On the question of the change in the forms of cellular elements in the exudates of the pleural cavity with the introduction of live bacteria

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

This preliminary report is a continuation of the one I have published in the Kazan Medical Center. zhurn. (1927, No. 10). Then, using chemical substances as an irritant of a different nature when studying the cytology of exudate at different times, we came to the following conclusions.

Full Text

Настоящее предварительное сообщение является продолжением напечатанного мною в Казанском медиц. журн. (1927, № 10). Тогда, пользуясь в качестве раздражителя различного характера химическими веществами при изучении цитологии экссудата в различные сроки, мы пришли к следующим выводам: 1) Плевральная полость кроликов одинаково- реагирует на введение различных раздражителей, в смысле смены клеточного состава экссудата. 2) Плевральная полость собак, морских свинок п крыс при введении пептона реагирует так же, как плевральная: полость кроликов. 3) При введении раздражителя, преобладающими элементами экссудата через 6 час. являются полиморфноядерные лейкоциты, число которых затем падает и в большинстве опытов к 6—10 суткам приближается к нулю. 4) Гистиоциты, малочисленные в начале опыта (6 час.), затем нарастают в числе, причем это нарастание достигает maximum’a в большинстве опытов на 6—8 сутки. 5) Приблизительно одинаковое количество полиморфно-ядерных лейкоцитов и гистиоцитов в экссудате наблюдается между 2 и 3 сутками. 6) Число лимфоцитов в экссудате во все время опыта остается приблизительно на одной и той же высоте, причем по отношению к общим количествам клеточных элементов экссудата оно не превышает 5—12%. 7) Фагоцитоз гистиоцитами полиморфно-ядерных лейкоцитов, эритроцитов, краски, капелек масла резче всего бывает выражен через 2 суток. 8) Эндотелиальные клетки поверхностного покрова плевры одиночно и пластами обычно появляются в экссудате к концу опыта.

Во второй части работы, мы, пользуясь описанной нами методикой, в качестве раздражителя плевр, полости применили сильно разведенные взвеси живых культур стрепто-стафило-пневмококков, палочки В. С. G. proteus vulgaris ослабленных палочек Т. В С. типа humanus и bovinus и, наконец, культуру туберкулезных палочек штамма Vallée. На применении таких сильно разведенных взвесей живых культур мы остановились в целях избежать очень бурных явлений острого воспаления плевральной полости и сохранить животное для опыта по возможности на продолжительный срок, ибо при введении менее разведенных культур мы обычно теряли животное втечение ближайших 2—4 суток (особенно при введении пневмококка) 1

Всего нами проделано 36 опытов. Здесь мы также стремились проследить смену цитологической картины в экссудатах у кроликов, начиная с 6 час. и, по возможности, до исчезания воспалительных явлений, ибо имеющиеся в литературе указания (Максимов, Wеidеnrеісh, Wа11gren, Hellу, Murray, Штуцер, Schott, Herzog, Чаши в и мн. др.) только отчасти освещают интересующий нас вопрос и приводятся авторами большею частью попутно при изложении основных моментов своих опытов (по вопросам иммунитета, генеза клеточных форм экссудатов, при изучении явлений воспаления и всасывания в серозных полостях) без указания времени смены, а равно и %% нарастания одних и уменьшения других клеточных элементов.

Каждый опыт с определенным раздражителем повторялся на нескольких (2—5) кроликах, причем животные находились под опытом от 10 до 24 дней. По окончании опыта животное убивалось и результат патолого-анатомического вскрытия протоколировался. Всего нами прослежено 30 случаев до полного окончания воспалительных явлений в плевре, причем на секции или не обнаруживалось никаких уклонений от нормы со стороны плевральных листков или имелось ничтожное количество тонких, нитевидных спаек, обычно в задненижних отделах ее.

Что касается изменений в других органах, особенно при введении туберкулезных палочек, то об них мы здесь не упоминаем. Обычно при туберкулезе, за исключением палочек B.C.G., имелись начальные, свойственные туберкулезу, изменения в селезенке, печени и легких.

Результаты опытов графически изображались на таблицах, из которых в качестве примера приведено 3 таблицы. Приводить прочие опыты мы сочли излишним, т. к. все они протекали почти одинаково, отличаясь только деталями и продолжительностью. Методика и время добывания экссудата одинаковы, как и в ранее опубликованном сообщении.

 

Табл. № I— Процентное отношение клеточных форм при введении А А) стрептококка и АіАі) стафилококка.

Сплошная линия АА и АіАі % содержание полиморфно-ядерных лейкоцитов. Пунктир—гистиоциты. Точки=лимфоциты.

 

Переходя к изложению результатов опытов с введением бактерий и сравнивая их с группой химических раздражителей, мы отмечаем следующее:

Через 6 час. после введения бактерий преобладающими клеточными элементами в экссудате также являются полиморфно-ядерные лейкоциты, % содержания которых выражается в данный момент цифрами 80—90. В дальнейшем их количество уменьшается, но не так быстро, как в экссудатах после введения неживых раздражителей, и падение кривой полиморфно-ядерных лейкоцитов происходит не так отвесно, а более или менее полого, в виде ломанной линии, приближаясь к 0 не к 6—8 суткам, как в опытах с неживыми раздражителями, а позже, в среднем к 14—18. Эти вторичные увеличения и уменьшения количества полиморфно-ядерных лейкоцитов, начиная с 4—6 дня, выражающиеся изломами кривой, заметны в таблице № I (staphylococc.) и более резко выявлены при введении streptococc. и табл. № II палочки (BCG).

 

Табл. № II—при введении АА) палочек B.C.G. и АІАІ) палочек tbc штамма Vallèʹe

Сплошная линия АА и АіАі % содержание полиморфно-ядерных лейкоцитов. Пунктир—гистиоциты. Точки=лимфоциты.

 

Гистиоциты через 6 час. встречаются в экссудатах данной группы опытов в большем количестве по сравнению с группой химических раздражителей. Количество гистиоцитов затем постепенно нарастает до maximum’a, в среднем, к 6-8 дню, достигая в %% до 80—90; в дальнейшем их число уменьшается вновь, но держится, однако, на сравнительно высоких цифрах (в среднем 45 — 55%).

Таким образом оба типа форменных элементов экссудата плевральной полости в общих чертах количественно претерпевают те же изменения, как и при введении химич. раздражителей; в большинстве опытов между вторыми и четвертыми сутками наблюдается приблизительно равное количество тех и других. Однако срок течения указанного изменения количеств охватывает больший промежуток времени, чем в опытах с неживыми раздражителями.

Иная картина получается при взгляде на кривую % соотношения лимфоцитов в обоих группах опытов. Если при введении раздражителей химии, характера количество лимфоцитов в экссудате было сравнительно незначительным и оставалось во все время опыта на одной и той же высоте с небольшими колебаниями, то при введении бактерий количество лимфоцитов постепенно нарастает и к концу опыта достигает своего mахі- mum’a в среднем 18—24% общего количества форменных элементов, причем наибольшое количество лимфоцитов в экссудате наблюдается при введении в плевр, полость палочек Т.В.С.

 

Табл. № III—при введении АА) палочек tbc. типа humanus и АІАІ) типа bovinus.

Сплошная линия АА и АіАі % содержание полиморфно-ядерных лейкоцитов. Пунктир—гистиоциты. Точки=лимфоциты.

 

В тех случаях, где животное гибло от прогрессирующей инфекции, мы наблюдали в плевральном экссудате другую картину смены клеточных элементов: здесь фаза нейтрофильной реакции очень бурна и % полиморфно-ядерных лейкоцитов до самой смерти животного держится с небольшими колебаниями на высоких цифрах (90—95%); количество гистиоцитов не увеличивается совсем, а иногда даже уменьшается, % же лимфоцитов снижается почти до нуля.

Что касается общего количества экссудат в этих опытах по внешнему виду приближается к характеру гнойного. Такой характер экссудата, однако, сравнительно быстро исчезает, заменяясь серозно-гнойным и серозно-фибринозным и только при введении стрептококка экссудат сохраняет свой гнойный вид значительно дольше.

Не останавливаясь подробно на микроскопической картине окрашенных мазков, отметим только значительно резче выраженные в бактерийные экссудатах явления распада, главным образом полиморфно-ядерных лейкоцитов, в первые четверо суток с резко выраженной картиной дегенеративных изменений ядерного вещества и своеобразными изменениями протоплазмы, выражающимися в способности воспринимать основные краски и принимать ячеистое, на подобие сот, строение, очевидно, как результат включения липоидных капель. Дегенеративные изменения ядерного вещества выражаются или в набухании ядра с распадом его на отдельные рыхлые, кругловатой формы глыбки, располагающиеся большею частью на противоположных полюсах клетки, с одновременным увеличением всего клеточного тела, или происходит процесс пикноза ядра с одновременным уменьшением клеточного тела. Явления кариолиза и плазмолиза чаще встречаются в многоядерных лейкоцитах экссудатов, полученных от введения в плевр, полость культур кокков. Гистиоциты в первый период опытов сохраняют свои характерные особенности строения, в дальнейшем однако претерпевают изменения ядра и протоплазмы: ядро утрачивает рисунок и структуру, становится гомогенным, рыхлым, бледно окрашивающимся, почковидная форма его заменяется большею частью круглою или овальною; в протоплазме уменьшается число вакуоль до совершенного исчезания их, причем протоплазма начинает окрашиваться (Giems’a) в бледно голубой цвет с розовым оттенком. Фагоцитоз гистиоцитами наиболее резко выражен по отношению палочек tbc, фагоцитоз же кокков скуден даже в первые 2 суток.

Эритроциты весьма часто встречаются в мазках экссудата при введении в плевр, полость бактерийных раздражителей, особенно в первые 2—4 суток. Эндотелиальные клетки поверхностного покрова плевры, как и в группе опытов с введением химических раздражителей, появляются в экссудате преимущественно к концу опыта.

Заканчивая настоящее сообщение о смене клеточных форм экссудатов плевральной полости при введении живых бактерий, можно сделать следующие выводы:

  • Через 6 час. после введения бактерий преобладающим клеточным элементом в экссудатах являются полиморфно-ядерные лейкоциты. Количество их в дальнейшем течении опыта постепенно уменьшается и в среднем (для группы кокков) к 14—18 дню приближается к нулю. Дегенеративные изменения полиморфно-ядерных лейкоцитов резче всего выражены между 2—4 сутками.
  • Гистиоциты, начиная с 6 час., постепенно нарастают в количестве и достигают maximum’a к 8—10 дню; затем это количество постепенно уменьшается, оставаясь, однако, на сравнительно высоких цифрах до конца опыта. Фагоцитоз гистиоцитами палочек tbc выражен резко, фагоцитоз же кокков значительно слабее.
  • Приблизительно одинаковые количества полиморфно-ядерных лейкоцитов и гистиоцитов в экссудате встречается между 2—4 сутками.
  • Лимфоциты, начиная с 6-ти час постепенно нарастают и в конце опыта достигают в среднем 18—24% общего количества форменных элементов экссудата.
  • Эритроциты являются частой составной частью экссудата при введении бактерий.
  • Эндотелиальные клетки поверхностного покрова плевры появляются в экссудате преимущественно к концу опыта.

Таким образом, мы видим, что принципиальных отклонений в характере смены клеточных форм элементов в экссудатах плевральной полости в благоприятно протекающих случаях как при введении бактерий, так и неживых раздражителей не существует. Различие сводится лишь к длительности периода нейтрофильной реакции. В обоих случаях в конце опыта из плевральной полости удается извлечь небольшое количество прозрачной водянистой жидкости с ничтожным содержанием полиморфноядерных лейкоцитов и с преобладанием гистиоцитов и лимфоцитов, причем число лимфоцитов при введении бактерийных раздражителей значительно выше, чем при введении химических, не бактерийных. В случаях, окончившихся смертью животного, указанной смены клеточных элементов не происходит совсем, и количество полиморфно-ядерных лейкоцитов продолжает оставаться значительным, %% гистиоцитов и лимфоцитов не только не нарастает, а, наоборот, снижается еще более.

Если подобная смена клеточных элементов экссудата имеет место и у человека при экссудативных плевритах, то невольно возникает вопрос, не могут ли быть применимы полученные нами данные в качестве прогностического признака у постели больного.

 

1 Пользуюсь случаем, чтобы выразить благодарность проф. В. М. Аристовскому и его сотрудникам за любезное предоставление нам культур бактерий для опытов.

×

About the authors

E. S. Alekseev

Kazan State University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Doctor, Institute of Pathology and Anatomy

Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Tab. № I. The percentage of cell forms with the introduction of A A) streptococcus and AiAi) staphylococcus.

Download (29KB)
3. Tab. No. II — with the introduction of AA) sticks B.C.G. and АІАІ) of tbc rods of the Vallèʹe strain

Download (24KB)
4. Tab. № III — with the introduction of AA) sticks tbc. type humanus and АІАІ) type bovinus.

Download (22KB)

© 1929 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies