A few words about teaching and specializing in radiology
- Authors: Gasul R.Y.
- Issue: Vol 24, No 11 (1928)
- Pages: 1240-1245
- Section: Articles
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/95690
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj95690
- ID: 95690
Cite item
Full Text
Abstract
When W. C. Röntgen handed the rays he had discovered "into the hands of doctors" at a historic meeting in Würzburg in 1896, he had no idea what a revolution they would bring about in medicine and would now be extremely surprised that in such a relatively short period of time modern medical radiology covered four major departments: X-ray physics (rsp. technique), X-ray biology, X-ray diagnosis and X-ray therapy. This gift from Röntgen also served as a touchstone for physicians, since the practical application of X-rays in medicine required knowledge of electricity and electrical engineering. The radiologist had to have a clear understanding of topography and anatomy and be familiar with photography.
Keywords
Full Text
Когда на историческом заседании в Вюрцбурге, в 1896 г., W. С. Röntgen передал открытые им лучи „в руки врачам“, он не подозревал, какой переворот произведут они в медицине, и был бы теперь крайне удивлен, что в такой, сравнительно, короткий промежуток времени современная медицинская рентгенология охватывает четыре больших отдела: рентгенофизику (rsp. технику), рентгено-биологию, рентгенодиагностику и рентгенотерапию. Этот подарок Röntgen’a послужил одновременно и пробным камнем для врачей, так как для практического применения рентгеновых лучей в медицине требовались познания в учении об электричестве и электротехнике. Врач - рентгенолог должен был иметь ясные топографо-анатомические представления и быть сведущим в фотографии. Не всякий, понятно, обладал этими качествами, и рентгенология стала замкнутой наукой для немногих избранных. К тому же в академических кругах очень скептически смотрели на метод рентгенологии и с нескрываемым пренебрежением относились к рентгенологу. Все это задерживало правильное обучение рентгенологии, которое должно было по праву вестись уже на студенческой скамье. Когда же за эти 32 года практическая и теоретическая рентгенология широко и мощно развилась в самостоятельную дисциплину и клинический метод, стал ощутительно чувствоваться недостаток во врачах-рентгенологах. А где недостача, там появляется суррогат. И вот, один „практический“ врач обучался рентгенологии у рентгено-сестры, другой—у техника, третий по книгам учился управлять аппаратом, и каждый из этих врачей мнил себя тоже рентгенологом, если умел просвечивать. Так появились „тоже-рентгенологи“.
Таково было положение вещей до войны и до революции. После октябрьского переворота рентгенологии посчастливилось очутиться в созданных советской властью благоприятнейших условиях развития. Результаты сказались за сравнительно короткий промежуток времени,—около 10 лет,—мы имеем целый ряд специальных, прекрасно оборудованных рентгеновских институтов и клиник в Ленинграде, Москве, Харькове, Киеве и др. городах, организованы кафедры рентгенологии, мы имеем всесоюзную ассоциацию рентгенологов и радиологов, журнал „Вестник рентгенологии“ и сборники „Экспериментальная рентгенология“, а главное—имеем уже штат врачей-рентгенологов, специализирующихся и усовершенствующихся в специальных институтах или рентгенологических отделениях при институтах для усовершенствования врачей.
Да будет мне позволено кратко поделиться своим опытом при нашей кафедре.
В преподавании рентгенологии мы стоим перед тремя задачами, которые требуют отдельного, индивидуального разрешения: первая задача,—это обязательное преподавание рентгенологии в медвузе, начиная с клинических семестров; вторая задача—это курсы усовершенствования для врачей-практиков и участковых врачей с целью их ознакомления с общими физическими, биологическими и диагностически-терапевтическими основами рентгенологии (для этого достаточно 4 месяцев); наконец, третья задача—это специализация в рентгенологии и подготовка аспирантов к научной самостоятельной работе, к чтению лекций и ведению практических занятий в данной области. Для этого необходимы по меньшей мере 3 года пребывания в хорошо оборудованном рентгеновском институте, отделении при большой больнице и т. п. Преподавание здесь, естественно, во многом разнится от преподавания во второй группе,—от курсанта до окончания занятий мы требуем общих знаний, от специализирующегося мы требуем специальных знаний и специального уменья. Ему должны быть знакомы все рентгенотехнические, диагностические и терапевтические процедуры; он должен знать типы классической и современной аппаратуры, а главное —у врача-рентгенолога клиника должна быть его aima mater. Клиническая и патолого-анатомическая подготовка являются необходимыми условиями при специализации по рентгенологии. Отдельные отрасли нашей дисциплины так развились, что все их охватить уже не под силу одному. Специальный курс рентгенофизики и техники приходится поручать физику. В 2 последних семестрах 1927/28 г. мною был включен еще курс по методике анализа рентгеновских картин. В конце каждого курса необходимы семинар и коллоквиум.
About the authors
R. Ya. Gasul
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation