Effect of Ethylene Diamine Products on Workers' Health

Abstract

Examination of 140 workers of the main professions of ethylenediamine production in a number of individuals revealed functional disorders of the nervous system in the form of vegetative-vascular dysfunction, neurasthenic, asthenic and asthenic-vegetative syndromes. Changes in the respiratory organs (dry rhinitis, chronic bronchitis with an asthmoid component) were often found. A tendency to develop allergic, contact dermatitis was noted. Hematological, biochemical changes indicated the tension of the nonspecific reactivity of the organism. With an increase in the length of service, the percentage of people who were found to have violations increased.

Full Text

Нами проведено исследование состояния здоровья 140 рабочих — аппаратчиков, слесарей, машинистов, лаборантов цеховой лаборатории производства этилендиамина (96 мужчин и 44 женщин). У 50 из них стаж работы был до 5 лет, у 90 — 5 лет и более. 95% обследованных — лица не старше 40 лет.

По данным хронометража аппаратчики и слесари до 50—60% рабочего времени находятся в производственных помещениях и могут подвергаться воздействию комплекса вредных веществ.

При выяснении неврологического статуса обследованные жаловались чаще всего на головную боль, особенно к концу рабочего дня (31,4%), повышенную раздражительность (12,4%), общую слабость и утомляемость (12,4%), головокружение (7,4%), бессонницу (7,4%)

Изменения со стороны нервной системы сводились в основном к функциональному нарушению центральных ее отделов в виде вегетативно-сосудистой дисфункции (44,6%), неврастенического, астенического и астено-вегетативного синдромов (20,7%)При этом у мужчин чаще определялась вегетативно-сосудистая дисфункция, у женщин — неврастенический и астено-вегетативный синдромы. Выявлена тенденция к повышению процента лиц с неврастеническим и астено-вегетативным синдромами среди рабочих со стажем работы 5 лет и более.

Изменения в ЛОР-органах проявлялись насморком (7,8%), першением в горле (7,8%), сухостью и образованием корочек в носу (7,1%). Эндоскопия ЛОР-органов выявила изменения в слизистой оболочке верхних дыхательных путей в виде сухого (9,4%), гипертрофического (6,4%), катарального (2,8%) ринита и гранулезного (4,2%), гипертрофического (2,8%) фарингита. У 4,3% рабочих определена вазомоторная ринопатия.

Довольно часто рабочие жаловались на сухой кашель (17,1%), одышку (17,8%), заложенность и боль в груди (8,6%). У 10,7% кашель сопровождался непостоянным выделением скудной слизистой мокроты.

На приступообразную одышку различной выраженности и продолжительности указали 12,8% обследованных. Обычно она возникала на работе, при повышенном поступлении токсических веществ в производственное помещение. Приступообразная одышка и чувство заложенности в грудной клетке были преимущественно у аппаратчиков, чаще у рабочих со стажем работы свыше 5 лет. У 19,,3% обследованных перкуторно определялся коробочный оттенок легочного звука в нижнебоковых отделах грудной клетки.

При аускультации у 28,6% лиц констатировано ослабленное везикулярное дыхание, у 16,4%—жестковатый оттенок его; у 10,7% выслушивались рассеянные сухие хрипы над всеми полями легких.

У 25,7% обследованных рентгенография легких выявила двусторонний тяжистый фиброз в прикорневых зонах в виде усиления бронхососудистого рисунка с перибронхиальными и периваскулярными изменениями. Корни легких при этом были уплотненными, тяжистыми. Подобная рентгенологическая картина пневмофиброза чаще наблюдалась у лиц со стажем работы свыше 5 лет. У 2 рабочих со стажем свыше 5 лет -был обнаружен диффузный тяжистый пневмофиброз в сочетании с эмфиземой легких и с начальными признаками легочного сердца.

В результате клинико-рентгенологических исследований у 9 рабочих диагностирован хронический бронхит с астмоидным компонентом, у 1 — бронхиальная астма; у 12 рабочих со стажем работы свыше 5 лет выявлены умеренно выраженные признаки хронического бронхита без четких клинических проявлений астмоидного компонента.

Исследование функционального состояния аппарата внешнего дыхания рабочих показало, что неполноценность его обнаруживается довольно рано и протекает в основном по обтурационному типу. Так, у 72 практически здоровых рабочих без каких.либо клинических симптомов поражения органов дыхания средние величины показателей бронхиальной проходимости (объема форсированного выдоха за 1 с, коэффициента Тиффно, максимальной объемной скорости выдоха) были достоверно ниже, чем в контроле (Р<0,05). В то же время средние показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) оставались в пределах нормы (93,5% должной). У лиц, страдающих бронхо-легочной патологией, нарушение бронхиальной проходимости было более выраженным. У них же выявлено статистически достоверное снижение средних показателей ЖЕЛ по сравнению с контрольными. Минутный объем дыхания (МОД) у практически здоровых рабочих составлял в среднем 9,5 л, а у больных—11,8 л, что указывает на гипервентиляцию. Средние показатели максимальной вентиляции легких (МВЛ) у практически здоровых рабочих были равны 85,6% должной, у больных — >62,3%, что, по-видимому, отражает снижение резервных сил дыхательного аппарата у последних.

Основными клиническими проявлениями нарушений в состоянии сердечно-сосудистой системы были болевые ощущения в области сердца (15,7%), которые в большинстве случаев носили неопределенный характер. Многие обследованные не могли точно указать продолжительность боли. При объективном исследовании тоны сердца были приглушенными у 38,6%, достоверно чаще у рабочих со стажем более 5 лет (Р<0,05). АД у большинства не выходило за пределы нормы, лишь у 9 (6,4%) обследованных оно достигало 140/90— 159/94 мм рт. ст. (так называемая «опасная» зона).

При электрокардиографическом исследовании наиболее характерными сдвигами оказались нарушения сердечного ритма (синусовая брадикардия — у 14,3%, тахикардия— у 10,0%), изменения начальной части предсердного комплекса во II и III стандартных отведениях (у 14,3%), снижение (уплощение) зубца Т в большинстве отведений (у 15,7%), нарушение внутрижелудочковой проводимости в виде неполной блокады правой ножки пучка Гиса (у 13,6%). Изменения зубца Т достоверно чаще выявлялись у рабочих со стажем работы 5 лет и более. ЭКГ-признаки, характеризующие гипертрофию правых отделов сердца, установлены лишь у 3 обследованных.

Жалобы, свидетельствующие о диспепсических расстройствах, предъявляли 16,4% обследованных. Однако хронические заболевания желудочно-кишечного тракта были диагностированы лишь у 5 рабочих. Увеличения размеров печени не обнаружено ни у одного обследованного.

У ряда лиц отмечено нарушение функционального состояния печени, причем одинаково часто в обеих стажевых группах. Умеренная гипербилирубинемия — от 13,7 до 26,2 мкмоль/л — зарегистрирована у 17,1%, повышенные количества общего белка (более 88 г/л) и гамма-глобулинов (более 19%)—соответственно у 17,9 и 32,8% обследованных. Отсутствие нарастания частоты этих изменений в зависимости от стажа работы и клинических симптомов поражения печени может указывать на обусловленность их не столько поражением печени, сколько проявлением напряжения неспеци'фической реактивности организма в ответ на токсическое воздействие продуктов производства.

Гематологические исследования не выявили существенных отклонений в содержании гемоглобина, эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов. Однако среднее количество лейкоцитов у рабочих со стажем 5 лет и более оказалось достоверно ниже, чем у лиц с меньшим стажем (Р<0,05). Обращают на себя внимание отклонения в содержании элементов лейкоцитарной формулы: увеличение числа палочкоядерных нейтрофилов— у 20,7% обследованных, умеренная эозинофилия — у 15,7%, увеличение количества моноцитов — у 17,8%. Следует отметить, что палочкоядерный сдвиг наблюдалсях значительно чаще у рабочих со стажем до 5 лет (Р < 0,01), а эозинофилия — у. рабочих с большим стажем (Р<б0,01в). Последнее может указывать на аллергическую настроенность организма в условиях длительного контакта с этилендиамином (возможно, и с другими продуктами производства).

Дерматологическое обследование выявило’ изменение кожи в виде ограниченного контактного дерматита у 3 чел., распространенного аллергическго дерматита у 4, экземы у 1.

Клиническая картина ограниченного контактного дерматита проявлялась поверхностной инфильтрацией, на фоне которой возникали папулезные и везикулезные высылания. Установлено, что при воздействии продуктов изучаемого производства (в первую очередь этилендиамина) на кожные покровы вначале появляются сухость, шелушение, незначительная отечность ткани, затем по мере* развития заболевания — поверхностные инфильтрации, глубокие трещины. После прекращения контакта с аминами эти изменения обычно проходили.

При аллергических дерматитах высыпания на коже были более распространенными — локализовались не только в пределах непосредственноговоздействия продуктов производства (рука и лицо), но и на закрытых участках кожных покровов.

Кожные пробы с 1 % водным раствором этилендиамина оказались слабоположительными у 18 из 128 обследованных (14,1%). Одновременная слабоположительная реакция с 0,5% водным раствором этилендиамина отмечена лишь у 5 человек.

У 2 чел. с положительными результатами кожных проб был аллергический дерматит, у 1 — экзема, у 3 — хронический бронхит с астмоидным компонентом, у 1 — бронхиальная астма. 11 обследованных со слабоположительными кожными пробами оказались практически здоровыми людьми; так как стаж работы у них превышал 5 лет, можно предположить, что у них развилась сенсибилизация к этилендиамину.

Выявление сенсибилизации мы проводили и с помощью реакции повреждения нейтрофилов in vitro. Реакцию оценивали по показателю повреждения нейтрофилов (ППН). При определении ППН с 0,25% водным раствором этилендиамина у рабочих, составивших основную группу обследованных, констатирована более высокая повреждаемость нейтрофилов, чем у лиц контрольной группы.

ППН зависел от стажа работы обследованных и был более высоким у рабочих с патологией бронхо-легочного аппарата.

Полученные нами данные позволяют сделать вывод, что длительное воздействие комплекса токсических веществ, превышающих ПДК, может вызывать функциональные изменения нервной, бронхо-легочной систем, кожи, а также биохимические и гематологические сдвиги, отражающие напряжение неспецифической реактивности организма и развитие сенсибилизации. Сенсибилизация организма рабочих к этилендиамину подтверждается результатами кожных (компрессных) проб и реакции повреждения нейтрофилов in vitro с этим веществом. Все это указывает на необходимость дальнейшего оздоровления условий труда в производстве этилендиамина. При выявлении у рабочих изменений в органах и системах надлежит провести комплекс лечебно-профилактических мероприятий.

×

About the authors

X. N. Valeeva

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

V. I. Nazmutdinova

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

N. A. Mustaeva

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

L. M. Makarieva

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

I. S. Sagitov

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

M. F. Gazizov

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

T. P. Tikhonova

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

R. B. Mavzyutov

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Valeeva X.N., Nazmutdinova V.I., Mustaeva N.A., Makarieva L.M., Sagitov I.S., Gazizov M.F., Tikhonova T.P., Mavzyutov R.B.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies