Clinical Lectures on Internal Medicine, Part One. Gorky, 1959

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The importance of clinical lectures in shaping the truly medical thinking of senior medical students and the young doctor can hardly be overestimated. They, in the apt expression of the late V. I. Glinchikov, "are the thoughts of a thinking doctor". No wonder the leading figures of domestic internal medicine, starting with S.P.Botkin, G.A.Zakharyin, A.A. Ostroumov and ending in Soviet times V.I.Glinchikov, S.S. Zimnitsky, M.G. Kurlov and M. P. Konchalovsky, willingly resorted to this form of the printed word, as the best way to communicate with medical youth, while transferring to her not only valuable factual knowledge, but also the methodology of clinical thinking.

Full Text

Значение клинических лекций в формировании подлинно врачебного мышления студентов-медиков старших курсов и молодого врача едва ли можно переоценить. Они, по удачному выражению покойного В. И. Глинчикова, «есть мысли вслух думающего врача». Недаром корифеи отечественной внутренней медицины, начиная с С. П. Боткина, Г. А. Захарьина, А. А. Остроумова и кончая в советское время В. И. Глинчиковым, С. С. Зимницким, М. Г. Курловым и М. П. Кончаловским, охотно прибегали к этой форме печатного слова, как лучшему способу общения с медицинской молодежью, передавая при этом ей не только ценные фактические знания, но и методологию клинического мышления.

Поэтому вполне закономерно стремление проф. А. И. Гефтера воспользоваться этой оправдавшей себя формой обучения студентов и молодых врачей, для которых и предназначается недавно вышедшая из печати первая часть его1 «Клинических лекций». Хотя печатная клиническая лекция по живости и образности изложения, как правило, всегда проигрывает по сравнению с устным ее изложением, тем не менее нельзя после ознакомления с книгой проф. А. И. Гефтера не признать ее весьма удачной, в первую очередь именно -в силу того, что она сохраняет как бы сказать «разговорный» характер излагавшихся перед слушателями лекций. Это- делает с самого начала «Клинические лекции» проф. А. И. Гефтера легко читаемыми даже при изложении относительно трудных для понимания студентов разделов, как, например, лекция об аритмиях.

В первую часть «Клинических лекций» входят, кроме краткого введения, 19 лекций, посвященных, за исключением первой, клинике, профилактике и лечению важнейших заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Особо хотелось бы остановиться на первой лекции, озаглавленной автором «Значение учения И. П. Павлова для клиники внутренних болезней». Спору нет относительно огромной значимости великого творческого подвига И. П. Павлова в развитии отечественной медицины, в том числе и клинических дисциплин и среди них, в частности, внутренней патологии. Ведь недаром многие крупные отечественные терапевты, как, например, А. 3. Былина, М. М. Губергриц, С. С. Зимницкий, Н. И. Лепорский, Н. Д. Стражеско, С. М. Рысс и др. являлись непосредственными учениками великого физиолога, выполнившими в его лабораториях свои диссертационные работы или же были горячими его последователями, как М. П. Кончаловский, Г. Ф. Ланг, М. С. Вовси, В. Н. Виноградов, А. И. Мясников, А. И. Нестеров, Е. М. Тареев и другие. Поэтому бесспорно огромнейшее значение учения И. П. Павлова для клиники внутренних болезней. Однако, вряд ли только значению учения И. П. Павлова следовало уделять внимание в вводной лекции в курс клиники внутренних болезней, излагаемой для студентов. Ведь не меньшая, если не большая роль в формировании отечественной клиники внутренних болезней, оригинальность и самобытность ее связаны с практической и научной деятельностью С. П. Боткина, Г. А. Захарьина, А. А. Остроумова, В. П. Образцова, а до них — М. Я. Мудрова, С. Г. Зыбелина и других корифеев отечественной внутренней клиники. Да, и сам автор, в сущности, в своей лекции говорит о том же, но, очевидно, отдавая дань некоторому в свое время несоразмерно большому «увеличению», озаглавил ее как значение только учения И. П. Павлова для клиники внутренних болезней. Мы остановились на этом вопросе не только из чисто формальных причин, а и потому, что, во-первых, студент, а затем и молодой врач неоднократно и при том не без пользы для себя возвращаясь к чтению этой книги, могут вынести не совсем точное представление о значимости только исследований И. П. Павлова и незаслуженно’ забудут ценнейший вклад в клинику внутренних болезней наших клинических первоучителей, как С. П. Боткин и других. Во-вторых, в этой главе следовало бы больше, чем это делает автор, отметить роль и значение наших отечественных корифеев внутренней медицины, сообщивших ей самобытность и заложивших ее научные основы.

Значительно удачнее изложение остальных 18 лекций, из которых 12 посвящены клинике заболеваний сердечно-сосудистой, а 6 — болезням дыхательной системы.

Особенно удачен цикл лекций, излагающих важнейшие болезни аппарата кровообращения, в частности, лекции о ревматизме, затяжном септическом эндокардите, гипертонической болезни, грудной жабе, инфаркте миокарда, аритмиях, профилактике и лечении недостаточности кровообращения.

Однако, и в них есть ряд недочетов, что, в первую очередь, относится к лекции по аритмиям, крайне сжато излагающей для курса факультетской терапевтической клиники этот трудный раздел. К тому же некоторая теоретичность изложения, в отличие от других лекций, не начинающаяся с больного, а с абстрактной характеристики аритмий, несомненно, делают желательным доработку и расширение этой главы книги.

В лекции по затяжному септическому эндокардиту, приводя основные точки зрения по вопросу о соотношении этого заболевания с ревматизмом, автор, к сожалению, не излагает своего мнения, что дидактически не оправдано в клинических лекциях для студентов. Зато особо тщательно составлены и поэтому с большим интересом читаются лекции о коронарной недостаточности, инфаркте миокарда, гипертонической болезни. Их достоинство усугубляется использованием исследований автора и его клиники в этих областях. Значимость лекций этого цикла, в частности, и для практического врача, заключается в относительно полно изложенных разделах о лечении и профилактике этих заболеваний, причем автор знакомит своих слушателей, а, стало быть, и читателей с многими новыми лекарственными препаратами, часть из которых испытывалась в руководимой им клинике.

Лекции о важнейших заболеваниях системы дыхания хотя и ограничиваются кругом основных нозологических форм: крупозной и очаговой пневмониями, пневмосклерозом, бронхиальной астмой, раком легкого и экссудативным плевритом, так же в общем довольно удачно составлены, но все же несколько уступают лекциям первого раздела. Это, в основном, относится к двум последним лекциям о раке легкого и экссудативном плеврите, по-видимому, частично, вследствие некоторой их сжатости. Известным недочетом второго цикла лекций, как отчасти и первого, на наш взгляд, является недостаточно полное, мы бы сказали — схематичное для факультетских лекций, изложение дифференциальной диагностики, которая особенно, подробно должна излагаться в лекциях для студентов IV курса.

Однако, все выше отмеченные и другие недочеты, которые, за недостатком места, не могут быть упомянуты в краткой рецензии, ни в коей мере не умаляют основные достоинства «Клинических лекций по внутренним болезням» А. И. Гефтера, безусловно, приносящих пользу студентам-медикам старших курсов и молодым врачам. Читатели с большим интересом встретят и последующие части «Клинических лекций», которые, как хочется надеяться, в недалеком будущем увидят свет.

×

About the authors

A. Ya. Gubergrits

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1959 Gubergrits A.Y.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies