Typhus seroprophylaxis

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Numerous experiments with active immunization against typhus (s. t.), as is known, have not yet yielded definite results. Neither various vaccines (blood serum, defibrinated blood of typhus patients, inactivated organs of typhus mumps) nor various vaccination methods, contrary to the initial encouraging results, have been able to confer lasting immunity to typhus.

Full Text

Многочисленные опыты активной иммунизации против сыпного тифа (с. т.), как известно, до сих пор не дали определенных результатов. Ни различные вакцины (кровяная сыворотка, дефибринированная кровь сыпнотифозных больных, инактивированные органы сыпнотифозных свинок), ни разнообразные методы вакцинации, вопреки первоначальным обнадеживающим результатам, не оказались способными сообщить прочный иммунитет к сыпному тифу.

На основании обзора имеющихся наблюдений, Барыкин приходит к выводу, что вопрос о специфической вакцинации против с. т. остается открытым. Последние наблюдения Вейгля 1) о положительной вакцинации при помощи больших доз убитой вакцины, приготовленной из кишечников с. тифозных вшей, в изобилии содержащих Рикеттсии-Прова чека, вследствие технических трудностей, не имеют пока практического значения. Также является вопросом будущего, хотя м. б. самого ближайшего будущего, вакцинация ири помощи вируса с. т., выращиваемого на дрожжах по методу, предложенному Зильбером, или нейровакциной (способ Всеукраинского микробиол. института). Естественно поэтому, что наряду с активной иммунизацией, научная мысль изучает возможности пассивной иммунизации против сыпного тифа.

Ш. Николь в 1910 г., на основании своих опытов на обезьянах, пришел к выводу, что сыворотка реконвалесцентов и выздоровевших от с. т. животных обладает лечебными и привентивными свойствами, тем самым подтвердил наблюдения Леграна и Рейно, впервые применивших сыворотку с. т. с лечебной целью О целесообразном применении сывороток реконвалесцентов, как лечебного средства, высказываются также и Златогоров, Марциновский, Ивашенцев, Плетнев и др Однако, наблюдения других авторов, в том числе и наши (неопубликованные) показали, что сыворотка реконвалесцентов не обладает специфическим лечебным действием. С другой стороны, широкие опыты пассивной иммунизации на животных (Дерр и Пик, Вейль и Врайнль и др.) подтвердили мнение Николя и его сотрудников о превентивных свойствах иммунных с. т. сывороток. Некоторые авторы (Андерсон, Гольдбергер) иммунизирующее действие сыворотки обуславливают лишь при одновременном ее введении с вирусом с. т. Фукуда, продолжая наблюдения Вейля и Брайнля, нашел, что комбинированием доз вводимой сыворотки и вируса можно добиться либо того, что заболевание не наступает, либо протекает в бессимптомной форме, и что последняя, т. е. бессимптомная форма, сообщает опытным животным активный 1 иммунитет.

В опытах Вейля и Брайнля на морских свинках, иммунная сыворотка, примененная ими во время инкубации, или даже задолго до заражения (за 3 4 недели), так и при одновременном ее введении с вирусом, оказывала превентивное действие, или обуславливала ослабленное течение заболевания с удлиненным инкубационным периодом.

Упомянутые выше авторы считают, что иммунные сыворотки не обладают вирусоцидными свойствами, чем и можно объяснить отсутствие у последних лечебного эффекта, но содержат, вероятно, вещества, задерживающие развитие вируса. Природа этих веществ пока неизвестна.

Наблюдения над пассивной иммунизацией против сыпного тифа у людей весьма малочисленны. Николь и Консейль успешно применили сыворотку реконвалесцентов у 7-ми человек в периоде инкубации. Ольмеры Д. и М. также нашли, что сыворотка реконвалесцентов предохраняет людей от заражения с. т. Напротив Филипп Декур и Саллар считают, что пассивная иммунизация у людей не препятствует наступлению сыпного тифа, и болезнь развивается такой же тяжести, как и у не получивших сыворотки. Эти авторы все же высказываются, что следует продолжить наблюдения над серопрофилактикой с. т. К таким же отрицательным выводам пришли Бланк и Каминопетрос в своих опытах по изучению действия сыворотки при болезни Кардуччи-Ольмера, заболевания, близкого к сыпному тифу.

Недостаточность имеющихся наблюдений над серопрофилактикой у людей и разноречивость мнений побудили нас заняться изучением этого вопроса. В своей работе мы пользовались следующей методикой. Предварительно производили санитарно-эпидемиологическое обследование очагов сыпного тифа по особо выработанной анкете. Такие очаги брались на учет, причем для проведения пассивной иммунизации выделялись преимущественно неблагополучные, в санитарном отношении, очаги (наличие вшивости, теснота помещения и пр.). Всего под наблюдение было взято 22 общежития и 62 частных квартиры с количеством живущих в общежитиях 594 чел. и 326 ч. в частных квартирах, всего взято на учет 920 чел. Из числа подвергаемых пассивной иммунизации были исключены лица, имеющие в анамнезе сыпной тиф. Таких оказалось 138 чел. Из остальных 762 чел., 281 подвергались пассивной иммунизации (99 чел. в частных квартирах и 182 чел. в общежитиях), а 501 чел. — были оставлены для контроля. У привитых и части не привитых ставилась реакция Вейля и Феликса, как в начале наблюдения, так и в последующих через определенные промежутки времени. При этом мы преследовали двоякую цель: во-первых, на основании полученной положительной реакции старались выявить иммунных к сыпному- тифу, а во-вторых, при помощи повторной реакции В Ф. обнаружить лиц, проделывающих „немую“, бессимптомную инфекцию.

Сыворотку мы готовили обычным способом, беря кровь у сыпнотифозных реконвалесцентов на 7 8 день после падения температуры. Доза вводимой сыворотки колебалась от 15 до 30 к. с. в зависимости от возраста, а именно детям до 10-ти лет вводите 15—20 к. с., старте 10 лет и взрослым вводили по 20- 30 к. с. Прививки производились в очагах в 1 й день, или не позже 2 го дня госпитализации выявленного больного, что обычно бывало на 6 -7-ой день заболевания. Сан. обработка очагов большею частью совпадала с прививками, но иногда запаздывала на 1-2 дня.

Переходим к анализу полученных результатов. Во всех наблюдаемых нами очагах было 26 последующих заболеваний (после госпитализации первых случаев с. т.). Из них среди привитых заболело 7 чел. (2,5%) и среди непривитых —19 чел (3,8%). Отсюда сделать заключение о преобладании заболеваний среди непривитых, однако, не следует. При рассмотрении заболеваний по очагам получаются следующие данные: из 26 заболеваний — три заболевания приходятся на общежития и 23 на частные квартиры, наиболее неблагополучные в санитарном отношении, в этих очагах процент последующих заболеваний, как среди привитых, так и не привитых почти одинаков.

Переходим к разбору 7-ми случаев заболеваний, наступивших после пассивной иммунизации. Возрастной состав от 25 до 40 лет б чел. и один 12 лет. Последнему введено 20 к. с, а остальным—по 25—30 к. с. сыворотки. По времени заболевания мы имеем следующее: одно заболевание наступило через 18 дней, одно через 20 дней, 2 заболевания через 26 дней и три заболевания через 43 — 45 дней после пассивной иммунизации.

Если исходить из среднего инкубационного периода в 12—15 дней, то следует допустить, что заражение последовало соответственно через 3, 5, 12 и 30 дней после применения сыворотки. Во всех этих случаях действие сыворотки реконвалесцентов оказалось недостаточным для предохранения от заболевания с. тифом. Однако, напрашивается следующее предложение, а именно: благодаря пассивной иммунизации получился удлиненный инкубационный период, что отмечается авторами при опытах на животных.

Нас интересовал вопрос, не было ли случаев стертой, или бессимптомной инфекции среди иммунизированных. Как указано было выше у привитых ставилась реакция В-Ф до и после иммунизации. При всех повторных исследованиях (62), мы ни разу не видели перехода отрицательной реакции в положительную, что исключает вышеупомянутое предположение.

Течение болезни у иммунизированных и все же заболевших с. т. в основном не отличалось от обычной картины с. тифа. Продолжительность болезни колебалась от 13 до Ï8 дней, и только у 12-летнего кризис наступил через 11 дней, что является обычным для детского возраста. Осложнения — воспаления легких—были в 2-х случаях, других осложнений не было. Следует лишь отметить, что тяжелые нервные явления отсутствовали, и во все время болезни сохранялось полное сознание.

Попутно мы хотим остановиться на некоторых эпидемиологических моментах, выявленных в процессе нашей работы. Анамнестический индекс показывает, что число перенесших ранее сыпной тиф (138) составляет 15% к общему количеству обследованных (920). Это говорит о значительной иммунной прослойке к сыпному тифу среди населения. Из указанных 138 чел. 65% перенесли сыпной тиф в периоде 1919—1922 гг. и только 35%—в позднейшие годы.

В литературе имеются противоречивые данные о повторяемости с. т. Одни авторы (Флеров, Плетнев, Сигал и др.) приводят лишь единичные случаи повторных заболеваний. Другие (Файн, Морозкин) указывают от 2 до 3,7%, а некоторые (Агриколянский) даже до 11,46% повторных случаев. По данным нашей инфекционной клиники за последние три года, из 3361 с. т. больных по анамнестическим данным отмечено —106 повторных случаев, из которых, однако, 20 чел. не могли точно указать год первичного заболевания.

Если учесть только последние 86 случаев более достоверных, то получаем 2,56% повторных заболеваний. Понятно, что этот процент мы не считаем точным, так как не имели возможности подтвердить анамнестические данные документально (но историям болезни). Все же мы не можем согласиться с мнением некоторых авторов (Сигал), утверждающих, что повторные заболевания с. тифом являются большой редкостью.

Наш материал говорит о сравнительно значительной частоте повторных случаев с. т., клинически выраженных; но несомненно прав проф. Барыкин, считающий, что от внимания эпидемиологов и клиницистов ускользают повторные заражения, протекающие в стертой, или в бессимптомной форме. Точное распознавание последних форм возможно, конечно, только путем заражения морских свинок кровью подозрительных больных, или постановкой повторных реакций В-Ф (нарастание титра). Однако, даже однократная положительная реакция В-Ф в этих случаях дает возможность сделать с известной долей вероятности предположение о наличии указанных форм.

На основании вышеизложенного мы позволим себе сделать следующие выводы:

Сыворотка сыпно-тифозных реконвалесцентов обладает слабыми превентивными свойствами и в дозах, вводимых нами (20—30 к. с.), не предохраняет от заболевания сыпным тифом.

Сыпной тиф у пассивно иммунизированных протекает в общем так же, как у не иммунизированных, давая лишь удлинение инкубационного периода и некоторое ослабление нервных явлений.

По нашим данным повторный сыпной тиф встречается в 2,56%—3%- Процент положительных реакций В-Ф. среди здоровых, живущих в сыпно-тифозных очагах, весьма значителен—11,2% и гораздо выше у лиц, перенесших ранее сыпной тиф, что заставляет предполагать о большей частоте у последних стертых или бессимптомных форм, чем. у не болевших.

Борьба с сыпным тифом диктует необходимость тщательного изучения: сыпнотифозных очагов с выявлением немых форм инфекции при помощи реакции В-Ф как у не болевших, так и у болевших.

 

1) Из доклада проф. Барыкина на заседании Каз. мед. научной ассоциации в 1933 г.

×

About the authors

M. S. Lifshits

Lenin Institute for Advanced Training of Physicians

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

K. G. Aleksandrov

Lenin Institute for Advanced Training of Physicians

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1934 Lifshits M.S., Aleksandrov K.G.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies