Professor V. L. Bogolyubov, as a public figure

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The social significance of scientific and pedagogical activity derives from the very essence of this highly differentiated function in contemporary society. The social and cultural progress of mankind is inconceivable without scientific research and implies at the same time the constant, systematic training and education under the guidance of our scientists of new generations of qualified specialists and figures of science in a wide variety of areas of modern life. That is why our country so appreciates the work of its scientists; that is why anniversaries in the lives of our scientists and teachers, marking a long streak of legendary hard and fruitful work, become celebrations not only of the narrow circle of their students and figures of the known field of knowledge, but grow into major social events that attract and thrill all who care about the fate of science and social progress.

Full Text

Общественное значение ученой и педагогической деятельности вытекает из самого существа этой высоко дифференцированной функции в современном обществе. Социальный и культурный прогресс человечества немыслим без научных исследований и предполагает в то же время постоянное, систематическое обучение и воспитание под руководством наших ученых новых поколений квалифицированных специалистов и деятелей науки в самых разнообразных областях современной жизни. Вот почему наша страна так ценит труд своих ученых, вот почему юбилейные даты в жизни наших ученых и учителей, знаменующие длинную полосу лег упорного и плодотворного труда, становятся праздниками не только узкого круга их учеников и деятелей известной области знания, но выростают в крупные общественные события, привлекающие к себе и радостно волнующие всех, кому дороги судьбы науки и социального прогресса.

Но общественное значение таких праздников невсегда измеряется и ограничивается одной только общественной природой, внутренне свойственной этому роду деятельности. Громадная роль принадлежит здесь личности самого ученого. Чем многограннее его творчество, чем больше он обнаруживает чутья к действительности и отзывчивее к ее живым и многообразным запросам, тем глубже и шире разветляются ростки его деятельности в обществе, захватывая более широкие массы населения в круг его полезного действия, тем богаче общественная значимость его деятельности.

30-летний юбилей проф. Виктора Леонидовича Боголюбова как раз представляет собою образец такого рода поучительной жизни ученого и педагога. Большой ученый, давший мастерские исследования в области хирургической патологии, он не ушел в скорлупу кабинетного исследователя. Его широкая, обобщающая мысль вносит живой огонь философских исканий в познание человека, медицинской науки, роли и поведения врача. Его блестящие лекции, привлекающие переполненные аудитории студентов последнего курса, будущих врачей, дают не только формальные знания о тех или иных явлениях патологии, они—воспитывают в будущем враче дух искания, искусство глубоко вникать в сущность наблюдаемых явлений, широко, философски познавать и правильно строить свое поведение врача-человека и гражданина у постели больного.

Большой любитель и знаток природы, многосторонне образованный не только в кругу своей специальности, но и в вопросах художественной литературы, музыки, живописи, философии, социологии, он сообщает своим лекциям широкий кругозор, давая слушателям яркий образец того, что врач не должен быть узким, ограниченным специалистом,—что в широте образования врача лежит секрет его высокой полезности обществу. Громадное воспитательное значение педагогического искусства В. Л-ча видно из того, что студент всегда выходит с его лекций с жаждой искать, творить и работать, идти всегда вперед.

Но еще более ярко проявляется это педагогическое дарование В. Л-ча в его преподавании врачам, приезжающим в Институт для усовершенствования, и в его руководстве учебным делом усовершенствования врачей. Не раз слышали участковые врачи, переполняющие Институт, вдохновенные слова В. Л-ча о той великой задаче, которая Советским государством возложена на институты усовершенствования врачей в деле подъема знаний врачей и улучшения медицинской помощи в стране. В. Л. правильно понял, что дело усовершенствования врачей есть государственно-необходимая и целесообразная деятельность, что она вызвана к жизни не случайными обстоятельствами (деквалификация врачей во- время войны, слабая подготовка врачей в вузах военного и послевоенного времени и т. п.), а самим существом медицинской науки, не стоящей на. месте, а постоянно обогащающейся новыми методами и достижениями, и развитием здравоохранения в стране, идущим в направлении специализации и квалификации медицинской помощи населению. Обоснование этих: социальных предпосылок дела усовершенствования врачей дано в известной брошюре В. Л-ча „О задачах усовершенствования врачей“, где с большим искусством изложены основные проблемы, методологические- вопросы, вопросы построения учебного плана и другие актуальные проблемы усовершенствования врачей.

Развитие дела усовершенствования врачей в связи с общими задачами культурного подъема населения нашей страны составляет в настоящее время одну из важнейших задач советской медицины, и брошюра В. Л., уже встретившая ряд благоприятных отзывов в печати, имеет большое общественное значение.

Как ученый секретарь Института, В. Л. неутомимо и с большим умением проводит в жизнь свои методические опыты, и за короткий срок Институт и совершенствующиеся в нем врачи сумели получить весьма, плодотворные результаты его работы. Это интересное и благодарное общественное поприще связывает В. Л. с широкой массой периферических врачей, и не в одном участке нашей громадной страны врачи чувствуют- в В. Л-че своего большого друга и искусного руководителя их врачебного образования.

Большое общественное значение и интерес представляет работа. В. Л-ча в научных обществах. Являясь руководителем Хирургической- секции Общества врачей при Казанском университете и одним из руководителей научных собраний в Институте для усовершенствования врачей, он внес много жизни в работу этих научных ассоциаций. Но особенно ярки и замечательны выступления В. Л-ча на годичных, актовых заседаниях Общества врачей. Он всегда избирает темы с широкой философской концепцией. Таковы его речи о Пирогове, об успехах хирургии; еще более интересна его речь о личности врача в медицине, породившая живую дискуссию во многих врачебных обществах СССР. Понимая врачебную науку, как искусство, а личность врача— как творческую- личность, обогащенную не только знаниями и опытом, но и, как необходимым свойством, интуицией и гуманитарными качествами, В. Л. не исчерпал, конечно, всех черт современного врача с социальным содержанием его мышления, миросозерцания и общественной деятельности, но интересна и в высокой степени оригинальна его трактовка. Художественная форма, в которую облечена его речь, сделала ее еще более значительной, и происходящие вокруг этой речи дискуссии во врачебной среде следует, несомненно, считать весьма ценным явлением нашей врачебной общественности.

Всеми этими немногими штрихами далеко не обрисовывается, конечно, общественная роль В. Л-ча, как ученого, педагога, врача и человека. Его большой научный авторитет в вопросах хирургии, его громадная популярность, как преподавателя и знатока методологии, обаятельные качества, как врача, и высокие человеческие достоинства, благородство, кристальная честность, внимательное отношение к человеку— все это не только высокие личные, но и социальные качества, которые ярко светят в В. Л-че. Профессор и гражданин, В. Л. на грани 30-летия своей плодотворной деятельности не закончил своего пути ученого и учителя: чуткий к запросам жизни, он развивается, сам идет вперед навстречу ее волнующим и захватывающим проблемам, и мы, его ученики и ближайшие друзья и сотрудники, не раз еще услышим и глубоко воспримем благородные порывы его ищущей мысли, его красивое, горячее слово о науке и труде, о великом общественном служении врача, и эти высокие чувства, которые в своих многочисленных учениках и слушателях будит слово В. Л., даст свои отзвуки в повышении качества той. врачебной, культурной и общественной работы, которую советский врач ведет среди населения нашей великой страны.

×

About the authors

T. D. Epstein

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1928 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies