To the therapy and clinic of croup inflammation of the lungs

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Of acute lung diseases, croup inflammation is of the greatest interest, which is why I will allow myself to share the results of my 5-year observation of this disease in the Ufa Therapeutic Hospital.

Full Text

Из острых заболеваний легких крупозное воспаление представляет наибольший интерес, почему я позволю себе поделиться результатами 5-летних своих наблюдении в Уфимской терапевтической больнице над этой болезнью.

Наш материал в 236 больных относится исключительно к мужчинам в возрасте от 15 до 70 лет, главным образом к профессиям тяжелого физического труда (чернорабочие, грузчики, возчики и т. д.); значительно меньшая часть их служащие и крестьяне.

Бактериологическое исследование мокроты у этих больных, за редкими исключениями, всегда давало присутствие диплококка Frаenkel’я в большем или меньшем количестве, причем капсула иногда была выражена очень слабо. В 6 случаях одновременно были найдены диплобациллы Friedlander’а, причем эти случаи отличались чрезвычайно тяжелым клиническим течением. Почти всегда мы встречали комбинированную инфекцию стрепто- и стафилококками; эта особенность стала нами отмечаться за последние 3 года, преимущественно весной и осенью, что, по-видимому, надо поставить в связь с наибольшим распространением стрептококка в это время года.

Что касается клинического течения пневмоний, то за время 1923 — 1928 г. характер заболеваний в общем был одинаковым—средней тяжести. В отдельных случаях картина болезни была весьма тяжелой. Мне хотелось бы отметить одно обстоятельство, резко бросающееся в глаза— это несоответствие между тяжестью заболевания и величиной поражения легочной паренхимы: в части случаев незначительное поражение давало чрезвычайно тяжелые явления и, наоборот, при большом поражении заболевание протекало сравнительно легко. Все это, по-видимому, связано главным образом с характером токсэмии.

Позволю себе остановиться на некоторых характерных особенностях наших случаев. Со стороны сердца всегда имелись определенные изменения, причем интенсивность их зависела от возраста, профессии, алкоголизма и перенесенных инфекций (тифа, малярии, скарлатины и т. д.); чем больше было этих влияний, тем сильнее изменения и реакция со стороны сосудистой системы. Расширение правого сердца встречалось приблизительно в половине наших случаев и не было очень выраженным, расширение же левого было всегда и колебалось от 1—4 см. при наличности сближения п глухости топов; все эти изменения сопровождались дикротическим пульсом и, у некоторых больных, с тяжелой токсэмией, феноменом Сиротинина и усилением или акцентом второго тона аорты. Через несколько дней, по окончании легочного процесса, все эти: явления полностью исчезали у молодых и в слабо выраженной форме оставались у пожилых.

Печень всегда очень энергично реагировала на крупозное воспаление легких; в большей или меньшей степени она увеличивалась в объеме, была мягка и очень болезненна при ощупывании, легкая желтушная окраска кожи и склер наблюдалась почти у всех больных. Со стороны кишечника часто отмечался метеоризм, иногда поносы.

Почки редко подвергались заболеванию и лишь в единичных случаях можно было отметить следы белка, редкие зернистые и гиалиновые цилиндры, единичные эритроциты; количество мочи всегда было уменьшено, удельный вес ее повышен и постоянно имелся большой осадок мочекислых солей.

Особенно интенсивно реагирует на крупозное воспаление нервная система: только, приблизительно, в 10—15% случаев можно отметить ее нормальное состояние. Уже на 2-й—3-й день заболевания всегда более или менее выражены явления угнетения, больные сонливы, вялы, апатичны, почти не реагируют на окружающую обстановку; с каждым днем болезни все эти симптомы усиливаются и к 6—7 дню некоторые больные впадают в полубессознательное состояние. Рефлексы при этом: резко понижены. Гораздо реже наблюдается возбужденное состояние, требующее специального ухода. В 3-х случаях заболевание было осложнено кратковременным острым психозом, потребовавшим перевода больных в психиатрическую больницу.

Исследованиям крови при крупозном воспалении легких было посвящено много работ, и почти все они относятся к определению лейкоцитоза, зависимости его от вирулентности диплококков и его прогностического значения. Наши наблюдения вполне сходятся с высказанными ранее положениями. Тяжесть токсэмии характеризуется лейкопенией, анэозинофилией, нейтрофилией, уменьшением лимфоцитов и монопитов и сдвигом влево. Не имея возможности дать все истории болезней и гемо граммы, я приведу для иллюстрации две.

С., 29 л., болен 10 дней. Двусторонняя крупозная пневмония, свободна только-- верхняя левая доля. Возбужденное состояние, бред. Кровяное давление по Короткову—100—45. В моче белок, желчные пигменты, уробилин, эритроциты. Гэмограмма крови за 14 час. до лизиса.

 

Число лейк.

Б

Э

М

Ю

П

С

Л

М

4.000

1

3

45

43

6

2

 

 

 

92

 

 

 

Три клетки Türk’a. Терапия: хинин, Са, пневмо- и стрептококковый фильтрат Безредка.

Таким образом крупозная пневмония представляет тяжелое инфекционное заболевание, А., 57 л.,

 

Число лейк.

Б

Э

М

Ю

п

С

Л

м

16.600

6

69

24

1

 

 

 

 

99%

 

 

Эритроцитов—3.680.000

Гэмоглобин — 65%

Цвет. Показ.—0,9

Терапия: хинин, Са, фильтрат, камфора, адреналин.

Таким образом крупнозная пневмония представляет тяжелое инфекционное заболевание, характеризующееся ярко выраженными явлениями токсэмии. Нами было произведено исследование Са крови, Ph, и реакции Cothman’a, но ввиду их небольшого количества от каких-либо выводов мы воздерживаемся. Количество Са в первые дни заболевания всегда было понижено, Ph=7,5—7,3, реакция Cothman’a получалась через 6—10 минут. Изучение биологического фона, на котором развертывается тяжелая токсэмия крупозной пневмонии, представляет большой научный и практический интерес.

Переходя к вопросу о лечении, я должен указать здесь, что до сих пор, если не считать находящейся еще в периоде разработки сывороточной терапии, оно сводится почти исключительно к симптоматическому вмешательству. Около 70 лет тому назад был предложен хинин, но затем совершенно забыт и только за последнее время (Cahn-Bronner, John) снова был выдвинут в терапии крупозной пневмонии; в русской печати, насколько мне известно, имеется только работа Дайховского с благоприятным отзывом о хинине. С 1923 г., мы в Уфимской терапевтической больнице стали широко применять внутримышечные инъекции 50% раствора Chinini bimuriatici по 1,0 ежедневно до падения температуры. В редких тяжелых случаях первые 2—3 дня инъекции производились по 1,0 раствора через 12 часов. В оценке действия хини на мы вполне сходимся с приведенными авторами. Почти без исключения во всех случаях наблюдается укорочение лихорадочного периода болезни, литическое падение температуры, улучшение общего состояния и уменьшение явлений токсэмии.

Объяснения такого благоприятного действия хинина в литературе не имеется и искать его следует в адсорбционных свойствах эритроцитов. Согласно экспериментальным исследованиям Збарского эритроциты чрезвычайно быстро поглощают продукты распада белков и токсины, разнося их затем по клеткам всего организма; хинин поглощается эри троцитами гораздо быстрее токсинов, благодаря чему уменьшается их адсорбционная способность и тем самым стихают явления токсэмии. Это особенно рельефно Збарский получил при опытах на кроликах с вспрыскиваниями хинина и дифтерийного токсина; чем раньше вспрыснуть хинин тем меньше адсорбция, тем слабее явления токсэмии.

Вторым методом борьбы с токсическим напряжением в организме при крупозной пневмонии мы считаем применение хлористого кальция.

В экспериментальной литературе уже давно известны его тонизирующее действие на ядро и протоплазму клетки, противовоспалительные свойства, способность уплотнять клеточную мембрану и межклеточное вещество, уменьшая таким образом адсорбцию распада белков и токсинов. Исходя из этих соображений мы за последние 4 года в каждом случае крупозной пневмонии с начала заболевания и до окончания процесса рассасывания применяем хлористый кальций в 10% растворе per os, по столовой ложке через 2 часа, прибавляя к нему Liq. ainmonii anisati или T-ram opii bensoicae в зависимости от характера кашля и количества мокроты.

За последнее время мы к внутренним приемам его начали прибавлять внутривенные вливания 10,0 смешанного по равной части 10% раствора хлористого натра н 10% раствора хлористого кальция, ежедневно до падения температуры.

Не говоря уже о противовоспалительных и антитоксических свойствах хлористого кальция он обладает прекрасным тонизирующим действием на сердце, вполне заслуживая названия минеральной наперстянки. Под его влиянием улучшаются тоны сердца, уменьшаются его размеры, повышается кровяное давление и становится более правильным и редким пульс. Сердечные средства при нем мы применяем только в исключи тельных единичных случаях.

Наконец, третьим фактором борьбы с токсическим напряжением в организме были фильтраты проф. Безредка, применявшиеся нами за последние 2 года в самых широких размерах. Предварительно бактериоскопически определяется флора мокроты и в связи с найденными бактериями назначается фильтрат, почти как правило стрепто- и диплококковый по равной части; ими смачивается в несколько раз сложенная марля, накладывается на месте воспалительного фокуса, покрывается большим куском компрессной клетки и поверх слоя ваты тщательно, во избежание быстрого высыхания, забинтовывается на сутки; затем дается отдых на 3—4 часа и повторяется снова таким же образом до падения температуры. В зависимости от применения фильтратов течение крупозной пневмонии принимало еще более гладкое и благоприятное течение.

На основании всего вышеизложенного мы позволяем сделать следующие выводы:

  1. В клинической картине крупозной пневмонии преимущественную роль играют явления токсэмии, влияние которой сказывается главным образом на сердце, печени, кроветворных органах и нервной системе.
  2. Исследование крови по Sсhіlling'y является чрезвычайно важным в диагностическом и прогностическом отношениях.
  3. Применение внутримышечных впрыскиваний хинина, фильтратов по Безредка и кальциевая терапия являются могущественным средством борьбы с тяжелыми явлениями токсического напряжения в организме при крупозной пневмонии.
  4. При указанном способе лечения процент смертности равняется 5,5, несмотря на частую комбинированную инфекцию, двустороннее поражение и во многих случаях пожилой возраст больных.
×

About the authors

D. I. Tatarinov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

professor

Russian Federation, Ufa

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1929 Eco-Vector