PLENUM OF ALL-UNION COMMITTEE FOR STUDYING RHEUMATISM AND JOINT DISEASES AT THE PRESIDIUM OF AMS USSR

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Therapists, pediatricians, otolaryngologists, pathophysiologists took part in the plenary session. The opening of the plenum was attended by the ministers of health S. V. Kurashov and N. A. Vinogradov, the president of the USSR Academy of Medical Sciences A. N. Bakulev.

Full Text

В работе пленума приняли участие терапевты, педиатры, отоларингологи, патофизиологи. На открытии пленума присутствовали министры здравоохранения С. В. Курашов и Н. А. Виноградов, президент АМН СССР А. Н. Бакулев.

Были представлены доклады, посвященные профилактике ревматизма, вопросам патогенеза, а также по организационным вопросам.

С докладом о профилактике ревматизма выступил действительный член АМН СССР проф. А. И. Нестеров (Москва).

Жизнь и практика показывают, что надо признать основную роль стрептококка в развитии ревматизма. Было особо подчеркнуто, что основным в профилактике ревматизма является подъем защитных сил организма.

Профилактику необходимо вести систематически как в плане государственном, так и в индивидуальном. Докладчик отметил 5 основных направлений в профилактике ревматизма: 1) воспитание здорового, физически хорошо развитого человека, прежде всего детей школьного возраста, подростков, юношей и девушек; 2) активная борьба со стрептококковой инфекцией; 3) меры индивидуального порядка по предупреждению заболеваний ревматизмом и рецидивов болезни; 4) организация полноценного лечения ревматизма современными средствами; 5) широкая и действенная пропаганда знаний о мерах предупреждения ревматизма среди населения, в первую очередь среди родителей, педагогов, учащихся, а также среди рабочих и служащих с наиболее высокими показателями заболеваемости ревматизмом.

Осуществление государственного плана профилактики ревматизма требует, чтобы органы здравоохранения каждой республики, области, края и города имели свой перспективный и годовой план противоревматических мероприятий, разработанный с участием специалистов и одобренный соответствующими высшими административными органами [Совет Министров республики, обл. (край) Исполком и т. д.].

С.Е. Лапина и К. М. Коган (Москва) поделились опытом работы кардиоревматологического кабинета по профилактике ревматизма при 1-й городской клинической больнице имени Н. И. Пирогова. Для снижения первичной заболеваемости ревматизмом и его рецидивов ими проводились антибактериальная терапия очаговой инфекции. В осенне-весенние месяцы лицам, страдающим хроническим тонзиллитом, хроническим воспалением придаточных полостей носа, проводилось лечение бициллином. Курс лечения состоял из 6 внутримышечных инъекций бициллина по 600 000 ед. 1 раз в 5 днеи. Такие курсы проводились 2 раза в год, а при надобности и чаще. Выявилась тенденция к снижению рецидивов у получавших бициллин.

Л. Ю. Болотина, О. П. Гальчьянц и Н. Л. Бородийюк (Москва) сообщили, что в ближайшие 6 месяцев после профилактического курса частота рецидивов ревматизма была наименьшей в группе больных, которым было проведено по 5—6 инъекций бициллина. Иммунологические данные у этих больных свидетельствуют, что бициллин подавляет стрептококковую инфекцию.

Доклад Г. Г. Горелик (Москва) был посвящен опыту работы ревматологического кабинета и профилактике ревматизма у детей.

Бициллинопрофилактика проводилась только тем детям, которые хорошо переносили инъекции. Курс состоял из 4 инъекций в месяц осенью и весной, ß большом проценте случаев бициллин оказался эффективным, и докладчик рекомендует широко им пользоваться, хотя вопросы о дозировке препарата, длительности курса и повторности требуют дальнейшей разработки.

Докладчик предлагает комбинировать инъекции бициллина с введением гамма- глобулина, витаминотерапией.

Большинство докладов было посвящено вопросам патогенеза и определения активности ревматизма.

Представленные А. Н. Нестеровым данные показали, что новые диагностические методы являются более тонкими и чувствительными, а также дают возможность судить об эффективности терапии.

Применению иммунологических методов в диагностике ревматизма и инфектартрита посвятили свой доклад В. И. Сачков, Н. И. Кузнецова, В. Н. Анохин и Ю. К. Токмачев (Москва).

Наиболее ценным при ревматизме, по их мнению, является определение С-реактивного протеина. Среди реакций с антителами более динамично определение антистрептокиназы. В иммунологии ревматизма необходимо уделить внимание изменению антигенных свойств тканей, для выявления которых они применяли диэлектрический метод, позволяющий установить близость антигенных свойств сыворотки больных ревматизмом и инфектартритом, а также обнаружить стрептококковый антиген в крови при ревматизме.

И. М. Лямперт (Москва) сообщила, что в институте модифицированы реакции определения антигиалуронидазы, стрептокиназы, анти-Острептолизина.

При постановке этих реакций у больных ревматизмом и здоровых людей, а также у лиц со стрептококковой инфекцией (хроническим тонзиллитом, скарлатиной, стрептококковой ангиной, острым и хроническим нефритом, полиартритом) оказалось, что эти антитела достигают высокого уровня и обнаруживаются чаще при остром ревматизме, по сравнению с перечисленными заболеваниями.

У больных ревматизмом стрептококковые антигены в крови обнаруживаются чаще и в больших концентрациях, чем при стрептококковых ангинах.

Э. Р. Агабабова, Н. Т. Ярешка, Е. Е. Нечаева (Москва) считают, что стрептококковая инфекция не только предшествует ревматизму, но имеется как в остром, так и в межприступном периоде заболевания.

Проф. П. П. Сахаров и Е. И. Гудкова доложили о методах определения состояния аллергии и остроты инфекционного процесса у больных ревматизмом.

Ими разработан стрептококковый аллерген, названный «фибриаллергеном» для выявления бактериальной аллергии и степени ее выраженности у больных хроническим тонзиллитом и ревматизмом. Аллерген вводится внутрикожно по 2, 4 и 10 кожных доз. У больных ревматизмом положительная реакция на 10 кожных доз развивалась у 92,1%, а у здоровых в 18,4%. Аллерген может быть использован для учета эффективности десенсибилизирующей терапии. Аллерген применялся и с целью специфической десенсибилизации при введении его в ткань миндалин.

Вне программы выступил проф. В. И. Иоффе (Ленинград) с докладом «Общие принципы изучения иммунологических процессов при ревматизме». Он отметил, что изучение иммунологии ревматизма должно происходить по пути выяснения ревматической иммунологии стрептококка, а также общей иммунологии инфекционного- процесса (аутосенсибилизация) и общей иммунологии реактивности, связанной с аллергизацией.

Клинической оценке ряда неспецифических реакций при ревматизме и их значения для диагностики и лечения ревматизма посвятили свой доклад 3. И. Малкин и С. И. Щербатенко (Казань).

Значительный интерес представляют наблюдения за состоянием фагоцитарной активности лейкоцитов, холинэстеразой и ацетилхолином, выделением 17-кетостероидов, а также за угольной ангидразой в крови и интенсивностью процессов фосфорилирования. При обследовании обменных процессов наиболее важным является состояние белкового обмена.

Ценные данные для установления активности ревматического процесса дают одновременное определение холинэстеразы и ацетилхолина. Активная фаза ревматизма характеризуется повышением содержания ацетилхолина и понижением холинэстеразы. Исчезновение ацетилхолина и резкое угнетение холинэстеразы характерны для ревмосептических и септических эндокардитов. Подобные нарушения при лечении ревматизма имеют плохое прогностическое значение. При эффективной терапии нормализуются отношения холинэстеразы и ацетилхолина.

Доц. П. Н. Юренев сопоставлял антигиалуронидазную активность сыворотки (у 84 подвергшихся митральной комиссуротомии) с клиническими, патологическими (биопсированных ушек левого предсердия) и иммунологическими показателями, причем выявилось, что нарастание титра антител зависит от стадии и формы заболевания, отражая в целом состояние аллергизации и общей реактивности организма.

Педиатр проф. П. А. Пономарева (Москва), основываясь на наблюдениях, проведенных в поликлинике и стационаре, пришла к выводу, что ревматизм может длительное время протекать под видом общих расстройств с явлениями интоксикации без острых клинических симптомов.

В выявлении ревматизма на ранних этапах у детей имеют большое значение такие методы, как определение фракционного оседания эритроцитов, фонокардиография, определение уровня антигиалуронидазы в крови, запись электроэнцефалограммы.

По мнению Е. В. Ковалевой и Т. В. Дратвиной (Москва), наиболее чувствительными тестами, определяющими активность ревматического процесса у детей, являются динамика содержания антигиалуронидазы в крови и соотношение белковых фракций крови, определяемых методом электрофореза на бумаге.

Проф. Б. С. Преображенский и T. Н. Попова (Москва) нашли, что ангина, предшествующая атаке ревматизма, имеет характерные клинические и морфологические признаки. Клинически она характеризуется разлитой гиперемией и инфильтрацией передних и задних дужек, при относительной интактности самой ткани миндалин. Морфологически в капсуле миндалин обнаруживается ашофталалаевская гранулема, причем лишь у тех больных, у которых атаке ревматизма предшествовала ангина. На этом основании авторы высказали предположение, что такая ангина является специфической — ревматической.

Первичным аффектом ревматизма являются не обязательно миндалины, им может быть любой другой участок верхних дыхательных путей. Поэтому удаление миндалин создает лучшие перспективы дальнейшего течения ревматизма, но обычно не предупреждает возникновения общей гиперэргической реакции в связи с поступлением экзогенных и эндогенных токсинов из других участков верхних дыхательных путей.

×

About the authors

S. I. Shcherbatenko

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1959 Shcherbatenko S.I.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies