ПРИМЕНЕНИЕ АНТИКОАГУЛЯНТОВ ПРИ ОСТРОЙ ТРОМБОЭМБОЛИИ
- Авторы: Кравченко П.В.1, Агеев А.Ф.2
-
Учреждения:
- Кафедра хирургии № 2 (зав, проф. П. В. Кравченко) Казанского ГИДУВа им. В. И. Ленина
- Кафедра хирургии № 2 (зав,—проф. П. В. Кравченко) Казанского ГИДУВа им. В. И. Ленина
- Выпуск: Том 44, № 4 (1963)
- Страницы: 51-52
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 20.12.2020
- Статья одобрена: 20.12.2020
- Статья опубликована: 29.07.1963
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/56315
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj56315
- ID: 56315
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Тромбоэмболия легочной артерии и развитие связанного с ней тромбоэмболического синдрома относятся к категории самых грозных осложнений многих заболеваний, встречаются нередко и после различных хирургических вмешательств.
Ключевые слова
Полный текст
Тромбоэмболия легочной артерии и развитие связанного с ней тромбоэмболического синдрома относятся к категории самых грозных осложнений многих заболеваний, встречаются нередко и после различных хирургических вмешательств.
Развитие учения об антикоагулянтах позволило, особенно в последние годы, решить ряд практических вопросов, связанных с предупреждением тромбоэмболий и даже лечением этого осложнения. Если в отношении профилактики тромбоэмболий достигнуты достаточно обнадеживающие результаты, вопросы лечения остаются до сих пор далеко не решенными.
В литературе есть единичные наблюдения, свидетельствующие о возможности выздоровления в результате применения консервативного лечения. Так, Е. Аллен с соавторами (1947) на основании анализа 252 историй больных с эмболией легочной артерии смогли отметить, что смертельный исход наступает в 2/з всех наблюдений, причем не мгновенно, а спустя некоторое время (до одного часа). Им удалось спасти жизнь больных при легочной тромбоэмболии немедленным введением в вену гепарина, что позволило снизить летальность примерно в 15 раз.
В связи с вышеизложенным мы решили сообщить о случае благоприятного исхода эмболии легочной артерии в результате применения антикоагулянтов в массивных дозах с первых часов заболевания.
3., 48 лет, поступил 25/Х-58 г. в тяжелом состоянии с жалобами на резкую слабость, умеренные боли в правой половине грудной клетки, больше сзади.
5/IX-58 г. почувствовал умеренные и непостоянные боли в правой голени, появился ее отек. По поводу тромбофлебита глубоких вен правой голени лечился амбулаторно в течение двух недель, после чего начал ходить и в первый же день после прекращения постельного режима почувствовал боли в левой голени. Больному вновь был назначен постельный режим. На 7-й день после развившегося тромбофлебита левой голени больной встал с постели. Моментально почувствовал общую слабость, развилась резкая одышка, покрылся холодным, липким потом, появились боли в правой половине грудной клетки, на короткое время потерял сознание. Врач скорой помощи ввел больному морфин, после чего боли несколько уменьшились. Срочный консилиум хирурга и терапевта (проф. П. В. Кравченко и доц. В. Н. Смирнов). Установлена клиническая картина эмболии легочной артерии. Внутривенно больному введено 70 000 ед. гепарина («Гедеон-Рихтер») с последующим введением по 4000 ед. через каждые 3 часа. Состояние улучшилось, цианоз постепенно исчез, дыхание стало свободнее. Однако в течение ближайших трех дней общее состояние осталось тяжелым. На 4-й день, в связи с некоторым улучшением, больной был госпитализирован в клинику.
Состояние средней тяжести, кожные покровы бледны, выраженная одышка, слизистые цианотичны, пульс—120, АД— 130/70. Дыхание ослаблено, в нижних отделах обоих легких мелкопузырчатые хрипы, справа шум трения плевры. Границы сердца расширены влево на 1 поперечник пальца, тоны приглушены, акцент второго тона на легочной артерии и аорте. Органы брюшной полости — без особенностей. Температура — субфебрильная. Гем.— 92%, Э.— 5 110 000, РОЭ — 4 мм/час, Л. 22000, п,—8%, с.—76,5%, э.—1%, л.—12%, м.—10%, плазм, клеток—1,5%. Протромбин—100%, время свертывания крови —23 сек. В моче белка О,198%о, в осадке—единичные лейкоциты и эритроциты.
ЭКГ: синусовая тахикардия, левый тип. PQ — 0,17 сек, QRST — 0,31 сек; V 1—6— без существенных изменений.
Рентгенологически — инфаркт правого легкого.
Больному назначены строгий постельный режим, антибиотики в массивных дозах, увлажненный кислород, подаваемый интраназально, сердечные, продолжено введение гепарина.
На 2-й день поступления усилился кашель, в мокроте появились прожилки крови, а затем и «ржавая мокрота». Через 25 дней после периодов временного улучшения и ухудшения общего состояния у больного установилась нормальная температура, которая до этого достигала при ухудшении состояния до 39—39,5°. Лейкоцитоз до выписки оставался высоким, в пределах 19 550—11 300.
Рентгенологически до 20 дня заболевания в средне-нижнем поле правого легкого определялась неправильной формы тень, негомогенная, с мелкоочаговыми теневыми образованиями в окружности. При последующих рентгеноскопиях грудной клетки отмечались рассасывание тени, тяжистость корня легкого и усиление легочного рисунка.
После 67-дневного пребывания в стационаре больной был выписан на амбулаторное лечение.
В течение последних двух лет чувствует себя хорошо. Явления тромбофлебита нижних конечностей держатся. Под постоянным контролем протромбина периодически принимает антикоагулянты (неодикумарин, фенилин). Демонстрирован в хирургическом обществе ТАССР.
Таким образом, внезапность заболевания, характерная клиническая картина, рентгенологические данные позволили нам считать, что у больного была тромбоэмболия легочной артерии. Введение морфина вслед за началом осложнения вывело больного из тяжелого состояния, но применение гепарина в больших дозах привело в последующем к выздоровлению.
Об авторах
П. В. Кравченко
Кафедра хирургии № 2 (зав, проф. П. В. Кравченко) Казанского ГИДУВа им. В. И. Ленина
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Профессор
РоссияА. Ф. Агеев
Кафедра хирургии № 2 (зав,—проф. П. В. Кравченко) Казанского ГИДУВа им. В. И. Ленина
Email: info@eco-vector.com
Ассистент
РоссияСписок литературы
Дополнительные файлы
