Anthrax in the Saratov region

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

This report is the first publication about anthrax in the Saratov region.

Full Text

Настоящее сообщение является первой публикацией о сибирской язве в Саратовской области.

В нем содержится эпидемиологический анализ заболеваемости людей сибирской язвой за последние 20 лет — с 1948 г.

Всего за этот период зарегистрировано 171 заболевание людей сибирской язвой. Число заболеваний по годам представлено в табл. 1.

 

Таблица 1

Годы

1948

1949

1950

1951

1952

1953

1954

1955

1956

1957

1958

1959

1960

1961

1962

1963

1964

1965

1966

Всего

Число заболевших людей

35

13

5

20

17

11

6

8

И

6

2

3

6

6

6

6

10

171

 

Заболеваемость людей имеет явную тенденцию к снижению. Так, если с 1948 по 1957 г. зарегистрировано 132 заболевания (среднегодовой показатель— 13,2), то с 1958 по 1966 г.— 39 (среднегодовой показатель — 4,3). Сравнение динамики заболеваемости животных и людей показывает, что в годы наибольшей заболеваемости животных повышалась и заболеваемость людей. Так, максимальное число заболеваний людей и животных отмечалось в 1948—1953 гг. Резкое снижение заболеваемости животных, наступившее с 1954 г., сопровождалось значительным уменьшением заболеваемости людей. Когда же в 1961 — 1962 гг. заболеваемость животных снова возросла, одновременно увеличилась и заболеваемость людей. Правда, поскольку не всякое заболевание животных сопровождается заболеваниями людей и, с другой стороны, от одного животного могут заразиться несколько человек, зависимость между заболеваемостью людей и животных в отдельные годы нарушалась. Например, в 1952 г., когда заболело 64 животных, зарегистрировано 17 заболеваний людей, а в 1953 г., когда заболело 123 животных, наблюдалось И заболеваний людей.

В территориальном отношении наиболее неблагополучны по заболеваемости людей Пугачевский, Петровский, Перелюбский, Красно-Партизанский и Балаковский районы. Довольно значительная доля заболеваний (32—18,7%) приходится на города области, в первую очередь на Саратов (14 заболеваний).

С целью более углубленного анализа заболеваемости людей сибирской язвой мы собрали эпидемиологические данные о 113 заболеваниях.

Источниками инфекции при сибирской язве людей были исключительно сельскохозяйственные животные. Мы не наблюдали ни одного случая передачи инфекции от человека к человеку. Основным источником инфекции является крупный и мелкий рогатый скот (соответственно в 45,9 и 44,4% всех заболеваний), причем за последние десятилетия роль мелкого рогатого скота несколько увеличилась.

Основным фактором передачи инфекции от животных людям был прямой контакт с больными или павшими животными. Таким путем заразилось 70% всех заболевших, у которых удалось выявить пути передачи инфекции. На заражение через вторично инфицированные объекты (контактно-бытовой путь передачи инфекции) приходится 22,4% заболеваний людей. Непосредственное заражение от почвы наблюдалось в 5,5%, 2,2% заболеваний связано с алиментарными заражениями.

В табл. 2 приведен перечень обстоятельств, при которых происходило заражение людей.

 

Таблица 2

Факторы заражения

% заболевших

Уход за больными животными

2,2

Забой больных животных

45,6

Снятие шкур с павших животных

22,2

Переработка мясопродуктов от больных животных

13,3

Обработка шкур

3,3

Обработка шерсти

4,4

Заражение через изделия из шерсти

1,1

Заражения через пищу

2,2

Заражения от почвы

5,5

 

Таким образом, наиболее частыми факторами заражения людей были забой и снятие шкур с больных и павших животных, а также разделка мяса. В совокупности факторы, связанные с непосредственным контактом человека с сибиреязвенными животными, обусловили 81,1% всех заражений.

62,8% заболевших — мужчины. Дети заболевали сибирской язвой крайне редко, Дети до 10 лет составили 0,9% всех заболевших, лица в возрасте 11—20 лет — 3,6%, от 21 до 30 лет— 15,9%, от 31 до 40 лет — 21,2%, от 41 до 50 лет -29,2% и лица старше 50 лет —29,2%.

Такой возрастной состав заболевших не вызовет удивления, если учесть, что работы по убою скота, снятию шкур с животных и др. производятся, как правило, лицами среднего возраста и пожилыми.

В Саратовской области, как и в нашей стране в целом, в отличие от ФРГ, Англии и США, в последние годы сибирская язва потеряла профессиональный характер. Так, лишь 7,5% заболевших являются рабочими мясоперерабатывающих предприятий (так называемая промышленная профессиональная сибирская язва), причем эта группа представлена главным образом работниками мелких убойных пунктов. Основную часть заболевших — 78,4%—составили работники сельского хозяйства. Среди этой группы больных много владельцев сибиреязвенных животных. 27,4% заболевших были животноводами и зооветработниками. Эти заболевания могут быть отнесены к профессионально-сельскохозяйственным. Наконец 14,1% заболеваний связаны с бытовыми заражениями.

Летняя сезонность сибирской язвы у людей еще более четко выражена, чем у животных. На июль — август пришлось 60,4% годовой заболеваемости. В 82% очагов было по одному больному, в 12,8% —по 2, в остальных 5,2% —по 3 и более заболевших. Максимальное число заболевших в одном очаге — 8.

С клинической точки зрения сибирская язва у людей в Саратовской области характеризуется резким преобладанием кожных форм—97,3% (в 64,6% pustula maligna локализовалась на кистях и предплечьях, в 24% —на лице и шее, в 7,4% — на ногах, в 4% —на других частях тела). Лишь в 0,9% заболевания протекали с клиникой кишечной формы и 1,8% приходилось на первично септическую форму. Вторичный сепсис наблюдался в 9,9%. Вторичносептические формы встречались преимущественно в тот период, когда для лечения сибирской язвы не применялись антибиотики. Общий показатель летальности за последнее десятилетие снизился с 12 до 7,5%.

Наибольший интерес по своей массивности представляют два очага, где заболевания были связаны с разделкой мяса. В первом случае в с. Перелюб в августе 1948 г. на выпасах был вынужденно забит бык. Ветеринарный фельдшер не распознал сибирскую язву и разрешил употребить мясо животного в пищу. В ближайшие 4 дня среди членов 15 семей, которые покупали мясо этого животного, возникло 8 заболеваний кожной формой сибирской язвы. Все заболевшие выздоровели. Среди больных был и сам незадачливый ветфельдшер.

В г. Балашове с 3 по 10 августа 1966 г. у 4 лиц была диагностирована кожная форма сибирской язвы. Заражение произошло от мяса вынужденно забитой коровы, доставленного из Волгоградской области. В ветеринарном свидетельстве, предъявленном на мясоконтрольный пункт, не было указано о вынужденном забое, а при осмотре туши не возникло подозрений. Мясо было распродано на рынке 26 и 27 июля. 3 августа стало известно, что проживающие в Волгоградской области владелец животного и 2 лица, участвовавших в забое, заболели кожной формой сибирской язвы. Среди 4 человек, заболевших в Балашове,— рубщик мяса на рынке, 2 домохозяйки, покупавшие это мясо, и слесарь-сантехник, у которого установить контакт с мясом при обследовании не удалось. Несмотря на то, что мясо больного животного употребляло в пищу большое число людей, ни одного заболевания кишечной формой не было.

Анализ заболеваемости сибирской язвой указывает, что наиболее рациональным методом предупреждения сибирской язвы у людей является борьба с источником инфекции, т. е. ветеринарные мероприятия.

В свою очередь наиболее действенным методом снижения заболеваемости животных являются профилактические прививки. Именно улучшением прививочной работы (более ранний и более широкий охват животных иммунизацией, улучшение прививочного препарата — введение вакцин СТИ и ГКНИ) удалось добиться существенного снижения заболеваемости животных (за последние 20 лет — в 3 раза).

Учитывая возможность длительного выживания возбудителя во внешней среде (в почве), следует усилить меры по оздоровлению почв. Хотя в последние годы и отказались от захоронения туш сибиреязвенных животных, но на территории области сохранилось очень много старых скотомогильников, представляющих потенциальную опасность. Более того, ветеринарной службой не налажен исчерпывающий учет всех мест захоронения и прирезки сибиреязвенных животных. Этот дефект в определенной степени может быть восполнен путем анализа архивных материалов, опроса старожилов и т. д. Видимо, в ближайшие годы потребуется кропотливая работа по выявлению участков зараженных почв.

Что касается медицинских мероприятий, то они заключались в основном в специфической иммунизации —пассивной и активной. Для пассивной иммунизации применяли сыворотку, а в последние 3 года — гаммаглобулин. Однако, по нашим наблюдениям, не представляют большой редкости заболевания лиц, подвергшихся серопрофилактике. Прививки вакциной СТИ профессиональных контингентов проводятся ежегодно. За последние 11 лет было вакцинировано и ревакцинировано 35 272 чел. Можно- думать, что прививки профессиональных контингентов явились одним из факторов резкого снижения удельного веса так называемой профессионально-промышленной сибирской язвы.

Труднее рассчитывать на эффект вакцинопрофилактики в отношении профессионально-сельскохозяйственных и особенно бытовых путей заражения сибирской язвой ввиду большого числа стационарно неблагополучных населенных пунктов и очень большого числа лиц, контактирующих с сельскохозяйственными животными.

×

About the authors

A. V. Elkina

Institute "Microbe"; Saratov Regional Power Plant; Saratov Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Saratov; Saratov; Saratov

L. A. Abramson

Institute "Microbe"; Saratov Regional Power Plant; Saratov Medical Institute

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Saratov; Saratov; Saratov

D. I. Drankin

Institute "Microbe"; Saratov Regional Power Plant; Saratov Medical Institute

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Saratov; Saratov; Saratov

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1969 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies