TO THE CLINIC OF CHRONIC POISONING BY PETROLEUM PRODUCTS

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Based on the study of materials from periodic medical examinations and observations of shop doctors, it was found that among certain categories of oil workers there are chronic diseases of both the nervous system and the gastrointestinal tract.

Full Text

На основании изучения материалов периодических медицинских осмотров и наблюдений цеховых врачей было установлено, что среди отдельных категорий рабочих-нефтяников наблюдаются хронические заболевания как нервной системы, так и желудочно-кишечного тракта.

Для выяснения вопроса, в какой мере указанные хронические заболевания и функциональные отклонения обусловлены профессиональными условиями труда, бригадой научных сотрудников клинического отдела Института им. Ф. Ф. Эрисмана в августе — сентябре 1956 г. было проведено обследование рабочих основных цехов Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода.

В научную разработку включены материалы, касающиеся 189 рабочих, среди которых преобладали мужчины (70%); 92,5% обследованных были в возрасте 20—39 лет. Основную массу (71%) обследованных составили операторы и их помощники. Из общего числа обследованных рабочих 33% имели стаж работы в нефтяной промышленности 6—15 и больше лет, причем 60% из них работают на заводе со дня его пуска в эксплуатацию.

У сравнительно молодых рабочих наблюдалось нарушение обмена веществ, выражавшееся преимущественно' заметной потерей веса. Дефицит веса наблюдался у 102 мужчин (77%) и у 19 женщин (33%), а превышение веса — у 10 мужчин (8%) и у 23 женщин (40%).

У значительной части обследованных рабочих мы наблюдали низкие показатели артериального давления. Максимальное артериальное давление в пределах 100—95—90 оказалось у 21 рабочего, из них у 13 мужчин и у 8 женщин, а в пределах 110—105 — у 53 рабочих, из них у 30 мужчин и у 23 женщин.

Таким образом, низкие показатели максимального (систолического) артериального давления в пределах от 110 до 90 наблюдались у 74 рабочих, что составляет 40% к общему числу обследованных. Среди них: мужчин — 43 и женщин — 31.

Для проверки полученных данных нами дополнительно исследовалось артериальное давление (АД) у 86 рабочих непосредственно- в цехах до и во время работы; у 24 из них АД оказалось ниже 100, а у 23 — в пределах НО—105. Следовательно, низкие показатели АД наблюдались у еще большего количества (47) рабочих, нежели при определении АД в процессе обследования на здравпункте в условиях 15—20-минутного отдыха и покоя до начала исследования.

Таким образом, низкие показатели АД установлены у 121 (44%) из 275 рабочих, которым на здравпункте и в цехах завода было проведено измерение АД.

Одновременно проводилась и артериальная осциллометрия, которая, в свою очередь, подтвердила гипотонию. Выявленные при проведении артериальной осциллографии данные указывают на характерную особенность — нарушение гемопрессорного режима с явно выраженной у ряда рабочих гипотонией.

Эти данные совпадают с результатами массовых исследований АД у рабочих-нефтяников, проведенных М. Абдулаевой — Поповой у 2 900 и М. К. Беляевой у 5 830 рабочих.

В согласии с первым автором мы высказываемся в пользу гипотензивного действия нефтепродуктов, что, в известной мере, подтверждается и другими данными о том, что артериальное давление у производственных рабочих-нефтяников ниже, нежели у рабочих других цехов, в том числе и у строительных рабочих, которых мы. дополнительно обследовали в качестве контрольной группы.

О гипотензивном действии углеводородов свидетельствует и то обстоя­тельство, что после некоторого перерыва работы, требовавшей контакта с нефтепродуктами, а также после отдыха и длительного отпуска артериальное давление повышается, а по возобновлении прежней работы.— понижается.

Каков же механизм этой гипотензии?

Углеводороды в небольших концентрациях вызывают транзиторное нарушение функционального состояния сердечно-сосудистой системы и рефлекторно действуют на сосудистый тонус в сторону его угнетения. Можно полагать, что бензин оказывает свое преимущественное влияние на сосудисто-дыхательный центр в продолговатом мозгу, что, в конечном счете, и обусловливает понижение артериального давления.

О состоянии желудочно-кишечного тракта приводим следующие данные Уфимской городской профпатологической больницы, где анализ 320 историй болезни рабочих-нефтяников, находившихся с 1949 по 1952 год на лечении, показал следующее:

  • до начала работы в нефтяной промышленности заболевания желудочно-кишечного тракта были установлены у 14% из общего числа рабочих, находившихся на лечении в больнице;
  • при обследовании в стационаре у 81,5% был диагносцирован хронический гастрит, а у 4% —язвенная болезнь желудка и двенадцати­перстной кишки;
  • у 41 % больных гастрит сочетался с неврозом.

Исследование желудочного сока показало в 46% понижение свободной соляной кислоты, в 29% —повышение, и в 25% —норму. Интересно отметить, что у рабочих, ранее подвергавшихся острым профессиональным отравлениям нефтёгазами, нарушение функции желудочных желез встречается несколько чаще (77%), нежели у лиц, не перенесших этих отравлений (66%).

По материалам нашего обследования, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта (колиты, гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, дуодениты), нередко протекающие с обострениями, составляют 14'% в общей структуре заболеваемости, как с временной потерей, так и без временной потери трудоспособности.

В свете этих данных становятся понятными многочисленные, упорные и активные жалобы рабочих на диспептические явления (изжога, отрыжка, тошнота, рвота), понижение или отсутствие аппетита, особенно после окончания работы. Не менее настойчивы жалобы на боли в подложечной области, в области желудка и верхнего квадранта живота, на запоры и поносы, особенно усиливающиеся после приема молока.

Надо полагать, что длительное воздействие комплекса газообразных нефтепродуктов, в состав которых входят и сернистые соединения, оказывая раздражающее действие на слизистую оболочку пищеварительного тракта, способствует развитию катаральных явлений последнего. Наступающие вначале функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта в дальнейшем принимают более выраженный характер, с соответствующими морфологическими изменениями и более яркой клинической симптоматикой.

Помимо обнаруженных нами хронических желудочно-кишечных заболеваний, нарушений обмена веществ, понижения артериального давления, у 19% мужчин и у 40% женщин в возрасте 30—40 лет температура тела оказалась субфебрильной (37,1—37,3—37,6°). Для проверки, этих данных нами было организовано массовое измерение температуры у 486 рабочих различных цехов и в разное время дня, причем у 21% из них температура оказалась субфебрильной.

Субнормальная температура (ниже 36°) оказалась у 22 мужчин (5%) и у 8 женщин (10%), то есть у 30 чел. (7%), что не совпадает с имеющимися в литературе указаниями, что у рабочих-нефтяников, как правило, наблюдается гипотермия, а не гипертермия. Наличие послед­ней у значительной части рабочих завода мы объясняем длительным воздействием газообразных нефтепродуктов, оказывающих известное влияние на центр терморегуляции.

В этой связи представляет известное диагностическое значение и со­поставление РОЭ с температурой тела. При замедленной и нормальной РОЭ субфебрильная температура наблюдалась у 36 из 45 рабочих.

Гипотония и субфебрилитет вызвали необходимость неврологического обследования интересующей нас группы рабочих-нефтяников. Обследуемые в своем подавляющем большинстве жаловались на утомляемость, раздражительность, нарушение сна (главным образом, фазы засыпания), головные боли, сердцебиения, боли в мышцах, суставах, пояснице, спине, конечностях. В единичных случаях отмечались спазмы (тонического характера) мышц ног (главным образом, при засыпании), тикообразные подергивания век, головокружения, обмороки. Из других жалоб следует отметить ослабление половой функции (10 чел.), носовые кровотечения и кровоточивость десен (22 чел.), которые развились во время работы на заводе.

В связи с жалобами на кровоточивость десен нами были проведены исследования на проницаемость сосудов (проба Нестерова). Повышение проницаемости сосудистой стенки наблюдалось у 11 чел., причем у 5 из них одновременно отмечалась и гипертермия.

Д. В. Упоров наблюдал при обследовании вегетативной нервной системы асимметрию не только кожной температуры, но и температуры тела, артериального давления, повышенную потливость, болезненность сосудистых сплетений и неустойчивость тонуса последней, сочетавшуюся с нервно-сосудистыми нарушениями, но без выраженного при этом преобладании тонуса какого-либо из основных отделов вегетативной нервной .системы.

Наиболее существенные отклонения были им выявлены со стороны нервно-сосудистой регуляции, в виде нарушения осциллографических данных, проницаемости сосудов, капилляроскопической картины, кожно­сосудистых реакций (при дозированных прессорно-депрессорных раздра­жениях), акроцианоза и т. д. Удлинение у ряда рабочих хронаксии мышц и ослабление хронаксии мышц-антагонистов являются косвенным указанием на тормозные процессы, на фоне которых, видимо возникают стойкие очаги возбуждения с нарушением сосудистой регуляции, кожного анализатора, неуравновешенность возбудительного и тормозного процессов, проявляющихся в функциональных расстройствах нервной системы.

Обилие, выраженность, частота обнаруженных изменений, комплексный характер ряда расстройств представляют собою более или менее очерченный синдром нарушений нервно-сосудистой регуляции и функции сердечно-сосудистой системы. Они имеют и ряд особенностей, а именно: появление гипотонии, гипертермии, асимметрии артериального давления и термометрии, своеобразные расстройства гемодинамического режима, поскольку об этом позволяют судить полученные нами осциллографические показатели. Следует отметить неустойчивость в соотношении фаз реакций кожных сосудов, что сказывается как их расширением, так и сужением при дозированных местных раздражениях, чаще протекающих с удлинением и усилением реакции кожных сосудов на изменение внеш­них раздражений.

Следует полагать, что в генезе этих нарушений значительную роль играет длительное воздействие токсических веществ, влияющих на инте-роцепторный, в частности хеморецепторный, аппарат сосудов и внутрен­них органов и действующий на фоне ослабленной нервной системы.

Параллельно с указанными выше исследованиями, у 185 рабочих дерматолог М. Д. Багнова провела обследование состояния кожи, причем у 36 из них (19,5%) ею были обнаружены профессиональные забо­левания, а у 36,2%—экзема, эпидермофития, гнойничковые поражения не профессиональной этиологии. Нами были также динамически проведены (биохимик H. Н. Пушкина) у 16 рабочих исследования холинэстеразной активности, поскольку последняя участвует в процессе нервного возбуждения.

В результате проведенных исследований установлено, что холинэстеразная активность после работы понижается в среднем на 23'%, а на следующий день к началу работы обычно восстанавливается.

Другим тестом для диагностики отравления летучими продуктами нефти служила активность каталазы. В литературе имеются указания на то, что при некоторых заболеваниях активность каталазы резко сни­жается по сравнению с нормой.

Наши исследования показали снижение активности каталазы в крови рабочих завода в среднем на 15,4 мг, с колебаниями от 8,8 до 18,7 мг Н2О2, при показателях каталазного индекса от 2,0 до 4,15 (в среднем— 3,62).

Третьим тестом являлось определение глютатиона. В литературе (С. И. Синицын и др.) имеются данные об изменении содержания глютатиона в крови в результате воздействия на организм газообразных про­дуктов нефти. По данным Н. А. Борисовой, у рабочих, соприкасающихся с нефтью и ее газовыми продуктами, содержание общего глютатиона, в сравнении с контрольными исследованиями, оказалось повышенным.

При исследовании общего глютатиона крови у 62 рабочих последний колебался в пределах от 20 до 44,3 мг% (в среднем — 38 мг’%), что указывает на некоторое его понижение.

Наконец, у 76 рабочих была исследована кровь на содержание аскорбиновой кислоты, причем выявилась определенная закономерность в сторону ее снижения у более стажированных рабочих.

Таким образом, биохимические исследования крови выявили снижение активности холинэстеразы и каталазы сыворотки крови, а также некоторое понижение глютатиона и закономерное снижение содержания аскорбиновой кислоты у более стажированных рабочих, что может быть поставлено в известную связь с длительным воздействием на организм продуктов переработки нефти.

Итак, обнаруженные данные, и в частности функциональные нарушения со стороны нервно-соматической сферы, кроветворной системы, кожи дают известные основания признать, что на развитие последних оказывает влияние длительное воздействие субтоксических доз тех продуктов, которые образуются в процессе переработки нефти.

×

About the authors

I. Ya. Sosnovik

Moscow Scientific Research Institute of Sanitation and Hygiene F. F. Erismana (director - A. 3. Belousov)

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

M. D. Bagnova

Moscow Scientific Research Institute of Sanitation and Hygiene F. F. Erismana (director - A. 3. Belousov)

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

N. N. Pushkina

Moscow Scientific Research Institute of Sanitation and Hygiene F. F. Erismana (director - A. 3. Belousov)

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

D. V. Uporov

Moscow Scientific Research Institute of Sanitation and Hygiene F. F. Erismana (director - A. 3. Belousov)

Email: info@eco-vector.com

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Sosnovik I.Y., Bagnova M.D., Pushkina N.N., Uporov D.V.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies