Demographic tendencies and public health state in the Samara region

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The important aspects of the public health state as well as the problems of the public health services of the region are considered. The possible directions of the development of the public health services are well-founded.

Full Text

Демографические тенденции и состояние здоровья населения Самарской Области1

Планирование развития любого региона немыслимо без глубокой демографической экспертизы. К сожалению, в области до сих пор медико-демографические тенденции изучаются бессистемно и поверхностно. Нынешняя медико-демографическая ситуация характеризуется прежде всего резким снижением рождаемости, которое не может быть компенсировано миграционными процессами. Положение усугубляется тем, что на фоне снижения частоты родов растет доля патологических родов, увеличивается число детей, рожденных вне брака (а каждый пятый такой ребенок — больной-хроник), а также нуждающихся по состоянию здоровья в регулярном наблюдении врачей, создании специальных групп в детских дошкольных и школьных учреждениях.

Наряду с падением рождаемости отмечается выраженное постарение населения. Люди старше трудоспособного возраста составляют уже сейчас в области около 20%, причем процесс постарения быстро прогрессирует и, как правило, сопровождается ростом числа одиноких престарелых людей. 52% лиц старше 60 лет в браке не состоят; каждый третий из этой категории проживает самостоятельно, причем 15% из них не имеют близких родственников.

Конечно, роль организаций, осуществляющих медико-социальную помощь усиливается, однако речь должна вестись не только о строительстве новых домов-интернатов. Например, пожилые люди охотнее бы пользовались сезонными видами медико-социальной помощи: незагруженными в осенне-зимнем сезоне профилакториями, домами отдыха, базами труда и отдыха, пионерскими лагерями и т. д. В городах есть смысл в организации так называемых «детсадов», где пожилые люди за умеренную плату (ее могут вносить предприятия, органы социального обеспечения, родственники) могут находиться в них днем, получать нормальное питание, уход и медицинское обслуживание, а вечера проводить в домашней обстановке.

Актуальна и проблема рационального расселения пожилых людей в городах. Целесообразно еще до выхода на пенсию узнать у будущих пенсионеров, хотят ли они поменять жилье. Это касается не только смены этажа, если лет лифта, но и переезда в район проживания детей или других родственников (или переселения родственников в район, где живет пенсионер). Если даже для этого создать специальную службу, то она окупится, так как проживание в одном районе престарелых людей и их родственников разрешит многие проблемы по организации дорогостоящей медико-социальной помощи, то есть даст экономическую выгоду.

Не менее важно привлечение пенсионеров к посильному труду, отказ от которого является «общественным расточительством». Плановое создание рабочих мест для ветеранов, соответствующая их переподготовка — задача, вполне выполнимая для многих предприятий и организаций. Привлечение пенсионеров к труду имеет экономический эффект не только потому, что стоимость произведенной продукции превышает затраты на пенсии и заработную плату, но и за счет немалой экономии на медицинской помощи, так как работающие пенсионеры значительно реже пользуются больничными листами, чем их более молодые коллеги.

Состояние здоровья населения характеризуется и показателями смертности. Если рост общей смертности можно еще как-то объяснить постарением населения, то высокая смертность трудоспособного населения настораживает. Среди всех умерших лица трудоспособного возраста составляют 24%, причем смертность мужчин в несколько раз выше, чем женщин. В структуре смертности трудоспособного населения видное место занимает скоропостижная смерть от травм и острых заболеваний, среди которых 45% случаев являются предотвратимыми и зависят от своевременной и качественной медицинской помощи. Поэтому намного возрастает роль скорой медицинской помощи, оценивать деятельность которой следует не по числу выполненных вызовов, а по показателям скоропостижной смертности.

Более 5% трудоспособного населения ежегодно становятся инвалидами. Ежегодно 8—12 дней каждый из работающих не выходит на работу из-за болезней и травм. Все это наносит огромный экономический ущерб, который складывается из недоданной продукции, затрат на выплату пособий и на лечение. Из-за заболеваемости с временной утратой трудоспособности предприятия и организации теряют 4—5% рабочего времени.

Сейчас несколько уменьшилась заболеваемость по обращаемости, особенно на приватизированных предприятиях, применяющих арендные формы, бригадный подряд, но это не означает, что здоровье работников улучшилось. Идет процесс накопления хронической патологии, что приведет буквально через несколько лет к росту заболеваемости и инвалидности.

Положение усугубляется тем, что администрация и владельцы фирм не несут никакой ответственности за состояние здоровья своих работников, даже Закон о медицинском страховании предусматривает лишь уплату страховых взносов. Не учитывается нигде и то, что лечебные учреждения при повышенной заболеваемости несут дополнительные расходы, которые никто не компенсирует. Значит, необходимо предусмотреть такой порядок, при котором предприятия и учреждения, где заболеваемость превышает контрольные показатели, будут перечислять в фонд здравоохранения или непосредственно в лечебные учреждения суммы, компенсирующие расходы больниц.

Требует своего пересмотра и тактика работы лечебных учреждений. Уже сегодня можно подумать об организации этапного лечения больных — в поликлиниках, больницах, санаториях-профилакториях, санаториях. При этом повысится эффективность лечения и снизится средняя длительность пребывания на больничном листе, что будет иметь значительный экономический эффект. Конечно, при этом должна измениться организация лечения, которое не должно зависеть от амбиций различных ведомств, поскольку оно предусматривает экономическую выгоду всему обществу.

В настоящее время требуется осторожный подход к реализации Закона о медицинском страховании, ибо заложенное в нем изменение финансирования лечебных учреждений не изменит состояния здоровья населения. Более того, оплата страховыми организациями за каждую медицинскую услугу приведет к тому, что медики будут заинтересованы в дорогостоящих операциях и манипуляциях, в росте заболеваемости, в свертывании профилактической работы, поделят больных на «выгодных» и «невыгодных».

Нужно избежать непродуманного массового перехода на систему семейных врачей и отказа от врачей узких специальностей в поликлиниках, так как невозможно, во-первых, подготовить семейных врачей на краткосрочных курсах за 4—6 месяцев, а во-вторых, постарение населения обусловливает выраженную потребность именно в специализированной врачебной помощи (офтальмологической, неврологической, урологической, эндокринологической и т. п.).

Появление многочисленных посредников в лице работников страхового фонда и страховых организаций в условиях, когда дефицит ресурсов здравоохранения в периоде кризиса требует во многих вопросах не децентрализации, а, наоборот, концентрации средств и усилий, лишь отвлечет значительные средства. Добровольное же страхование практически не сможет охватить старшее поколение и хронических больных, так как это крайне невыгодно страховым фирмам. Вот почему добровольное страхование развивается за счет коллективного страхования работников предприятий, и это является узаконенным способом перевода безналичных средств в наличные с выплатой дополнительных средств работникам, при этом предприятия не выплачивают значительные суммы налогов. В то же время возвратность страховых взносов в случае необращения к врачам может привести к накоплению у работников хронической патологии.

При организации новых платных больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений, ориентированных на состоятельных людей, на базе этих учреждений необходимо предусмотреть отделения для пенсионеров и малоимущих, претворяя в жизнь страховой принцип: «богатый платит за бедного».

1 Расходы на публикацию данной статьи частично возмещены путем постраничной оплаты.

×

About the authors

I. A. Gekht

Volga Territorial Medical Association of the Samara Region

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Samara

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1994 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies