About clinical thinking

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The book under review contains 15 chapters. In the introduction, the authors emphasize that each doctor should have a certain set of the most important methodological and socio-psychological principles governing his activities, attitude towards his work, towards a sick and healthy person, towards science, culture, towards nature and society, his understanding of his duty , responsibility for the future, his thoughts about life and death. According to the authors, “some doctors sometimes forget that each patient is a person, not a faceless creature” (p. 8). For the clinician, such forgetfulness is far from harmless, for “to cure is to control, to a certain extent, the patient’s personality” (p. 9).

Full Text

Рецензируемая книга содержит 15 разделов. Во введении авторы подчеркивают, что у каждого врача должен быть определенный свод важнейших методологических и социально-психологических принципов, регламентирующих его деятельность, отно­шение к своей работе, к больному и здоровому человеку, к науке, культуре, к природе и обществу, его понимание своего долга, ответственности за будущее, его мысли о жизни и смерти. По мнению авторов, «некоторые врачи иногда забывают, что каждый его больной—личность, а не безликое существо» (стр. 8). Для клинициста такая забывчивость далеко не безобидна, ибо «лечить — значит управлять в известной степени личностью пациента» (стр. 9).

Чем же вызвана недооценка многими врачами личностного подхода к больному? Авторы вскрывают несколько причин этого. В силу дифференциации медицины на множество дисциплин (около 300), «узкие специалисты» не имеют возможности изу­чать, учитывать и обобщать психологические черты личности больного, поскольку каждый занят изучением лишь определенной стороны состояния его организма. Вслед­ствие внедрения в медицину многочисленных приборов, технических устройств (при неправильном понимании их роли) усиливается тенденция к опосредованному харак­теру взаимоотношений врача и больного (врач — прибор — больной), что также ослабляет союз врача с личностью пациента («врач в союзе с больным — дважды врач» — стр. 87). На студенческой скамье будущим врачам «говорят мало и не всегда убедительно» о проблемах личности даже при изучении тех дисциплин, которые имеют прямое отношение к этой проблеме (например, медицинская психология).

Наконец, недооценка личностного подхода к больному со стороны многих врачей истекает из неправильного понимания биологического и социального' в человеке, из преувеличения роли наследственного, биологического.

Одним из важнейших свойств личности врача является способность «клинически мыслить». По мнению авторов, клиническое мышление — это та интеллектуальная, логическая деятельность, благодаря которой врач находит особенности, характерные для данного патологического процесса у данной конкретной личности. Элементы спе­цифически личностного, сугубо индивидуального характера — непременная черта кли­нического мышления врача, причем «проявление, реализация личностного начала выступает сугубо качественным показателем мышления...» (стр. 15). И далее: -«...Лечебная медицина без приложения личности врача — не медицина» (стр. 22).

Характеризуя личность врача, авторы не раз подчеркивают, что для нее должны быть характерны такие качества, как сердечность, доброжелательность, душевная щедрость, эмоциональная восприимчивость, умение «властвовать над собой» и муд­рость клинициста.

Один из разделов книги посвящен материалистическому анализу такого сложного явления, как интуиция врача. Она трактуется как специфическая форма познания, характеризующаяся «укороченностью», «конспективностью» суждений, как один из вспомогательных приемов познания. Способность предугадывать целое раньше, чем в наличии окажутся все части этого целого, способность охватывать в воображении самое существо отношения раньше, чем эти отношения будут исследованы— в этом, по мнению авторов, суть материалистического истолкования интуиции. Она—не наитие, пришедшее неизвестно откуда, а активное рабочее состояние сознания, находя­щегося во взаимодействии с подсознательными структурами мозга.

Интересны размышления авторов О понятии «врачевание» и его содержании. «Врачевание предполагает не только встречу врача с пациентом, но и общение с ним, с желанием обоих субъектов быть понятыми друг другом... Во врачевании много такого, что напоминает разговор близких людей по душам» (стр. 86).

Специальный раздел книги посвящен общественной роли врача, в частности его отношению к проблемам охраны природы.

Задача врача в популяризации медицинских знаний — «учить население не мето­дам диагностики и лечения, а методам профилактики, предотвращения болезней» (стр. 150). Авторы констатируют, что в наше время медицина, больше чем какая-либо другая область человеческой деятельности, подвергается критике, подчас очень злой. И книга в значительной мере дает ответы — что в этой критике не заслуживает внима­ния, а что оправданно, справедливо, и что в связи с этим надо делать, особенно в вопросах формирования личности современного врача, принципов его взаимоотно­шений с личностью больного.

×

About the authors

A. D. Stepanov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Docent

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1974 Stepanov A.D.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies