Obstetric and gynecological school of Prof. B. S. Gruzdev on the verge of XL years of activity of its head (with a portrait)

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

What prof. Gruzdev created his own obstetric and gynecological school -this, it seems to me, does not need to be proved. This is already recognized in our Union. Not because, of course, it is considered a prof. Gruzdev is a representative of a special school, and his clinic is a school that he has worked in the field of obstetrics and gynecology for 40 years, including more than 30 years as a professor. "It is no longer possible to admit a priori, says Prof. Tauber wants every professor to be a representative of a special school." A school can be called only that clinic, which is based on a certain direction based on scientific principles, moreover, adopted, and implemented not only by the representative himself, but also by his followers. Such and such a clinic is the clinic headed by Prof. Gruzdev. Having joined the department, an educated, energetic and young prof. Gruzdev directed his activities to the development of the scientific foundations of obstetrics and gynecology and important practical issues of these disciplines. With this direction, he permeated the activities of his clinic, carried away, figuratively speaking, his students and, thus, created his own obstetric and gynecological school, which currently has a number of viable offspring-daughter schools.

Full Text

Профессор Викторин Сергеевич Груздев

 

Сообщено 16 февраля 1931 г. в заседании Акушерско-гинекологической -секции Общества врачей при Казанском мединституте, посвященном XL-летню деятельности проф. В. С. Груздева.

Что проф. Груздев создал свою акушерско-гинекологическую школу—это, мне кажется, не нужно доказывать. Это уже признано в нашем Союзе. Не потому, конечно, считается проф. Груздев представителем особой школы, а его клиника—школой, что он 40 лет работал в области акушерства и гинекологии, из них более 30 лет профессором. «Нельзя уже a priori допустить, говорит проф. Таубер, чтобы каждый профессор был представителем особенной школы». Школой можно назвать только ту клинику, в основу деятельности которой положено определенное направление, основанное на научных началах, притом принятое, а проводимое в жизнь не только самим представителем, но и его последователями. Вот такой-то клиникой и является клиника, возглавляемая проф. Груздевым. Вступив на кафедру, образованный, энергичный и молодой проф. Груздев направил свою деятельность на разработку научных основ акушерства и гинекологии и важных практических вопросов этих дисциплин. Этим направлением он пропитал деятельность своей клиники, увлек, образно выражаясь, своих учеников и, таким образом, создал свою акушерско-гинекологическую школу, имеющую в настоящее время ряд жизнеспособных отпрысков—дочерних школ.

Не раз уже научный мир, врачи и общественность нашей страны имели возможность торжественно приветствовать проф. Груздева по поводу многосторонней, ценной и плодотворной деятельности его и руководимой им школы. Но никогда еще, насколько мне известно, ни Викторин Сергеевич, ни его ученики не были свидетелями того, что предстоит сегодня. 30-летняя школа-мать и представители школ- дочерей собрались здесь сегодня, в день 40-летия деятельности своего руководителя для того, чтобы в скромной деловой обстановке 1) оглянуться па свою прошлую работу и 2) дать отчет в ней своему бодрому и энергичному 65-летнему учителю. Сделать это необходимо как для пользы самой школы, так и для пользы той науки, которой школа служит. Для пользы школы это необходимо потому, что лишь на базе учета и критической оценки прошлого мыслим прогресс школы в будущем. Для науки же это важно потому, что успех ее органически связан с прогрессом школ, разрабатывающих то или иное направление в данной науке. Важность таких подытоживаний оттенил и сам В. С. своим большим интересом к истории акушерства и гинекологии, выразившемся в появлении из под его пера ряда научных работ исторического характера.

На мою долю выпала ответственная задача обрисовать выпукло и кратко основные черты школы-матери и коснуться значения последней в развитии акушерства и гинекологии в нашей стране. Ответственность эта усугубляется тем, что при выполнении указанной задачи требуется строгая объективность, которую я и постараюсь соблюсти в данном обзоре.

Деятельность В. С. и его школы, основное направление, тематика и методика последней уже освещались в печати. Здесь мне придется их снова оттенить, дополнив данными о 5 последних годах деятельности нашей школы.

Личность и деятельность руководителя школы обыкновенно настолько тесно связана с возникновением и деятельностью последней, что разграничить их бывает трудно. Деятельность руководителя является основной частью деятельности школы, а личность руководителя дает направление и оттенок этой деятельности.

В. С. родился в 1866 г. в г. Кинешме, Костромской губернии. Среднее образование он получил в Костромском духовном училище и Костромской духовной семинарии. Несмотря на прямой и легкий путь— поступить в дальнейшем на казенный счет в одну из духовных академий, В. С., имея призвание к медицине, избрал наиболее трудную для семинариста дорогу—поступление в Военно-медицинскую академию. Сдав при гимназии экзамен на аттестат зрелости, он в 1886 г. был принят в академию. Начиная с 3-го курса академии, В. С., плененный обликом известного врача-общественника проф. В. А. Манассеина, прозванного «живой совестью русского врача», посещал преимущественно клинику последнего, где, помимо чисто-клинических занятий, выполнил две научные работы. За одну из них автору присуждена была золотая медаль, за другую же—премия С. П. Боткина. Кроме учебной и научной работы в бытность свою студентом академии В. С. вел и литературную работу. Начав последнюю еще до поступления в академию, он в академии под влиянием проф. Манассеина стал постоянным сотрудником журнала «Врач». На студенческой же скамье им вместе с Сойкиным был основан известный журнал «Природа и Люди».

По окончании академии в 1891 г., В. С. был зачислен в группу врачей так наз. «профессорского-института» и, избрав своей специальностью акушерство и гинекологию, поступил ординатором в клинику проф. А. И. Лебедева. За время своей трехлетней ординатуры он написал 8 научных работ по различным вопросам акушерства и гинекологии. Одна из этих работ,—монография о саркомах яичника—доставила ее автору степень доктора медицины.

По окончании ординатуры, В. С. два года (1895 и 1896) провел в заграничной научной командировке на казенный счет. Во время этой командировки он посетил Германию, Австрию, Швейцарию, Францию, Англию, Бельгию, Голландию, Данию и Швецию. Главное внимание он обратил здесь на ознакомление с акушерско-гинекологическими п родственными им клиниками. Кроме того он успешно пополнил свои теоретические знания по эмбриологии, физиологии и бактериологии и произвел 5 специальных работ.

По возвращении из командировки, В. С. продолжал работать в клинике проф. Лебедева. В 1897 г. он получил здесь звание прив.- доцента и вскоре занял должность штатного доцента академии. В 1899 г. он снова отправился в заграничную командировку для ознакомления с акушерско - гинекологическими клиниками австрийских университетов. В 1900 г., 20 августа, В. С. был избран по конкурсу профессором Казанского университета по кафедре акушерства и женских болезней и директором Казанской акушерско-гинекологической клиники, а с начала 1900—1901 уч. года приступил к исполнению указанной должности.

Уже этот сухой перечень автобиографических фактов показывает, что В. С. в допрофессорский период своей деятельности обнаружил такие черты своей личности, которые выгодно выделяли его из среды остальных акушеров и гинекологов того времени.

К этим чертам прежде всего следует отнести глубокое знакомство с научными основами медицины вообще и своей специальности в частности, полученное им в Академии и во время заграничных командировок. Указанные черты личности В. С. необходимо дополнить еще такими его качествами, как 1) огромная энергия и работоспособность, 2) целеустремленность, добросовестность и аккуратность в работе, 3) внимательность к своим ученикам и пр.

Среди условии, благоприятствовших созданию школы проф. Груздева, помимо личных качеств основателя, немаловажную роль сыграла также особенность той эпохи в медицине вообще и в акушерстве и гинекологии в частности, в которую В. С. начал работать. В эту эпоху акушерство и в особенности гинекология 1) вышли в России из отсталого состояния на путь быстрого достижения того уровня развития, на котором они стояли в Западной Европе, и 2) стали перестраиваться на новых научных началах, добытых путем новых открытий в области бактериологии и патологической анатомии. Выделение гинекологии в России в самостоятельную дисциплину, создание целлюлярной патологии Вирховым, открытия Пастера и Листера, а также новое направление в практической гинекологии—хирургическое—открывали широкое поле для научной и клинической деятельности молодого образованного и энергичного профессора Груздева и позволили ему заложить фундамент своей школы.

Каковы же основные черты школы проф. Груздева, имеющей за собой уже 30-летний возраст? Получив основательную, современную теоретическую и клиническую подготовку, В. С. при вступлении на кафедру прежде всего наметил те пути, которыми, по его мнению, должно в дальнейшем идти развитие акушерства и гинекологии. Неуклонно, по этим путям развивалась деятельность учителя и его учеников, и пути эти являются основной чертой в характеристике школы Груздева. Эта черта заключается в том, что школа В. С. видела необходимое условие успехов гинекологии и акушерства, как практических отраслей медицины, в разработке научных основ этих дисциплин, а именно, анатомии, эмбриологии, гистологии, физиологии, патологии и бактериологии. При этом акушеры-гинекологи должны играть в этой разработке роль не простых зрителей, а активных участников, наряду с анатомами, гистологами, патологами, бактериологами и пр. Эта черта, являющаяся фундаментом школы Груздева, отчетливо выражена в ряде научных работ руководителя и его учеников. Не имея ни времени, ни места подтвердить эту основную черту школы проф. Груздева разбором всех работ учителя н его учеников, я продемонстрирую это ссылкой на работы монографического характера, выпущенные школой в качестве докторских диссертаций. Таких работ—10. Работы Тимофеева, Чукалова и Маненкова посвящены гистологическим и эмбриологическим темам. Работы Кадыгробова, Дьяконова, Горизонтова, Козлова и отчасти Кедровой ставят на видном месте разработку вопросов патологической анатомии. Работа Малиновского представляет собой фармако-физиологическое исследование. Работа Лейбчика —выясняет некоторые вопросы пато-физиологии.

Вторая черта школы Груздева заключается в том, что предметом своих научных исследований данная школа всегда ставила такие вопросы, которые являлись либо спорными в науке, либо мало освещенными в печати, причем трудность темы не останавливала ни руководителя, ни его учеников в поисках научной истины. В подтверждение этого положения сошлюсь на те же работы. Диссертации Кадыгробова, Кедровой и Дьяконова посвящены выяснению темных вопросов онкологии. Работа ныне покойного д-ра Кадыгробова, являющаяся первой диссертацией из школы Груздева, предметом своего изучения избрала эндотелиомы женского полового аппарата. Труд Кедровой представляет опыт изучения т. наз. гигантских опухолей женской половой сферы. Капитальная работа д-ра Дьяконова посвящена изучению ряда вопросов но отношению рака матки, самой жгучей темы тогдашней и современной гинекологии. Работы Горизонтова и Лейбчика касаются важной биологической и социальной проблемы—-туберкулеза. Из них первая посвящена очень важному, но в то время совершенно не изученному вопросу о вторичной бугорчатке женских половых органов, а вторая дает экспериментальное освещение вопроса о влиянии кастрации на течение туберкулеза. Экспериментальная работа д-ра Козлова, путем изучения влияния рентгеновских лучей на матку кроликов, пытается выяснить причину благоприятного терапевтического действия рентгенизации при фибромиомах матки. Исключительно трудное изыскание ныне покойного д-ра Тимофеева по спорному в то время вопросу о развитии желтого тела яичников человека подтвердило эпителиальную природу его и установило отношение между овуляцией и менструацией у женщины. Работа д-ра Чукалова затронула некоторые спорные вопросы в развитии влагалища женщины и позволила признать наиболее вероятным происхождение всего этого органа из Мюллеровых ходов. Работа д-ра Маненкова касается спорного вопроса о топографии к судьбе пароофорона и установливает персистенцию этого органа у взрослой женщины. Наконец, фармако-физиологическое исследование д-ра Малиновского, посвященное изучению влияния питуитрина на сокращения матки при родах, направлено к выяснению еще до сих пор нерешенного вопроса борьбы со слабостью маточных схваток.

Уже из приведенного выше краткого обзора основных работ школы выявляется одна черта ее,—это морфологическое направление в научно- исследовательской деятельности. И действительно, большинство указанных работ носят морфологический характер. Что касается методики научно-исследовательской работы, то школа Груздева пользовалась преимущественно также морфологическим методом, реже экспериментальным. Среди методов морфологического исследования здесь на первом плане стоят методы патолого-гистологические, гистологические, эмбриологические и бактериологические. Говоря о методике исследовательской работы школы, важно отметить, что последняя пользовалась всегда новейшими и наиболее точными методами исследования (метод токодинамометрический (Малиновский), метод пластической восковой и графической реконструкции (Маненков) и пр.).

Следующая черта школы Груздева—-это тесная связь научной и практической деятельности школы. Можно без преувеличения сказать, что темы большинства научных исследований школы были навеяны клиникой. Эта связь осуществлялась через клиническую лабораторию, которая являлась своего рода научно-исследовательским учреждением при клинике, и через созданный при ней патолого-анатомический музей. Содержание указанных выше работ демонстрирует эту связь.

Перейду теперь к изложению характерных черт клинической деятельности школы В. С.

Прежде всего укажу, что клиническая деятельность школы, благодаря постоянным заботам В. С. и ого учеников, была поставлена в условия, соответствовавшие современным требованиям хирургии и гинекологической техники.

Вторая черта—это хирургическое направление в клинической деятельности школы В. С., причем развитие этого направления шло под контролем принципов разумного хирургического консерватизма, указанных лучшими русскими хирургами того времени с Н. И. Пироговым во главе.

Далее, в клинической своей деятельности Казанская акушерско-гинекологическая школа строго проводила принцип научного обоснования всех клинически-важных вопросов. Под контролем научной разработки она подвергала критике старые методы, принципы и взгляды практической гинекологии, видоизменяла их, вводила новые и результаты своих исследований представила в ряде работ руководителя и учеников школы. При этом главное внимание обращалось на вопросы, выдвигаемые современным направлением в акушерстве и гинекологии и особенностями клинического материала.

Расцвет хирургического направления в гинекологии того времени, отразившись в деятельности школы Груздева, дал повод к разработке таких вопросов, как, напр., вопрос о промывании брюшной полости при чревосечениях (работа В. С. него покойного ученика д-ра Нагевича), о гедоналовом наркозе (д-р Болондзь), стерилизация шовного материала (Кривошеин), дезинфекция рук (Груздев, Лидский) и пр.

Среди вопросов, выдвинутых для научной разработки особенностями клинического материала, были опухоли, внематочная беременность, половые свищи и остеомаляция. Последние два заболевания особенно напоминали о себе в клинике, будучи печальной привилегией женщин-татарок. Естественно, что школа Груздева не могла пройти молча мимо этих страданий. В работах д-ров Малиновского и Козлова был подвергнут научной разработке вопрос о свищах, остеомаляция же послужила темой для исследований Ключевского и Палкина. Не мог уйти также от внимания школы всегда жгучий вопрос гинекологии—рациональная борьба с раком матки. Работы самого В. С. и его учеников Дьяконова, Тимофеева и Елина дали в этом вопросе большой и ценный материал. Наконец, тщательное патолого-анатомическое исследование почтя каждого операционного препарата, в особенности опухолей, позволило школе Груздева внести много ценного в русскую онкологию и причислило В. С. к числу немногих представителей последней.

Много проф. Груздев и его школа сделали и на поприще преподавательском. В. С. очень строго понимал долг преподавателя и стремился поставить на должную высоту преподавание своей дисциплины. Обладая незаурядными педагогическими способностями, он живо и в строгой последовательности излагал своим слушателям самое необходимое, новое и научно проверенное. Свои лекции он всегда старался сделать наиболее демонстративными. Для этой цели при клинике был организован учебный патолого-анатомический музей, собраны коллекции микроскопических препаратов, диапозитивов, фотографий и рисунков. Особое внимание обращала школа Груздева на практическую подготовку студентов, а именно, обучение правильному подходу к гинекологической больной, курирование больных, практические занятия по основным неоперативным методам гинекологической терапии, по консультации для беременных и пр. Завершением преподавательской деятельности школы В. С. явилось издание руководителем школы оригинального руководства по акушерству и гинекологии, обобщающего многолетний опыт автора и его школы.

Не осталась школа Груздева вдали и от общественной жизни. Здесь следует отметить литературную деятельность руководителя школы в специальных и популярных журналах, оживление им угасших вовремя революции Казанского об-ва врачей и „Казанского медицинского журнала“, участие в организации Поволжского врачебного съезда, председательство в ученом совете при Татнаркомздраве, участие в различных комиссиях при Наркомздраве и в организации Казанского клинического института для усовершенствования врачей. Эта склонность учителя к общественной работе нашла отражение и в деятельности его учеников.

В последние 5 лет своей деятельности В. С. и его школа неуклонно соблюдают свои основные принципы. По-прежнему клиническая работа идет под строгим контролем современных достижений науки и требований жизни. За это время руководителем и его учениками выпущено немало работ, касающихся внематочной беременности (Маненков, Тимофеев), истории эмбриологии и гинекологии (Груздев), современного положения вопроса об абдоминальном кесарском сечении (Груздев и Тимофеев), учения о послеродовой инфекции (Дьяконов и Тимофеев), хирургической стерилизации женщины (Груздев), злободневного вопроса о борьбе с распространением искусственного выкидыша (Груздев), заживления ран при местной инфильтрационной анэстезии (Маненков) и пр. Не чужды школе проф. Груздева и вопросы профилактики в гинекологии. Правда, специальных научных работ в этом направлении в трудах школы немного, но зато В. С., учитывая важность данного отдела в современной гинекологии, прорабатывает накопившийся в русской литературе относящийся сюда разрозненный материал для специальной главы своего руководства и тем заложит фундамент развитию деятельности своей школы в сторону изучения вопросов профилактики.

Остановлюсь теперь вкратце назначении школы проф. Груздева в развитии акушерства и гинекологии в России: 1) Из школы Груздева вышло свыше 200 научных работ, из которых 90 принадлежат перу самого В. С. 2) Тесно увязав научную свою деятельность с клинической, школа Груздева поставила практическую деятельность клиники на должную высоту. 3) Школа Груздева воспитала значительный кадр профессоров и прив.-доцентов акушерства и гинекологии, каковы: проф. Горизонтов (Томск), проф. Малиновский (раньше в Иркутске, теперь в Москве), проф. Занченко (раньше в Самаре, Иркутске, теперь в Ленинграде), проф. Тимофеев) (Казань), проф. Козлов (раньше в Омске, теперь в Казани), проф. Лейбчик (Омск), доцевт Софотѳров (Самара), прив.-доцент Чукалов (Н. Новгород) и прив.- доц. Маненков (Казань).

Итак, школа Груздева сделала многое для прогресса своей специальности. Создателем школы и его учениками положен большой труд, являющийся для них лучшей характеристикой. Этот труд принес ценные плоды для науки, учеников и страждущей женщины. Следовательно, долг учителя перед наукой, учениками и обществом с честью выполнен. Уже сознание этого является высшей наградой для руководителя-труженика науки. Но мы, ученики, не можем ограничиться этим. Мы должны еще раз поблагодарить своего руководителя за его трудную, но плодотворную деятельность и обещать здесь продолжить и развить его дело.

×

About the authors

P. V. Manenkova

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Priv.-assoc.

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Professor Victorin Sergeevich Gruzdev

Download (780KB)

© 1931 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies