CLINICAL CHARACTERISTICS OF SPRING OUTBREAK SUMMER Tick-borne Encephalitis IN AKTASH DISTRICT OF TASSR IN 1957

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The first cases of VLCE in 1957 began to be registered in the first decade of May, the last - in the second decade of September. The maximum number of diseases occurs in the last ten days of June, the first ten days of July, which is clearly seen from the ten-day VLKE incidence curve presented below for 1956-1957.

Full Text

Первые случаи заболевания ВЛКЭ в 1957 г. начали регистрироваться в первой декаде мая, последние — во второй декаде сентября. Максимальное число заболеваний приходится на последнюю декаду июня, первую декаду июля, что наглядно видно из приводимой ниже кривой подекадной заболеваемости ВЛКЭ за 1956—1957 гг.

Рис.1

Подекадная заболеваемость весенне-летним клещевым энцефалитом в Акташском районе за 1956 и 1957 гг: по вертикали — число случаев; по горизонтали — декады (римские цифры), месяцы; сплошная линия — кривая заболеваемости в 1957 г,; штрих-пунктирная — кривая заболеваемости за 1956 г.

ВЛКЭ заболевали люди, работавшие в лесах Актапского района или посещающие лес с целью .прогулок, сбора ягод и т. д. 70 больных связывают заболевание с укусом клещей (89,74%), 2 употребляли 48

в пищу сырое козье молоко, в лесу не были, укус клеща отрицают (2,52%); у 6 человек укус клеща сочетается с регулярным приемом сырого козьего молока (7,74%).

Из числа заболевших — 46 мужчин, 32 женщины. Возраст заболевших колеблется от 1 года до. 60 лет: от 1 года до 7 лет—7 человек (8,97%) и — от 8 до 15 лет— 18 человек (23,07%).

Из числа болевших 73 постоянно проживают в Актапском районе (93,5%), 5 человек приезжие (6,5%): из Горьковской области — 1, Калининградской области—1, из Набережных Челнов ТАССР—1, из Москвы — 1.

Инкубационный период в среднем составлял 5—19 дней (у 53 больных) укороченный инкубационный период в 2—4 дня отмечался у 4 больных, удлиненный — до 31 дня — у 7. У 38 (48,7%) больных острому периоду предшествовали общее недомогание, слабость, головная боль или головокружение, потеря аппетита, сонливость или бессонница, тошнота, рвота, клонические судороги и фибриллярные подергивания в мышцах рук, ног, туловища. У 40 человек начало заболевания острое, больные указывают не только день, но и час заболевания: внезапно повышалась температура, появлялись чувство жара, озноб, ломящие боли в пояснице, конечностях, сильнейшие головные боли, тошнота, рвота.

Течение заболевания в основном легкое. Лихорадочный период длился от 4 до- 10 дней, редко больше; у 14 больных наблюдалось двухволновое течение заболевания (17,9%), причем вторая волна протекала тяжелее первой (как обще инфекционные, так и мозговые симптомы были сильнее выражены). Чаще температура снижалась литически (у 53 больных), реже — критически (у 25 больных), у части больных наблюдали длительное время субфебрилитет, не зависящий от каких-либо интеркуррентных заболеваний.

В первые дни болезни у большей части больных наблюдались заторможенность и сонливость при сохранении сознания и ориентировки: на вопросы отвечали с замедлением, лаконично; движения были замедлены, недостаточно плавные. Кожа лица, шеи гиперемирована, конъюнктивы инъецированы, иногда наблюдалась субиктеричность склер; у 9 больных отмечалась потливость. Пульс — чаще в остром периоде—несколько замедлен до 60—80 ударов в одну минуту.

Кровяное давление — в пределах нормы, чаще несколько понижено (у 45 больных, или в 58%). Тоны сердца приглушены.

Уже в раннем периоде болезни у большинства больных наблюдались тошнота, рвота, отсутствие аппетита. У части больных с первых дней болезни отмечались упорные запоры, у других — профузные поносы (3 человека). У 4 больных было, незначительное увеличение левой доли печени, пальпация ее болезненна, селезенка не пальпировалась. В лихорадочном периоде болезни у 4 больных были обнаружены белок в моче 0,66°/оо и эритроциты, свежие и выщелоченные, до 15—30 в поле зрения.

Со стороны крови наблюдались, в основном, следующие изменения: у 32 больных (41%), отмечены увеличение количества эритроцитов, гемоглобина (до 100%), ускорение РОЭ (до 42 мг/час), лейкопения до 2150—у 15 больных (19,2%), чаще лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, снижение процента эозинофилов, (у 36 больных, или в 46%). У одного больного были клетки Тюрка.

Менингеальные симптомы различной степени выраженности составляли основной фон клинической картины острого периода болезни и наблюдались у 65 больных (83,3%). Головные боли, тошноту или рвоту отмечали почти все больные, часто наблюдалась болезненность спинальных корешков, а также при пальпации мышц спины, верхних и нижних конечностей. Ригидность затылочных мышц, симптом Кернига и Брудзинского появлялись в первые дни болезни, исчезали со снижением температуры, у одного больного наблюдались длительное время при нормальной температуре.

Симптомы поражения черепно-мозговых нервов наблюдались у 10 больных (12,82%), в том числе понижение обоняния при отсутствии катара верхних дыхательных путей —у 9, понижение остроты зрения — у 4.

При менингеальном синдроме у 17 больных наблюдались симптомы поражения глазодвигательной группы нервов, лицевого нерва и симпатической иннервации глаза.

Симптом раздражения тройничного нерва (болезненность в точках выхода его ветвей) наблюдался у 10 больных. Двусторонний парез жевательной мускулатуры с их вялой атрофией — у 2 больных.

Расстройство вкуса в остром периоде не определялось.

Односторонняя сглаженность носогубной складки отмечалась у 3 больных, у единичных больных было- ослабление слуха. Одновременное поражение IX, X, XI, XII пар черепно-мозговых нервов в остром и восстановительном периодах наблюдалось у одного больного (гнусавость голоса, нарушение глотания твердой и жидкой пищи, двусторонняя атрофия трапецевидных и грудино-ключично-сосковых мышц, затрудненное дыхание).

Большой эпилептический припадок в остром периоде заболевания был у одной больной, в последующем припадки не повторялись, у этой же больной наблюдались симптомы поражения мозжечка.

Приводим краткую историю болезни.

Б-ная Ф., 59 лет, домохозяйка, проживает в Москве. На летний период приезжала в Актапский район. 16 июня подверглась укусу клеща. Заболела остро в ночь с 1/VІІ на 2/VІІ-57 г. Появились головная боль, тошнота, рвота, общая слабость, профузный понос. Утром 2/VІІ-57 г. больная внезапно потеряла сознание, упала, появились клоникотонические судороги во всех группах мышц, были выражены цианоз и одутловатость лица, цианоз губ. Больная на вопросы не отвечала. Припадок длился 10—15 мин, после припадка больная, не приходя в сознание, уснула. Когда больная проснулась, то жаловалась на головную боль и боль в глазах. Отмечается амнезия. Вид больной заторможенный, сознание ясное, ориентируется хорошо. На вопросы отвечает медленно, полушепотом, слова растягивает. Понижен мышечный тонус. Понижены все рефлексы (сухожильные и кожные). Отмечается асинергия. Поверхностная чувствительность не нарушена. Резкая болезненность при пальпации мышц спины. Движения в руках размашистые. Пальце-носовая проба проводится толчкообразно и не точно. Менингеальные симптомы положительны. Походка неуверенная, больная как бы боится упасть. Равновесие удерживается с помощью широко расставленных рук, при ходьбе падает влево. Положителен симптом Ромберга с открытыми и закрытыми глазами.

Температура на 2-й день пребывания в стационаре снизилась до нормы, незначительный подъем наблюдался на 5-й день пребывания в стационаре. АД — 80/45. Пульс несколько учащен — 88—100 при нормальной температуре. Анализ крови от 4/VІІ-58 г.: эр. — 4 580 000, гемоглобин — 79%, РОЭ—18 мм/час., Л. — 8 000, э.— 5%, п. — 4%, с. —64%, л. —25%, м. — 2%.

Изменений со стороны внутренних органов не отмечалось. 6/VІІ общее состояние удовлетворительное. Вид заторможенный, на вопросы отвечает медленно, жалуется на головокружение, неустойчивую походку, звон в ушах, ослабление памяти. Язык при высовывании отклоняется влево. Реакция связывания комплемента сыворотки больной с антигеном клещевого энцефалита дала положительный результат. Выписана из стационара на 12 день болезни, по настоянию больной.

Двигательные нарушения в виде одно- или двухсторонних парезов верхних или нижних конечностей наблюдались у 12 больных. Ослабление сухожильных рефлексов отмечалось у 19 больных, у некоторых больных была асимметрия сухожильных рефлексов. Кожные рефлексы выпадали на половине тела у 25 больных. Патологический рефлекс Бабинского наблюдался у 3 больных. Тонус мышц верхних и нижних конечностей в остром периоде у 41 больного был несколько снижен. Все эти нарушения движения быстро восстанавливались после снижения температуры и улучшения общего состояния. Полиомиелитический тип нарушения движения мы наблюдали у 9 больных; наблюдались как односторонние, так и двухсторонние парезы верхних и нижних конечностей, сопровождающиеся атрофией мышц проксимального их отдела, понижением сухожильных рефлексов и мышечного тонуса. Кроме паралича шейно-плечевой мускулатуры, отмечались параличи различных мышц туловища: длинной и широкой мышц спины, передней зубчатой мышцы, грудных, межреберных, надостных, подостных. Основной тип нарушения движения — парезы верхних конечностей (у 7 больных), у 2 больных отмечали парез нижних конечностей. У большинства больных парезы выявляются на 2-й, 3-й дни болезни, в остром периоде они чаще симметричные, в последующем выявлялась некоторая неравномерность, парез был более выражен в одной из конечностей.

Расстройства чувствительности в остром периоде наблюдались у 45 больных (57,6%) в виде болезненности мышц туловища, шеи, нервных стволов, паравертебральных точек при давлении на них; у 11 больных резко болезненны при надавливании точки проекций всех ветвей тройничных нервов. Гиперестезии наблюдались у двух больных. Сильные постоянные боли по ходу нервов при надавливании были у 5 больных, у всех они локализовались в паретических конечностях. Нарушение поверхностной чувствительности отмечалось у двух больных; у одного из них наблюдалось понижение всех видов поверхностной чувствительности в области левой дельтовидной мышцы размером 8Х 17 см, у другого— понижение тактильной чувствительности на левой половине лица, волосистой части головы, шеи и на туловище в виде полукуртки, отсутствие болевой и температурной чувствительности в этой же зоне при сохранении глубокой чувствительности.

Рис.2

Остаточные нарушения после весенне-летнего клещевого энцефалита у больного К. Вялый верхний парапарез, паралич и атрофия мышц шеи. (Вид спереди и сбоку)

У 2 больных наблюдалась своеобразная кожная реакция на месте укуса клеща, напоминающая рожистое воспаление, которая и заставила их обратиться в больницу.

В сезон 1957 г. мы наблюдали следующие формы весенне-летнего клещевого энцефалита:

Полиэнцефаломиелитическую форму — у 9 больных. Сюда мы относили больных, у которых были одно- или двухсторонние парезы верхних или нижних конечностей, сопровождающиеся атрофией шейно-плечевой мускулатуры и мышц проксимальных отделов, конечностей, сочетающиеся с незначительными изменениями черепно-мозговых нервов.

У одного больного парезы верхних конечностей, параличи шейноплечевой мускулатуры сочетались с бульбарными расстройствами. С менинго-энцефалитической формой наблюдали двух больных, у которых, кроме менингеальных симптомов, были общемозговые расстройства, затемнение сознания, эпилептические припадки, симптомы поражения мозжечка. Один из этих больных умер на 20-й день пребывания в стационаре.

У большинства больных (у 36 чел.— в 46,15%) наблюдалась менингеальная форма. Различная степень выраженности менингеальных симптомов сочеталась у них с нестойкими поражениями черепно-мозговых нервов, нестойкими двигательными нарушениями.

Рис. 3

Остаточные нарушения после весенне-летнего клещевого энцефалита у больного X. Парез и атрофия мускулатуры шеи, плечевого пояса, груди, спины слева, искривление грудною отдела позвоночника.

У 31 больного заболевание протекало стерто, у 14 из них было абортивное течение. Лихорадочный период был недлительным (1—5 дней), слабо были выражены общемозговые симптомы, двигательных нарушений не было.

Кровью семи больных в остром периоде были заражены белые мыши, от пяти больных был выделен вирус весенне-летнего клещевого энцефалита. У 35 больных в первые три дня после поступления и на 15—20-й день пребывания в стационаре, у 25 больных однократно, только в первые три дня после поступления в стационар, бралась кровь для постановки реакции нейтрализации. С сывороткой крови больных ВЛКЭ в Казанском научно-исследовательском институте эпидемиологии и гигиены была поставлена реакция связывания комплемента с антигеном клещевого энцефалита. В 33 случаях получен положительный результат.

Лечение проводилось комплексно, как специфическое, так и симптоматическое.

Лечебная сыворотка (специфическое лечение) в первые дни поступления применялась в зависимости от возраста и тяжести заболевания в количестве 20—160 мл, в среднем в течение 3 дней. Сыворотка вводилась по Безредко. Сывороткой лечились 75 больных из 78. Сывороточная болезнь наблюдалась у 18 больных (в 24%).

Одновременно начиналось лечение акрихином. Курс лечения акрихином состоял из 3 циклов ПО' 5 дней с интервалом между ними в 5 дней. Суточная доза первого дня каждого, цикла — 0,4, в последующие дни — 0.3. Акрихинотерапия проводилась у 60 больных из 78. Из 60 леченных акрихином в комплексе с сывороткой в первые четыре дня с момента начала лечения температура снизилась до нормы у 53 больных (88,2%) на 5-й день — у 6 больных, на 8-й день — у одного больного. Менингеальные симптомы исчезли в первые четыре дня у 55 больных (91,6%), на 5-й день — у 3 больных, на 6-й день — у одного, больного и держались свыше 10 дней — у одного,

Кроме того, применялось симптоматическое лечение: глюкоза — 40% раствор внутривенно, пенициллин внутримышечно, сульфаниламиды, болеутоляющие и др.

×

About the authors

L. N. Bulatova

Aktash district hospital (chief physician of the district - G. I. Baklanov)

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

N. M. Bulatov

Aktash district hospital (chief physician of the district - G. I. Baklanov)

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Bulatova L.N., Bulatov N.M.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies