Какая тема (темы) была бы интересна вам для совместного обсуждения её с друзьями, одноклассниками?», подразумевавший возможность вписывать несколько вариантов, были школьники (54 человека, 14,44%), которые не дали ответа или написали «не знаю», «без разницы», «без понятия»; ещё 14 (3,74%) человек указали «никакая», один даже конкретизировал (авторская пунктуация и орфография сохранены): «Никакая! Не люблю ЗОЖ, да и не когда про него не разговариваю». Большинство школьников указали темы, не имеющие отношения к здоровому образу жизни: «Планы на жизнь», «Повседневный мир, который нас окружает», «Финансы», «Политика», «Спорт», «Экономика», «Творчество», «Саморазвитие», «Своё будущее», «Тема о походе в приют», «Темы, связанные с религией», «Обсуждение проблем у подростков», «Темы могут быть абсолютно разные, например учёба, домашнее задание, обсуждение какого-нибудь фильма или книги, новости, спорт и т.д.».
Заключение
Изучение образовательных технологий, применяемых учителями для привития учащимся принципов здоровьесбережения, показало, что учителя не всегда используют активные формы в процессе обучения. Так, если речевые, печатные и изобразительные средства гигиенического воспитания используют все учителя начального, основного и среднего общего образования, как во время проведения занятий по основной образовательной программе, так и при внеклассной работе, то активные методы обучения (занятия с применением практических навыков и использованием предметов, необходимых в реальной жизни) применяют чуть более половины участвовавших в опросе педагогов.
Работа в фокус-группах с учителями начального, общего и среднего образования показала необходимость формирования предложения о консолидации усилий Министерства образования, Министерства здравоохранения и Управления Роспотребнадзора в проведении совместной работы специалистов указанных министерств и ведомств с педагогами и школьными медицинскими работниками по привитию учащимся здоровьесберегающих поведенческих паттернов.
Анализ ответов родителей показал, что они нуждаются в предоставлении дополнительной информации по вопросам здоровьесбережения детей и подростков, при этом данную работу необходимо совершенствовать, так как на данном этапе выявлена низкая активность родителей (из 142 человек, которым было предложено принять участие в опросе, ответы были получены лишь от 87 родителей — 61,26%). При этом необходимо отметить, что пассивное размещение информации о способах сохранения и укрепления здоровья (без дополнительной разъяснительной работы педагогов) на сайтах школ не приведёт к значимому повышению гигиенической грамотности родителей (85,06% из принявших участие в опросе родителей, отметили, что ни разу не открывали вкладки на сайте школы, посвящённые здоровьесбережению учащихся).
Анализ ответов школьников также выявил потребность в предоставлении дополнительной информации, касающейся сохранения и укрепления собственного здоровья. Так, по данным ответов школьников можно предположить, что учащиеся испытывают дефицит знаний по вопросам, связанным с саморегуляцией психологического состояния (стрессоустойчивость, полноценный сон). Также учащиеся проявляют интерес к разнообразным общим темам, не относящимся к здоровьесбережению, которые готовы обсуждать со своими сверстниками как во время классных занятий, так и на внеклассных мероприятиях при условии применения активных технологий (форм и средств) обучения.
Вывод
Изучение преимуществ и недостатков образовательных технологий, применяемых при проведении гигиенического воспитания и обучения школьников и их родителей в условиях образовательных организаций, требует дальнейшего совершенствования и более широкого применения активных, отвечающих запросам учащихся форм обучения.
Участие авторов. Р.И.В. — написание обзора литературы, проведение исследования, сбор информации; О.Р.Р. — руководство работой, разработка концепции работы, анализ результатов, окончательное редактирование и утверждение публикуемой версии рукописи; С.Л.Ж. — разработка концепции исследования, анализ результатов, написание текста статьи.
Источник финансирования. Исследование выполнено в рамках реализации приоритетного направления Программы развития ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России «Приоритет-2030» СП-3 П-3 «Здоровьесбережение как инновационный продукт», в соответствии с договором №1/22-5 от 14 июля 2022 г. «Разработка научно-обоснованных здоровьесберегающих мероприятий, основанных на системном подходе к гармоничному развитию и укреплению здоровья детей и подростков в условиях общеобразовательных организаций».
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов по представленной статье.
About the authors
Rushan I. Valiev
Kazan State Medical University
Email: rushan.valiev@kazangmu.ru
ORCID iD: 0000-0003-0799-1698
Senior Lecturer, Depart. of General Hygiene
Russian Federation, Kazan, RussiaOlga R. Radchenko
Kazan State Medical University
Author for correspondence.
Email: radch.olga@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0616-2620
M.D., D. Sci. (Med.), Prof., Department of General Hygiene
Russian Federation, Kazan, RussiaSvetlana L. Zhaboeva
Kazan State Medical University
Email: clinic-sl@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8739-9437
M.D., D. Sci. (Med.), Prof., Department of General Hygiene
Russian Federation, Kazan, RussiaReferences
- Kuchma VR, Rapoport IK, Suhareva LM, Skoblina NA, Sedova AS, Chubarovsky VV, Sokolova SB. The health of children and adolescents in school ontogenesis as a basis for improving the system of school health care and sanitary-epidemiological wellbeing of students. Health care of the Russian Federation. 2021;65(4):325–333. (In Russ.) doi: 10.47470/0044-197X-2021-65-4-325-333.
- Mamchik NP, Gabbasova NV, Kameneva OV. Hygienic education, improvement of ways and methods. Sbornik izbrannykh statey po materialam nauchnykh konferentsiy GNII “Natsrazvitie”. Sankt-Peterburg; 2021. р. 149–151. (In Russ.)
- Perekusikhin MV, Vasilyev VV, Ryabinina TV, Vasilyev EV. Sanitary and epidemiologic wellbeing and health of school children in modern conditions. Zdorove naseleniya i sreda obitaniya. 2020;(8):31–37. (In Russ.) doi: 10.35627/2219-5238/2020-329-8-31-37.
- Kornyushina TP, Shalaboda AI. On the hygiene education of schoolchildren. Metodist. 2016;(1):52–57. (In Russ.)
- Sukharev AG, Stan VV, Ignatova LF. The role of educational organizations in the development of students’ motivation to health and healthy lifestyle. Voprosy shkolnoy i universitetskoy meditsiny i zdorovya. 2016;(2):32–35. (In Russ.)
- Kuchma VR, Polenova MA, Rapoport IK, Stepanova MI, Khramtsov PI. Health-saving activities in schools of Eastern Europe and Central Asia. Zdorove naseleniya i sreda obitaniya. 2018;(8):55–58. (In Russ.) doi: 10.35627/2219-5238/2018-305-8-55-58.
- Rastorgueva TS, Shramko NV, Andreychenko SA, Moiseeva AF. Organization and methodology of hygienic education of schoolchildren. Vestnik nauchnykh konferentsiy. 2021;(8-2):87–88. (In Russ.)
- Kuchma VR, Safonkina SG, Moldovanov VV, Kuchma NYu. Hygiene of children and adolescents in modern school medicine. Gigiena i sanitariya. 2017;96(11):1024–1028. (In Russ.) doi: 10.18821/0016-9900-2017-96-11-1024-1028.
- Tapeshkina NV. Hygienic upbringing of children and adolescents: history and modernity. Zdorove naseleniya i sreda obitaniya. 2017;(3):43–46 (In Russ.) doi: 10.35627/2219-5238/2017-288-3-43-46.
- Rzyankina MF, Kostromina SA, Vasilieva ZhB. School medicine: resuts and perspectives of further scientific research. Dalnevostochnyy meditsinskiy zhurnal. 2020;(3):124–130. (In Russ.) doi: 10.35177/1994-5191-2020-3-124-129.
- Sankov SV, Kuchma VR. Hygienic assessment of the impact of the modern schools’ electronic information-educational environment on children. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2019;(3):98–103. (In Russ.) doi: 10.24411/2075-4094-2019-16380.
- Makarova LP, Buynov LG, Plakhov NN. Hygienic foundations for the formation of culture of healthy lifestyle of schoolchildren. Gigiena i sanitariya. 2017;96(5):463–466. (In Russ.) doi: 10.18821/0016-9900-2017-96-5-463-466.
- Tsoy NS. Hygienic education of schoolchildren in the educational process. Materialy III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii “Aktual’nye problemy zdorov’esberezheniya i meditsinskoy profilaktiki v sovremennom pedagogicheskom protsesse”. Rostov-na-Donu; 2020. р. 128–134. (In Russ.)
- Danilenko OV, Korneva IN, Shupaev AV. Study of sanitary and hygienic training conditions in educational institutions of Orsk. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021;(2):13–17. (In Russ.) doi: 10.25198/1814-6457-230-13.
- Gladkih NP. Medico-hygienic education of pupils. Nauchnyy almanakh. 2020;(8-1):34–37. (In Russ.)
- Center for Public Health and Medical Prevention KOGBUZ “MIAC” of the Kirov Region. A teenager about nutrition. Food for brain. https://goo.su/hk1A (access date: 16.09.2022). (In Russ.)
- Chelyabinsk Regional Center for Public Health and Medical Prevention. School food. https://chocmp.ru/18763-2/ (access date: 16.09.2022). (In Russ.)
- Chelyabinsk Regional Center for Public Health and Medical Prevention. Healthy food for students. https://chocmp.ru/18767-2/#gallery-2 (access date: 16.09.2022). (In Russ.)
- Republican Center for Public Health and Medical Prevention of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan. Recommendations for a healthy diet. https://goo.su/eg6QYdO (access date: 16.09.2022). (In Russ.)
Supplementary files
There are no supplementary files to display.
