Injuries of the crew on board the river fleet

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The commissioning of new types of river vessels with improved navigable qualities, the use of complex ship control systems impose increased requirements on the health of the crew.

Full Text

Введение в эксплуатацию новых типов речных судов с повышенными судоход^ ными качествами, использование сложных систем управления судами предъявляют повышенные требования к здоровью плавсостава.

В задачи настоящего исследования входило изучение травматизма, его особенностей и разработка практических рекомендаций в целях снижения количества несчастных случаев среди работников речного флота. Проведен анализ травматизма плавсостава на судах Северного речного пароходства с 1975 по 1983 г. на основании актов о несчастных случаях (форма Н-1), амбулаторных карт и историй болезни. Полученные результаты обработаны методом вариационной статистики по Стьюденту.

Самая высокая частота несчастных случаев (68,4%) был отмечен у моряков * службы эксплуатации речных судов, в то время как в службах технической эксплуатации он составил 26,5%, быта—5,1%, причем матросы травмировались чаще других (20,2%), несколько реже шкиперы (17,2%), мотористы (16,2%), капитаны (15,2%), помощники капитанов (13,2%), механики (10,1 %).

Как установлено, повреждения на судах получают наиболее часто (41,4%, ^<0,01) речники со стажем работы до 3 лет, от 3 до 5 лет — в 15,2% случаев, от 5 до 10 — в 18,2% (^>0,05), однако последнее не является статистически достоверным. При стаже от 10 до 15 лет и более показатели травматизма сравнительно невелики — соответственно 10,1% и 14,2%.

Анализ выполнявшихся судовых работ в момент получения травмы показал, что наиболее опасны обслуживание и ремонт механизмов машинного отделения: на их долю приходится 30,5% травм. Во время передвижения по трапам и палубам возникает 27,4% несчастных случаев, при швартовых операциях — 20,0%. Повреждения, нанесенные преимущественно тупым предметом, составляют 87,1% < 0,001), острым—5,9%, термические поражения—5,9%, другие травмы—1,1%. Значительно число травм (8,25%), полученных пострадавшими в состоянии алкогольного опьянения.

Максимальный уровень травматизма (41,4%) отмечен летом, в разгар речной навигации. Наибольшее число травм приходится на начало недельного цикла. Так, в понедельник их количество составляет 15,2%, во вторник — 21,2%, к концу недели частота травм снижается до 12,1%. Важно подчеркнуть; что лишь 19,4% несчастных случаев происходит в рейсе. Опасным по травматизму является выполнение судовых работ в период стоянки (^<0,001), причем в других речных портах речники получают повреждения в 8 раз чаще, чем в порту приписки (^<0,001).

На судах Северного речного пароходства преобладали монотравмы (^<0,001) и монофокальные повреждения < 0,001). Среди политравм множественные встречались чаще, чем сочетанные < 0,001). Ограниченный район плавания, территориальная близость к медицинским лечебным учреждениям определенно влияют на сроки госпитализации речников. Так, в первые 6 ч после травмы в лечебные учреждения поступило 72,1% пострадавших, через 6—12 ч — 20,9%; через 12—24 ч — 4.7%, и только 2,3% лиц были направлены в стационары из поликлиники в более поздние сроки.

Среди повреждений кисти чаще наблюдались раны, травматические ампутации пальцев и переломы. Повреждения кисти у речников, особенно травматические ампутации, характеризовались неблагоприятными исходами.

В общей структуре травм преобладали переломы костей различной локализации; они являлись ведущими повреждениями почти всех анатомо-функциональных сегментов. Так, основным видом травм предплечья, грудной клетки, голени и стопы были переломы, они встречались достоверно чаще, чем раны и ушибы.

При термической травме преимущественно повреждались кисти, лицо, грудь, голень, причем, как установлено, превалировали ожоги II, III А степени площадью до 5 %.

Травмы, полученные плавсоставом, требовали хирургической обработки в 30,3% случаев, оперативного лечения — в 7,8% и консервативного — в 61,9%. Средний койко-день составил 28,5 при среднем числе дней нетрудоспособности, равном 35,5. Полное выздоровление наступило у 85,8% пострадавших, стойкая утрата трудоспособности, закончившаяся установлением II группы инвалидности, в 1% наблюдений, летальный исход — в 13,2%.

Динамика несчастных случаев на судах Северного речного пароходства в целом имеет тенденцию к уменьшению. С 1975 по 1983 г. при уменьшении среднесписочного числа плавсостава на 19,8% число пострадавших снизилось на 24,0%, количество травм на 1000 работающих— на 7%. Общее число человеко-дней нетрудоспособности уменьшилось на 44,2%, коэффициент тяжести, характеризующийся сроком дней нетрудоспособности на одного пострадавшего,— на 22,3%.

ВЫВОДЫ

  1. Актуальность изучения травматизма на речных судах диктуется частотой несчастных случаев, преобладанием тяжелых видов повреждений, требующих длительного лечения, и их неблагоприятными исходами.
  2. Группами повышенного риска по травматизму являются молодые речники (матросы, шкиперы, мотористы) в возрасте 20—29 лет со. стажем работы до 3 лет.
  3. Особо опасными по травматизму на речном флоте еледует считать судовые работы, связанные с обслуживанием и ремонтом механизмов машинного отделения,, передвижением по трапам и палубам, а также швартовые операции.
  4. Существенного снижения уровня травматизма на речных судах можно добиться тюлько при максимальной эффективности проведения вводных, текущих инструктажей по технике безопасности, санитарно-просветительной работы по профилактике травм.
×

About the authors

K. A. Shapovalov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1985 Shapovalov K.A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies