Ангиосаркома двенадцатиперстной кишки
- Авторы: Левина З.И., Бандалин Б.Н., Денисов И.Н.
- Выпуск: Том 52, № 5 (1971)
- Страницы: 80-81
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 23.02.2021
- Статья одобрена: 23.02.2021
- Статья опубликована: 15.09.1971
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/61653
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj61653
- ID: 61653
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Саркомы двенадцатиперстной кишки встречаются очень редко. К 1953 г. в мировой литературе, по данным С. М. Фрейдлина, было опубликовано всего 80 наблюдений и в последующем — еще 3. Чаще это заболевание диагностируется во время операции или на вскрытии. Дооперационная диагностика исключительно редка. В клинической картине саркомы, как и других опухолей этой локализации, нет достаточно характерных симптомов.
Ключевые слова
Полный текст
Саркомы двенадцатиперстной кишки встречаются очень редко. К 1953 г. в мировой литературе, по данным С. М. Фрейдлина, было опубликовано всего 80 наблюдений и в последующем — еще 3. Чаще это заболевание диагностируется во время операции или на вскрытии. Дооперационная диагностика исключительно редка. В клинической картине саркомы, как и других опухолей этой локализации, нет достаточно характерных симптомов.
Решающая роль в диагностике опухолей двенадцатиперстной кишки принадлежит рентгенологическому исследованию. Чаще опухоль располагается в верхней горизонтальной части кишки. Для рентгенодиагностики опухолей двенадцатиперстной кишки приходится прибегать к различным приемам: к тугому наполнению двенадцатиперстной кишки барием, исследованию рельефа слизистой оболочки, что лучше всего достигается в условиях искусственной гипотонии. Но даже при выявлении опухолевидного образования очень трудно с уверенностью утверждать, имеет ли место первичная опухоль двенадцатиперстной кишки или она переходит на двенадцатиперстную кишку из другого органа, и какова ее природа.
Большинство описанных в литературе наблюдений касается случаев иноперабельной опухоли ввиду обширного метастазирования саркомы в регионарные лимфатические узлы. Метастазы в печень, почки, поджелудочную железу встречаются очень редко.
Приводим наше наблюдение.
Г., 51 года, поступила в клинику 26/XII 1966 г. по поводу кишечного кровотечения. 18/XII у нее внезапно появилась слабость, головокружение, обильный дегтеобразный стул. Все последующие дни до поступления в клинику состояние больной не улучшалось.
Больная пониженной упитанности, резко бледна. Пульс 108, АД 150/70. Со стороны сердца и легких патологии не выявлено. Язык чистый, влажный. Живот мягкий, безболезненный. Печень не пальпируется. Стул 1 раз в день, оформленный, черного цвета.
Гем. 4,3 г%, Э. 2 000 000, РОЭ 60 мм / час. Формула белой крови без особенностей. В моче изменений нет.
Была применена гемостатическая терапия: хлористый кальций и натрий, викасол, аскорбиновая кислота, витамины группы В. Проводились переливания крови (первые дни под гексометоном). Затем были назначены препараты железа, камполон и др. Состояние больной улучшилось, кровотечение прекратилось. 6/1 1967 г. гем. 10 г%, Э. 3 350 000. С 10/1 реакция на скрытую кровь в кале отрицательная.
6/1 больной произведено рентгенологическое исследование. В вертикальной части двенадцатиперстной кишки, ближе к нижнему ее колену, выявляется овальной формы дефект наполнения размером 4X5 см, который обтекается контрастной массой. Рельеф оболочки в этом отделе атипичен. Проходимость двенадцатиперстной кишки не нарушена.
12/1—повторное рентгенологическое исследование с искусственной гипотонией двенадцатиперстной кишки. В центре обнаруженного ранее дефекта—продолговатое депо бария, рельеф внутренней поверхности кишки в области дефекта атипичен.
Заключение: можно предположить аномалию развития поджелудочной железы (абберантная железа) или опухоль, исходящую из забрюшинного пространства и прорастающую в двенадцатиперстную кишку. Клиническая картина не позволяла исключить злокачественное новообразование желудочно-кишечного тракта.
17/1 1967 г. больная оперирована. В вертикальной части двенадцатиперстной кишки—опухоль размером 4,5X4,5 см, исходящая из латеральной стенки кишки. Выделена вертикальная часть двенадцатиперстной кишки. Произведена дуоденотомия. Отступя от опухоли на 3 см произведена клиновидная резекция кишки в пределах здоровой ткани. Впадение общего желчного протока оказалось ниже области операции.
Дефект кишки зашит трехрядным швом. Рана ушита послойно с тампоном и микроирригатором.
Удаленная опухоль размером 4,5 X 4,5 X 5 см занимает всю толщу стенки кишки от серозы до слизистой. Опухоль плотной консистенции. В центре ее — кратерообразное углубление 2,5 X 2 X 1,5 см. На разрезе опухоль неоднородная, слоистая, белесоватого цвета. Гистологический диагноз (доц. Е. А. Донецкая): ангиосаркома двенадцатиперстной кишки.
Послеоперационный период больная перенесла удовлетворительно. Возникший небольшой кишечный свищ самостоятельно закрылся на 10-й день. Г. выписана из клиники на 22-й день после операции.
При обследовании через 3 года жалоб не предъявляет. Кишечных кровотечений не отмечала. Прибавила в весе на 12 кг. Работает на заводе товароведом. Гем. 13,6 г%, Э. 4 072 000, РОЭ 11 мм/чгс. Рентгенологически определяется умеренная деформация нисходящей части двенадцатиперстной кишки, обусловленная перидуоденитом.
Об авторах
З. И. Левина
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия
Б. Н. Бандалин
Email: info@eco-vector.com
Россия
И. Н. Денисов
Email: info@eco-vector.com
Россия
Список литературы
Дополнительные файлы
