The role of pharmaceutical information

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Currently, almost all developed countries are experiencing significant growth in the pharmaceutical market. There are more than 10 thousand pharmaceutical companies involved in the production of drugs.

Full Text

В настоящее время почти во всех развитых странах наблюдается значительный рост фармацевтического рынка. Существует более 10 тысяч фармацевтических компаний, занятых производством лекарственных препаратов.

По мнению экспертов ВОЗ, практически во всех странах мира увеличилось потребление лекарственных средств. Так, в Северной Америке и Японии оно возросло более чем в 3 раза, в Западной Европе — в 2 раза, в Восточной Европе и Латинской Америке — в 1,5 раза. Несмотря на активную пропаганду против самолечения и его последствий, согласно прогнозам развития фармацевтической практики США, в XXI веке ожидается увеличение доли безрецептурного потребления лекарственных препаратов. Все эти тенденции характерны и для формирующего отечественного фармацевтического рынка, росту которого во многом способствует и то, что изменяется централизованная система лекарственного обеспечения и фармацевтические компании получили возможность самостоятельного выхода на фармацевтический рынок. Сокращается привычный арсенал лекарственных средств, и на отечественном рынке появляется большое количество новых зарубежных препаратов.

Однако, по данным сборного перечня международных непатентованных наименований фармацевтических веществ, на рынке существуют десятки тысяч лекарственных средств, многие из которых идентичны или весьма схожи по терапевтическому эффекту, но продаются под различными наименованиями. Нередко отмечаются факты продаж фармацевтическими компаниями опасных для здоровья людей медикаментов, многие из которых после их запрета в одной стране реализуются в другой. Создается ситуация, при которой терапевтический выбор определяется, скорее, «напористостью» рекламы, а не объективными данными. Все это повышает значимость службы фармацевтической информации и требует от нее высокого профессионализма и обязательного соблюдения национального законодательства.

В ряде зарубежных стран распространением информации о лекарственных средствах занимаются в основном фирмы-производители, при этом в цену препарата сразу же включают затраты на научно-информационную работу, которые составляют примерно 11—15% от оптовой цены.

В нашей стране сбор и распространение информации о лекарственных средствах традиционно возложены на аптечную службу. Эта работа проводится в трех направлениях: информация для медицинских работников, для фармацевтов и для населения. Однако в современных условиях перехода экономики на рыночные отношения необходимо шире привлекать к информационной работе заводы-производители и фирмы-посредники. Врачи должны обращать особое внимание на информацию о лекарственных средствах, проявляя большую заинтересованность, что особенно важно в условиях внедрения системы медицинского страхования.

Существуют различные методы и формы организации информационной работы. Тем не менее необходимо дальнейшее совершенствование этого вида деятельности. Изучение потребности в информации о лекарственных средствах среди различных групп потребителей, проведенное в 1993— 1994 гг. на базе аптечных и лечебных учреждений г. Казани, показало, что почти 60% опрошенных медицинских работников основным источником информации о лекарственных средствах считают сообщения провизоров из прикрепленных аптек. Вместе с тем на вопрос: «В достаточном ли объеме Вы получаете информацию о лекарственных средствах?» — отрицательно ответили 100% опрошенных врачей, 96% аптечных работников и 69% населения. Это свидетельствует о явно неудовлетворительной информационной работе, особенно для специалистов, о дефиците литературы, освещающей вопросы клинической фармакологии и лекарственной терапии.

На вопрос: «Удовлетворяет ли Вас качество получаемой фармацевтической информации?» — более 70% опрошенных специалистов ответили отрицательно. Врачами и провизорами справедливо ставится вопрос о повышении оперативности поступления информационных изданий. Необходимо создание автоматизированных банков данных о лекарственных средствах, включающих экспертные системы на основе реферирования научных клинических медицинских журналов, книг, монографий. Требуется адресная информация: сведения о предприятиях-производителях лекарственных препаратов, товарном ассортименте предприятий, ценах, качестве препаратов и др.

Органы фармацевтической информации должны принимать активное участие в насыщении рынка информационными товарами и услугами. Так, подготовку информационных материалов для врачей и специалистов нужно вести в двух направлениях. Первое — это широкое информирование специалистов о том, какие лекарственные средства зарегистрированы и разрешены к медицинскому применению, какие государственные закупки (поставки) медикаментов осуществлены или будут произведены в ближайшее время, каких препаратов не хватает и чем их можно заменить. Такая информация должна быть общедоступной и публиковать ее необходимо в возможно большем количестве изданий. Второе — это подготовка более глубокой научной информации о клинических особенностях применения препаратов, их фармакологических свойствах, что требуется медицинским работникам.

Особенно важны для ориентации врачей публикации профессионально составленных материалов, где бы информация о новых препаратах давалась в сравнении с уже имеющимися и хорошо известными лекарственными средствами.

Особую актуальность сейчас приобретает внешне информационная и внешнеэкономическая деятельность органов фармацевтической информации. Незнание нашего информационного и товарного рынков лекарственных средств и их конъюнктурных, экономических и правовых условий создает большие трудности для зарубежных предпринимателей. Поэтому весьма перспективны следующие направления деятельности: создание совместных предприятий в области информационной работы, лекарствоведения, презентации зарубежных фирм, приглашения зарубежных специалистов для обучения наших работников, проведение совместных семинаров и конференций, подготовка аналитической информации о различных аспектах лекарственных средств для зарубежных фирм, совместная реклама и маркетинговые исследования.

Формирование современного фармацевтического рынка в нашей стране невозможно без действенной системы информации, выгодной и производителю, и продавцу, и покупателю.

×

About the authors

T. I. Nuzhnova

Kazan Medical University; Republican Center for Pharmaceutical Information

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Organization and Economics of Pharmacy

Russian Federation, Kazan; Kazan

N. I. Kaznacheeva

Kazan Medical University; Republican Center for Pharmaceutical Information

Email: info@eco-vector.com

Department of Organization and Economics of Pharmacy

Russian Federation, Kazan; Kazan

N. N. Kozlova

Kazan Medical University; Republican Center for Pharmaceutical Information

Email: info@eco-vector.com

Department of Organization and Economics of Pharmacy

Russian Federation, Kazan; Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1995 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies