Blood groups in children

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Until recently, the question of belonging to blood groups in Landsteiner's sense has interested many authors. A large number of works in this direction has already been accumulated. Beginning with the guiding studies of Dungern and Hirszfeld, Jansk and Moss and ending with the recent works, one can see how medical thought in various countries has done much work to trace the grouping of people by blood according to the topography of examination sites and from this point of view understand the problem of heredity, give certain guidelines for the clinic in blood transfusion, gemotherapy and homoplasty, open new ways of forensic medical examination, etc. A great deal of experience has been gained in this respect. According to Prof. Rubashkin's calculations, 29,000 examinations were carried out by Russian authors alone until 1927.

Full Text

До последнего времени вопрос о принадлежности к кровяным группам в смысле Landsteiner’a интересует многих авторов. Уже накопилось большое количество работ в этом направлении. Начиная с руководящих исследовании Dungern’a и Hirszfeld’oв, Jansk’огo, Moss’a и кончая работами последнего времени, можно видеть, как медицинская мысль в разных странах производит большую работу с целью проследить группировку людей по крови в зависимости от топографии мест обследований и с этой точки зрения понять проблему наследственности, дать определенные указания клинике при трансфузии крови, гэмотерапии и гомопластике, открыть новые пути судебно-медицинской экспертизе и т. д. В этом отношении получен большой опыт. По подсчету проф. Рубашкина одними только русскими авторами было произведено до 1927 г. 29.000 обследований.

С другой стороны, однако, эту работу надо признать в некоторых отношениях неполной постольку, поскольку не представлено достаточного материала по возрастным группам. В частности недостаточное количество наблюдений было проведено на детях. Cherry и Langrock, Happ, Hess, Kirihara, Mc Quarrie, Halban, Langer, Kolekert, Наrа и Wakao занимались, главным образом, выяснением структуры крови у новорожденных или детей младшего возраста, о распределении же детей по группам некоторые из них трактовали лишь попутно, причем оперировали большею частью с небольшим материалом.

Высокий интерес вопроса о распределении детей по кровяным группам детей и побудил нас заняться выяснением его. Материал для этого был получен из Детской клиники Казанского университета (амбулатории и консультации), I Детской больницы, акушерских клиник Университета и Института для усовершенствования врачей и Родильного приюта ТНКЗ[1]. Он обнимает 702 чел. детей, здоровых и больных, в возрасте от 0 до 15 лет, и 346 взрослых (родителей, студентов и пр.), взятых для попутного сравнения результатов. Таким образом нами было произведено всего 1048 исследований (повторные исследования сюда не включены).

Вопрос о структуре формул крови у детей первого года жизни разработан нами отдельно (см. нашу работу „Реакция изогэмоагглютинации у детей грудного возраста“2). Настоящий же труд посвящен, главным образом, вопросу о группировке детей по возрастам с параллельным освещением материала с точки зрения расовых особенностей, пола и наследственности (генетики).

Касаясь вкратце методики исследования, скажем, что мы пользовались для установления групп крови способом Vincent’a на покровных стеклах в камерах для висячей капли и со штандартными сыворотками, тщательно нами подобранными по другим авторам (Панченков, Шварц и Нимцовицкая). При определении групп применялась классификация Jansk’oгo. Подбор сывороток произведен путем перекрестной реакции как сывороток, так и эритроцитов у 14 доноров.

В I группу входят те индивидуумы, эритроциты которых не агглютинируются ни одной из сывороток за исключением тех, которые имеют одноименную группу крови, в IV же группу— те, сыворотки которых не могут агглютинировать эритроцитов других субъектов. Вопрос о принадлежности к II и III группам решается путем известного группового соотношения тех и других. При проверке с полученными сыворотками других авторов это подтвердилось.

При установлении кровяных групп мы можем, на основании большого числа исследований разных авторов (L. и H. Hirszfeld, Schiff u. Ziegler, Sucker, Mino, Werzar и Weszeczky, Авдеева и Грицевич, Halber и Midiarski, Kirihara, Шварц и Нимцовицкая, Беседин) и руководясь ценным свойством крови—неизменяемостью ее структуры, производить определение лишь рецепторов и по найденным результатам относить каждую кровь к той или иной группе. Это свойство, как показали отчасти исследования Рубашкина и Дермана, а также Нага и Wakao, Коlсkerth’a, Владыкина, и наши на детях грудного возраста, присущи человеку уже в раннем периоде его жизни — к концу первого же года в большинстве случаев кровь уже имеет ярко выраженную и вполне специфическую структуру.

Здесь обращает внимание прежде всего некоторая разница результатов в смысле группировки крови по возрастам. Анализируя приведенные данные, мы видим, что группировка детей раннего возраста (0—3 л.) близко подходит к серии взрослых [у последних есть только некоторое увеличение числа лиц II группы (4-4%) за счет уменьшения I гр. (—3,9%)]. Это отчасти и понятно, если принять во внимание, что

взрослые преимущественно состояли у нас из родителей указанных детей. Далее нетрудно видеть, что в то время, как с возрастом процент лиц I и II гр. в общем растет, процент лиц III и IV гр. несколько уменьшается. Невольно напрашивается мысль, не есть-ли это результат большей выживаемости лиц I и II гр. в детском возрасте, и не в этом-ли ответ на изменение паратипических свойств крови в зависимости от возраста и болезней?

Рубашкин и Дерман, изучая разные возрастные группы, нашли значительное уменьшение процента II гр. к старости, а также сначала уменьшение, потом увеличение процента IV гр. по возрастам. У нас наблюдается прогрессивное уменьшение процента IV гр. у детей и увеличение ее у взрослых. Одновременно можно видеть уменьшение процента III гр. у детей 3—8 л. и затем увеличение ее в связи с возрастом.

Нам кажется, что едва-ли такие сравнительно малые колебания могут иметь значение—тем более, что при сравнении групп общего количества детей с таковыми же взрослых разница становится совсем незначительной. Небольшие же колебания могут зависеть от количества обследованных лиц и от случайности подбора материала.

Значительно больший интерес представляет сопоставление расово-биохимических индексов групп детей 3—8 лет и 8—15 лет с одной стороны, а с другой детей 0—3 лет и взрослых (таблица I). Индексы двух первых групп значительно превосходят остальные две группы и, кроме того, они выше норм, установленных для Казани Шварцем и Нимцовицкой (у нас 1,58 и 1,38, у них 1,16 для русских и 1,03 для татар). Если принять во внимание индекс проф. Мелких, который предлагает учитывать все четыре группы крови 1), то у нас совершенно совпадают RBI детей 0—3 л. и взрослых (1—1,95), общий же индекс всех детей (2,24) превышает таковой же взрослых (1,95) на 0,3.

Первое, что здесь отмечается, —это преобладание процента I гр. у русских и II гр. — у татар. Это то, на что указали Шварц и Нимцовицкая. Как известно, не все авторы, имевшие для своих наблюдений русское население, пришли к такому же результату. Шамов и Еланский, Груздев в Ленинграде, Авдеева и Грицевич в Москве.

Рубашкин и Дерман в Харькове отметили преобладание II группы над 1 у русских.

Является-ли преобладание I группы у русских особенностью нашей местности, или это—явление другого порядка, зависящее от возраста обследованных?

Кроме того, нужно принять во внимание RBI русских детей (1,22 1), близко подходящий к цифре, указанной Шварцем в Нимцовицкой (1,16).

На основании этих данных, нам кажется, не будет ошибкой сказать, что преобладание I гр. над II у русских—явление постоянное, по крайней мере для данной местности, и соотношение между этими группами у детей значительно выше, чем у взрослых. Что же касается татар, то соотношение между I и II гр. у детей здесь больше, чем у взрослых, и в абсолютных цифрах является обратным, т. к. процент субъектов II гр. больше такового же I гр. К тому же у них получился слишком высокий RBI,—он выше цифры для русских и приближается к европейскому типу по Hirszfeld’y (у детей 1,35, у взрослых 1,78), резко отличаясь от данных Шварца и Нимцовицкой (у них RBI татар—1,03).

S. и H. Hirszfeld’ы у турок определили RBI равным 1,8. Из других обследований национальностей, близких к татарам, мы знаем RBI у уфимских татар—1,1 (Вагнер), крымских—1,5 (Беседин), башкир—1,3 (Вагнер), узбеков—1,1 и туркменов—1,3 (Минкевич). Эти цифры уж не так отличаются от наших.

О причине очень высокого RBI в наших наблюдениях можно сказать лишь предположительно, что, с одной стороны, у нас было сравнительно небольшое количество обследованных татар, с другой—Татреспублика, находящаяся в настоящее время в процессе объединения татарской национальности, пополняется пришлым элементом, приходящем со всего Союза. Это последнее, нам кажется, может иметь влияние на индекс коренного населения. В данном направлении необходимо произвести более полное и специальное обследование.

Обратимся теперь к нашим результатам, полученным в отношении пола обследованных. Некоторые авторы (Вагнер, Рубашкин и Дерман, Владыкин) склоняются к тому, что нет значительной разницы в распределении полов по группам. Однако, напр., Беседин отметил у женщин некоторое увеличение процента II гр. и уменьшение %% III и IV гр.

У девочек отмечается, по сравнению с мальчиками, лишь некоторое уменьшение процента II и IV групп за счет увеличения III группы. Думается, что такие колебания не могут быть приняты в расчет и считаться зависящими от пола, а должны объясняться скорее случайными обстоятельствами.

Значительное количество работ было посвящено вопросу наследования агглютинационных групп крови. Мы знаем семейные обследования в этом направлении Ottenberg’a, Düngern’a и Hirszfeld’a, Dyke и Burge, Clairmont’a, Mino, Jervell’a, Авдеевой и Грицевич. Большинство этих авторов признают известную закономерность в наследовании детьми генов родителей (закон Mendel’я).

Базируясь на результатах, полученных другими авторами, нужно отметить у нас лишь один случай (№ 29) несоответствия групп родителей [(I (0)+II(А)] и ребенка [III (BI]. Но здесь следует добавить, что данный случай все же не может быть вполне признаваем исключением из общего правила, т. к., хотя результат реакции был тщательно проверен, здесь приходится считаться с возможностью сомнительного отцовства.

Полученный нами материал дает основание высказать следующие соображения:

  1. Групповое распределение детей по возрастам в смысле изоагглютинации подвержено значительным колебаниям. Однако в раннем возрасте дети по группам и расово - биохимическому индексу близко подходят к взрослым.
  2. При распределении детей по национальностям должно быть отмечено в процентном отношении преобладание I группы у русских и II у татар, причем отношение I и II групп у обеих национальностей в детском возрасте выше, чем у взрослых.
  3. Расово-биохимический индекс у русских ниже средних цифр большинства авторов СССР, но соответствует RBI жителей Востока и Сибири. У татар RBI, по Hirszfeld’y, превосходит индекс русских, приближаясь к индексу западно-европейских народов. При вычислении RBI по способу проф. Мелких величина его больше у русских.
  4. Нет значительной разницы в распределении детей по группам в зависимости от пола.
  5. На основании данных многих авторов и наших наблюдений можно признать важным определение группировки у детей и их родителей, т. к. определение это, повидимому, может дать ценные указания на происхождение ребенка.

1 Рубашкин, пользуясь материалом др. авторов, вычислил для жителей Востока и Сибири RBI равным 1,22, т. е. совершенно совпадающим с нашими данными.

1 Формула проф. Мелких такова: RBI = I (Oаß)+II(Aß) /III (Ba)-ІV(AB)

1 В Проф. А. И. Тимофееву, д-рам А. Ф. Агафонову и Е. Д. Рузскому приносим благодарность за разрешение использовать материал в заведуемых ими учреждениях.

2 Статья принята к печати в «Журн. по изуч. ран. дет. возр.».

×

About the authors

A. A. Belyaev

Clinic of Children's Diseases of Kazan University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

I. A. Chekalin

Clinic of Children's Diseases of Kazan University

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1928 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies