Endoscopic surgery in gastroenterology

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

From 1983 to 1992, 4,000 operations, 162 endoscopic papillosphincterotomies were performed in the departments of the Republican Clinical Hospital for cholecystitis and its complications; 3836 laparoscopies were performed on a planned and urgent basis for various diseases of the abdominal cavity.

Full Text

С 1983 по 1992 г. в отделениях Республиканской клинической больницы по поводу холецистита и его осложнений было произведено 4000 операций, 162 эндоскопические папилло- сфинктеротомии; по поводу различных заболеваний органов брюшной полости в плановом и срочном порядке проведено 3836 лапароскопий.

После организации отделения эндоскопической хирургии (ЭХ) с 19 августа по 30 ноября 1993 г. по поводу холецистита и его осложнений были выполнены 84 лапароскопические холецистэктомии (ЛХЭ).

В отечественной и зарубежной литературе часто употребляют термин «лапароскопическая хирургия». Мы полагаем, что понятие «эндоскопическая хирургия» шире по значению, чем «лапароскопическая хирургия». Этот термин принят для обозначения оперативных вмешательств, проведенных с помощью не только лапароскопа, но и гибких эндоскопов для различного применения. Поэтому более правильно пользоваться термином «эндоскопическая хирургия». Между тем укореняются также и такие термины, как «лапароскопическая холецистэктомия», «лапароскопическая аппендэктомия», «эндоскопическая папиллосфинктеротомия» и т. д.

В связи с распространением ЭХ в гастроэнтерологии перед хирургической службой возникает множество проблем. Во-первых, это организация внедрения ЭХ. Высокая стоимость аппаратуры и инструментов, сервисное обслуживание фирм поставщиков, рентабельность требуют от больниц высокой культуры медицинского обслуживания. Отсюда следует, что организаторы здравоохранения должны провести тщательную экспертизу возможностей хирургической и эндоскопической служб соответствующих больниц с выдачей лицензии на пользование методами ЭХ.

Во-вторых — это обучение кадров методам ЭХ. Основа учебного процесса закладывается на курсах специализации по ЭХ. Чтение специальной литературы, лекции и семинары, просмотр видеофильмов, участие в операциях в качестве второго ассистента, телеоператора, знакомство с аппаратурой и инструментами — необходимый минимум первоначально^ этапа учебного процесса. Следует особо обратить внимание на занятия на простом тренажере и, особенно, на эндотренажере с использованием лапароскопа, видеокамеры, интраскопической видеосистемы, монитора и манипуляторов. Как правило, в эндоскопической операции участвуют три хирурга. От синхронизации их действий в процессе обучения во многом зависит успешное освоение операций. Хирурги должны обучаться последовательно друг за другом, что возможно в хирургических отделениях с большим коллективом врачей.

В-третьих, всегда следует отдавать себе отчет в том, что основным оперативным вмешательством должна быть ЛХЭ по поводу хронического калькулезного холецистита (ХКХ).

Следует также подчеркнуть, что обучение, совершенствование оперативной техники может происходить при одном условии — количество ЛХЭ не может быть меньше 1—2 операций в день, что за год может составить 200—400 операций. Это возможно, когда операции проводят 4—5 раз в неделю по 1—2 операции в день как минимум. При таком темпе работы хирург быстро осваивает манипуляции инструментами и лапароскопом.

В связи с обучением методам ЭХ возникают определенные кадровые вопросы. Кто должен осваивать эти способы? Несомненно, их должны изучать хирурги, причем в первую очередь крупных отделений, обслуживающих большие контингенты населения. Общехирургический опыт, работа в отделениях, где за один год выполняют от 300 до 500 операций по поводу холецистита и его осложнений — это та база, которая поможет хирургу овладеть азами ЭХ. В многопрофильных республикаских (областных) больницах бригады могут комплектоваться из хирургов и опытных эндоскопистов, которые совместно работают в отделениях ЭХ. Что касается внедрения различных методов эндоскопии, то необходимо чаще применять срочную и плановую лапароскопию, эзофагогастродуоденоскопию, эндопапилло- сфинктеротомию под телевизионным контролем, что будет способствовать становлению ЭХ.

Особо следует остановиться на применении срочной лапароскопии в ЦРБ и дежурных клиниках. Не клиническое наблюдение в течение многих часов, а срочная лапароскопия должна помочь хирургу поставить правильный диагноз.

Что предстоит в дальнейшем после внедрения ЛХЭ? Несомненно, только то, что ЛХЭ должна оставаться базовой операцией и выполняться наиболее часто [2].

Для успешного проведения ЛХЭ, особенно на этапе ее внедрения, необходим отбор больных из группы с ХКХ. Оптимальным является сочетание целого ряда факторов: возраста, пола, длительности заболевания и сопутствующих болезней. Больные молодого и среднего возраста чаще всего имеют анамнез до 3—5 лет и такие патоморфологические изменения желчного пузыря, которые позволяют применять эндоскопическую технику. Однако треть больных от 50 до 65 лет имеет такую же продолжительность заболевания. Известно увеличение числа мужчин в пожилом возрасте, страдающих ХКХ. Однако тяжелые болезни сердца, сосудов, легких, печени не позволяют им рекомендовать ЛХЭ. По мере увеличения длительности заболевания чаще встречаются перихолецистит с мощными спайками желчного пузыря с окружающими органами, перигепатит, снижающий подвижность печени, что при первых операциях усложняет выполнение ЛХЭ.

Больным с циррозом печени, заболеваниями сердечно-сосудистой системы и легких с недостаточностью II степени ЛХЭ противопоказана. Вполне удовлетворительно ее переносят больные с ожирением I—II степени. При овладении техникой ЛХЭ не следует оперировать больных с ожирением ІИ степени, однако по мере ее освоения такое вмешательство возможно.

Из числа направленных к нам на консультацию больных 10% лиц было отказано в ЛХЭ. При этом следует подчеркнуть, что всем им была рекомендована операция по жизненным показаниям, и ни один из них не мог быть направлен на лапаротомную холецистэктомию в плановом порядке.

Мы полагаем, что при целом ряде заболеваний сердца, сосудов, легких, почек после интенсивной терапии в специализированном отделении ЛХЭ вполне возможна. Как правило, отбор большинства больных происходит амбулаторно, и функциональное состояние сердечно-сосудистой и легочной систем выявляется простыми методами исследования — путем постановки проб Штанге и Сообразе. У всех наших больных, перенесших ЛХЭ, эти пробы были в норме или выше нее, а у тех, которым было отказано в ЛХЭ, они были ниже нормы в 2 раза.

При отборе больных с ХКХ на ЛХЭ необходимо знать состояние внепеченочных желчных протоков. При диаметре гепатикохоледоха от 8 до 10 мм следует исключить обтекаемые конкременты, стеноз фатерова сосочка. При отрицательной холангиохолецистограмме, указывающей на желчную гипертензию, нужно провести эндоскопическую ретроградную холангиографию. В случае ее неудачи или неубедительных данных обязательно выполнение лапаротомной холецистэктомии. Интраоперационная холангиография при ЛХЭ технически доступна. Однако удаление камней из холедоха и интраоперационная папиллосфинк- теротомия могут усложнить операцию. Откладывание же эндоскопической папиллосфинктеротомии с извлечением из гепатикохоледоха конкрементов на 3—4 дня в условиях желчной гипертензии может неблагоприятно сказаться на послеоперационном периоде.

Несмотря на возможности диагностических и лечебных мероприятий как во время, так и после операции, позволяющих ликвидировать холедо- холитиаз и стеноз фатерова сосочка, желательно, чтобы у больных, идущих на ЛХЭ, не было этих осложнений холецистита. У больных с холедо- холитиазом без желтухи может быть проведена превентивная эндоскопическая папиллосфинктеротомия с извлечением камней, а затем ЛХЭ. У больных с холедохолитиазом с желтухой после удаления камней, ликвидации желтухи, нормализации показателей гомеостаза телевизионная лапароскопия на операционном столе может позволить принять решение в пользу ЛХЭ.

При целом ряде организационных и технических условий возможна лапароскопическая аппендэктомия (ЛАЭ). Однако и эта операция доступна лишь крупным отделениям с хорошо поставленной анестезиологической службой. Ведь ЛАЭ следует выполнять под общим обезболиванием с применением миорелаксантов в любое время суток. Единичные ЛАЭ еще не являются поводом для того, чтобы их безоговорочно проводили. В целях профилактики нагноения по ходу раневого канала червеобразный отросток нужно удалять через тубус троакара. Поэтому его диаметр при резко утолщенном и увеличенном червеобразном отростке должен быть равным 15—20 мм. Все это наталкивает на мысль о том, что сумма разрезов при ЛАЭ будет почти такой же, как и при лапаротомном доступе (30—35 мм) у нетучных больных.

Лапароскопическое грыжесечение (ЛГ) требует особых инструментов, полипропиленовой сетки и сопряжено со значительными техническими трудностями. В настоящее время ее выполняют только некоторые хирурги. Процент рецидивов при этом в 3—4 раза меньше, чем при классических доступах.

На данном этапе развития ЭХ становится выполнимым целый ряд операций на желудке, кишечнике и т. д. Каждая из этих операций требует разработки специфических инструментов, что возможно при тесном контакте с конструкторами, изучении их в работе и в процессе усовершенствования.

Можно определенно утверждать, что развитие ЭХ в гастроэнтерологии должно сопровождаться значительным улучшением диагностики на догоспитальном этапе. Выявление начальных форм калькулезного холецистита острых катарального, флегмонозного аппендицита позволит применять эндоскопическую операцию у большого числа больных.

Улучшение информированности населения, стремление к здоровому образу жизни, внедрение страховой медицины, подкрепленное экономическими рычагами, должны способствовать развитию ЭХ. Первоначальные финансовые затраты на аппараты и инструменты будут быстро окупаться за счет менее продолжительного пребывания больного в стационаре и ранней выписки к труду.

×

About the authors

S. V. Abuladze

Republican Clinical Hospital M3 of Tatarstan

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

S. Y. Knubovets

Republican Clinical Hospital M3 of Tatarstan

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

R. S. Safin

Republican Clinical Hospital M3 of Tatarstan

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

I. I. Valeev

Republican Clinical Hospital M3 of Tatarstan

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1994 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies