EXPERIENCE OF AMINASINE APPLICATION IN OBSTETRIC PRACTICE

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In obstetrics, chlorpromazine was first used in case of excessive vomiting of pregnant women in 1952 by Rushi, then at Labori's suggestion in the treatment of eclampsia. Subsequently, chlorpromazine was used in the treatment of nephropathy, in the fight against obstetric shock, for pain relief in childbirth, during caesar section operations.

Full Text

В акушерстве аминазин впервые применен при чрезмерной рвоте беременных в 1952 г. Руши, затем по предложению Лабори при лечении эклампсии. В последующем аминазин применялся при лечении нефропатии, в борьбе с акушерским шоком, для обезболивания родов, при операциях кесарского сечения.

Противопоказаниями являются заболевания сердца с нарушением проводимости, тромбоэмболическая болезнь, наклонность к аллергическим заболеваниям, коматозное состояние, заболевания печени.

Мы применяем аминазин в акушерской практике с 1957 г.

Лечилась аминазином 51 больная (2 повторно). Из них: с нефропатией— 41, с преэклампсией — 5, с эклампсией — 5, и две роженицы с гипертонической болезнью. Во время беременности аминазин вводился 16, во время беременности и родов — 7, в родах — 23, в родах и после них — 3, после родов — 4.

Аминазин вводился внутривенно по 1—2 мл 2,5% раствора в 20— 40—60 мл 40% раствора глюкозы медленно в течение трех и более минут или внутримышечно по 1—2 мл в 3—5 мл 74% раствора новокаина.

Лечение нефропатии во время беременности начиналось с внутривенного введения 25—50 мг аминазина и, в зависимости от эффекта, продолжалось внутримышечными инъекциями по 50 мг 2—3 раза в день, в течение 2—3 и более дней. В дальнейшем, при необходимости, можно назначать аминазин внутрь по 50 мг 3 раза в день.

При лечении нефропатии в 1 периоде родов аминазин вводился внутривенно по 25—50 мг (в зависимости от тяжести заболевания). В большинстве случаев достаточно одного внутривенного введения. Если не наблюдается желаемый результат от первого введения аминазина, то можно сделать инъекцию в дозе 25 мг повторно через небольшой промежуток времени. Если после первой инъекции прошло больше 3 часов, повторное внутривенное введение аминазина при тяжелых формах может быть произведено в дозе 50 мг. Во втором периоде родов, как правило, достаточно однократного введения 25—50 мг аминазина внутривенно. При введении аминазина роженица должна находиться в горизонтальном положении и не вставать в течение 1½—2 часов, во избежание ортостатического коллапса.

После введения аминазина наступал сон, снижалось артериальное давление. Дыхание было ровным, иногда замедлялось, пульс оставался ритмичным и полным, сужались зрачки, у некоторых «закладывало» нос, отмечались сухость во рту, чувство жара.

Сон наступал у всех после внутривенного введения препарата во время беременности и после родов, при внутримышечном введении из 31 женщины у 27. В первом периоде родов внутривенно введенный аминазин приводил ко сну между схватками только половину рожениц, а во втором периоде—меньше половины. Продолжительность сна была различной и зависела от дозы вещества, времени суток (для беременных и родильниц), утомленности рожениц, сопутствующего лечения и т. д. Дольше спали беременные — по 6—8 часов подряд, а если аминазин вводился во второй половине дня, то сон продолжался до следующего утра. В родах продолжительность сна зависела от родовой деятельности и общего состояния (утомление). Если аминазин вводился в конце первого периода, то обычно в течение 1½—2 часов роженицы спали между схватками, но реагировали на них. Если роженица была очень утомлена и аминазин вводился в ночное время, то сон продолжался до 9—10 часов, ослабляя на это время родовую деятельность. Артериальное давление снижалось, в зависимости от способа введения, дозы, гипотонии до осложнения беременности, вида предшествующего лечения и индивидуальной чувствительности. При внутривенном введении артериальное давление обычно снижалось на 40—60 мм — максимальное и 20—30 мм — минимальное. Во время беременности при внутримышечном введении 50 мг аминазина артериальное давление, в среднем, снижается максимальноеминимальноена 2510мм, снижение артериального давления идет постепенно: через 20 мин после введения на 155,через 1 час на  2510мм.

Внутривенное введение 25 мг аминазина во время беременности снижает, в среднем, артериальное давление максимальноминимальное на 3015 мм; через 10 мин после начала введения препарата на 1010 мм, через 15 мин на  2510 мм и через 40 мин на  3015 мм.

Внутривенное введение 50 мг аминазина во время беременности снижает артериальное давление максимальноеминимальноена 4020 мм; через 10 мин на  100 мм, через 30 мин на  155 мм, через 1 час на  4020 мм.

В первом периоде родов внутривенное введение 25 мг аминазина снижает артериальное давление максимальноеминимальноена 30-3515-20 мм, причем в первые 10 мин от начала введения препарата на 2010 мм, через 20 мин на 30-3515-20 мм.

Внутривенное введение 50 мг аминазина в первом периоде родов снижает артериальное давление, в среднем, максимальноеминимальное на 6530 мм; через 10 мин от начала введения на 2515 мм, через 20 мин на 4020 мм, и в течение 1 ч. 10 мин - на 6530 мм.

Во втором периоде родов внутривенное введение 50 мг аминазина снижает артериальное давление максимальноеминимальноена 2510 мм; через 10 мин - на 1010 мм, через 15 мин на 2010 мм, и через 40 мин - на 2510  мм.

В этом же периоде внутривенное введение 25 мг аминазина снижает артериальное давление почти в таких же пределах.

Наибольшее снижение артериального давления на 100 мм — максимального и 55 мм — минимального наблюдалось нами у первородящей Н., 29 лет, поступившей в клинику со срочными родами, страдавшей нефропатией. Роды осложнились первичной слабостью родовой деятельности. Была назначена магнезиальная терапия, ночью роженице предоставлен отдых (1 фаза Гватмей); утром — резкое повышение артериального давления до 170/110 мм и легкий припадок эклампсии. Дан эфир, введена сернокислая магнезия, произведено кровопускание. Через 10 часов после проведенных мероприятий при хорошей родовой деятельности артериальное давление вновь повысилось до 175/115 мм, Ввиду неэффективности примененной терапии, введено внутривенно 50 мг аминазина в 40 мл 40% раствора глюкозы в течение 5 мин. Сразу после введения наступил глубокий сон. Через 10 мин после введения артериальное давление снизилось до 75/55, пульс участился на 8 ударов, дыхание стало реже (11 в мин), глубокое, ровное. Кожа и видимые слизистые несколько бледнее, зрачки сильно сужены.

Введение аминазина вызвало вторичную слабость родовой деятельности, по поводу чего проведена стимуляция армином и наложены кожно-головные щипцы, по Иванову—Гаусу. Артериальное давление оставалось до самых родов в пределах 80—100/65—80 мм. Ввиду длительного стояния головки в полости малого таза, роды закончены наложением акушерских щипцов. Извлечен живой доношенный плод.

В процессе лечения больных с нефропатией повышался диурез, быстро уменьшались или исчезали отеки, уменьшалась альбуминурия. При нарушенном зрении лечение аминазином быстро его восстанавливало.

В большинстве случаев аминазин применялся вместо сернокислой магнезии в сочетании с общепринятым ведением нефропатии.

С хорошим результатом лечение аминазином проведено 30 больным. С нефропатией было 27 женщин, с преэклампсией — 1 и с эклампсией — 2. В этой группе аминазин применялся только во время беременности у 6, во время беременности и родов — у 5, в родах — у 16, в родах и после них — у 2, после родов — у 1.

После магнезиальной терапии в сочетании с общепринятым ведением больных с нефропатией в результате ее неэффективности аминазин применялся у 12. Из них: во время беременности — у 3, во время беременности и родов — у 2, в родах — у 3, в родах и после них — у 1, после родов — у 3.

Одиннадцати женщинам по разным причинам после аминазина применялась магнезиальная или другая терапия.

Из 53 рожениц лечение аминазином оказалось неэффективным у 7.

Влияние аминазина на течение последового и раннего послеродового периодов оценить довольно трудно, так как, помимо нефропатии и аминазина как факторов, могущих изменить эти периоды, встречались сопутствующие осложнения и акушерские операции, вызывающие нередко атоническое кровотечение.

Нами применялся аминазин и при внутриутробной асфиксии плода.

Механизм действия аминазина в этом отношении недостаточно изучен. По А. П. Николаеву, действие аминазина зависит от его «способности уменьшать обменные процессы в живом организме до предела, причем организм продолжает существовать, потребляя минимум энергии и при появлении более благоприятных условий легко выходит из этого состояния «жизни на грани смерти». Нам представляется, что еще имеют значение улучшение при действии аминазина маточно-плацентарного кровообращения, нормализация и восстановление капиллярного кровообращения, особенно в центральной нервной системе плода, уменьшение чувствительности плода ко всякого рода раздражителям, как механического, так и химического происхождения.

Значительный интерес представляет история родов повторнородящей С., поступившей в клинику с ранним отхождением вод и крупным плодом. В родах при сердцебиении плода 112 в мин проведена «триада» Николаева, сердцебиение стало 138, ясным, ритмичным. Затем резкое падение сердцебиения плода в течение 3—5 мин до 72—84. Для борьбы с внутриутробной асфиксией плода внутривенно введено 25 мг аминазина в 20 мл 40% раствора глюкозы в течение 3 мин. Сердцебиение прослушивалось на протяжении почти всех пауз, через 5 мин сердцебиение плода 108, ясное, ритмичное, через 10 мин—112, через 20— 120, через 25 мин—136, через 35 мин—148, перед окончанием потужного периода — 112, перед самым прорезыванием— 152. Роды произошли спустя 3 ч. 20 мин после введения аминазина живой доношенной девочкой. Закричала сразу, вес 4200' г.

Новый отечественный препарат аминазин должен найти широкое применение в акушерской практике. Быстрое купирование симптомов преэклампсии и эклампсии при лечении аминазином показывает большую ценность его применения при данных патологиях. Особенно необходимо применение аминазина в тех случаях, когда лечение сернокислой магнезией в сочетании с кровопусканием не дает положительных результатов. Если у роженицы проводится магнезиальная терапия, а в конце первого или во втором периоде повышается артериальное давление или обнаруживаются симптомы преэклампсии, а также и эклампсии, то введением аминазина можно избежать кровопускания, нежелательного в этих случаях, и спешного родоразрешения, производимого часто у таких больных не в интересах плода. Применение аминазина в родах желательно еще и с той точки зрения, что препарат может одновременно служить методом профилактики внутриутробной асфиксии плода. Теоретические положения и экспериментальные данные, а также наш скромный опыт применения аминазина при лечении внутриутробной асфиксии плода подтверждают сказанное.

×

About the authors

V. M. Orlovsky

Department of Obstetrics and Gynecology No. 2 (Head - Prof. IV Danilov) Kazan State Pedagogical University named after V. I. Lenin

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

  1. Аминазин. Москва, 1959.
  2. Вихляева Е. М. Акуш. и гинек., 1957, 1
  3. Персианинов Л. С. Акуш. и гинек., 1957, 5.
  4. Лабори А., Гюгенар П. Гибернотерапия в медицинской практике. М., 1956.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1959 Orlovsky V.M.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies