High school exam from a medical point of view

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

One of the parental committees, which are now with us, at secondary educational institutions, with the aim of comprehensively clarifying the educational role of the transitional exams, invited many scientific societies, including our Society of Physicians, to express their opinion on this issue, from the point of view, specifically medical.

Full Text

Одинъ изъ родительскихъ комитетовъ, состоящихъ теперь у насъ, при среднихъ учебныхъ заведеніяхъ, съ цѣдью всесторонне выяснить воспитательную роль изначеніе переходныхъэкзаменовъ, предложилъ многимъ ученымъ обществамъ, въ томъ числѣ и нашему Обществу врачей, высказать свое мнѣніе объ этомъ вопросѣ, съ точки зрѣнія, спеціально врачебной.

Было бы въ высшей степени непослѣдовательно, если бы мы, врачи, да еще какъ члены корпоративнаго учрежденія, состоящаго при высшей школѣ, относились бы безразлично и не обнаруживали бы никакого желанія и поплзновенія, такъ или иначе, реагировать на обсужденіе этого, весьма интереснаго, санитарно-педагогическаго вопроса, конечно въ строго—объективной, академической формѣ. Было бы непослѣдовательно главнымъ образомъ потому, что мы врачи, въ настоящее время, прекрасно и доподлинно сознаемъ, что среди всѣхъ отраслей и факторовъ современной культуры едва ли найдется болѣе близкая и хѣсная связь чѣмъ та, которая необходимо должна существовать, и несомненно, въ недалекомъ будущемъ, должна водворится, между задачами врачебной профилактики и проблемами педагогики.

Коль скоро мы твердо убѣждены въ томъ, что знаніе, научное развитіе составляютъ одну изъ капитальнѣйшихъ основъ и принадлежать къ числу главнѣйшихъ двигателей благополучія современнаго человѣчества, то мы при этомъ не можемъ также упускать изъ виду, что добываніе и пріобрѣтеніе, все болѣе и болѣе накопляющихся знаній, совершающіяся путемъ весьма сложныхъ психо-физическихъ процессовъ, также подлежать извѣстному наблюденію, контролю и правильному учету.

Въ былое время, подъ вліяніемъ преобладавшего метафизическаго мышленія, о связи медицины съ педагогикой большею частью думали и высказывались огульно, въ общихъ чертахъ, теоретически, безъ всякихъ опытныхъ, фактическихъ доказательства Правда, всегда и повсюду циркулировало классическое мудрое изречете, что Mens sana in eorpore sano, но это изрѣченіе въ обыденной жизни, какъ намъ свидѣтельствуетъ масса фактовъ изъ историческаго прошлаго, примѣнялось весьма условно, не раціонально и дифференцировалось, обыкновенно на практикѣ, въ самой нежелательной, дуалистической формѣ. Врачебная наблюдательность сосредотачивалась преимущественно, если не исключительно, на тѣхъ или другихъ грубыхъ патологическихъ процессахъ нашего бреннаго тѣла, а педагогика, имѣющая своимъ главнымъ объектомъ морально-психическое развитіе человѣка, была замкнута въ тѣсныхъ рамкахъ узкихъ схоластическихъ трддацій. Сложный "психическія явленія при воспитаніи дѣтей мало и рѣдко затрогивались и вовсе не находились въ веденіи врачей, а скорѣе въ полномъ распоряженіи монаховъ и всякаго иного ду; ховенства, а чаще всего подъ владычествомъ примитивнаго, суевѣрнаго и невѣжественнаго знахарства. Съ точки зрѣнія прежнихъ врачей, интересовавшихся одной только патологіей физическихъ процессовъ, огромный контингентъ психопатовъ, неврастениковъ и моралъныхъ дегенерантовъ, встрѣчающихся теперь въ различныхъ соціальныхъ сферахъ, по своему внѣшнемѵ физическому складу, пожалуй не возбуждали бы никакихъ опасеній и сомнѣній относительно ихъ здоровья. Даже и за послѣднее время весьма рѣдко можно встрѣтить прочное солидарное взаимодѣйствіе между педагогикой и медициной. Несмотря на то, что врачебная наука, вооруженная болѣе точными методами изслѣдованія, выдѣлнла даже отдѣльную научную дисциплину, подъ названіемъ экспериментальной психологіи, мы въ высшихъ школахъ, въ общемъ отпошеніи, чувствуемъ еще извѣстные пробфды. „Мы, говорить профессоръ Черни 1), изучаемъ физіологію и патологію и, по не имѣнію кафедръ по психологіи и педагогикѣ, выстунаемъ въ жизнь со скудной подготовкой, по этимъ отраслями знанія“. современныхъ врачей имѣется много счастливыхъ исключевій, tJ мы этимъ обязаны ихъ личной иниціативѣ, ихъ самодѣятельностЦ и личному самообразованію. Лучшими наглядными подтвержденіемъ сказаннаго пробѣла можетъ намъ служить состояніе нашей школьной медицины. До послѣдняго 15—20 лѣтняго періода времени, сплошь и рядомъ, даже среди многихъ интеллигентныхъ слоевъі общества, а равно также въ тѣхъ или другихъ сферахъ учебной администрации господствовало понятіе о томи, что роль школьной медицины исчерпывается главными образомъ охраненіемъ учебвыхъ заведеній отъ заноса и распространенія въ нихъ заразвыхъ болѣзней, а также и наблюденіемъ занѣкоторыми условіями гигіенической обстановки школы. Сообразно такому узкому и одпостороннему пониманію и сформировалась фактическая дѣятельность школьныхъ врачей. Школьные врачи въ настояшемъ ихъ видѣ, за весьма ничтожнымъ исключеніемъ, представляютъ собою скорѣе случайный, побочный, сверхштатный элементъ въ школьной жизни. Сплошь и рядомъ школьные врачи, состоящіе при учебны хъ заведеніяхъ, и въ то же время занятые своей разнообразной, врачебно-практической дѣятельностью, лишены были возможI ности проявлять какую ни на есть активную иниціативу въ дѣлѣ согласованія способовъ пріобрѣтееія и успѣховъ знанія съ наличнымъ психо-физическимъ состояніемъ, индивидуальностью и характеромъ учащихся. Что бы не быть голословнымъ можно сослаться на офиціальныя свѣденія, имѣющіяся у насъ о школьныхъ врачахъ. Организованная при Министерствѣ Народнаго Просвѣщенія врачебно-санитарная часть, выработала два три года тому назадъ, подъ предсѣдательстомъ профессора гигіены Хлопина, довольно подробную инструкцію, обнимающую всесторонне всѣ вопросы, касающіеся саиитарно-врачебныхъ условій учебныхъ заведеній, въ особенности средней школы; но для реализаціи этой весьма обширной инструкции, .кълюжалѣаію.jge оказалось у.насъ.исполнителей. По статистичёскому подсчету, опубликованному докторомъ Никитинымъ2) врачи, для которыхъ 'разработана' упомянутая, инструкція, существуютъ только поминально. Всего навсего окзалось около 5°/0 школьныхъ врачей, получившихъ какую нибудъ гигіеническую подготовку.

О насущной потребности въ лучшей организаціи школьной медицины властно диктуютъ намъ также и тѣ особенности, которыми отличаются современная школа, съ ея утилитарными вожделеніями. Съ прискорбіемъ надо сознаться, что современная школа отчасти превратилась въ какую то арену, на которой происходитъ борьба меркаетильнаго гладіаторства, ищущаго, главнымъ образомъ и чаще всего, въ школѣ, правъ и преимуществъ, для своихъ будущихъ соціальныхъ синекуръ. Типъ современной школы далеко уклонился отъ тѣхъ идеаловъ, къ которымъ всегда стремились великіе умы человѣчества въ различный историческія эпохи. Разсуждая конечно въ строго идеалъномъ смыслѣ, наша школа представляется далеко не похожей на тѣ школы, которыя когда то функціонировали открыто, на площадяхъ, гдѣ ученики томимые духовной жаждой, свободно, безъ всякихъ ограниченій, толпились у ногъ своихъ учителей, прислушивались въ ихъ рѣчамъ, поддавались ихъ нравственнымъ внушеніямъ, подражали ихь поступкамъ и любили ихъ не меньше, чѣмъ своихъ родныхъ отцовъ. Неправильное отношеніе къ школьному вопросу наблюдается въ томъ, что съ одной стороны, встрѣчадмъ родителей готовыхъ преслѣдовать и наказывать своихъ дѣтей за принесенный изъ школы невсевозможными средствами стараются проводить ихъ чрезъ школу, пмѣющую въ ихъ глазахъ исключительное значеніе фабрики дипломовъ,обезпечивающйхъ ихъ дѣтямъ извѣстное социальное положение при такихъ условіяхъ неудивительно, что, напримѣръ, животрепещущій вопросъ объ умственномъ переутомленіи дѣтей въ школахъ, вопросъ, находящійся пока только въ первомъ фазисѣ своего разрешения и требуюшій къ себѣ несомнѣнно самаго строго-объективнаго отношенія; вопросъ обусловливающійся самой точной психо-физической наблюдательностью, становится весьма часто спорными пунктомъ и предметомъ раздора и антогонизма между семьей и школой. Конечно, для того, что бы съ успѣхомъ удовлетворительный отмѣтки и табелиуие вникая и подчасъ не понимая причины этого явленія, а съ другой стороны, мы видимъ родителей, которые, въ силу своего классоваго самолюбія и общественнаго положенія, готовы всѣми правдами и неправдами вталкивать своихъ, залоздалыхъ въ своемъ раввитіи. и отъ природы невропатических ъ, дѣтей, въ учебное заведеніе и можно было бы оріентироваться въ врачебно-педогогическихъ проблеммъ, въ томъ числѣ и вопроса объ экзаменахъ, необходимо прежде всего, чтобы дѣти при поступленіи въ школу подвергались всегда самому подробному и тщательному врачебному изслѣдованію и дальнѣйшему наблюденію со стороны подготовленныхь школьныхъ врачей, при точной регистраціиия„ индивидуализированій со стороны послѣднихъ того сложнаго и разнообразна™ психо-физическаго матеріала, который имеется .въ изобиліи въ школахъ.

Такими образомъ, исходя изъ только что приведенныхъ соображеній, за неимѣніемъ большого матеріала и наблюденій со стороны еще только зарождающейся у насъ школьной медицины,мы, обыкновенные практические врачи, можемъ, касаться вопроса о роли экзаменовъ, по отношенію къ здоровью школьниковъ, лишь только съ общей врачебной точки зрѣнія не вдаваясь въ подробный разборъ разнообразныхъ конкретных условий, сопутствующихъ обыкновенно тѣмъ или другими отдѣльнымъ формамъ экзаменовъ.

Прежде всего конечно слѣдуетъ отмѣтить общеизвѣстный фактъ, что всякій экзаменъ или, выражаясь русскими терминомъ, всякое, какое ни на есть, испышаніе, какъ таковое, an und für sich, гдѣ бы оно ни происходило въ жизни, въ средней или высшей школѣ, когда субъектъ становится предметомъ обращеннаго на него общаго и особеннаго вниманія, всякое испышаніе уже само по себѣ представляетъ для насъ психически-стимулирующее, а поди часъ и довольно мучителеное являніе. Каждому изъ насъ, присутствующихъ въ этомъ почтенномъ собраніи, несомяѣнно хорошо знакомо и довольно памятно то особенное душевное настроеніе, которое обуяло насъ всегда во время экзаменовъ. Переживши разнообразные моменты и стадіи экзаменаціонныхъ неріодовъ, участвуя нерѣ,іко весьма солидарно въ экзамеваціонныхъ треволневіяхъ вашихъ дѣтей и близкихъ родныхъ, уже на осиованіи субъективвыхъ воспоминаній и пережитыхъ нами ощущеній, мы болѣе или менѣе въ состояніи постигнуть и оцѣнить то чувство, которое овладѣ ваетъ нами, когда остановимся предметомъ испытавія.

Въ общежитіи, на популярномъ языкѣ, нарушеніе психо-физическаго равяовѣсія, во время какого нибудь испытанія, называется просто душеввымъ волненіемъ; но въ этомъ состояніи душевной эмоціи необходимо различать извѣстную градацію, ту или другую степень интенсивности процесса; необходимо различать временное скороппоходяшне^полненіе. въ дредѣлахъ физіологической нормы, отъ патологическаго волненія, оставляющая на продолжительвое время глубокие следы въ организмѣ, съ нарушеннымъ равновѣсіемъ послѣдняго. Подобное продолжительное интенсивное душевное „влдненіе, нъ осооеиности у недостигпшхъ еще зргьлаго возраста учащихся, обыкновенно большею часть развивается,’ или на почвѣ невропатическая наслѣдственнаго предрасположения или подъ вліяніемъ уродлив лхъ дефектовъ домашняго воспитанія и обстановки смейныхъ и окружающихъ условій. Подобная форма продолжительная душевнаго волненія Мебiусомъ характеризуется подъ именемъ психической раздражительности, являющейся на дочвѣ физическаго и психическаго истощенія. Подходящимъ этикетомъ, изъ обширной номёнклатуры нервной патологіи, для обозначенія подобнаго патологическаго душевнаго волненія, будетъто. что мы, врачи, обыкновенно называемъ нервной слабостью, или тврастепіеп. Кардинальнымъ симптомомъ. весьма характерным для неврастенш, является, по выраженш Геккера, чувство страха, безпокойства. боязливости, робости, Angstgefühl. Страхъ принадлежитъ къ числу первыхъ психическихъ проявленій ребенка. Мы знаемъ, что малѣйшее измѣненіе равновѣсія, при быстромъ и внезапномъ погруженіи ребенка въ ванную, онъ обнаруживаем признаки чувства страха. Въ дальнѣйшихъ стадіяхъ развитія, ребенокъ пугается при видѣ какого нибудь приближающаяся къ нему незнакомого животнаго или новаго незнакомого лица. Итальяескій физіологъ Моссо 3), въ своихъ взслѣдованіяхъ инстинктивнаго чувства страха, указалъ на мышечное дрожаніе, которое обыкновенно является подъ вліяніемъ страха. Страхъ. по его ваблюденіямъ можетъ вызвать сокращеніе не только мышцъ, не подчиняющихся волѣ, но также и движеніе всѣхъ другихъ мускуловъ, вопреки всѣмъ усиліямъ воли останавливать его. Сокращеніе мочевого пузыря и кишекъ, подъ вліяніемъ страха, бываетъ иногда настолько сильно, что содержимое ихъ опоражнивается независимо отъ нашей воли. Нагляднымъ и наиболѣе рѣзкимъ общеизвѣстнымъ примѣромъ появленія чувства страха можетъ намъ служить военная паника 4), которая нревращаетъ цѣлую массу людей въ какое-то безсмысленное и безвольное стадо животныхъ. У людей, до извѣстной степени, разумныхъ и дисциплинированныхъ является безотчетное стремлепіе бѣжать, бѣжать безъ оглядки, не взирая на всевозможаыя препятствія для своего передвиженія. Подобная наклонность къ безсмыслеиному бѣгу подъ вліяніемъ одолѣвающаго безотчетнаго чувства страха унаслѣдована нами, по выраженію Мечникова 5), отъ нашихъ антропоморфныхъ предшественников ъ.

Такимъ образомъ, если инстинктивное чувство страха считается однймъГізъ главныхъ симптомовъ неврастеніи, то само собби”разумѣется, что одна изъ задачъ разумнаго и правильнаго воспитанія ..... заключается именно въ.томъ, что, путемъ постепеннаго умственная развитія и усовершенствованія, мы должны бороться.,съ. Этимъ рудиментарно-психическимъ остаткомъ нашихъ отдаленныхъ предковъ и въ особенности, при воспитаніи нашихъ. Дѣтей, мы, по возможности, должны стремиться къ, устранению всѣх тех_усховій и стимуловъ, которые ноддерживаютъ и способствуютъ къ развйтію этѳгѳ нежелательнаго чувства. Во всякомъ случаѣ мы не должны сугубо развивать это чувство  посредством частых и бесполезныхъ испытаны. Одинъ изъ важнѣйшихъ пріемовъ воспитания заключается именно въ развитіи у нашихъ дѣтей самообладанія и силы воли. Главною же задачею школы, какъ извѣстно, состоить въ обученш въ усовершеп.ствованш и развитии интелекта учащигбся, сообразно его индивидуальности и состоянию здоровья.-

Что настроеніе школьниковъ во время экзаменовъ весьма аналогично съ тѣмъ возбужденнымъ состояніемъ, которое часто встрѣчается въ практической жизни у совершенно взрослыхъ чиновниковъ, ожидающихъ ревизіи или у офицеровъ передъ ожидаемымъ смотромъ, извѣстно всѣмъ тѣмъ, кто имѣлъ случаи присматриваться и слѣдить за испытуемыми школьниками. Цѣлый рядъ психическнхъ и соматическихъ явленій получается въ организмѣ экзаменующихся. Очень часто можно наблюдать, что подъ вліяніемъ страха передъ экзаменомъ наступаетъ какая то неувѣренность испытуемыхъ школьниковъ въ своихъ знаніяхъ, даже хорошо и основательно усвоенныхъ. Невозможность сосредоточиваться и связанная съ ней разсѣянность, усталость и неохота къ занятіямъ, какъ разъ въ то время, когда приходится болѣе интенсивно работать. Припоминяю изъ своего ирошлаго также и такихъ товарищей, которые передъ экзаменомъ долбили днемъ и ночью и, по мѣрѣ того какъ приближался моментъ испытанія, они были настолько растеряны и напуганы, что, вопреки всякими практическими соображеніямъ, вовсе не приступали къ экзамену. Нервоз теперь сказать, прибавила она, что у меня было такое настроеніе, что я позавидовала разнощику, которому не нужно было экзаменоваться, и готова была мѣняться ролями, готова была скорѣ таскать корзину на головѣ, чѣмъ итти на экзаменъ. Нерѣдко въ періодѣ экзаменовъ наступаетъ какая то вялость и апатія, смѣняющіяся безцѣльнойподвижностью; ночная безсонница мѣняется дневной сонливостью. Отсутствіе аппетита рѣзко перемежается съ внезапно-наступающимъ чувствомъ голода. Иногда у нѣкоторыхъ является тошнота, даже рвота, серддебіеніе, мышечное дрожаніе, медвѣжій поносъ и частое мочеиспусканіе. Въ болѣе интенсивныхъ Формахъ экзаменационной нервозностипроявляется также наклонностъ къ, самоубійству. Профессоръ Эйленбургъ 6) въ Германіи, въ теченіи 12 лѣтъ, зарегистрировалъ 1152 случая самоубійства, изъ числа которыхъ половина была вызвана провалами на экзаменахъ и школьнымъ певеутомленіемъ.

Профессоръ Г. В. Хлопинъ 7) въ своемъ санитарно-статистическомъ изслѣдованіи, о самоубійствахъ среди учащихся русскихъ учебныхъ заведеній, констатируетъ, что среди учащихся въ нашихъ мужскихъ учебныхъ среднихъ заведеніяхъ, самоубійство происходить приблизительно въ три раза чаще, чѣмъ въ населеніи Россіи, всѣхъ возрастовъ и состояній. Число самоубійствъ среди гимназистовъ и реалистовъ имѣетъ несомнѣнно тенденцію къ прогресивному наростанію. Я уже не буду здѣсь говорить о значительномъ распространеніи случаевъ самоубійствъ среди учащихся средней школы, за послѣднее время, о которыхъ приходилось читать въ нашей періодической печати. Изъ біографическихъ описаній школьниковъ самоубійцъ, за послѣдніе годы, складываются понятія о томъ, что въ ряду цричинъ покушенія на самоубійство большею частью фигурировалъ школьный режимъ, въ особенности экзаменъ.

Среди причинъ покушеній на самоубійство въ средней школѣ, по мнѣнію профессора Хлопина, слѣдуетъ отвести первое мѣсто нервнымъ и душевнымъ болѣзнямъ учащихся и затѣмъ условіямъ школьной жизни. Случаи самоубійства и покушенія на него, со стороны учащихся, настойчиво, по мнѣнію Хлопина, выдвигаетъ вопросъ объ измѣненіи всего строя учебнаго дѣла въ томъ направленіи, чтобы школа не насиловала дѣтскихъ способностей, не убивала индивидуальности и не подрывала душевнаго и физи) ческаго здоровья подростающаго поколения. Докторъ Juilus Moses 8) въ своемъ докладѣ та послѣднемъ международномъ конгрессѣ по школьной гигіенѣ въ Лондонѣ объ отрицательномъ значеяіи въ дѣлѣ воспитанія, практикуемой въ школахъ системы балловъ и отмѣтокъ, сравниваетъ отмѣтки съ экзаменами, во вредѣ которыхъ, какъ онъ увѣряетъ, теперь никто не сомнѣвается. Отмѣтки и экзаменъ, по его мнѣнію, вызываетъ одно только нездоровое безпокойство, боязнь и общее возбужденіе. Отмѣтки и экзаменъ представляютъ собой только угрозу для нервной системы ребенка и школьная гигіена должна бороться съ ними.

Говоря о нервозности, являющейся во время экзаменовъ, нельзя также не упомянуть здѣсь о вызываемыхъ ею нерѣдко сновидѣніяхъ, подчасъ и мучительныхъ. Статистическаго матеріала о такихъ сновидѣніяхъ, на сколько мнѣ извѣстно, не собрано, но субъ ективно могу привести фактъ, который несомнѣнно встрѣчается у многихъ другихъ. Меня, напримѣръ, очень долго, на протяженіи многихъ лѣтъ мучили сновидѣнія, рисовавшія мнѣ событія изъ того періода, когда я еще учился въ средней школѣ, въ особенности по тѣмъ предметамъ, преподаватели которыхъ слыли въ кругу товарищей строгими и придирчивыми. Особенно часто мнѣ снился учитель словесности, который самъ предметъ свой очень слабо зналъ; ибо онъ всегда диктовалъ и спрашивалъ учениковъ по какой то книжкѣ, которую онъ въ секретѣ отъ питомцевъ держалъ подъ столомъ и по окончаніи урока пряталъ въ боковой карманъ, а ученикамъ направо и налѣво ставилъ неудовлетворительный отмѣтки. Я не буду здѣсь касаться тѣхъ побочныхъ моментовъ и условій, которыя обыкновенно сопутствуютъ всякой экзаменаціонной процедурѣ, какъ напримѣръ весьма сложный и до нельзя разнообразныя отношенія самихъ экзаменаторовъ къ испытуемымъ, такъ называемое интимное отношеніе учителей къ ученикамъ, та или другая подготовка самихъ преподавателей, въ смыслѣ пониманія и реализаціи своихъ педагогическихъ задачъ и идеаловъ; то или другое отношеніе учителей къ наблюдающему ж контролирующему ихъ начальству, наконецъ психо-физическое состояніе самихъ преподавателей, подъ вліяніемъ ихъ матеріальныхъ, семейныхъ и служебныхъ условій. Всѣ эти обстоятельства, какъ небезызвѣстно сказываются нерѣдко довольно чувствительно, кладутъ извѣстный отпейатокъ и даютъ ту или другую окраску всѣмъ пріемамъ, проявляемымъ учителями при экзаменахъ. Всѣ эти, такъ называемыя, побочныя обстоятельства могутъ имѣть и несомнѣнно имѣютъ извѣстное значеніе, но онѣ трудно поддаются формулировкѣ и учету при объективномъ анализѣ экзамена съ точки зрѣнія врачебной этіологіи. Приведенныя выше хараЕтерныя черты, правда эмпиричесЕи подмѣченныя въ треволненіяхъ школъниковъ во время и подъ вліяніемъ Экзаменаціонныхъ процедуръ, становятся для насъ болѣе ясными и понятными, если примемъ еъ свѣдѣнію тѣ наблюденія, Еоторыя собраны уже, какъ въ заграничной тавъ и въ нашей литературѣ, относительно заболѣваемости дѣтей школънаго возраста, а также и объ отнбшеніи школы къ физичесвому развитію учащихся. Высокій процентъ заболѣваемости среди учащихся былъ впервые,, въ 80-хъ годахъ минувшаго столѣтія, констатированъ Axel Ксу-емъ въ Швеціи. Между изслѣдованными имъ 18149 учениковъ и ученицъ элементарныхъ и среднихъ учебныхъ заведеній оказалось больяыхъ малъчиковъ 37,2°/0 и 61% дѣвочекъ. Въ это же самое время Hertel 9) въ Даніи изслѣдовалъ 16789 учениковъ и 11646 ученицъ различныхъ учебныхъ заведеній и при этомъ нашелъ среди учениковъ 29% болъныхъ, а среди ученицъ 41%. Варнеръ 9) изслѣдовалъ 100,000 воспитанниковъ и воспитанницъ англійскихъ учебныхъ заведеній и нашелъ болъныхъ 20°/0 среди учениковъ и 16% среди ученицъ. У насъ въ Россіи 10) значительная заболѣва^мость въ различныхъ учебныхъ заведеніяхъ найдена земскими училищными врачами Московскнхъ начальныхъ школъ; на 11188, подвергавшихся врачебному изслѣдованію дѣтей, оказалось около 5,000 болъныхъ разными недугами, то есть почти 7 наличнаго числа учащихся. Поистеченіи 2-хъ лѣтъ, въ 1891 году повторно было произведено поголовное изслѣдование 9,815 учащихся и между ними оказалось 42,9°/0 больныхъ. Въ упомянутомъ году было также произведено . изсдѣлованіе детей въ_ начальныхъ школах С.-Петербурга, причемъ оказалось, что заболѣваемостъ достигла 91 °/0 всего наличнаго числа учащихся. Въ 1990—1901 году, въ Петербургскихъ городскихъ училищахъ, снова былъ произведешь врачами поголовный осмотръ учащихся и при этомъ оказалось, что изъ 22,014 учащихся обоего пола обнаружено 81,620 заболѣваній, или 14370Среди этихъ заболѣваній громадный процентъ (80%) ѣыпадаетъ на долю болѣзней ооЩаго питанія, малокровія, золотухи, дыхателъныхъ и шіщеварительныхъ органовъ. Не меньшая цифра заболѣваемости встрѣчается среди учащихся въ нашихъ закрытыхъ учебныхъ заведеніяхъ, гдѣ режимъ, обстановка, методы воспитанія и преподаванія, условія питатя болѣе или менѣе однородны, въ силу чего болѣзни учащихся поддаются лучшему контрольному наблюденію и болѣе правильной оцѣнкѣ. Такъ, въ теченіи 1899—1900 года больныхъ институтокъ 11 ѣ ІШлъзовавтихся-въ.лазаретахъ. было 11257 на 8761 наличнаго состава институтскихъ воспитанницъ, или 102,5%. Въ военно-учебныхъ заведеніяхъ, по изслѣдованіямъ доктора Демьянкова 12), на 90055 наличнаго числа учащихся, насчитано 88838 заболѣваній, или на 100 здоровыхъ 93,1 заболѣваній.

Я не буду утомлять Вашего вниманія перечисленіемъ здѣсь многочисленныхъ данвыхъ изъ, аналогическихъ по своимъ выводами, работъ Амстердамскаго, Богословскаго, Тезякова, Зейлигера, Крумбмиллера, Косторскаго, Ястремскаго, Михайлова, Лаврова, Венцеля и многихъ другихъ наблюдателей; скажу только, что сЬактъ высокой заболѣваемости и вообще неудовлетворительнаго состояшя" Здоровья значительнаго числа нашихъ дѣтей, какъ при поступленіи въ школу, такъ и во время пребыванія въ ней, остается прочно и незыблемо установленными.

О вліяніи усиленнаго умственнаго трудаг па процессжАЯрлогическаго развитія и обмѣна веществъ въ организмѣ школьниковъ нмѣется также рядъ наблюденій. Такъ Вретлиндъ 13) въ Готтенбургѣ взвѣшивалъ учащихся въ женской школѣ, въ концѣ учебнаго года и въ Сентябрѣ, и нашелъ, что вѣсъ тѣла учащихся различнаго возраста за три мѣсяца вакаціоннаго времени больше прибываетъ, чѣмъ въ продолженіе 9-и мѣсяцевъ учебнаго года. Къ подобнаго года результатами, при взвѣшиваніи учащихся, пришли другіе изслѣдователи, какъ Валь и Меллингъ-Гансенъ въ Даніи, Бинэ во Франціи и Шмидтъ-Монардъ14) въ Германіи. У насъ въ Россіи докторъ Альбицкій15) производили 4398 измѣреній у 1511 учениковъ различныхъ учебныхъ заведеній и получили въ среднемъ выводѣ слѣдующія данныя. Окружность груди за каникулы наростаетъ въ 6 разъ больше, чѣмъ за учебное время; вѣсъ тѣла средними числомъ за каникулы прибываетъ въ 2,5 раза больше, чѣмъ во время школьныхъ занятій. Емкость легкихъ за время каникулъ развивается также въ 272 раза больше, чѣмъ во время школьнаго ученія. Докторъ Борхманъ16), разбирая вопросъ о санитарномъ значеніи, устраеваемыхъ въ различныхъ мѣстахъ, вакаціонныхъ колоній для учащихся, съ цѣлью возстановленія ихъ здоровья, подрывающегося въ учебное время, производили опыты двукратнаго изслѣдованія крови у дѣтей, до и послѣ пребыванія въ колоніяхъ. Въ виду того, что изслѣдованіе крови обусловливается значительной тратой времени, Борхманъ ограничился изслѣдованіемъ небольшого числа дѣтскихъ колонистовъ, въ количествѣ 37 учащихся. При этомъ получилось весьма замѣтное улучшеніе качества крови, а именно: число красныхъ кровяныхъ шариковъ и процентное содержаніе гемоглобина увеличилось. Подобное изслѣдованіе крови, до и послѣ экзаменаціоннаго періода, могло бы намъ также давать весьма цѣнныя объективныя указанія, относительно вліянія экзаменовъ на здоровье испытуемыхъ. Къ сожалѣнію подобнаго рода наблюденія не получили еще у насъ дальнѣйшаго распрострапенія, по всей вѣроятности, вслѣдствіе ограниченнаго контингента спеціально подготовленныхъ школьныхъ врачей.

 Помимо всякихъ субъективныхъ ощущеній и воспоминаній, сохранившихся у каждаго изъ васъ о душевной эмоціи, вызываемой экзаменами и о вредномъ отраженіи послѣднихъ на здоровъѣ испытуемыхъ, помимо тѣхъ косвенныхъ выводовъ, къ которымъ можно притти на основаніи фактовъ высокой заболѣваемости дѣтей школьваго возраста, мы имѣемъ еще въ литературѣ ваблюденія чисто объективнаго характера, наблюденія, выразившіяся цифрами колёбанія вѣса тѣла учащихся непосредственно до и послѣ учебной страды экзаменаціоннаго періода. Докторъ Медемъ17) въ Полтавскомъ корпусѣ, Докторъ Игнатъевъ 18) въ Константиновскомъ училищѣ землемѣровъ, докторъ Козницовъ 1&) въ женской гимназіи и реальномъ училищѣ г. Новозыбкова, докторъ Максимовъ въ Тверскомъ училищѣ, Директоръ Болгарской СтароЗагорной гимназіи Анастасъ Ивліевъ, а въ послѣднее время Брюханенко 20) въ одной изъ женскихъ гимназій—всѣ эти наблюдатели взвѣшивали массу учащихся при соблюдевіи одиваковыхъ пріемовъ, до и послѣ экзаменовъ, и пришли къ идентичному выводу, а именно, что во время экзаменаціоннаго періода, не только не совершается нормальное, свойственное данному возрасту, наростаяіе вѣса тѣла, но послѣдній идетъ, большею частью, на убыль, среднимъ числомъ, въ размѣрѣ около 3-хъ фувтовъ, не говоря уже о такихъ болѣе рѣзкихъ случаяхъ, когда экзаменующіеся въ зависимости отъ своихъ природныхъ индивидуальныхъ особенностей, теряли отъ 1/8 до 1/4 части вѣса своего тѣла.

Какъ объективное доказательство остраго истощенія организма, происходящаго во время экзаменовъ, можно было бы привести наблюденіе 21), сдѣланное въ Грейфевальдекой клиникѣ при изелѣдованіи у эказаменующихеи состава мочи, въ которой выдѣленіе количества фосфатовъ, во время экзаменовъ. увеличилось на 2°/0, но при этомъ долженъ оговорить, что вопросъ о вліяніи умственнаго переутомленія на составъ мочи еще не вполнѣ разработанъ въ наукѣ и рѣшеніе его несомнѣнно имѣло бы важное значеніе для выясненія законовъ физіологическаго обмѣна веществъ, въ зависимости отъ умственнаго труда. Подобнаго рода изелѣдованія особенно возможны для школьныхъ врачей, состояшихъ приинтернатахъ, гдѣ способы питанія и пищевой режимъ однообразны.

Не лишены также интереса наблюденія, сдѣланныя Бинэ 22) въ 4-хъ закрытыхъ учебныхъ заведеніяхъ; въ 2-хъ мужскихъ учптельскихъ институтахъ и 2-хъ нормальныхъ—женскихъ школахъ, относительно количества хлѣба, потребляемаго питомцами, приблизительно въ возрастѣ отъ 16—18 лѣтъ, въ теченіе учебнаго года. Хотя говорятъ, что пе объ одномъ хлѣбѣ живъ человѣкъ, но Бинэ остановился на выборѣ хлѣба потому, что хлѣбъ во первыхъ всегда играетъ роль среди пиіцевыхъ продуктовъ, употребляемыхъ въ интернатахъ, а во вторыхъ составъ хлѣба извѣстенъ и почти не мѣняется по времевамъ года, какъ другіе пищевые продукты, что весьма важно при изслѣдованіи обмѣна веществъ. Изъ варисованныхъ имъ кривыхъ о среднемъ количествѣ ежедневно потребляемаго хлѣба, съ Октября до Іюля, выходить, что къ концу года среднее ежедневное количество хлѣба, потребляемаго юношами, уменьшается на 200 грам. въ сутки, а у дѣвушекъ на 100 грам. Наибольшее пониженіе кравыхъ, по количеству потребляемаго хлѣба, получилось къ концу учебнаго года, когда наступаютъ усиленный занятія и то пастроеніе, которому ученики подвержены при наступленіи экзаменовъ, надо прибавить, весьма строгихъ въ этихъ учебныхъ заведеніяхъ.

Подобнаго рода факты, какъ только что приведенные, могутъ уже отчасти служить нѣкоторымъ основаніемъ для того, чтобы признавать въ экзаменѣ отрицательное для здоровья явленіе, при умственной работѣ учащихся и слѣдовательно считать его лишнимъ и безполезнымъ пріемомъ въ дѣлѣ воспитанія юношества; въ особенности если экзаменами преслѣдуются одни только строгія дисциплинарный, бюрократическія цѣли. Я употребилъ здѣсв слово „отчасти“ потому что, собственно говоря, для надлежащей болѣе точной оцѣнки вліянія усиленной, конденсированной работы, которая тратится мозгами учащихся во время экзаменовъ, слѣдовало бы, для большей объективности, подтвердить еще какими нибудь доказательствами, заимствованными изъ области экспериментальной психологіи. Въ литературѣ, особенно за послѣдніе 15 лѣтъ, опубликованъ цѣлый рядъ опытовъ, произведенньгхъ различными учеными надъ умственной работой и вліяніемъ умственнаго утомленія на различные физіологическіе процессы, какъ на кровообращеніе, дыханіе, выдѣленіе мочи, общее питаніе, а также и на психическія функціи. Опыты эти хотя не произведены непосредственно надъ экзаменующимися, но при этомъ подмѣченъ фактъ, что въ этихъ опытахъ весьма трудно и не всегда удается изолировать умственную работу отъ сопутствующаго при ней душевнаго волненія. По наблюденіямъ изслѣдователей въ большинствѣ случаевъ всякая умственная работа, заданная съ цѣлью эксперимента, сопровождается обыкновенно чувствомъ безпокойства и волненіемъ со стороны наблюдаемыхъ субъектовъ, въ особенности если испытуемому приходится выразить результат заданной работы въ конкретной формѣ, напримѣръ на словахъ или письменно, да еще при нѣкоторой торжественной обета новкѣ, въ присутствіи свидѣтелей, контролирующихъ опытъ. Бинэ, напримѣръ, при своихъ изелѣдованіяхъ вліянія умственной работы на скорость пульса, помощью метода вычисленія, отмѣчаетъ, что умственное вычисленіе принадлежим къ числу опытовъ, требующихъ серьознаго, интелектуальнаго напряженія потому, что оно сопровождается чувствомъ безпокойства, которое происходить у испытуемаго субъекта отъ боязни забыть числа и отъ старанія получить точные результаты, и это то волненіе замѣтно отражаетсз на скорости пульса. Такой типъ умственной работы какъ разъ и примѣнимъ для характеристики работы учащихся во время экзаменовъ и во время подготовки къ нимъ.

Какъ на подходящее наблюденіе, по отношенію къ экзаменамъ, можно также указать на опыты нѣмецкаго гигіениста Грисбаха 23), произведенным методомъ тактильныхъ ощущеній. Изслѣдуя явленія умственнаго утомленія, Трисбахъ задался вопросомъ о томъ, не имѣются ли связи между умственнымъ утомленіемъ и размѣромъ тактильнаго ощущенія, получаемаго при изслѣдованіи циркулемъ на различныхъ участкахъ кожи. Опыты эти, продѣланные потомъ другими изслѣдователями, какъ швейцардемъ Ванно и Л. Вагнеромъ, давали совершенно одинаковые результаты и выводы.

Грисбахъ ироизводилъ изслѣдованія въ гимназіи надъ учениками, учителями, въ ремесленеыхъ училищахъ надъ учениками— механиками. С начало онъ изслѣдовалъ пространственное ощущеніе до и послѣ уроковъ, затѣмъ послѣ двухчасового отдыха и наконецъ, въ воскресный день. Размѣры пространственеаго ощущенія опредѣлялись на 6 различныхъ участкахъ кожи, а именно на лбу, концѣ носа, нижней губѣ, скулѣ, на концахъ большого и указательнаго палъцевъ руки. Размѣры пространственнаго ощущенія подъ вліяніемъ умственныхъ занятій, увеличивались на всѣхъ 6-ти пѵнктахъ. Увеличеніе это прогрессировало по мѣрѣ усиленнаго умственнаго напряжеиія. Напротивъ, послѣ 2-хъ часового отдыха, пространственное ощущеніе уменьшилось до нормы. Въ воскресные дни, когда ученики больше отдыхали, размѣры пространственнаго ощущенія были еще меньше, чѣмъ въ будніе дни. Но больше интереса по занимаемому насъ вопросу, представляютъ собою опыты Грисбаха во время письменныхъ экзаменовъ, продолжавшихся отъ 7 до 12 часовъ дня, въ теченіи 4-хъ дней. Опыты, произведенные Грисбахомъ, во время письменныхъ экзаменовъ, показали, что размѣры пространственнаго ощущенія еще больше увеличились, чѣмъ послѣ уроковъ и, что послѣ 5 часового отдыха, во время экзаменовъ размѣры пространственнаго ощущенія не возвращались къ своей нормальной величинѣ.

Профессоръ Крепелинъ 24), въ своемъруководствѣ по психіатріи, при разборѣ вопроса объ умственномъ переутомленіи, указалъна важность различія между умственными и душевными отправленіями. „Простая умственная работа вэдетъ черезъ нѣкоторое время къ утомленію. Субъективная спутница утомленія, усталость, возрастая постепенно, побуждаетъ въ концѣ концовъ прекратить работуг вызываетъ сонъ и, такимъ образомъ, сама по себѣ создаетъ благопріятныя условія для возмѣщенія потраченяаго нервнаго матеріала. Душевное же эмоціопальное возбужденіе, напротивъ того отгоняетъ усталость, этотъ предупреждающій сигналь, несмотря на фактически-существующее утомленіе. Подъ вліяніемъ душевнаго возбужденія, фупкціональная дѣятельность можетъ продолжаться до истощенія, до непосредственнаго ущерба въ тѣлесной основѣ нашей психической жизни. Поэтому умственная работа, сопряженная съ душевнымъ возбужденіемъ преимущественно предъ всякой другой представляетъ опасность для организма и можетъ вызвать цѣлый рядъ симптомовъ повышенной психической раздражительности“.

Нѣтъ сомнѣнія, что нарушеніе психо-физическаго равновѣсія школьниковъ происходитъ не только въ часы, когда именно производится экзаменъ, а въ тѣ дни цнедѣли, который предшествуютъ экзаменамъ. Цѣлый рядъ ипохондрическаго характера опасеній и сомнѣній въ томъ или другомъ исходѣ испытаній несравненно больше инервируетъ возбуждаетъ и томитъ учащихся, чѣмъ само умственное напряженіе, происходящее при подготовкѣ къ экзамену. Заучиваніе какихъ нибудь грамматическихъ правилъ, стиховъ и хронологическихъ фактовъ изъ исторіи едва ли можетъ вызвать такое истощающее вліяніе на здоровье современнаго школьника какъ неизвѣстность, страхъ и томленіе перед ъ ожидаемой отмѣт.. кой на экзаменѣ/При этомъ необходимо еще также принять во вниманіе, что періодъ переходныхъ экзаменовъ всегда обыкновенно совпадаетъ съ весеннимъ временемъ, когда во всей природѣ, слѣдовательно и у школьниковъ, являются порывы и стремленія къ оживленію и обновлэнію всѣхъ біологическихъ процессовъ, послѣ продолжительнаго пребыванія въ душной атмосферѣ школы и до-і машней обстановки.   

Такимъ образомъ, въ силу приведенныхъ фактовъ, какъ паденіе вѣса тѣла, уменыпеніе количества потребляемаго хлѣба, увеличенное отдѣленіе въ мочѣ нѣкоторыхъ продуктовъ обмѣна, измѣненіе пространственнаго ощущенія кожи подъ вліяніемъ экзаменаціонныхъ треволненій у не достигшихъ еще своего полнаго развитія силъ и психической индивидуальности учащихся; въ силу этихъ фактовъ, говорю я, можно вполнѣ присоединиться къ тому взгляду, что іопросъ объ экзаменахъ въ средней школе никоим образомъ не можетъ быть рѣшенъ путемъ однихъ только традиционно-педагогическихъ воззрѣній и системъ, безъ всякаго участія въ этомъ дѣлѣ школьноймедицин, организованной, разумеется, на более разумных началах опыта и наблюдательности Профессоръ Грисбахъ (какъ выдающійся школьный гигиенистъ) въ одномъ изъ общихъ засѣданій, на послѣднемъ международномъ конгрессѣ по школьной гигіенѣ, въ Лондонѣ25) настаиваетъ и особенно подчеркиваетъ ту мысль, что связь между медициной и педагогикой должна преимущественно сосредоточиваться въ области организаціи и методики преподаванія, слѣдовательно и въ методахъ и пріемахъ ііровѣрки знанія, то есть въ экзаменахъ. Въ дѣлѣ организаціи преподаванія взаимодѣйствіе преподавателей и врачей пріобрѣтаетъ важное значеніе потому, что умственное питаніе должно обязательно приспособляться къ той или другой степени развитія мозга и всей нервной системы учащагося. Всякое преподаваніе должно быть построено на базисѣ даннаго физіологическаго состоянія мозговыхъ функцій. Поэтому успѣхи педагогики находятся въ громадной зависимости отъ нашихъизысканій и свѣденій въ области мозговыхъ функцій каждаго даннаго индивидуума.

Высказавшись въ общихъ чертахъ, по вопросу объ экзаменахъ съ врачебной точки зрѣнія, я далекъ отъ мысли считать его вполнѣ исчерпаннымъ, независимо отъ опыта педагоговъ, имѣющихъ въ своемъ распоряженіи историческую эволюцію разнообразныхъ системъ воспитанія и обученія юношества. Я лишь указалъ на необходимость постоянного участія школьныхъ врачей въ рѣшеніи этого важнаго, санитарно-педагогическаго вопроса. Въ заключеніе я позволю себѣ выразить надежду, что вопросъ этотъ вызоветъ, со стороны, болѣе меня компетентныхъ членовъ нашего общества, дальнѣйшій разборъ, а можетъ быть и какія нибудь новыя наблюденія въ опытномъ экспериментально психологическомъ направленіи.

 

×

About the authors

E M Idelson

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Idelson E.M.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies