Organization of refresher courses for doctors in Kazan at the University

Cover Page

Abstract


First of all, I must make a reservation that the proposal, which I will have the honor to present now, does not come from me personally, but from a group of persons who are part of the corporation of junior teachers of the medical faculty of Kazan University; Deeply sympathizing with the proposed proposal, I am thus the spokesman for the decision adopted by the mentioned group, supplementing and illuminating it with a number of personal considerations. In December 1907, in this group, the question arose about the desirability of arranging courses for doctors in Kazan; One of the comrades, A.A. Opokin, in an extensive report on 7/11 1908 developed the details of the issue, and after the discussion of the report, it was decided to proceed with the implementation of the project, contacting the Society of Physicians for this.


Full Text

Объ организаціи въ Казани при Университетѣ повторительныхъ курсовъ для врачей [1])

Прежде всего я долженъ оговориться, что предложеніе, которое я буду имѣть честь сейчасъ внести, исходитъ не отъ меня лично, а отъ группы лицъ, входящихъ въ составъ корпораціи младшихъ преподавателей медицинскаго факультета Казанскаго Университета; глубоко сочувствуя вносимому предложенію, я такимъ образомъ являюсь выразителемъ принятаго упомянутой группой рѣшенія, дополняя и освѣщая его рядомъ личныхъ соображеній. Въ декабрѣ 1907 г. въ этой группѣ возникъ вопросъ о желательности устройства въ Казани курсовъ для врачей; одинъ изъ товарищей, А. А. Опокинъ, въ обширномъ докладѣ 7/11 1908 г. развилъ детали вопроса, и послѣ обсужденія доклада было рѣшено приступить къ осуществленію проэкта, обратившись ради этого къ Обществу врачей.

Вопросъ объ устройствѣ въ Казани повторительныхъ курсовъ для врачей не новъ; объ этомъ не разъ раздавались и раздаются голоса и среди казанскихъ врачей, и среди врачей провинціальныхъ, работающихъ въ Волжско-Камскомъ раіонѣ, и среди членовъ нашего Общества врачей. Этотъ вопросъ однако до сихъ поръ не получилъ надлежащаго движенія и серьезныхъ попытокъ къ его осуществленію не было предпринято.

А между тѣмъ намъ этотъ вопросъ, эта идея представляется очень важнымъ, вполнѣ жизненнымъ. Мнѣ не придется долго распространяться на тему о томъ; насколько желательной, насколько полезной была бы организація въ Казани курсовъ для врачей; идея эта давно уже осуществилась въ Петербургѣ въ видѣ Еленинскаго Института и отчасти въ Москвѣ и Кіевѣ (недавно).

Цѣль подобныхъ учрежденій — дать возможность врачамъ, почти исключительно провинціальнымъ, время отъ времени пополнять свои спеціальныя знанія подъ руководствомъ опытныхъ лицъ и при наиболѣе благопріятныхъ для того условіяхъ. Подъ послѣдними нужно подразумѣвать не только пріуроченіе курсовъ къ наиболѣе удобному времени года и при томъ къ городу, являющемуся центромъ не въ одномъ лишь спеціально медицинскомъ отношеніи, а также и въ обще-культурномъ смыслѣ. Помимо обезпеченія правильной дѣятельности курсовъ преподавательскимъ персоналомъ и соотвѣтствующимъ матеріаломъ для занятій, существенно важно придать курсамъ извѣстную самостоятельность и устойчивость; необходимо, чтобы каждый, работающій на курсахъ—и преподаватель, и учащійся—чувствовали себя до извѣстной степени хозяевами положенія. сознавали бы устойчивость своего дѣла, знали бы, что этому дѣлу нельзя помѣшать, нельзя его почему-либо задержать и тѣмъ нарушить правильное теченіе занятій. Для занимающихся на курсахъ важно имѣть увѣренность, что они здѣсь не просто терпимые гости и случайные посѣтители, а тѣ излюбленныя лица, для которыхъ именно и существуютъ курсы.

Мы знаемъ, что врачи иногда посѣщаютъ лекціи, пріемы, занятія, операціи въ клиникахъ и больницахъ, но тамъ они чувствуютъ себя б. ч. стѣсненно, на положеніи гостей, лишены самостоятельной дѣятельности и т. д.; иное дѣло на курсахъ, гдѣ каждый является до извѣстной степени активнымъ участникомъ,, полноправнымъ членомъ одного общаго дѣла.

Потребность въ подобнаго рода курсахъ для врачей велика; объ этомъ свидѣтельствуетъ постоянный наплывъ врачей въ существующія уже учрежденія, изъ которыхъ наиболѣе заслуженной репутаціей пользуется Еленинскій Институтъ: желающихъ заниматься бываетъ такъ много, что это неблагопріятно отражается на продуктивности занятій. Оно и понятно, такъ какъ среди массы русскихъ врачей всегда имѣется не мало лицъ, желающихъ въ сравнительно короткій срокъ пополнить пробѣлы своего образованія, запастись новыми свѣдѣніями, усвоить новые пріемы практической медицины, провѣрить личныя наблюденія и освѣтить ихъ общеніемъ съ опытными людьми. Лишь урывками—въ силу постоянной трудовой дѣятельности—слѣдя за успѣхами медицины, врачъ, живущій внѣ университетскихъ центровъ, нуждается настоятельнѣйшимъ образомъ время отъ времени въ перерывѣ этой дѣятельности, въ обновленіи своихъ познаній, въ пріобрѣтеніи новыхъ у источника знанія. И чѣмъ легче этого достигнуть, тѣмъ, разумѣется, лучше; при прочихъ равныхъ условіяхъ (прочная, солидная организація курсовъ), врачъ предпочтетъ въ большинствѣ случаевъ тотъ пунктъ, который ближе находится къ его участку, гдѣ условія жизни наиболѣе доступны; много значатъ еще личныя отношенія къ тому или иному городу, къ университету. его профессорамъ, воспоминанія студенчества и т. д.

По моему убѣжденію, подобные курсы для врачей должны быть организованы въ каждомъ университетскомъ городѣ. При такихъ условіяхъ кончающій курсъ студентъ будетъ сознавать, что ему не трудно будетъ со временемъ и пополнить, и возобновить свои знанія въ знакомой обстановкѣ, принести черезъ нѣсколько лѣтъ къ своимъ учителямъ и свои сомнѣнія, и свои радости, и свои успѣхи, подѣлиться съ ними своими практическими пріобрѣтеніями, ждать отъ нихъ поясненія и освѣщенія массы возникшихъ въ его умѣ вопросовъ, сомнѣній и т. д. Врачъ, работающій въ глуши, будетъ помнить, что рано или поздно онъ вновь сядетъ на школьную скамью, гдѣ будетъ преподавателя слушать уже съ другимъ багажемъ, съ другими требованіями, гдѣ будетъ искать объясненія тѣмъ многочисленнымъ запросамъ, что сама жизнь неоднократно ставила передъ нимъ.—Наконецъ, и преподавателю будетъ очень интересно встрѣтить людей, только что пріѣхавшихъ съ дѣла, прямо отъ сохи, и у нихъ искать провѣрки теоретическихъ воззрѣній, тѣхъ обобщеній, которыя годами создавались при научной дѣятельности.

Такимъ путемъ устанавливается та связь между каѳедрой, клиникой и провинціальной больницей, которая желательна для общей пользы, о которой многіе мечтали и мечтаютъ.

Помимо только что сказаннаго, идея сушествованія курсовъ для врачей въ каждомъ университетскомъ городѣ подкрѣпляется еще слѣдующимъ соображеніемъ. Каждый университетъ съ его научными силами, его музеями, кабинетами, клиниками, особенностями его матеріала — клиническаго, патолого-анатомическаго, особенностями его клиническихъ амбулаторій и т. д—представляетъ много своеобразнаго, индивидуальнаго, отличающаго его отъ другихъ собратій. Поэтому было бы справедливымъ предоставленіе пользоваться богатствами университетовъ не однимъ лишь лицамъ, только что изучающимъ медицину—студентамъ, но и изучавшимъ ее—врачамъ; каждый врачъ, желающій пополнить свое образованіе, можетъ тогда выбирать то, въ чемъ онъ болѣе нуждается, избирать тотъ университетъ, гдѣ онъ найдетъ для себя наиболѣе подходящій матеріалъ и т. д.

Приведенныя выше соображенія убѣдительно говорятъ въ пользу того, насколько было бы желательно теперь же поднять вопросъ объ осуществленіи въ Казани курсовъ для врачей; принципіальныхъ противниковъ эта идея врядъ ли встрѣтитъ, но она можетъ показаться невыполнимой, неосуществимой по многимъ соображеніямъ. Обыкновенно приводятся слѣдующія соображенія.

  1. Можетъ оказаться недостатокъ въ преподавательскихъ силахъ для систематическаго веденія повторительныхъ курсовъ для врачей въ г. Казани.—Это опасеніе, однако, неосновательно: контингентъ преподавательскаго персонала будутъ составлять представители профессуры, приватъ-доценты, ассистенты и лаборанты клиникъ, прозекторы, старшіе ординаторы городскихъ больницъ. Т. о. по нашему убѣжденію недостатка въ преподавательскихъ силахъ не встрѣтится.
  2. Болѣе существеннымъ является опасеніе за недостатокъ матеріала для занятій на курсахъ какъ клиническаго (главнымъ образомъ хирургическаго), такъ въ особенности секціоннаго; съ возросшимъ значительно по сравненію съ прошлыми годами количествомъ студентовъ-медиковъ матеріала для врачей будетъ тѣмъ болѣе недостаточно. Однако и изъ этого затрудненія можно выйти — при удачномъ выборѣ времени для дѣятельности курсовъ и распредѣленіи работы на нихъ; такъ, обычно наиболѣе интензивныя занятія со студентами ведутся съ сентября по мартъ; поэтому время для курсовъ (или для нѣкоторыхъ спеціальныхъ отдѣловъ ихъ) можно пріурочить къ концу весенняго университетскаго семестра. Время для веденія занятій по такимъ предметамъ, какъ клиники нервная, терапевтическая, дѣтская, кожно-венерическая, бактеріологія, патологическая анатомія, гигіена и др. могутъ итти, думается, и въ другое время года.
  3. Въ качествѣ третьяго довода, ослабляющаго возможность существованія курсовъ для врачей въ Казани, обыкновенно выставляютъ то, что сама по себѣ Казань представляется городомъ мало интереснымъ, полуспящимъ, недостаточно культурнымъ, гдѣ многаго курсисты не увидятъ; по этому-де врачи предпочтутъ столицы или заграничныя поѣздки и будутъ обѣгать Казань, вслѣдствіе чего курсы для врачей въ ней обречены на жалкое существованіе.—Доля истины въ подобныхъ соображеніяхъ, конечно, есть; многіе врачи, проводя долгіе годы въ глухихъ провинціальныхъ углахъ, предпочтутъ провести свои 2-хъ или 4-хъ мѣсячныя командировки въ столицахъ, дабы не только пополнить свое спеціальное образованіе, но и познакомиться и воспріять блага культуры и цивилизаціи, которыми щедро надѣлены наши центры по сравненію хотя бы съ такими скромными городами, какъ Казань Однако вкусы бываютъ разные, бываютъ разныя и требованія къ жизни; несомнѣнно, найдутся многіе врачи, для которыхъ пребываніе и въ Казани будетъ имѣть свою привлекательность въ извѣстныхъ отношеніяхъ: сравнительная простота жизни и взаимоотношеній, доступность представителей академической корпораціи, дѣятельность медицинскихъ Обществъ, хорошая обстановка клиническаго преподаванія, и т. д.; а при сравнительно скромной и донообразной общественной жизни, на научныхъ занятіяхъ возможно будетъ болѣе сосредоточиться, отдаться имъ всецѣло. Если въ этому присоединить большую дешевизну жизни въ Казани, большую простоту ея, студенческія связи съ городомъ, его жителями, съ Университетомъ и т. д., то шансы въ пользу поездки врачей въ Казань повысятся. Но особенно это будетъ удобно для врачей примыкающаго къ Казани района въ смыслѣ быстроты и удобствъ сообщенія и поддержки связи съ своимъ участкомъ.

Наиболѣе серьезнымъ является вопросъ о томъ, какую форму придать проэктируемымъ курсамъ для того, чтобъ гарантировать ихъ устойчивость и солидность.—На это можетъ быть данъ лишь одинъ отвѣтъ: курсы для врачей должно поставить въ связь съ Университетомъ: онъ одинъ въ лицѣ медицинскаго факультета можетъ обезпечить курсы преподавательскимъ персоналомъ, необходимыми помѣщеніями, инструментами, матеріяломъ клиническимъ и секціоннымъ и упрочить самое существованіе курсовъ.

Конечно, было бы наиболѣе идеальной организація особаго Института для врачей, въ родѣ Петербургскаго Еленинскаго, но это въ близкомъ будущемъ едва ли осуществимо.

Позволяетъ ли, однако, Университетскій уставъ устройство при Университетѣ повторительныхъ курсовъ для врачей? Прямыхъ указаній на это въ немъ не имѣется, однако, пользуясь нѣкоторыми аналогіями, можно на этотъ вопросъ отвѣтить утвердительно существованіе при Казанскомъ Университетѣ особыхъ „фармацевтическихъ курсовъ“ и особаго „повивальнаго института“, не имѣющихъ прямого отношенія къ задачамъ Университета, но вызванныхъ, очевидно, запросами жизни, позволяетъ надѣяться и на то, что утвержденіе проектируемыхъ курсовъ для врачей при Казанскомъ Университетѣ не встрѣтитъ препятствій со стороны министерства. При этомъ можно опираться на тотъ пунктъ Университетскаго устава, коимъ дозволяется между прочими лицами и врачамъ посѣщеніе университетскихъ лекцій и занятій, если къ тому не встрѣчается препятствій внѣшняго характера—въ смыслѣ вмѣстимости аудиторіи и т. д.; это посѣщеніе лекцій и, слѣд., занятія въ Университетѣ являются по существу безплатными (уплачивается лишь за трату матеріаловъ).—Если дана возможность заниматься въ Университетѣ отдѣльнымъ врачамъ, то отсюда переходъ къ ихъ занятіямъ групповымъ возможенъ.

Заинтересовавшись вопросомъ объ устройствѣ въ Казани курсовъ для врачей, упомянутая группа лицъ изъ среды младшихъ преподавателей медицинскаго факультета рѣшила собрать нѣкоторый фактическій матеріалъ, на основаніи котораго можно было бы приступить къ дѣлу. Были опрошены большинство членовъ медицинскаго факультета, а также и другія лица, въ которыхъ видѣли будущихъ преподавателей проэктируемыхъ курсовъ; эти лица отнеслись съ большимъ сочувствіемъ къ самой идеѣ курсовъ (нѣкоторые, правда, выразили сомнѣніе въ ихъ осуществимости) и обѣщали принципіальное согласіе въ ихъ осуществленіи. Далѣе мы слышали выраженіе большого сочувствія данной идеѣ и со стороны нѣкоторыхъ земскихъ врачей. Кстати могу здѣсь процитировать нѣсколько строкъ изъ постановленій юбилейнаго съѣзда врачей выпуска 1881 г. Казанскаго Университета, состоявшагося 26 мая 1906 г.: „было выражено пожеланіе декану медицинскаго факультета В. И. Разумовскому, чтобы въ Казанскомъ Университетѣ были организованы повторительные курсы для врачей“ [2])

Цѣль моего настоящаго обращенія къ Обществу врачей при Императорскомъ Казанскомъ Университетѣ заключается въ томъ, чтобы возбудить въ членахъ Общества сочуствіе къ данному вопросу и пригласить ихъ принять участіе въ его осуществленіи. Послѣднее можетъ выразиться въ томъ, чтобы, собравъ необходимый по вопросу объ организаціи курсовъ матеріалъ, войти въ медицинскій факультетъ Казанскаго Университета съ мотивированнымъ ходатайствомъ объ устройствѣ курсовъ при Университетѣ. Среди этого фактическаго матеріала выдающаяся роль должна принадлежать мнѣнію правинціальныхъ врачей Волжско-Камскаго района относительно желательности организаціи курсовъ въ Казани. Ради этого, необходимо было бы произвести анкету, разославъ опросную карточку врачамъ—лично, черезъ врачебные совѣты, земскія управы, желѣзно-дорожныя управленія и т. д.; помимо того, слѣдуетъ помѣстить соотвѣтствующія письма въ медицинскихъ газетахъ и журналахъ и общей мѣстной прессѣ. Собравъ матеріалъ, достаточный для того, чтобы идея курсовъ представилась не фантастичной, а вполнѣ жизненной и реальной, Общество врачей, войдя съ ходатайствомъ въ медицинскій факультетъ Казанскаго Университета объ организаціи курсовъ для врачей при Университетѣ, передастъ въ факультетъ весь собранный сырой матеріалъ и вмѣстѣ съ нимъ вручитъ факультету и судьбу будущихъ курсовъ.

 

[1] Предложеніе, внесенное д-ромъ В. П. Первушинымъ въ засѣданіе Обще­ства врачей при Императорскомъ Казанскомъ Университетѣ 22 марта 1908 г.

[2] Приношу благодарность секретарю бюро врачей выпуска 1881 г. К. Д. Кандаратской за любезное сообщеніе постановленій съѣзда.

About the authors

V. P. Pervushin

Corporations of junior teachers of the medical faculty of Kazan University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Russian Federation, Kazan

References

Statistics

Views

Abstract - 34

PDF (Russian) - 3

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

© 2020 Pervushin V.P.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies