On the 50th anniversary of the death of Karl Marx

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

50 years of the era of imperialism and proletarian revolutions separate us from the day when the heart of the greatest thinker, revolutionary and leader of the international labor movement Karl Marx stopped beating. During these half centuries, in front of the generation of people living now, day after day, a general test of Marx's teachings took place: Marxism confirmed the strength and depth of its analysis of the historical forecast on the constantly aggravating contradictions of the capitalist economy, the laws of which were discovered by Marx, in the class battles of the proletariat and the oppressed masses against their own exploiters, in the victorious proletarian revolution and the world-wide historical successes of the five-year plan for building socialism in one-sixth of the globe, in the USSR.

Full Text

50 лет эпохи империализма и пролетарских революций отделяютнас от того дня, когда перестало биться сердце величайшего мыслителя, революционера и вождя международного рабочего движения Карла Маркса. За эти полвека на глазах живущего сейчас поколения людей изо дня в день происходила генеральная проверка учения Маркса: марксизм подтверждал силу и глубину своего анализа исторического прогноза на непрерывно обостряющихся противоречиях капиталистической экономики, законы которой были открыты Марксом, в классовых боях пролетариата и угнетенных масс против своих эксплоататоров, в победоносной пролетарской революции ивсемирно исторических успехах пятилетнего плана строительства социализма на одной шестой части земного шара, в СССР.

Марксизм за эти годы оказался такой именно теорией, которая, овладев миллионами, стала в руках пролетариата могущественнейшей материальной силой, преобразующей мир. „Учение Маркса всесильно, потому чтооно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой защитой буржуазного гнета. Оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкойй философии, английской политической экономии, французского социализма" (Ленин.Соч.,т. XVI, стр. 349).

 

В чем же секрет этого исключительного могущества учения Маркса,несравнимого ни с какой силой в истории общественной жизни людей? Ответ на этот вопрос в чрезвычайно простой, ясной форме по существу дан тов. Сталиным в речи на съезде колхозников ударников(19 февр. 1933 г.). Говоря об Октябрьской революции, как первой и необходимой предпосылке перехода на новый, социалистический путь развития, тов. Сталин указал, что до сих пор история народовбыла историей угнетения, эксплуатации человека человеком. „Сменялась одна форма эксплуатации трудящихся другой формой эксплуатации, но сама эксплуатация оставалась. Сменялись одни эксплуататоры и угнетатели другими, но сами эксплуататоры и угнетатели оставались". (Сталин). Вся история человечества есть в то же время история стремлений угнетенных масс к освобождению от рабства, в какуюбы форму это рабство ни облекалось, история непрекращающейся классовой борьбы и народных революций. Однако, все эти революции, по выражению т. Сталина, были „однобокими", они меняли толькоформу угнетения трудящихся, давая на каждой следующей ступениисторического развития все более утонченные способы закабаления трудящихся масс. И только гений Маркса, на основе глубочайшего анализа законов капиталистической экономики, с неумолимой ясностьюи непреложностью указал пути окончательного и бесповоротногоискоренения всякой эксплуатации, пути уничтожения классов и революционного переустройства общества. В умы и руки многомиллионных трудящихся масс, борющихся за свое освобождение, гений Маркса вложил самое сильное оружие, делающее их непобедимыми, то, чегоне хватало до сих пор—революционную теорию, обоснованную научным исследованием законов развития человеческого общества,—теорию,не только объясняющую мир, но указывающую пути и средства, какэтот мир изменить.

Основной стержень марксизма составляет учение о диктатуре пролетариата. Маркс доказал, что капитализм является исторически преходящей общественной формой, не вечной, разумной категорией, как это старались представить буржуазные ученые и философы, а глубокопротиворечивой формой общественной жизни, таящейвнутри себя источники своей же гибели. В „Капитале“, произведении Маркса,о котором Энгельс сказал, что „с тех пор, как на земле существуют капиталисты и рабочие, не было ни одной книги,которая имела бы такое значение для рабочих“, Маркс сумел под мистической оболочкой товара, этой простейшей клеточки капитализма, раскрыть истинные отношения между людьми в капиталистическом производстве и показать на гениальном анализе прибавочной стоимости природу и механизм капиталистической эксплоатации.Раскрывая шаг за шагом закон движения капитализма, Маркс развернул перед рабочим классом историческую миссию уничтожения капитализма и замены его социалистическим строем, свободным от какой бы то ни было эксплуатации. В блестящем анализе всеобщегозакона капиталистического накопления Маркс с необычайнойяркостью дал картину нарастающих противоречий между рабочимклассом и буржуазией. „Наряду с постоянным уменьшением числамагнатов капитала, которые узурпируют и монополизируют все выгодыэтого процесса переворота (речь идет об использовании капиталистамиданных науки и технических усовершенствований.—Т. Э.), растет масса нищеты, гнета, порабощения, вырождения и эксплуатации, но вместе с тем растет и возмущение рабочего класса, непрерывно увеличивающегося, вышколенного, объединенного самым механизмом капиталистического процесса производства. Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вместе с неюи благодаря ей достиг расцвета. Централизация средств производстваи обобществления труда достигают уровня, при котором они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Последняяразрывается. Бьет час капиталистической частной собственности.Экспроприаторов „экспроприируют" (Маркс. „Капитал“, т. I, 1928,стр. 613).

Эта экспроприация „узурпаторов" осуществляется далеко не мирным способом: капитализм противопоставляет отчаянную борьбу засохранение своего господства. Пролетариат может достичь своейцели только через победоносную пролетарскую революцию, черезгражданскую войну, в которой он беспощадно подавляет сопротивление эксплуататорских классов. Завоевав власть, пролетариат безжалостно ломает бюрократическую машину буржуазного государства иустанавливает железную диктатуру пролетарской власти. Диктатура нужна пролетариату, как первое и необходимое условие сохранениясвоих завоеваний и успешного революционного преобразования общества, последовательного искоренения экономических основ эксплуатации человека человеком. „Покуда еще существуют другие классы,в особенности класс капиталистический, покуда пролетариат с нимборется (ибо с приходом его к власти не исчезают еще его враги,не исчезает старый общественный строй), он должен применятьсредства насилия, так как насилие — средство для управления; еслион сам еще остается классом и если бы исчезли еще экономическиеусловия, на которых основывается классовая борьба, т. е. существование классов, они должны быть насильственно устранены и преобразованы, процесс их преобразования должен быть насильственно ускорен“ (Маркс. „Бакунин. Государственность и анархия“. Летописи марксизма. Вып. II, стр. 93).

Маркс прекрасно понимал, что пролетариат может добиться выполнения своей исторической миссии при одном только условии,если он создаст мощную партию, бесстрашный авангард, вооруженный революционной теорией, владеющий стратегией и тактикойклассовой борьбы. Поэтому еще в „Коммунистическом Манифесте“(1848 г.) Маркс и Энгельс выдвинули идею организации революционной пролетарской партии, „самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед части“ рабочего класса, руководящей революционной борьбой пролетариата. Вся последующая деятельность Маркса была не только неутомимой деятельностью гениальноготеоретика пролетарской революции, но и непосредственного практического участника в повседневной борьбе пролетариата, создателяруководящего штаба рабочего движения—партии коммунистов. Маркс был организатором и вождем „Союза коммунистов“, ему же принадлежит заслуга создания I Интернационала, первого международногооварищества рабочих, поставившего на своем знамени революционныйштурм устоев капиталистического общества. Со всею революционнойстрастью Маркс боролся за чистоту своего учения, беспощадно разоблачая мелкобуржуазные, сектантские и другие классововраждебныетечения (прудонизм, бакунизм, лассальянство и др.), сбивавшие рабочее движение в сторону от единственно правильного пути революционной борьбы.

С энтузиазмом воспринял Маркс героическую борьбу Парижской Коммуны, видя в ней пролог будущего пролетарского государства. Критикуя ошибки Парижской Коммуны, Маркс учил международный пролетариат урокам этого первого опыта пролетарской диктатуры и, на основе своего наблюдения за этапами борьбы Коммуны и ее поражения, развил и углубил свое учение о диктатуре пролетариата. Всемирно исторический опыт Коммуны и оценка Марксом ее уроков ие прошли даром для рабочего класса: пролетарская революция в СССР победила именно потому, что, учтя ошибки Парижской Коммуны, она воспользовалась марксистско-ленинским учением о пролетарской диктатуре, последовательно и до конца разгромив аппарат классового господства буржуазии и беспощадно подавляя сопротивление классовых врагов.

Маркс и Энгельс, создавая великую программу революционной борьбы пролетариата за новый общественный строй, уже тогда с гениальной прозорливостью ставили вопрос о союзниках пролетариата. Для Маркса была ясна двойственная природа крестьянина, в котором противоречиво сочетаются собственник и труженик, консерватизм иреволюционность, „рассудок“ и „предрассудок“. Он блестяще показаласудьбу крестьянства при капитализме, неизбежность расслоениякрестьянства на небольшую капиталистическую, эксплуататорскуюверхушку и непрерывно пауперизирующуюся4 крестьянскую массу,для которой капитализм—вампир, „высасывающий кровь сердца тмозг головы“. Отсюда—вывод Маркса—для крестьянства остаетсятолько один путь: оно находит себе „естественного союзника швождя в городском пролетариате, призванном ниспровергнуть буржуазный строй“ (Маркс и Энгельс, т. XVIII, стр. 409). После овладения властью под руководством коммунистической партии, при поддержке многомиллионных масс крестьянства, пролетариат „должен в качестве правительства принимать меры, благодаря которым крестьянин непосредственно улучшает свое положение и сам переходит на сторону революции; однако, это такие мероприятия, которые в основе облегчают переход от частной собственности на землю к собственности общественной, так что крестьянин экономически сам доходит до этого“ (Маркс. Op. cit., Лет. марке., вып. II, стр. 93).Мы видим, следовательно, что Маркс за много десятков лет до пролетарской революции предугадал пути той политики переустройствасельского хозяйства, которая осуществляется коммунистической партией в СССР в форме коллективизации. Говоря о союзниках пролетариата, Маркс огромное значение придавал национально-освободительному движению угнетенных колониальных масс. Национальный вопрос он рассматривал, как подчиненный целям и задачам пролетарской революции, и на многочисленных примерах положения колониальных стран (Китая, Индии, Венгрии, Ирландии, дореволюционной России и др.) показывал рабочему движению его интернациональные задачи по отношению к угнетенным колониальным народам, считая первейшей обязанностью рабочего класса поддержку национально-освободительного движения.

Гениальные открытия Маркса, его умение давать изумительныйпо четкости и доказательности анализ закономерностей развитиячеловеческого общества и ставить исторический прогноз, определятьстратегию и тактику передового исторического класса—пролетариата,это мастерство ученого, вождя и революционера было доступно Марксу благодаря тому, что он сумел обобщить, критически переработать колоссальный исторический опыт развития всего человеческого общества, всей революционной практики угнетенных классов,,а в особенности благодаря тому, что он исключительно глубоко изучил законы движения и развития капиталистического общества практики революционной борьбы пролетариата. Марксу удалось, разработать свое стройное учение, сделать его непобедимым оружием, нового, восходящего класса только благодаря тому, что он сам разработал и применял единственно правильный метод научного познания—метод диалектического материализма. Материалистическая диалектика „в позитивное понимание существующего включает в тоже время понимание его отрицания, его необходимой гибели; каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно,также и с ее преходящей стороны, так как она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна..(Маркс.„Капитал“, т. I, 1928, стр. XL). Пользуясь диалектическимпониманием развития, Маркс вскрыл материалистическую основуобщественных явлений, показав, что „способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовней процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие,а наоборот, их общественное бытие определяет сознание. На анализе капиталистического способа производства Маркс дал блестящий образец раскрытия методом диалектического материализма законов развития природы и человеческого общества и показал неизбежность революционного разрешения установленных им противоречий капиталистического общества. Диалектический материализм, возведенныйна новую высшую ступень Лениным, является философией революционного пролетариата, острейшим оружием в овладении силамиприроды и построении бесклассового социалистического общества.

Октябрьская революция в СССР является всемирно историческим триумфом учения Маркса и его гениального продолжения и завершения,—учения Ленина и Сталина. Вооруженный марксизмом-ленинизмом, рабочий класс СССР, руководимый ленинской коммунистической партией, создал в классовых боях мощную пролетарскую диктатуру, сплотил около себя многомиллионные массы трудящегося крестьянства, повернувшие на путь колхозного строительства, и с невиданным в истории энтузиазмом строит новое бесклассовое социалистическое общество. Воплощаются в жизнь заветныемечты основоположников революционного социализма. На одной шестой части земного шара марксизм-ленинизм торжествует всемирно историческую победу: фундамент социалистической экономики построен, создана несокрушимая крепость социалистического общества,опора и надежда мирового пролетариата. На остальных пяти шесты земного шара конвульсии жесточайшего кризиса потрясают основы капитализма, уже идет решающая схватка революционного пролетариата с буржуазией. Близок конец капиталистического общества.Красный призрак коммунизма, воплощенный в грозную силу великойсоветской страны, строящей социализм, и могучий под‘ем революционного движения, взрывающего капитализм изнутри, неотвязностоит перед господствующими классами капиталистического мира,неумолимым ходом истории обреченными на гибель. Под знаменем МарксаЭнгельсаЛенинаСталина, в непримиримой борьбе за чистоту революционной теории, против всяких оппортунистических и контрфеволюционных искажений марксизмаленинизма,под знаменем Коминтерна рабочий класс добьется окончательнойпобеды идей марксизма во всем мире.

×

About the authors

T D Epstein

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies