On the History of the Use of Instruments and Phantom in the Teaching of Obstetrics at Kazan University

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Nowadays, every obstetrics trainee must take a phantom course. Practical sessions to practice various diagnostic and therapeutic and surgical manipulations on the mock-up are no substitute for thinking about obstetrical situations and mastering surgical techniques.

Full Text

В настоящее время каждый обучающийся акушерству обязательно проходит фантомный курс. Практические занятия с целью отработки на макете различных диагностических и лечебно-оперативных манипуляций ничем не заменимы при осмысливании акушерских ситуаций и освоении техники операции.

Впервые в России фантом собственной конструкции ввел в преподавание проф. H. М. Максимович-Амбодик [2]. Упоминание об акушерском фантоме при обучении студентов Казанского университета относится к 1813 г. и связано с именем экстраординарного профессора хирургии и повивального искусства А. И. Арнгольдта [3]. Не установлено, что собой представлял этот учебный элемент в те далекие годы. Однако из архивных документов следует [1], что в анатомический театр был доставлен труп младенца, чтобы «употреблять его при практических занятиях со студентами над фантомом для показаний различных положений младенца в родах».

10 лет спустя проф. А. П. Владимирский, будучи директором университета (с 5 сентября 1819 г.) и ординарным профессором кафедры повивального искусства (с 29 октября 1821 г.), писал в марте 1822 г. в отделение врачебных наук: «Для преподавания лекций повивального искусства нужно иметь фантом и полный набор родовспомогательных инструментов ныне употребляемых...»[1]. Следует отметить, что некоторые акушерские инструменты имелись в арсенале учебных пособий кафедры, так как были приобретены у проф. Э. О. Вердерамо, заведовавшего кафедрой повивального искусства с 1815 по 1820 г. В связи с необходимостью их пополнения и обновления проф. А. П. Владимирский обратился с просьбой закупить фантом и инструменты в отделение врачебных наук, которое сочло «это весьма нужным» и запросило разрешение у Совета университета, тот в свою очередь — у попечителя. Получив согласие, Совет поручил покупку инструментов проф. Ерохову. Последний закупил их в Петербурге, организовал доставку в университет и под расписку вручил проф. Э. Эйхвальду, который в 1823—1825 гг. временно преподавал курс акушерства. Читая перечень инструментов на сумму 282 руб. 75 коп., мы находим среди них Сиболидовы щипцы, Левредов складной рычаг, Смелиев крючок (используемый в акушерской практике и сегодня), женский серебряный катетер, инструмент для перевязывания маточных полипов и др. Фантом был приобретен в 1827 г.

В числе первых инструментов были Левретовы щипцы, и, вероятно, демонстрировался акушерский стол, находившийся из-за отсутствия клиники в анатомическом театре. В 1824 г. по инициативе проф. А. П. Владимирского была закуплена первая партия акушерских инструментов (10 единиц), а в 1827 г. и вторая (27 единиц) на общую сумму 491 руб. 85 коп. Они и составили первоначальную основу наглядных пособий в преподавании акушерства в университете.

Итак, на заре преподавания акушерства в Казанском университете профессора, руководившие кафедрой повивального искусства, осознавали необходимость использования в обучении будущих врачей инструментов и, что особенно важно, акушерского фантома и делали все возможное, чтобы их приобрести.

 

[1] ЦГА ТАССР, ф. 977, опись мед. фак-та, ед. хр. 42, л. 10.

×

About the authors

L. A. Kozlov

Kazan Kurashov Order of the Red Banner of Labor Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

R. M. Sharafutdinov

Kazan Kurashov Order of the Red Banner of Labor Medical Institute

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

A. A. Knyazev

Kazan Kurashov Order of the Red Banner of Labor Medical Institute

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1987 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies