Motor activity of the stomach with cardiospasm

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

With the creation of an electrogastrograph (M.A.Sobakin, M.A.Gurevich, F.M. Yakovlev, and L.N.Mishin), it became possible to objectively, continuously, continuously and continuously record the motor function when removing potentials from the body surface. activity of the stomach, taking into account the rhythm, frequency and amplitude of oscillations of peristaltic waves.

Full Text

С созданием электрогастрографа (М. А. Собакин, М. А. Гуревич, Ф. М. Яков­лев и Л. Н. Мишин) представилась возможность при отведении потенциалов с поверхности тела объективно, непрерывно, длительно и в наиболее близких к естественным условиях регистрировать моторную деятельность желудка с учетом ритма, частоты и амплитуды колебаний перистальтических волн.

Отсутствие в литературе описания моторной функции желудка при кардиоспазме по данным электрогастрографическцго (ЭГГ) исследования и побудило нас изложить результаты собственных наблюдений.

ЭГГ произведена 19 больным с различными стадиями кардиоспазма (33 исследо­вания): 10 до операции и в различные сроки после нее (24 исследования), 5 — только до операции и 4 — только в отдаленные сроки после операции.

Запись осуществляли электрогастрографом ЭГС-3 через 60 мин. после пробного завтрака Боаса и Эвальда на протяжении 45—60 мин. по методике М. А. Собакина, постоянно при усилении 3. Контрольный потенциал (калибровку) устанавливали чаще в начале, реже в конце исследования.

Все больные были оперированы. Экстрамукозная эзофагокардиомиотомия с пла­стикой дефекта диафрагмальным лоскутом на ножке выполнена 9 больным, эзофаго- кардиопластика стенкой дна желудка — 4; эзофагофундостомия с кардиотомией ап­паратом НЖКА-3; эзофагогастростомия по Гейровскому с двухсторонней поддиаф­рагмальной ваготомией — 2 и с левосторонней ваготомией — 1.

Для характеристики электрогастрограмм и сравнительной оценки полученных по­казателей использовали статистический метод расчета. Определяли величины раз­ности биопотенциалов в милливольтах, частоту колебаний, амплитуду в миллиметрах.

Для получения более точных результатов и удобства сравнения расчеты произ­водили за период записи в 2-минутные интервалы. По цифровым величинам показа­телей ЭГГ, характеру и распределению зубцов анализировали изменения в каждом ряду.

Идентичность возникающих в желудке потенциалов и перистальтических волн (В. Л. Дзиковский, 1952; М. А. Собакин, 1958, С. И. Корхов, 1962, и др.) позволяет судить о моторной деятельности желудка у больных различными стадиями кардиоспазма и об изменениях моторики после различных оперативных вмешательств.

Чтобы убедиться в точности записи аппарата, мы провели электрогастрографические исследования также у 12 здоровых (контрольная группа). Полученные гастро­граммы не выходили за границы нормы: они представляли кривую с примерно рав­ными зубцами при частоте колебаний 3—4 в 1 мин. и разностью потенциалов 0,25— 0, 35 мв (М. А. Собакин, 1958; Э. Н. Ванцян и соавт., 1965, и др.). Статистическая об­работка результатов показала, что средние величины для каждого ряда, отнесенные к 1-минутному интервалу записи у лиц контрольной группы, имели следующее цифро­вое выражение: средняя (М) разности потенциалов — 0,24 мв (о±0,12; m±0,034); М частоты — 3½ колебания (о±0,25; m±0,17); М амплитуды — 4,26 мм (o±.1,73; m±0,45). При анализе показателей внутри 2-минутных интервалов по ЭГГ лиц контрольной группы значительных изменений в них за весь период регистрации (45—60 мин.) не было выявлено.

Уменьшение величины разности потенциалов, частоты и амплитуды колебаний на ЭГГ больных кардиоспазмом указывает на угнетение моторной деятельности же­лудка при кардиоспазме прямо пропорционально длительности задержки содержимо­го в пищеводе и прогрессированию стадий заболевания.

Если при I ст. (функциональные расстройства) и I периоде II ст. (стадия смешан­ных изменений, период преобладания функциональных нарушений) угнетение мотор­ной деятельности желудка выражено весьма умеренно, то во II периоде II ст. (период преобладания органических изменений в стенке пищевода с резким нарушением его опорожнения) и особенно в III ст. кардиоспазма (кардиостеноз с атонией пищевода) угнетение моторики резко выражено, появляются признаки ее нарушения.

После восстановления проходимости пищеводно-желудочного перехода оператив­ным путем моторная функция желудка постепенно нормализуется.

Характер оперативного вмешательства при условии сохранения целости блуждаю­щих нервов (эзофагокардиопластика диафрагмальным лоскутом и стенкой дна же­лудка, эзофагофундостомии) не оказывает влияния на процесс нормализации мотор­ной функции желудка. Ведущую роль играет не способ операции, а полнота воссоз­дания проходимости пищевода, т. е. своевременность поступления пищи в желудок.

Если операция выполнена при функциональных стадиях заболевания, двигательная функция желудка нормализуется быстрее и полнее (к 3—4-му месяцу); при терми­нальных стадиях кардиоспазма процесс затягивается.

Эти наблюдения позволяют считать несвоевременность поступления содержимого пищевода в желудок при кардиоспазме ведущей причиной угнетения моторной дея­тельности желудка. Нарушения вагусной иннервации, вероятно, также имеют опреде­ленное значение.

Изменение и восстановление моторной функции желудка при кардиоспазме по данным электрогастрографии можно проследить на приводимых примерах.

  1. П., 32 лет, страдает I ст. кардиоспазма на протяжении 3 лет с типичной кли­нической симптоматикой. На ЭГГ при записи за 45 мин. М разности потенциалов — 0,4 мв (о±0,24; m±0,03); М частоты колебаний — 5,4 (о±0,88, m±0,26); М амплиту­ды— 5,44 мм (о±4,44; m±0,55); цифровые показатели отнесены к 2-минутному интер­валу записи.

Для данной ЭГГ характерны невысокие равномерно чередующиеся зубцы. Дефор­мация их в 2-минутных промежутках и на протяжении всей кривой незначительна. Разность потенциалов, амплитуда и частота колебаний почти постоянны, однако по сравнению с нормогастрограммой умеренно снижены, что указывает на некоторое угнетение моторной функции желудка (рис. 1).

  1. Ш., 56 лет, на протяжении 3 лет страдает ахалазией кардии (II ст., I период течения) с выраженной клинической симптоматикой. На ЭГГ при записи до операции за 60 мин. М разности потенциалов — 0,42 мв (о±0,29; m± 0,068); М частоты колеба­ний— 3 (o±0,57; m±0,23); М амплитуды — 8,63 мм (о±7,26; m±1,47); цифровые данные за 2-минутный интервал.

Для ЭГГ характерны измененные, редкие, но равномерно чередующиеся зубцы с незначительно сниженным вольтажем. Деформация их в 2-минутных интервалах незначительна. Величины разности потенциалов, амплитуды и частоты колебаний поч­ти постоянны. По сравнению с нормогастрограммой в 2 раза снижена частота коле­баний и умеренно — величина разности потенциалов.

Таким образом выявляется некоторое изменение характера моторной функции желудка со склонностью к угнетению и с замедлением перистальтической деятельно­сти (рис. 2, I).

Рис. 1. Фрагмент ЭГГ больной П. (I стадия кардиоспазма) за период 23 мин. от начала записи. Видны невысокие, но типичные равномерно чередующиеся зубцы.

 

Больной подвергся операции экстрамукозной эзофагокардиомиотомии с пластикой дефекта мышц диафрагмальным лоскутом на ножке по Б. В. Петровскому.

При обследовании через 1 год 11 мес. после операции клинически полное выздо­ровление. Пищевод сузился до 2 см, проходимость кардии восстановлена. Эвакуация из желудка не нарушена.

На ЭГГ М разности потенциалов не изменилась — 0,42 мв (o±0,65; m±0,15); М амплитуды колебаний значительно возросла—до 11,3 мм (o+7; m±l,15); М частоты колебаний почти не изменилась — 3,1 (о±0,74; m±0,35). 0днако при сравнении ос­новных показателей ЭГГ за 2-минутные промежутки отмечается нормализация кривой на ряде участков записи (со 2 по 10-ю мин., с 52 по 58-ю мин.) как по форме зубцов, так и по величинам потенциалов, амплитуды и частоты колебаний.

 

Рис. 2. I — фрагмент ЭГГ больного Ш. (И стадия ахалазии кардии в I периоде те­чения) до операции за период записи с 45 по 60-ю мин.

II—тот же фрагмент ЭГГ больного Ш. через 1 год 11 месяцев после операции по Б. В. Петровскому.

 

К особенно резким нарушениям двигательной функции желудка приводит ваго­томия, которой раньше часто сопровождались эзофагофундостомии, выполняемые чрезбрюшинным доступом. Даже после односторонней ваготомии двигательная функ­ция желудка восстанавливается медленно.    

                                                                      выводы

  1. Электрогастрографические исследования позволяют считать, что для кардио- спазма характерно угнетение моторной деятельности желудка (снижение величин основных ЭГГ-показателей при умеренной деформации и равномерном распределении зубцов), а в далеко зашедших стадиях — и нарушение ее (резкая деформация, нерав­номерное распределение и выпадение зубцов).
  2. Угнетение и нарушение моторной функции желудка при кардиоспазме возра­стают прямо пропорционально длительности задержки содержимого в пищеводе и прогрессированию стадии заболевания.
  3. После ликвидации непроходимости кардии моторная функция желудка посте­пенно восстанавливается. Способ операции при условии сохранения блуждающих нервов не оказывает влияния на процесс восстановления моторики желудка.
  4. Поддиафрагмальная ваготомия приводит к резким нарушениям двигательной функции желудка и препятствует ее восстановлению.
×

About the authors

A. A. Chernyavskiy

Gorky Medical Institute. S. M. Kirov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Faculty Surgery

Russian Federation

A. M. Kulaev

Gorky Medical Institute. S. M. Kirov

Email: info@eco-vector.com

Department of Faculty Surgery

Russian Federation

B. D. Grigorieva

Gorky Medical Institute. S. M. Kirov

Email: info@eco-vector.com

Department of Faculty Surgery

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1968 Chernyavskiy A.A., Kulaev A.M., Grigorieva B.D.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies