ON DETERMINATION OF THE ACTIVITY OF THE TUBERCULOSIS PROCESS IN CHILDREN BY THE METHOD OF MICROELECTROPHORESIS ON PAPER

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Disturbances in protein metabolism in a child with tuberculosis were established by the works of LM Model and EF Sidelnikova, FI Gol'dina, VP Bisyarina, and others. But they investigated only the albumin and globulin fractions. In recent years, the electrophoresis method has attracted more and more attention of researchers. One of the most interesting advances in this regard has been the introduction of microelectrophoresis on paper. Electrophoretic analysis of serum proteins allows you to study not only albumin and globulins, but also globulin subfractions (alpha-1, alpha-2, beta and gamma globulins), each of which has its own physiological significance for the body.

Full Text

Нарушения в белковом обмене у ребенка, больного туберкулезом, были установлены работами Л. М. Модель и Е. Ф. Сидельниковой, Ф. И. Гольдиной, В. П. Бисяриной и др. Но они исследовали лишь альбуминовую и глобулиновую фракции. В последние годы все больше внимание исследователей привлекает метод электрофореза. Одним из наиболее интересных достижений в этом отношении явилось введение в практику микроэлектрофореза на бумаге. Электрофоретический анализ сывороточных белков позволяет исследовать не только альбумины и глобулины, но и глобулиновые подфракции (альфа — 1, альфа—2, бета- и гамма-глобулины), каждая из которых имеет свое физиологическое значение для организма.

Работ, посвященных изучению сывороточных белков электрофоретическим методом при туберкулезе у детей, очень мало (Р. П. Грачева, Эвербек, Плюктун и Бенке), и они не охватывают всех форм туберкулеза.

По предложению проф. Ю. В. Макарова, мы занялись изучением белковых фракций крови данным методом при различных формах туберкулеза у детей, поставив перед собой задачу выяснить пригодность использования электрофореграммы для суждения об активности туберкулезного процесса, о течении процесса у ребенка, а также и для дифференциальнодиагностических целей.

Применявшаяся нами методика электрофореза на бумаге соответствовала методике, предложенной Майо и Флином, несколько модифицированной А. Е. Гурвичем Электрофоретическое разделение свежей негемолизированной взятой натощак сыворотки в количестве 0,015 мл проводилось в течение 12 час. при постоянном токе напряжением в 270 вольт и силе тока 0,1 мА на 1 см ширины полосы бумаги в мединалвероналовом буфере с PH — 8,6. Окраска бумажных полос проводилась бромфенол синим. Количественная обработка электрофореграмм производилась методом прямого фотометрирования фотоэлектрическим денситометром.

Наблюдения были проведены над 176 детьми, находившимися на стационарном лечении от 1 мес. до 1,5 лет, из них у 136 детей проводились повторные исследования от 2-х до 14 раз. Всего сделано 534 электрофореграммы.

По диагнозам дети распределялись следующим образом: первичное туберкулезное заражение без локальных изменений—19 детей, первичный комплекс — 24, хроническая туберкулезная интоксикация (І1) — 17, туберкулезный бронхаденит—76, милиарный туберкулез — 8, плевриты — 22, очаговый и диссеминированный туберкулез легких — 10.

До 1 года— 16 детей, от 1 года до 3-х лет — 40, от 3-х до 7 лет — 60, и от 7 до 14 лет — 60.

Туберкулезный контакт имел 51 ребенок.

В целях контроля были сделаны электрофореграммы у 10 здоровых детей в возрасте от 1-го года до 7 лет.

Количество общего белка определялось рефрактометрически.

При активных проявлениях у детей первичного комплекса, туберкулезного' бронхаденита, милиарного туберкулеза, а также при экссудативном плеврите изменения в протеинограмме характеризовались уменьшением фракции альбуминов до 34,83%—56,25% (при норме 58,0— 67,30%), закономерным увеличением альфа-2-глобулинов до 11,11%— 25,5%; (норма 7,65—10,25%) и умеренным, непостоянным повышением уровня гамм à-глобулинов до 17,22—32,09% (норма 12,10—16,40%). Альфа-1-глобулиновая фракция обнаруживала тенденцию к увеличению до 5,05—10,50% (при норме 1,09—4,95%), главным образом, при остро- протекавшем процессе. Бета-глобулиновая фракция у большинства детей оставалась индифферентной (в пределах 8,21 —14,0’%,) - Такой характер изменений в протеинограмме, по литературным данным (Обладен, Шеффлер и др.), свойственен процессам преимущественно экссудативного типа (См. рис. 1).

Рис. 1.

Снижение уровня альбуминов при туберкулезе в литературе объясняется различными факторами: нарушением функции печени, где, по мнению большинства исследователей, происходит их синтез, и повышением капиллярной проницаемости (Ф. И. Гольдина, В. П. Бисярина). Увеличение альфа-2-глобулиновой фракции при- различных формах туберкулеза у детей связывается большинством авторов с нарастанием той части этого протеина, который носит название гаптоглобина или мукопротеида-альфа-2, возрастающего при различного рода экссудативно-токсических процессах и отражающего пролиферацию соединительной ткани или распад основного вещества. Повышение уровня гамма-глобулинов при туберкулезе одними исследователями объясняется накоплением в крови защитных тел, другими — преобладанием пролиферативных клеточных процессов. Однако нарастание гамма-глобулинов до значительных цифр при имеющемся распаде, как это наблюдалось нами у некоторых детей, не может быть объяснено нарастанием уровня антител. По-видимому, это увеличение гамма-глобулинов связано с циркуляцией в крови белков тканевого- распада, имеющих одинаковую электрофоретическую подвижность с истинными антителами.

При затихании активных проявлений туберкулеза и обратном развитии процесса после проведенного лечения антибиотиками (стрептомицин, фтивазид, паск) наблюдалось постепенное приближение протеинограммы к норме. Однако у большинства детей можно было наблюдать после исчезновения клинических данных еще остающиеся изменения в протеинограмме, хотя и выраженные в меньшей степени, чем до лечения, что свидетельствует о неполном выздоровлении и диктует необходимость дальнейшей терапии.

У детей старшего возраста с хронической туберкулезной интоксикацией (Іі) в протеинограмме имелись изменения «экссудативноготипа», но выраженные в меньшей степени, чем у детей с локальными изменениями в легких.

Таким образом, степень диспротеинемических сдвигов зависела от выраженности туберкулезной интоксикации и массивности местных, изменений.

У детей раннего возраста, положительно реагировавших на туберкулин по Пирке или Манту, но остававшихся рентген-отрицательными, с незначительными проявлениями туберкулезной интоксикации или без них, диспротеинемия носила несколько иной характер. Особенность заключалась в том, что содержание гамма-глобулиновой фракции у большинства детей оставалось на нормальном уровне. Динамические наблюдения явились подтверждением специфичности найденных изменений, вызванных латентно протекавшим активным процессом. После лечения антибиотиками наблюдалось приближение протеинограммы к норме. Эти наблюдения дают объективное доказательство активности туберкулезного процесса у детей первых двух лет при обнаружении у них положительной туберкулиновой реакции и обосновывают необходимость применения активного- противотуберкулезного лечения (с применением фтивазида).

Небезынтересным является сопоставление результатов электрофоретического исследования белковых фракций и их динамики с РОЭ и некоторыми другими методами, предложенными для оценки активности туберкулезного- процесса. На основании динамических наблюдений у взрослых при туберкулезе (Н. М. Рудой, К. В. Бережкова), при ревматизме (Н. Д. Морозова) было выяснено, что имеется известный параллелизм между РОЭ и изменениями в белковых фракциях, главным образом с альфа-2-гиперглобулинемией. Однако, параллелизм этот они наблюдали не во- всех случаях, и часто при нормальной РОЭ находились изменения в белковой картине крови. Мы также наблюдали ряд детей с инфильтративным бронхаденитом и первичным комплексом в фазе инфильтрации, у которых РОЭ не была ускорена и была нормальной температура. Диспротеинемия у этих детей была лабораторным показателем активности туберкулезного процесса, что было подтверждено дальнейшими наблюдениями.

Расхождение между величиной РОЭ и изменениями в белковых фракциях мы наблюдали и у детей в фазе компенсации процесса (нормализация Т°, РОЭ) после проведенного лечения антибиотиками, когда электрофоретический анализ сывороточных белков заставлял думать, что не наступило еще полное выздоровление, и вынуждал сделать соответствующие выводы о дальнейшей терапии. Все эти наблюдения дают нам возможность сделать вывод о том, что изменения в белковых фракциях являются более тонким, чувствительным и надежным критерием оценки активности туберкулеза и помогают лучше следить за течением процесса, чем показания РОЭ.

Сопоставление протеинограммы с некоторыми другими методами оценки активности туберкулеза (модифицированными пробами Михайлова, Графе-Рейнвейн а и Бредекка) так же выявило значительно большую ценность результатов электрофореграммы для суждения об активности туберкулезного- процесса у ребенка.

Обнаруженные нами особенности электрофореграммы у больных туберкулезом детей нельзя считать специфичными для этого заболевания. Подобные изменения описаны при ревматизме, острых расстройствах пищеварения и питания у детей раннего возраста, скарлатине и при других инфекционных заболеваниях. Поэтому электрофореграмма имеет ограниченное значение при проведении дифференциального диагноза с другими заболеваниями. При сопоставлении протеинограммы с клиническими данными и результатами других методов исследования этот метод, особенно при динамическом подходе, может оказаться весьма ценным при дифференцировании с такими заболеваниями, как хроническая пневмония, ревматизм, и некоторыми другими.

×

About the authors

G. F. Kateeva-Sultanova

Department of Pediatric Diseases (Head - Professor Yu.V. Makarov) Kazan Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

  1. Бережкова К. В. Канд. дисс. 1956.
  2. Бисярина В. П. Тез. к докл. на сессии инст-та педиатрии АМН СССР совместно с периферическими педиатр, инст.-тами, 1956.
  3. Гольдина Ф. И. Сб. авторефератов и тез. докл. на научн.сессии института, 1957, Омск.
  4. Грачева Р. П. Пробл. туб., 1958, 4, стр. 37— 43.
  5. Гурвич А. Е. Лабор. дело, 1955, 3.
  6. Кернер Ю. М. Проблема белковых дистрофий в патологии и клинике туб., 1935.
  7. Модель Л. М. и Сидельникова Е. Ф. Вегетативные дисфункции и нарушения обмена при туб., 1949
  8. Морозова Н. Д. Канд, дисс., 1957, Казань
  9. Рудой H. М. Канд дисс., 1956. Москва
  10. Eweгbeсk H. Kl. Wschr. 1950, Н. 37/38. S. 638—641
  11. Flynin H. and Mayo P. Lancet, 1151, 2, p. 235 —239
  12. Оbladen H. B. Beitr. z. Kl. d. Tuberk. 1954, В. H2, S. 495-502.
  13. Plückthun H. and Böhnke H. Beitr. z. Kl. d. Tuberk. 1954, B. 110, №6. S. 517-521.
  14. Scheffler H. Zeitschr. f. Tiiberk. 1955, B. 107, H. 1—3, S. 87—91.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Kateeva-Sultanova G.F.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies