Clinicophysiologic characteristics of patients with traumatic injury of brain in a distant period

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Five principal cliniconeurologic syndromes: cerebralofocal, hypothalamotruncal, hypertensiona- lohydrocephalic, asthenoneurotic, epileptic are distinguished. The manifestation of syndromes depended on the nature, localization and remoteness of the trauma. The disorder of the main nervous processes such as force, lability, mobility, concentration is revealed in these patients. The data obtained permit finding a true methodical approach to the treatment of patients with traumatic injury of brain.

Full Text

В последние годы наблюдается рост числа больных с травматическим поражением головного мозга. От 30 до 50% пострадавших вынуждены менять профессию или переходить на другую работу [1, 6]. Поэтому диагностика разнообразных психофизиологических и клинико-неврологических расстройств при травматическом поражении головного мозга имеет особое значение для разработки целенаправленна терапии и решения вопросов социальной и трудовой реабилитации пострадавших данной категории.

Цель настоящего исследования состояла в выявлении особенностей психофизиологического и клинико-физиологического течения основных неврологических синдромов, возникающих у больных с травматическим поражением головного мозга в отдаленном периоде.

При динамическом электрофизиологическом и психофизиологическом обследовании 338 больных выявлены клинико-физиологические особенности травматического поражения головного мозга. 186 больным были проведены электроэнцефалография (ЭЭГ) и эхо- энцефалография (ЭХО-ЭГ), 68 — обследованы психологическими и психофизиологическими методами. У 171 больного была тяжелая изолированная черепно-мозговая травма, у 167 — тяжелая сочетанная. Больные осмотрены через 2, 4—5, 8—10 лет после травмы.

ЭЭГ регистрировали на 8-канальном элекгроэнцефалографе фирмы «Медикор», записывая электродами- мостиками и используя биполярный способ отведения биотоков. Из функциональных нагрузок применяли открывание-закрывание глаз, гипервентиляцию в течение 2 минут. ЭХО-ЭГ осуществляли с помощью эхоэнцефалоскопа (ЭХО-11). Клиническую характеристику психических расстройств оценивали по пиктограммам, корректурным пробам [5]. На приборе «Интеграл», разработанном в Казанском университете, изучали силу, подвижность, лабильность и концентрированность нервной системы [3].

Достоинством использованных методов является их совершенная безопасность для больного, возможность получить объективную информацию за короткий срок, отсутствие противопоказаний к применению, возможность многократных измерений. Перечисленные диагностические методы позволили нам объективизировать состояние больного при посттравматическом поражении головного мозга, определить выраженность нарушений в органах и системах организма, которые вовлечены в патологический процесс.

Психологическое и психофизиологическое обследование выявило интеллектуально-мнестические нарушения (затруднение запоминания, анализа новых представлений), замедление течения психических процессов (инертность, концентрированность, обстоятельность мышления, неспособность отделить главное от второстепенного), нарушение внимания (быстрая истощаемость, снижение темпа речи, снижение подвижности, направленности и силы внимания), расстройство речи (замедление темпа речи, снижение словарного запаса).

Данные психофизиологических исследований функционального состояния зрительного анализатора показали, что у значительного числа больных (75%) наблюдалось снижение силы возбудительных процессов с явлениями истощения. Скорость сенсомоторной реакции на раздражитель максимальной интенсивности в 54% случаев была резко сниженной; наблюдалось значительное увеличение латентного периода времени реакции. У 42% больных латентный период времени двигательной реакции был в пределах нормы. Наиболее короткие латентные периоды сенсомоторной реакции отмечались у 63% больных на раздражители минимальной интенсивности ввиду высокой возбудимости нервной системы. Кроме того, констатированы значительное снижение показателей лабильности (79%) и подвижности (87%), а также повышение концентрированности (70,8%) нервных процессов.

Иные результаты были получены при исследовании функционального состояния слухового анализатора. При действии раздражителя максимальной интенсивности отсутствовала связь между типом нервной системы и временем реакции. У 58% больных имело 402 место удлинение латентного периода сенсомоторной реакции. Выявлено снижение показателей подвижности (70,8%) и концентрированности (58%) нервных процессов. Не справлялись с заданием по переделке сигнальных значений 33% больных с поражением преимущественно левой височной области.

Таким образом, у больных с посттравматическим поражением головного мозга имеются значительные нарушения силы, лабильности подвижности, концентрированности нервных процессов. При клиническом обследовании этих же больных выделено 5 основных клинико-неврологических синдромов: церебрально-очаговый, гипоталамо-стволовый, гипертензионно-гидроцефальный, астеноневротический, эпилептический. У больных, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму, в отдаленном периоде наиболее частым являлся гипоталамо- стволовой синдром (30,8%) в виде нейровегетативных и нейроэндокринных проявлений [2, 4]. У большинства больных с гипоталамо-стволовым синдромом на ЭЭГ обнаружены умеренно пораженные общемозговые изменения биоэлектрической активности с наличием стволовых, генерализованных пароксизмов заостренных альфа- и острых волн. В основном гипоталамо- стволовой синдром проявлялся у больных с поражением базальных отделов головного мозга и возникал в основном у женщин, получивших травму в юношеском и пожилом возрасте.

Церебрально-очаговый синдром был преимущественно у больных с очагами размозжения головного мозга конвекситальной области (у 16,9%) и характеризовался клиникой поражения черепно-мозговых нервов, изменениями в двигательной и рефлекторной сферах в виде пирамидной недостаточности различной степени. С увеличением давности травмы отмечалось уменьшение выраженности очаговых церебральных симптомов. На ЭЭГ на фоне диффузной десинхронизации биотоков часто выявлялся очаг патологической медленной активности. При ЭХО-ЭГ исследовании у этих больных определялась межполушарная асимметрия с разным количеством отраженных сигналов на стороне очага ушиба — размозжения головного мозга.

При травматическом поражении головного мозга всегда в той или иной степени имеют место нарушения ликвороциркуляции вследствие субарахноидальных кровоизлияний, нарушений абсорбции и реабсорбции ликвора, что способствует возникновению гипертензионно-гидроцефального синдрома. Этот синдром был выявлен у 14% больных в первые два года и имел тенденцию к регрессу к 8— 10 годам после травмы. Клинически он характеризовался периодически возникающими головными болями распирающего характера, нередко с тошнотой и рвотой на фоне эмоциональных и сосудистых расстройств. На ЭЭГ регистрировалась дезорганизация биотоков с наличием выраженной медленной активности частотой 1,5 — 2 кол./с по всем отведениям. На ЭХО-ЭГ наблюдались расщепление и расширение срединного комплекса до 7 мм, а в ряде случаев — до 12—16 мм, отраженного от третьего желудочка и с выраженными импульсами от боковых желудочков.

Астеноневротический синдром был обнаружен у 18,1% обследованных и проявлялся снижением памяти, внимания, работоспособности, быстрой утомляемостью и раздражительностью. Синдром возникал в различные сроки после травмы и имел тенденцию к прогрессированию. На ЭЭГ наблюдалась диффузная ирритация корковых клеток в виде низкоамплитудных медленных волн.

Эпилептический синдром диагностирован у 20% больных. У 14% пациентов отмечались генерализованные судорожные припадки, у 6 — судороги Джексоновского типа. У большинства больных посттравматическая эпилеп- выявлялась электроэнцефалографически в виде фокальных эпикомплексов (острая — медленная волна), преимущественно в передних отделах головного мозга, и незначительными общемозговыми нарушениями биоэлектрической активности.

Обследование больных с изолированной черепно-мозговой травмой в отдаленном периоде (до 2 лет) показало преобладание гипоталамостволового и эпилептического синдромов, а при давности в 8—10 лет — гипоталамогстволового и астеноневротического. С увеличением времени, прошедшего после травмы, происходило уменьшение выраженности очаговой неврологической симптоматики с нарастанием нарушений в психоэмоциональной сфере.

С учетом изложенного выше проведено восстановительное лечение 102 больных. Клинически состояние улучшилось в 94% случаев. Средние сроки лечения составили 53,5 дня. Койкодень в стационаре сокращен на 8 дней. Изменена группа инвалидности со II на III у 8 больных; у 14 пациентов инвалидность снята.

Выводы

  1. При клинико-неврологическом и электрофизиологическом обследовании больных в отдаленном периоде травматического поражения головного мозга выделено пять основных синдромов: церебрально-очаговый, гипоталамо-стволовой, гипертензионно-гидроцефальный, астеноневротический, эпилептический.
  2. Доминирование и выраженность какого-либо синдрома находятся в зависимости от характера, локализации и давности травматического поражения головного мозга.
  3. Данные, полученные при клинико-неврологическом, психофизиологическом, электрофизиологическом обследовании больных с травматическим поражением головного мозга в отдаленном периоде, позволяют выработать правильный методический подход к лечению и реабилитации пострадавших этой категории.
×

About the authors

V. E. Krylov

Kazan branch of the All-Union Kurgan Scientific Center "Restorative Traumatology and Orthopedics"

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

T. G. Falina

Kazan branch of the All-Union Kurgan Scientific Center "Restorative Traumatology and Orthopedics"

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

S. T. Zyangirova

Kazan branch of the All-Union Kurgan Scientific Center "Restorative Traumatology and Orthopedics"

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1991 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies