Выживаемость синтомицинорезистентных дизентерийных бактерий в фекальных массах
- Авторы: Набиев Э.Г.
- Выпуск: Том 43, № 5 (1962)
- Страницы: 47-50
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 11.11.2021
- Статья одобрена: 11.11.2021
- Статья опубликована: 16.11.2021
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/87619
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj87619
- ID: 87619
Цитировать
Полный текст
Аннотация
За последние годы в литературе накапливаются сообщения о частом выделении у больных дизентерией антибиотикоустойчивых форм возбудителей. Процент синтомициноустойчивых штаммов, выделяемых от больных, составляет по данным ряда авторов (2, 22, 12, 17) от 15,3 до 90. Т. Б. Горгиев, Л. М. Андреенко и др. (7) находили в очагах дизентерии синтомициноустойчивые штаммы дизентерийных бактерий на белье, водопроводных кранах и пр. Ряд исследователей (22, 14) обнаружил синтомицинорезистентные штаммы среди дизентерийных культур, выделенных от больных, еще не леченных этим препаратом, и даже от новорожденных.
Ключевые слова
Полный текст
За последние годы в литературе накапливаются сообщения о частом выделении у больных дизентерией антибиотикоустойчивых форм возбудителей. Процент синтомициноустойчивых штаммов, выделяемых от больных, составляет по данным ряда авторов (2, 22, 12, 17) от 15,3 до 90. Т. Б. Горгиев, Л. М. Андреенко и др. (7) находили в очагах дизентерии синтомициноустойчивые штаммы дизентерийных бактерий на белье, водопроводных кранах и пр. Ряд исследователей (22, 14) обнаружил синтомицинорезистентные штаммы среди дизентерийных культур, выделенных от больных, еще не леченных этим препаратом, и даже от новорожденных.
С эпидемиологической точки зрения важны появившиеся в литературе указания на связь между лекарственной устойчивостью дизентерийных бактерий и их выживаемостью во внешней среде. Была обнаружена большая резистентность сульфамидоустойчивых дизентерийных бактерий к нагреванию, свету, высушиванию, микробному антагонизму и прочим воздействиям (18, 3, 13, 19, 10). Следовательно, такие штаммы могут дольше сохраняться во внешней среде. Эти данные согласуются с эпидемиологическими наблюдениями об увеличивающемся значении воды, продуктов и предметов, окружающих больного, в заражении дизентерией (6, 11, 5, 24, 25).
Значительный интерес представляет вопрос о выживаемости во внешней среде синтомицино- и левомицетиноустойчивых дизентерийных бактерий. Однако этот вопрос изучен недостаточно. Известно сообщение В. С. Череватого (1955) о более длительном выживании дизентерийных микробов, повысивших резистентность к синтомицину в пробирочных условиях. По сравнению с антибиотикочувствительными штаммами, они дольше сохранялись в водопроводной воде, высушенных фекалиях, растворе хлорамина.
В данной работе мы задались целью изучить выживаемость свежевыделенных дизентерийных бактерий, чувствительных и резистентных к синтомицину, в фекальных массах. По литературным данным последних лет, дизентерийные бактерии могут длительно сохраняться в фекалиях больных (1, 9, 4, 15).
При изучении выживаемости дизентерийных бактерий в искусственно инфицированных фекалиях нами поставлены 4 серии опытов с общим количеством 114, в которых изучены сроки жизнеспособности в фекальных массах 76 штаммов дизентерийных бактерий, свежевыделенных в бактериологических лабораториях 1-й и 2-й инфекционных больниц Казани от больных острой и хронической дизентерией. Из них 40 штаммов относились к виду Флекснера (серотип «с») и 36 — к виду Зонне. По морфологическим, культуральным и биохимическим свойствам культуры были типичными. В реакции агглютинации с видовой агглютинирующей сывороткой наблюдались положительные результаты в разведениях выше половины титра. Все штаммы лизировались поливалентным дизентерийным бактериофагом. Чувствительность культур к синтомицину проверялась методом серийного разведения антибиотика. Для работы мы отобрали наиболее чувствительные штаммы, которые росли в бульоне при концентрации синтомицина не выше 0,9 гамма/лм, и наиболее резистентные, выраставшие при концентрации препарата выше 70 гамма/лл. В числе указанных штаммов было равное количество синтомициночувствительных и синтомицинорезистентных. Каких-либо различий в свойствах антибиотикочувствительных и резистентных штаммов нам установить не удалось. Как было сказано, все они были типичными. Эти наблюдения согласуются с данными ряда авторов (2, 16, 8, 20, 24).
Методика. Суточная дизентерийная культура на агаре смывалась стерильным физиологическим раствором и разводилась по оптическому стандарту до 1 млрд, микробных тел в 1 мл. Навески испражнений по 25,0, помещенные в стерильные бюксы, заражались этой взвесью с таким расчетом, чтобы на 1,0 приходилось в первой серии опытбв около 20000, во второй — 40000, в третьей— 100000 и в четвертой—1 млн. бактерий. В 1 и 2 сериях было взято по 8 чувствительных к синтомицину штаммов и 8 резистентных вида Флекснера и по 7 тех и других — вида Зонне, в 3 серии — соответственно по 8 и 6 тех и других, и в 4 — по 7 и 6. Фекалии тщательно перемешивались стерильной стеклянной лопаточкой и сохранялись в темном месте при комнатной температуре (18—22°). Высевы испражнений производились ежедневно на дифференциально-диагностические среды. 0,5 г фекалий эмульгировалось в 5 мл стерильного физиологического раствора, 0,1 мл этой эмульсии наносилась на агар Плоски- рева и распределялась при помощи шпателя. Остатком материала на шпателе засевалась вторая чашка с средой Плоскирева, а затем среда Левина. После суточной инкубации в термостате производилась идентификация выросших лактозодефективных колоний; изучались вид колоний, морфология микробов, их биохимические и серологические свойства, а также чувствительность к поливалентному дизентерийному бактериофагу.
Несмотря на одинаковую методику высевов, результаты бактериологических анализов были непостоянными. При высеве фекалий, содержащих около 20000 бактерий в 1,0, возбудитель выделялся регулярно первые 2 дня посевов, в дальнейшем получались то отрицательные, то положительные результаты. При высеве фекалий с 40000 бактерий в 1,0, как правило, положительные результаты были первые 3 дня, затем отрицательные чередовались с положительными. В опытах с испражнениями, обсемененными около 100000 и 1 млн. микробами, высеваемость бактерий была постоянной в течение первых 4—6 дней, в последующие дни находки возбудителя были менее регулярными. Чем большей была обсемененность фекалий бактериями, тем меньше было отрицательных высевов на протяжении всего срока исследования. На основании этих наблюдений гибель бактерий в наших опытах регистрировалась только при 12-кратном отрицательном анализе.
Средняя выживаемость (в днях) дизентерийных бактерий, чувствительных и резистентных к синтомицину, представлена в таблице 1.
Из таблицы 1 видно, что длительность сохранения возбудителя зависит от степени обсемененности.
Таблица 1
Штаммы | Количество дизентерийных микробов в 1,0 фекалий | ||||
20 000 | 40 000 | 100 000 | 1 000 000 | ||
Флекснер | Чувствительные | 8,7 | 9,6 | 11,5 | 13,8 |
Резистентные | 13,3 | 13,8 | 14,8 | 17,8 | |
Зонне | Чувствительные | 14,8 | 15,2 | 16,0 | 18,6 |
Резистентные | 17,5 | 18,0 | 20,6 | 24,5 |
Бактерии Зонне обнаруживались в фекалиях более длительно, чем бактерии Флекснера, причем синтомицинорезистентные штаммы обладают большей выживаемостью. Это закономерно наблюдалось с обоими видами возбудителя.
Достоверность результатов подтверждена статистическим методом дисперсионного анализа, предложенным Р. А. Фишером.
По-видимому, имеется сходство между сульфамидорезистентными и синтомицинорезистентными дизентерийными бактериями. И те и другие могут выживать в фекалиях дольше, чем лекарственночувствительные штаммы возбудителя.
На протяжении всего периода исследований ни один из синтомицинорезистентных штаммов дизентерийных бактерий не показал каких-либо существенных изменений свойств. Четыре штамма бактерий Флекснера, чувствительные к антибиотику, к 16— 20 дню пребывания в фекалиях перестали ферментировать манит, шесть других потеряли агглютинабильность. Три штамма бактерий Зонне, чувствительные к синтомицину, примерно в такие же сроки перестали агглютинироваться специфической сывороткой.
Результаты исследований с 76 штаммами дизентерийных бактерий позволяют сделать следующие выводы:
- Высеваемость дизентерийных бактерий из фекалий зависит от степени инфицирования. Чем выше концентрация возбудителей, тем дольше сроки выделения.
- Бактерии Зонне значительно дольше сохраняются в испражнениях, чем бактерии Флекснера.
- Синтомициноустойчивые штаммы дизентерийных бактерий, выделенные от больных, длительнее выживают в искусственно инфицированных фекалиях, нежели антибиотикочувствительные.
Список литературы
- Авдеева Т. А. и Идина М. С. Тр. ин-та эпидем., микробиол. и гиг. им. Луи Пастера. М., 1953.
- Беликов Г. П., Кудрявцева Т. Т., Антонова А. А., Гугняев И. Э. и Казарина Э. Н. ЖМЭИ, 1956,
- Бычковская О. В. ЖМЭИ, 1952, 4; ЖМЭИ, 1955, 4.
- Гандельсман Б. И., Елистратова 3. А. и Кавеноки Ф. Я. Тр. Центр, научно-исслед. дезинфекц. ин-та, М., 1951, вып. 7
- Гедзе Г. И. Молоко как возможный путь распространения дизентерии. Канд, дисс., Л., 1955.
- Гнесина Э. Д. ЖМЭИ, 1953,7.
- Горгиев Т. Б., Андреенко Л. Н. и др. В кн.: Дизентерия, Киев, 1959.
- Затуловский Б. Г. Тез. докл. на расширен. Пленуме правления Всеросс. научн. мед. об-ва эпидемиол., микробиол. и инфекционистов, посвящ. проблеме устойчивости патогенной флоры к химиотерапевтическим воздействиям. Л., 1959.
- Ильенко В. И. Кн.: Вопросы кишечных инфекций, под ред. И. И. Рагоза, 1949
- Иоффе Е. И., Кондратьева Г. В. и Овчинникова М. П. ЖМЭИ, 1955, 3.
- Кадэн М. М. ЖМЭИ, 1953, 7.
- Кулико¬ва Е. Н. Характеристика дизентерийных культур, выделенных в Казани в 1953—1955 гг., и их чувствительность к некоторым химиотерапевтическим препаратам. Канд, дисс., Казань, 1958.
- Медвинская К- Г. ЖМЭИ, 1953, 7
- Микаэлян В. Г., Мелкумян Л. О. и Франгулян Л. А. ЖМЭИ, 1957, 8.
- Мирзоев Г. Г. ЖМЭИ, 1959, 7.
- Набоков Ю. С. ЖМЭИ, 1957, 1.
- Олейникова Е. А. и Вейцман Р. Е. Тез. докл. на расширенном Пленуме правления Всеросс. научн. об- ва эпидемиол., микробиол. и инфекционистов, посвящ. проблеме устойчивости патогенной флоры к химиотерапевтическим воздействиям. Л., 1959.
- Перетц Л. Г. ЖМЭИ, 1951, 4.
- Семенова М. А. ЖМЭИ, 1954, 6.
Дополнительные файлы
