The results of the state population policy in the field of rehabilitation, medical and social expertise, social insurance, labor and employment of work-injured people
- Authors: Sevastianov MA1, Bozhkov IA2, Vladimirova ON1, Didelev AV3, Goryainova MV1
-
Affiliations:
- Institute of advanced education of medical experts
- North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov
- Main Bureau of Medical and Social Expertise in the Moscow Region
- Issue: Vol 102, No 5 (2021)
- Pages: 726-735
- Section: Social hygiene and healthcare management
- Submitted: 26.02.2021
- Accepted: 22.09.2021
- Published: 13.10.2021
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/61979
- DOI: https://doi.org/10.17816/KMJ2021-726
- ID: 61979
Cite item
Abstract
Aim. To study the indicators of industrial injuries and occupational morbidity in the Russian Federation and the effectiveness of measures for the professional rehabilitation of injured workers in the context of the implementation of state programs aimed at enhancing the labor force and employment.
Methods. The analysis of statistical indicators on the number of workers, insured and injured at work from 2007 to 2018 and the results of measures for victim rehabilitation between 2014 and 2019, using data from Rosstat, reporting form No. 7 — social security and open data of the social insurance fund. Descriptive statistics were used in the analysis.
Results. The level of employment of disabled people planned by the Government of the Russian Federation by 2020 at the level of 40% in relation to people who are injured at work has not been achieved. At the same time, about 80% of the injured person had mild and moderate dysfunctions, about 50% were of working age. Against this background, employment at the level of 0.2 to 6.6% per year indicates the insufficient effectiveness of vocational rehabilitation. In most EU countries, where the return to work rate for work-injured people exceeds 90%, the employer and the insurer jointly participate in the professional rehabilitation of the injured, applying and financing all the necessary organizational and rehabilitation measures. In the Russian Federation, measures for occupational adaptation, maintenance of employment and the creation of special jobs are not subject to reimbursement from insurance funds, only educational events are financed. An employer who has caused harm to the health of work-injured is not economically interested in restoring his professional status. The authors encouraged to amend the regulations of the Russian Federation to ensure financing of the entire range of measures for vocational rehabilitation and the economic interest of employers in restoring the occupational status of work-injured people.
Conclusion. Despite the favorable decreasing trend of industrial injuries and occupational morbidity at the enterprises of the Russian Federation over the past 12 years, the number of industrial injuries with permanent disability remains high, and the effectiveness of their vocational rehabilitation is low, which requires an expansion of the list of measures for vocational rehabilitation financed from the social insurance fund and ensuring the economic interest of employers in restoring the professional status of work-injured people.
Full Text
Актуальность. Неблагоприятную демографическую ситуацию в Российской Федерации на современном этапе констатируют не только в целом ряде научных работ [1–3], но и в официальных документах, таких как «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утверждённая Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. №1351.
Особое беспокойство вызывает состояние здоровья трудоспособного населения, оказывающее существенное влияние на качество трудовых ресурсов, производительность труда и экономическое развитие [4]. Негативное влияние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на уровень инвалидизации и смертности трудоспособного населения отмечено в ряде работ [1, 5]. На низкую эффективность реабилитации пострадавших на производстве указано в работах не только специалистов по медицине труда, но и специалистов по медико-социальной экспертизе [6–8]. При этом вопросы профессиональной реабилитации пострадавших на производстве в доступной нам литературе освещены недостаточно полно.
Несмотря на ежегодно констатируемый Росстатом низкий уровень выполнения рекомендаций по профессиональной реабилитации, системные предложения по пересмотру подходов к сохранению и поддержанию профессионального статуса пострадавших на производстве на протяжении всей трудовой деятельности в доступной литературе отсутствуют. Подготовка данных предложений особенно актуальна в свете реализуемых в России мероприятий по преодолению негативных тенденций развития человеческого потенциала и повышению численности населения, занятого в экономике.
Цель работы — исследовать показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях Российской Федерации и эффективность мероприятий по профессиональной реабилитации пострадавших на производстве в контексте реализации государственных программ и проектов, направленных на улучшение демографической ситуации, повышение качества трудовых ресурсов и уровня занятости.
Материал и методы исследования. Исследование проводили в два этапа.
На первом этапе выполнено обсервационное аналитическое исследование — сравнительный анализ статистических показателей Росстата по данным Российских статистических ежегодников (см. табл. 5.4, 5.5, 5.39, 5.40 и 5.41) [9] и Фонда социального страхования Российской Федерации по данным портала открытых данных [10] о численности населения, работающих, застрахованных и пострадавших на производстве в период с 2007 по 2018 г.
На втором этапе были проанализированы данные о профессиональной реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с использованием данных отчётной формы №7-собес, представленных на сайте Росстата [11] за 2014–2019 гг., и данных Фонда социального страхования РФ о произведённых расходах на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний за 2014–2019 гг. [10].
В ходе анализа использовали методы описательной статистики. Оценка стандартной ошибки, стандартного отклонения и уровня надёжности средних величин, а также анализ динамических рядов выполнены при помощи стандартного «Пакета анализа» для Microsoft Excel.
Темп прироста рассчитывали по формуле:
Δt=(Y1×100%/Y0)–100%,
где Y0 — уровень показателя в предыдущем году; Y1 — уровень показателя в последующем году.
Для показателей темпов прироста были рассчитаны средние арифметические значения за 12 лет.
Для оценки достоверности различий средних значений использовали парный двухвыборочный t-тест, расчёт также производили при помощи стандартного «Пакета анализа» для Microsoft Excel.
Результаты и обсуждение. В период с 2007 по 2019 г. в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», утверждённой Правительством Российской Федерации в 2008 г. (далее — Концепция), был предпринят ряд мер в медико-социальной сфере, а также в сфере труда и занятости, направленных на стабилизацию демографической обстановки в обществе, повышение уровня занятости различных групп населения, в том числе инвалидов. Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения предусматривалась следующими нормативными актами:
– Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 №1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации»;
– Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 №2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации»;
– Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 №1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования»;
– Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 №2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года»;
– Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Содействие занятости населения”».
На фоне реализации данных программ численность населения в Российской Федерации по данным Росстата [12] увеличивалась несущественно: с 142,9 млн человек в 2007 г. до 146,9 млн человек в 2018 г. Средний темп прироста составил 0,25% в год, стандартная ошибка — 0,16%, стандартное отклонение — 0,53%, уровень надёжности (95%) — 0,35.
Пропорционально росла и численность занятых в экономике: с 68,0 млн человек в 2007 г. до 72,1 млн в 2018 г. Средний темп прироста последнего показателя за 12 лет составил 0,48% в год, стандартная ошибка — 0,53%, стандартное отклонение — 1,76%, уровень надёжности (95%) — 1,18 (табл. 1). Различия средних темпов прироста общей численности населения и численности населения, занятого в экономике, статистически недостоверны (t=–042, при tкритич=1,81).
Таблица 1. Соотношение численности населения Российской Федерации и среднегодовой численности занятых в экономике
Год | Численность населения на 1 января, | Темп прироста, | Среднегодовая численность занятых в экономике (по видам экономической деятельности), | Темп прироста, | Доля занятых в экономике, % |
2007 | 142 862,7 | — | 68 019 | — | 47,6 |
2008 | 142 747,5 | –0,08 | 68 474 | 0,67 | 48,0 |
2009 | 142 737,2 | –0,01 | 67 343 | –1,65 | 47,2 |
2010 | 142 833,5 | 0,07 | 67 493 | 0,22 | 47,3 |
2011 | 142 865,4 | 0,02 | 67 644 | 0,22 | 47,3 |
2012 | 143 056,4 | 0,13 | 67 968 | 0,48 | 47,5 |
2013 | 143 347,1 | 0,20 | 67 901 | –0,10 | 47,4 |
2014 | 143 666,9 | 0,22 | 67 813 | –0,13 | 47,2 |
2015 | 146 267,3 | 1,81 | 68 389 | 0,85 | 46,8 |
2016 | 146 544,7 | 0,19 | 72 065 | 5,38 | 49,2 |
2017 | 146 804,4 | 0,18 | 71 843 | –0,31 | 48,9 |
2018 | 146 880,4 | 0,05 | 71 562 | –0,39 | 48,7 |
Средние значения | — | 0,25 | — | 0,48 | — |
Таким образом, несмотря на реализацию целого ряда государственных программ и системных мероприятий, добиться опережающего роста среднегодовой численности занятых в экономике граждан по сравнению с ростом численности населения за анализируемый период не удалось.
По данным Росстата [12], количество регистрируемых несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ежегодно снижается. На этом фоне, по данным Фонда социального страхования [10], ежегодно среди занятых в экономике, снижается численность застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (рис. 1). Средний ежегодный темп прироста отрицательный и составляет 2%, стандартная ошибка — 0,71, стандартное отклонение — 2,37, уровень надёжности (95%) — 1,59. Доля застрахованных за 12 лет упала с 93,2 до 70,7%, что с большой долей вероятности подтверждает рост «серой» занятости без уплаты работодателями страховых взносов в Фонд социального страхования РФ.
Рис. 1. Численность застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2007–2018 гг.
В свою очередь это приводит к снижению регистрации несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и ограничению возможности использования средств социального страхования для лечения и реабилитации наёмных работников в случае получения ими производственной травмы или профессионального заболевания.
Ежегодное снижение количества несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в определённой мере обусловлено улучшением условий труда работников на фоне ежегодного роста расходов на охрану труда в расчёте на 1 работающего (табл. 2). Также растут и расходы Фонда социального страхования РФ на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
Таблица 2. Динамика расходов на мероприятия по охране труда и снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Российской Федерации
Год | Численность пострадавших от несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, | Численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием (отравлением) [12] | Израсходовано средств на мероприятия по охране труда в расчёте на 1 работающего, руб. [12] | Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников [10] | |
Профинансировано предприятий | Объём финансирования, тыс. руб. | ||||
2007 | 66,1 | 7501 | 4725,5 | 18 985 | 3168,2 |
2008 | 58,3 | 7265 | 5505,9 | 19 896 | 3798,4 |
2009 | 46,1 | 8081 | 6493,1 | 19 407 | 4298,8 |
2010 | 47,7 | 7671 | 6724,2 | 24 642 | 4623,6 |
2011 | 43,6 | 7836 | 7966,2 | 27 628 | 5419,6 |
2012 | 40,4 | 6696 | 8758,1 | 27 658 | 6332,5 |
2013 | 35,6 | 6993 | 8881,3 | 29 397 | 7647,6 |
2014 | 31,3 | 6718 | 9615,5 | 36 101 | 8862,8 |
2015 | 28,2 | 6334 | 10 930,4 | 44 502 | 9527,4 |
2016 | 26,7 | 5520 | 11 479,8 | 45 112 | 10 104,4 |
2017 | 25,4 | 3614 | 12 964,7 | 45 614 | 10 578,6 |
2018 | 23,6 | 3323 | 14 246,4 | 47 530 | 10 979,4 |
Один из целевых ориентиров Концепции — достижение занятости инвалидов в Российской Федерации на уровне 40% общего числа инвалидов к 2020 г., что не достигнуто. Рассматривая в совокупности систему реабилитации пострадавших на производстве и результаты их трудоустройства, можно говорить о необходимости её совершенствования.
Ежегодно впервые освидетельствуются в связи с утратой профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 8,6 до 13,8 тыс. человек, что составляет около 30% численности всех пострадавших в результате производственных инцидентов в данном году, а от 116 до 133 тыс. человек — переосвидетельствуются на предмет установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и разработки программы реабилитации пострадавшего на производстве.
В большинстве случаев (более 60% при первичном и более 50% при повторном освидетельствовании) у пострадавших на производстве выявляют незначительные функциональные нарушения со степенью утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30%, что не становится основанием для установления группы инвалидности (табл. 3) и обусловливает их высокий реабилитационный потенциал и принципиальную возможность рационального трудоустройства.
Таблица 3. Результаты освидетельствования и переосвидетельствования пострадавших на производстве за 2014–2019 гг. в Российской Федерации
Год | Первичное освидетельствование | Повторное освидетельствование | ||
Установлено от 10 до 30% УПТ, абс. | Доля общего числа освидетельствованных, % | Установлено от 10 до 30% УПТ, абс. | Доля общего числа освидетельствованных, % | |
2014 | 9173 | 66,3 | 60 339 | 50,6 |
2015 | 9411 | 73,3 | 59 004 | 49,5 |
2016 | 9072 | 77,0 | 61 137 | 53,0 |
2017 | 8404 | 78,2 | 62 827 | 55,2 |
2018 | 8155 | 88,1 | 60 661 | 56,2 |
2019 | 7503 | 86,9 | 61 252 | 57,0 |
Примечание: УПТ — утрата профессиональной трудоспособности.
Материальные и финансовые ресурсы для реабилитации пострадавших на производстве достаточны, поскольку данный вид страхования не является дефицитным. Расходы на реабилитацию ежегодно растут, несмотря на снижение общего количества получателей, что отражает кратный рост расходов на одного застрахованного в год (табл. 4).
Таблица 4. Динамика изменения численности пострадавших на производстве — получателей страховых выплат и расходов на реабилитационные мероприятия за 12 лет (2007–2018)
Год | Количество получателей, абс. [10] | Расходы на реабилитацию, тыс. руб. [10] | Средняя сумма на 1 пострадавшего в год, тыс. руб. |
2007 | 552 018 | 3 282 503,2 | 5,95 |
2008 | 536 746 | 4 148 450,3 | 7,73 |
2009 | 527 379 | 5 082 220,2 | 9,64 |
2010 | 518 574 | 5 447 179,2 | 10,50 |
2011 | 511 908 | 5 957 504,2 | 11,64 |
2012 | 504 102 | 6 696 966,0 | 13,28 |
2013 | 495 643 | 7 309 515,8 | 14,75 |
2014 | 489 151 | 7 921 303,4 | 16,19 |
2015 | 477 947 | 8 740 472,9 | 18,29 |
2016 | 470 313 | 9 605 876,0 | 20,42 |
2017 | 465 507 | 9 823 177,6 | 21,10 |
2018 | 453 321 | 10 607 743,1 | 23,40 |
В настоящее время в большинстве региональных отделений Фонда социального страхования созданы службы реабилитационного менеджмента. Одно из их основных направлений их деятельности — координирование деятельности всех необходимых медицинских и иных организаций на этапах реабилитационного процесса. Оперативно-координационное управление направлено на максимально возможную реабилитацию пострадавших с учётом имеющихся временных, информационных, кадровых, материальных и финансовых ресурсов.
Анализ результатов исполнения программ реабилитации за 2014–2019 гг. показал, что результаты реабилитации держатся на стабильно высоком уровне (табл. 5). Положительные результаты медицинской реабилитации в течение 6 лет зарегистрированы более чем в 60% случаев [среднее значение 62,44%, стандартная ошибка 0,52%, стандартное отклонение 1,36%, уровень надёжности (95%) 1,26], среднегодовой темп прироста составляет 0,04% [стандартная ошибка 1,54%, стандартное отклонение 3,76%, уровень надёжности (95%) 3,95].
Таблица 5. Показатели медицинской реабилитации пострадавших на производстве за 2014–2019 гг. в Российской Федерации
Показатели реабилитации [11] | Календарный год | |||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
Выдано заключений о выполнении ПРП, шт., из них: | 111 520 | 108 950 | 108 878 | 106 629 | 97 174 | 98 046 |
с положительными результатами реабилитации | 70 991 | 67 367 | 69 514 | 64 043 | 60 133 | 62 327 |
Доля выданных заключений, % | 63,66 | 61,83 | 63,85 | 60,06 | 61,88 | 63,57 |
Достигнута полная компенсация утраченных функций, абс. | 6037 | 5037 | 5093 | 4722 | 4495 | 3989 |
Доля выданных заключений, % | 5,41 | 4,62 | 4,68 | 4,43 | 4,63 | 4,07 |
Достигнута частичная компенсация утраченных функций, абс. | 44 985 | 43 933 | 45 332 | 42 764 | 40 198 | 41 849 |
Доля выданных заключений, % | 40,34 | 40,32 | 41,64 | 40,11 | 41,37 | 42,68 |
Достигнуто полное восстановление функций, абс. | 3043 | 1274 | 1121 | 1282 | 1369 | 1230 |
Доля выданных заключений, % | 2,73 | 1,17 | 1,03 | 1,20 | 1,41 | 1,25 |
Достигнуто частичное восстановление функций, абс. | 15 538 | 19 732 | 17 695 | 15 484 | 16 057 | 17 029 |
Доля выданных заключений, % | 13,93 | 18,11 | 16,25 | 14,52 | 16,52 | 17,37 |
Примечание: ПРП — программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
При этом необходимо отметить, что данные результаты обеспечиваются за счёт частичного восстановления и частичной компенсации нарушенных функций, поскольку доля лиц, полностью восстановивших или компенсировавших нарушенные функции, ежегодно снижается. Средний темп прироста доли пострадавших, у которых по результатам очередного освидетельствования произошли восстановление нарушенных функций или полная компенсация нарушенных функций, — отрицательный и составляет соответственно –5,25% (m=3,01%, σ=7,38%, 95% доверительный интервал 7,75) и –9,29% (m=11,08%, σ=27,15%, 95% доверительный интервал 28,49).
Один из целевых ориентиров Концепции — достижение занятости инвалидов в Российской Федерации на уровне 40% общего числа инвалидов к 2020 г. В отношении пострадавших на производстве данного показателя не достигли, что подтверждается информацией Росстата (табл. 6).
Таблица 6. Показатели профессиональной реабилитации пострадавших на производстве за 2014–2019 гг. в Российской Федерации
Показатели реабилитации [11] | Календарный год | |||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
Установлена потребность в мероприятиях по профессиональной реабилитации, абс. | 77 573 | 90 414 | 82 985 | 77 897 | 72 394 | 72 973 |
Рекомендовано трудоустройство в обычных условиях производства, абс. | 55 439 | 66 477 | 62 832 | 58 095 | 53 929 | 54 269 |
Получена профессия (специальность), в том числе новая, абс. | 0 | 31 | 1 | 2 | 3438 | 3090 |
Повышена квалификация, абс. | 1096 | 883 | 785 | 625 | 504 | 411 |
Повышен уровень профессионального образования, абс. | 266 | 87 | 90 | 80 | 70 | 73 |
Подобрано подходящее рабочее место, абс. | 8802 | 7876 | 8478 | 7848 | 6716 | 6690 |
Создано специальных рабочих мест, абс. | 2547 | 83 | 87 | 75 | 35 | 33 |
Созданы необходимые условия для профессиональной деятельности пострадавшего, абс. | 392 | 24 | 178 | 2078 | 873 | |
Подобрано подходящее рабочее место, абс. | 7921 | 1505 | 280 | 200 | 4965 | 5565 |
Выполнено рекомендаций по профессиональной реабилитации, всего, абс. | 18 085 | 10 857 | 9745 | 9008 | 17 806 | 16 735 |
Показатель наглядности, % | 23,31 | 12,01 | 11,74 | 11,56 | 24,60 | 22,93 |
Если ежегодно потребность в мероприятиях по профессиональной реабилитации устанавливают более чем в 70 тыс. случаев, то реализация данных мероприятий не превышает 25%, а доля фактически трудоустроенных ещё меньше и колеблется на уровне от 0,2 до 6,6%. Количество специальных рабочих мест, ежегодно создаваемых в Российской Федерации для пострадавших на производстве, за весь период наблюдения не превышало 100.
Основным исполнителем мероприятий по профессиональной реабилитации (за исключением мероприятий по профессиональному обучению и получению дополнительного профессионального образования) пострадавших на производстве и инвалидов является служба занятости. Каких-либо специальных программ по профессиональной реабилитации пострадавших на производстве служба занятости не реализует, данная категория не выделена в отдельную группу в нормативных документах, регулирующих деятельность службы (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости», Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 №891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» и т.д.), то есть гарантированный источник финансирования мероприятий по профессиональной реабилитации пострадавших на производстве отсутствует, отсюда и не самые лучшие показатели. Таким образом, рассматривая в совокупности систему реабилитации пострадавших на производстве и результаты их трудоустройства, можно говорить о необходимости её совершенствования.
Анализ зарубежного опыта показывает, что в большинстве стран Евросоюза, в частности в Германии, модель социального страхования от несчастных случаев на производстве, которую пытается перенимать Россия, роль страхователя (Фонда социального страхования) и причинителя вреда (работодателя, с работником которого произошёл несчастный случай на производстве или у которого развилось профессиональное заболевание) в профессиональной реабилитации достаточно высока [13]. За пострадавшим на производстве сохраняется рабочее место, причинитель вреда по рекомендации страхователя реализует необходимый комплекс мер по профессиональной реабилитации и производственной адаптации, при необходимости финансирует создание специального рабочего места и так далее, что позволяет восстановить трудоспособность и профессиональный статус более чем у 90% пострадавших [14, 15].
В рамках мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования за последние 6 лет из средств Фонда социального страхования РФ ежегодно расходуется не более 0,04% всего объёма средств, расходуемых на реализацию различных реабилитационных мероприятий. Финансирование каких-либо видов профессиональной реабилитации страховщиком не предусмотрено.
Для расширения перечня мероприятий с гарантированным источником финансирования, при наличии в программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания соответствующих рекомендаций, целесообразно рассмотреть вопрос о возмещении работодателю затрат на оборудование (оснащение) специального рабочего места для пострадавшего на производстве и расходов на персональное сопровождение в процессе производственной адаптации за счёт средств Фонда социального страхования. Это потребует внесения изменений в статью 8 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», позволяющих расширить перечень мер по профессиональной реабилитации, предоставляемых в рамках страхового возмещения.
В качестве механизма, позволяющего заинтересовать причинителя вреда в профессиональной реабилитации застрахованных, можно предложить использование существующих правил установления скидок и надбавок к страховому тарифу, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 №524 «Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», после внесения в них некоторых корректировок.
Одни из основных показателей, влияющих на размер устанавливаемой страхователю надбавки, в соответствии с действующей методикой расчёта скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждённой приказом Минтруда России от 01.08.2012 №39н, следующие:
– суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, произведённые страхователем;
– суммы страховых выплат и оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, произведённые территориальным органом страховщика в связи со страховыми случаями, произошедшими у страхователя;
– количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих.
Чем данные показатели выше, тем выше размер надбавки, поэтому возможность исключения из расчёта надбавки страховых случаев и расходов по ним при трудоустройстве пострадавшего на данном предприятии позволит заинтересовать причинителя вреда экономически и повысить уровень трудоустройства пострадавших, особенно с незначительными и умеренными нарушениями функций.
Вывод
Несмотря на благоприятные тенденции снижения показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях Российской Федерации за последние 12 лет, количество людей со стойкой утратой профессиональной трудоспособности, пострадавших на производстве, остаётся высоким, а эффективность их профессиональной реабилитации — низкой, что требует расширения перечня мероприятий по профессиональной реабилитации, финансируемых за счёт средств Фонда социального страхования РФ, и обеспечения экономической заинтересованности работодателей в восстановлении профессионального статуса пострадавших на производстве.
Участие авторов. И.А.Б. — руководитель работы; М.А.С. и М.В.Г. — разработка идеи и программы исследования, сбор и анализ результатов; О.Н.В. и А.В.Д. — разработка идеи исследования, оформление результатов.
Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов по представленной статье.
About the authors
M A Sevastianov
Institute of advanced education of medical experts
Author for correspondence.
Email: mike.seva1972@yandex.ru
Russian Federation, Saint Petersburg, Russia
I A Bozhkov
North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov
Email: mike.seva1972@yandex.ru
Russian Federation, Saint Petersburg, Russia
O N Vladimirova
Institute of advanced education of medical experts
Email: mike.seva1972@yandex.ru
Russian Federation, Saint Petersburg, Russia
A V Didelev
Main Bureau of Medical and Social Expertise in the Moscow Region
Email: mike.seva1972@yandex.ru
Russian Federation, Moscow, Russia
M V Goryainova
Institute of advanced education of medical experts
Email: mike.seva1972@yandex.ru
Russian Federation, Saint Petersburg, Russia
References
- Popova A.Yu. Working conditions and occupational morbidity in the Russian Federation. Occupational health and human ecology. 2015; (3): 7–13. (In Russ.)
- Vladimirova O.N., Bashkireva A.S., Korobov M.V., Khorkova O.V., Lomonosova O.V. Disability as a medical and social indicator of health status and aging among russian population. Uspekhi gerontologii. 2017; (3): 398–402. (In Russ.)
- Izmerov N.F., Bukhtiyarov I.V., Prokopenko L.V., Shigan E.E. Russian Federation implementation of who global efforts plan on workers health care. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 2015; (9): 4–10. (In Russ.)
- Izmerov N.F. Modern problems of occupational medicine in Russia. Occupational medicine and human ecology. 2015; (2): 5–12. (In Russ.)
- Tikhonova G.I., Churanova A.N., Gorchakova T.Yu. Occupational injuries as a problem of social and labor relations in Russia. Studies on russian economic development. 2012; (3): 282–292. doi: 10.1134/S1075700712030094.
- Sytin L.V., Zhestikova M.G. The problems of disability and rehabilitation of disabled people after labour injury in Kuzbass. Politravma. 2014; (3): 83–87. (In Russ.)
- Kuznetsov V.P., Svishchev A.V. Evaluation of the effectiveness of comprehensive rehabilitation of injured workers. Modern research and development. 2016; (7): 417–419. (In Russ.)
- Karol E.V., Khandrikova Ya.N., Yakimova E.A. Analysis of results of medical-social expertise of the citizens suffered in the result of an industrial accident in the city of Saint-Petersburg for a period 2013–2015 years. Mediko-sotsial'nye problemy invalidnosti. 2016; (3): 96–101. (In Russ.)
- Russian statistical yearbook. https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994)?print=1 (access date: 15.02.2021). (In Russ.)
- Portal of open data of the Social Insurance Fund of the Russian Federation. https://fss.ru/ru/statistics/254806.shtml (access date: 15.02.2021). (In Russ.)
- Отчёт Росстата «Положение инвалидов». https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 15.02.2021). [Rosstat report “Situation of disabled people”. https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (access date: 15.02.2021).
- Rosstat report “Working conditions”. https://rosstat.gov.ru/working_conditions?print=1 (access date: 15.02.2021). (In Russ.)
- Kolesnichenko O.V. Foreign experience of application of special systems of restitution for damages to health as a result of work accidents and occupational diseases (on the example of Germany and Great Britain) and prospects of borrowing it by Russia. Pravo i politika. 2020; (8): 18–32. (In Russ.) doi: 10.7256/2454-0706.2020.8.33119.
- Anema J.R., Schellart A.J.M., Cassidy J.D., Loisel P., Veerman T.J., van der Beek A.J. Can cross country differences in return-to-work after chronic occupational back pain be explained? An exploratory analysis on disability policies in a six country cohort study. J. Occupational Rehabilitation. 2009; 19: 419–426. doi: 10.1007/s10926-009-9202-3.
- Bazzini G., Panigazzil M., Prestifilippo E., Capodaglio E.M., Candura S.M., Scafa F., Nuccio C., Cortese G., Matarrese M.R., Miccio A. Role of occupational rehabilitation therapy in returning to work: experimental experience. G. Ital. Med. Lav. Ergon. 2014; 36 (4): 282–291. PMID: 25558723.
Supplementary files
