Травматизм плавсостава на судах речного флота
- Авторы: Шаповалов К.А.
- Выпуск: Том 66, № 6 (1985)
- Страницы: 410-411
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 28.02.2021
- Статья одобрена: 28.02.2021
- Статья опубликована: 15.12.1985
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/62180
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj62180
- ID: 62180
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение в эксплуатацию новых типов речных судов с повышенными судоходными качествами, использование сложных систем управления судами предъявляют повышенные требования к здоровью плавсостава.
Ключевые слова
Полный текст
Введение в эксплуатацию новых типов речных судов с повышенными судоход^ ными качествами, использование сложных систем управления судами предъявляют повышенные требования к здоровью плавсостава.
В задачи настоящего исследования входило изучение травматизма, его особенностей и разработка практических рекомендаций в целях снижения количества несчастных случаев среди работников речного флота. Проведен анализ травматизма плавсостава на судах Северного речного пароходства с 1975 по 1983 г. на основании актов о несчастных случаях (форма Н-1), амбулаторных карт и историй болезни. Полученные результаты обработаны методом вариационной статистики по Стьюденту.
Самая высокая частота несчастных случаев (68,4%) был отмечен у моряков * службы эксплуатации речных судов, в то время как в службах технической эксплуатации он составил 26,5%, быта—5,1%, причем матросы травмировались чаще других (20,2%), несколько реже шкиперы (17,2%), мотористы (16,2%), капитаны (15,2%), помощники капитанов (13,2%), механики (10,1 %).
Как установлено, повреждения на судах получают наиболее часто (41,4%, ^<0,01) речники со стажем работы до 3 лет, от 3 до 5 лет — в 15,2% случаев, от 5 до 10 — в 18,2% (^>0,05), однако последнее не является статистически достоверным. При стаже от 10 до 15 лет и более показатели травматизма сравнительно невелики — соответственно 10,1% и 14,2%.
Анализ выполнявшихся судовых работ в момент получения травмы показал, что наиболее опасны обслуживание и ремонт механизмов машинного отделения: на их долю приходится 30,5% травм. Во время передвижения по трапам и палубам возникает 27,4% несчастных случаев, при швартовых операциях — 20,0%. Повреждения, нанесенные преимущественно тупым предметом, составляют 87,1% (Р < 0,001), острым—5,9%, термические поражения—5,9%, другие травмы—1,1%. Значительно число травм (8,25%), полученных пострадавшими в состоянии алкогольного опьянения.
Максимальный уровень травматизма (41,4%) отмечен летом, в разгар речной навигации. Наибольшее число травм приходится на начало недельного цикла. Так, в понедельник их количество составляет 15,2%, во вторник — 21,2%, к концу недели частота травм снижается до 12,1%. Важно подчеркнуть; что лишь 19,4% несчастных случаев происходит в рейсе. Опасным по травматизму является выполнение судовых работ в период стоянки (^<0,001), причем в других речных портах речники получают повреждения в 8 раз чаще, чем в порту приписки (^<0,001).
На судах Северного речного пароходства преобладали монотравмы (^<0,001) и монофокальные повреждения (Р < 0,001). Среди политравм множественные встречались чаще, чем сочетанные (Р < 0,001). Ограниченный район плавания, территориальная близость к медицинским лечебным учреждениям определенно влияют на сроки госпитализации речников. Так, в первые 6 ч после травмы в лечебные учреждения поступило 72,1% пострадавших, через 6—12 ч — 20,9%; через 12—24 ч — 4.7%, и только 2,3% лиц были направлены в стационары из поликлиники в более поздние сроки.
Среди повреждений кисти чаще наблюдались раны, травматические ампутации пальцев и переломы. Повреждения кисти у речников, особенно травматические ампутации, характеризовались неблагоприятными исходами.
В общей структуре травм преобладали переломы костей различной локализации; они являлись ведущими повреждениями почти всех анатомо-функциональных сегментов. Так, основным видом травм предплечья, грудной клетки, голени и стопы были переломы, они встречались достоверно чаще, чем раны и ушибы.
При термической травме преимущественно повреждались кисти, лицо, грудь, голень, причем, как установлено, превалировали ожоги II, III А степени площадью до 5 %.
Травмы, полученные плавсоставом, требовали хирургической обработки в 30,3% случаев, оперативного лечения — в 7,8% и консервативного — в 61,9%. Средний койко-день составил 28,5 при среднем числе дней нетрудоспособности, равном 35,5. Полное выздоровление наступило у 85,8% пострадавших, стойкая утрата трудоспособности, закончившаяся установлением II группы инвалидности, в 1% наблюдений, летальный исход — в 13,2%.
Динамика несчастных случаев на судах Северного речного пароходства в целом имеет тенденцию к уменьшению. С 1975 по 1983 г. при уменьшении среднесписочного числа плавсостава на 19,8% число пострадавших снизилось на 24,0%, количество травм на 1000 работающих— на 7%. Общее число человеко-дней нетрудоспособности уменьшилось на 44,2%, коэффициент тяжести, характеризующийся сроком дней нетрудоспособности на одного пострадавшего,— на 22,3%.
ВЫВОДЫ
- Актуальность изучения травматизма на речных судах диктуется частотой несчастных случаев, преобладанием тяжелых видов повреждений, требующих длительного лечения, и их неблагоприятными исходами.
- Группами повышенного риска по травматизму являются молодые речники (матросы, шкиперы, мотористы) в возрасте 20—29 лет со. стажем работы до 3 лет.
- Особо опасными по травматизму на речном флоте еледует считать судовые работы, связанные с обслуживанием и ремонтом механизмов машинного отделения,, передвижением по трапам и палубам, а также швартовые операции.
- Существенного снижения уровня травматизма на речных судах можно добиться тюлько при максимальной эффективности проведения вводных, текущих инструктажей по технике безопасности, санитарно-просветительной работы по профилактике травм.
Список литературы
Дополнительные файлы
