Experience of the work of prenatal education rooms in Naberezhnye Chelny polyclinics

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

One of the main tasks of the childbirth and obstetric services in preserving the health of the future generation is the proper preparation of the couple, especially the pregnant woman, for the birth of the future child. Over the past few years this problem has become even more urgent due to a more pronounced tendency to an increase in the number of pathological births and pregnancy complications, which has caused a significant reduction in the number of newborns corresponding to the 1st health group. The growing number of sick newborns, especially low-weight and premature newborns, requires large expenditures for their nursing.

Full Text

Одной из основных задач службы детства и родовспоможения в сохранении здоровья будущего поколения является правильная подготовка семейной пары, особенно беременной женщины, к рождению будущего ребенка. За последние несколько лет эта проблема стала еще актуальней в связи с более выраженной тенденцией к росту числа патологических родов и осложнений беременности, обусловившей значительное сокращение числа новорожденных, соответствующих 1-й группе здоровья. Рост числа больных новорожденных, особенно маловесных и недоношенных, требует больших затрат на их выхаживание.

Педиатрическая и акушерско-гинекологическая службы г. Набережные Челны предприняли попытку управлять состоянием здоровья будущих новорожденных. С этой целью с 1995 г. в двух детских поликлиниках (а с 1996 г. во всех детских поликлиниках и женской консультации) организованы кабинеты перинатального воспитания, или дородовой педагогики. Их штат включает врача (педиатра-невропатолога), медсестру (акушерку) и музыкального работника.

Сразу после постановки на учет в женской консультации беременную женщину направляют в кабинет пренатального воспитания детской поликлиники, где по специальному методу “СОНАТАЛ” (автор М.Л. Лазарев, г. Москва) с ней начинают регулярные занятия. Этот метод представляет собой форму музыкальной стимуляции развития плода и новорожденного, а также способ снятия стрессов у женщин с помощью музыки. Занятия проводят специалисты кабинета и с помощью различных музыкальных произведений (колыбельных, народной, инструментальной, классической музыки) учат женщин (и не только их, но и их близких) общаться с будущим ребенком, помогают воспринимать беременность не просто как физиологический процесс. Практически все женщины не испытывают страха перед родами.

В течение 1995 г. пренатальным воспитанием были охвачены 307 беременных, причем регулярно занимались 50% женщин. 10,1% женщин, посещавших кабинет пренатального воспитания сами были инициаторами таких занятий, 22,8% — были направлены участковым педиатром, 39,4% - женской консультацией, 27,7% — работниками кабинета пренатального воспитания.

По срокам беременности женщины распределялись следующим образом: до 12 нед — 7,7%, от 12 до 28 нед — 36,5%, от 28 до 40 нед — 55,8%. Нами проведена оценка течения беременности, родов и состояния здоровья новорожденных у матерей, прошедших подготовку в кабинете пренатального воспитания в сравнении с женщинами контрольной группы без такого специального обучения.

В контрольной группе осложнения беременности (гестозы, преэклампсия, угрозы прерывания, токсикоз, анемия беременных, нефропатия и т.д.) составили 92,5%, среди женщин, получивших пренатальную подготовку, — 36%, роды без патологии — соответственно у 15% и 68%.

По состоянию здоровья новорожденные обеих групп, выписанные из родильного дома, распределились следующим образом: у женщин, посещавших кабинет пренатального воспитания, 24% детей были отнесены к 1-й группе здоровья, 76% — ко 2-й и ни одного — к 3-й, в контрольной группе — соответственно 3,7%, 70%, 26,3%.

После пренатального воспитания заболеваемость детей в возрасте до 6 месяцев оказалась в 2,5 раза ниже, чем в контроле; кроме того, первые на один месяц опережали в нервно-психическом развитии своих сверстников.

Таким образом, полученные данные позволяют по-новому осмыслить формы и методы подготовки женщин к нормальному течению беременности и родам. Предложенная форма работы дает возможность более чем в 2 раза уменьшить частоту осложнений беременности и в 4 раза патологию в родах. Среди новорожденных, родившихся у матерей, получавших пренатальное воспитание, нет недоношенных. Лучше и состояние их здоровья. Новорожденных, отнесенных к 1-й группе здоровья, оказалось в 6 раз больше, чем в контрольной группе.

Считаем, что данная форма работы может широко практиковаться во всех детских поликлиниках и женских консультациях.

×

About the authors

A. N. Zotov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

V. B. Henwen

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

A. N. Dutkina

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

F. G. Akhmerova

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1996 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies