Method for auscultatory determination of vascular wall tone

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

No matter how often and systematically blood pressure measurements are made in a patient, the tensiometric figures obtained do not give the researcher the opportunity to get an idea of the state of the vascular wall itself.

Full Text

С какой бы частотой и систематичностью ни производились измерения кровяного давления у больного, полученные тензиометрические цифры не дают все-таки исследующему возможности составить представление о состоянии самой сосудистой стенки. А ведь определение тонуса сосуда в клинике так же ценно, как и определение тонуса миокарда. Произведя большое количество тензиометрии способом Рива-Роччи—Короткова, мы обратили внимание на то обстоятельство, что звуковые явления, возникающие и прослушиваемые на плечевой, артерии у каждого отдельного больного, отличаются по акустическим качествам, как-то: громкость, тональность, высота звука, тембр и проч.

Как известно, для определения максимального и минимального давлении по методу Короткова, нужно зафиксировать положение ртутного столба на шкале в момент появления звуковых явлений, прослушиваемых одновременно на плечевой артерии. Оставляя в стороне различные объяснения происхождения этих звуков, мы обратим внимание читателя на один несомненный факт: всякому звуковому,, феномену, возникающему на сосуде, соответствует вибрация стенки этого сосуда под влиянием жидкости, т. е. крови, движущейся внутри него. Исходя из этой физической предпосылки образования артериального звука, мы и пришли к выводу, что от состояния колеблющегося тела, т. е. от тонуса сосудистой стенки, и зависят все акустические качества выслушиваемого звука. И действительно, трудно допустить, чтобы упругая, тонически сокращенная или расслабленная стенка сосуда или же твердая артериальная стенка склеротика при своей вибрации рождали бы звуки одного и того же качества.

Эти теоретические соображения, подкрепленные многочисленными аускультативными наблюдениями при различных болезненных состояниях, и легли в основу предлагаемого нами метода оценки состояния артериальной стенки по тем акустическим данным, которые получаются при выслушивании ее во время измерения давления.

За самостоятельное значение характера прослушиваемых тонов говорит то обстоятельство, что громкость их и прочие качественные особенности ни в коей мере не связаны с высотой кровяного давления. Так, например, склеротики-гипертоники давали такие же характерные особенности сосудистого авука, как и склеротики-нормотоники. Поэтому качество звуков, возникающих на артерии, после ее сдавления пневматической манжеткой аппарата Риво-Роччи, приобрело для нас самостоятельный интерес.

При некотором навыке можно научиться судить о состоянии тонуса сосудов на основании акустических особенностей и нюансов в окраске звуков, подобно тому, как проф. Я. С. Шварцман на основании тонов сердца судит о состоянии миокарда. Выслушивая при напряженном внимании, можно убедиться, что свойства артериального тона по характеру своего звучания очень сходны со вторым тоном на основании сердца. Само собой понятно, что механизмы возникновения этих тонов—различны. Если в первом случае вибрирует артериальная стенка, то во втором случае вибрируют полулунные клапаны. Их объединяет то, что и сосудистая стенка и полулунные клапаны подвергаются в известной мере одинаковым пато-анатомическим процессам, в конечном итоге влияющим на характер звука.

При аускультации артериально! о типа больного со склеротически измененными сосудами, мы обращае.м внимание на громкие, четкие тоны, напоминающие скорей удары плотного дерева о дерево же. Эти качества мы считаем характерными при склерозе сосудов.

При аускультации артериального тона молодого субъекта анемика, туберкулезного или кахектика получаются иные звуковые ощущения. Артериальный тон в таком случае кажется мягким, расплывчатым, скорей шумящим, напоминающим дрожание плохо натянутой басовой струны.

При изнурительных лихорадках, протекающих с чрезвычайно мягким пульсом, каждый артериальный тон приобретает характер хлопанья, при этом раздается как бы эхо этого звука. Такого же характера артериальный начальных имел музыкальный чание натянутой резиновой полоски. Примерно такие же аускультативные данные у женщин с повышенным кровяным давлением в климактерическом периоде.

Само собой понятно, что аускультативные данные артернатьного звука не патогномоничны для перечисленных заболевании а полностью зависят от состояния тонуса сосудов у того или иного больного.

Приведу несколько примеров из практики для пояснения сказанного:

Б-ой Ж., 48 лет. Anaemia perniciosa. Эр.—900.000. цветовой показатель-1.5. Кровяное давление 120/70. Тоны сердца приглушены. Систолический шум на верхушке. Шум „ волчка “ на сонных артериях. Пульс о2 уд. в мин., мягкий, среднего наполнения, лабильный. Красный быстро появляющийся, настойкий дермографизм. Аускультация артериального тона: звук громкий, хлопающий, мягкий, нечетко выступающий.

Б-ая М, 36 лет, Morbus Basedowi. Экзофтальмус, струма, тремор, глазные симптомы, тахикардия, пульс—110 уд. в мин., малого наполнения, мягкий. Кровяное давление 135/60. Аускультация артериального тона: звук громкий, хлопающий, напоминает быстрое натягивание батистового платочка.

Б-ая Г., 23 лет, Hypertonia maligna, neuroretinitis albuininnrica. Кровяное давление 210/120, тоны сердца громкие. Акцент на аорте сильный, пульс 76 уд. в мин., повышенного наполнения, с трудом сжимается. Аускультация артериального тона: звук громкий, твердый, напоминающий удар палочкой по барабану.

Б-ая Э., 42 лет, thyphus abdominalis. Стадия амфиболы. Тоны сердца мягкие, приглушенные, темп. 39°. Кровяное давление 130/90, пульс лабильный, мягкий, дикротичный80 в мин. Аускультация артериального тона: звук мягкий, нечеткий, как бы раздваивается.

В заключение отмечу, что мы не наблюдали влияния подкожножирового слоя на качество звука.

Товарищам, желающим проверить наши наблюдения, советуем пользоваться, как и мы это делали, своим привычным стетоскопом, употребляемым для аускультации сердца. Резиновые фонендоскопы, изменяя „хроматичность“ звука, не предоставляют уху тех аускультативных впечатлений, которые оно привыкло получать. А это очень важно.

×

About the authors

L. Schwartzman

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Schwartzman L.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies