Modern views on the treatment of open fractures of long tubular bones

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Variants and pathomorphological characteristics of open fractures of long tubular bones of peacetime are extremely diverse. In some cases, soft tissue injuries are only a small point wound caused by a bone fragment, in others, the ends of one or two bone fragments, having perforated the skin, protrude and gape in the skin wound, lying on its surface; fractures with more extensive damage to the bones and soft tissues of the limb are observed and, what should be especially emphasized, with significant contamination of tissues in the wound; finally, there are particularly severe types of open fractures, when there is extensive bone crushing, deep irreversible destruction of soft tissues, and sometimes complete separation of limbs.

Full Text

Варианты и патоморфологическая характеристика открытых переломов длинных трубчатых костей мирного времени отличаются крайним разнообразием. В одних случаях повреждения мягких тканей представляют собою лишь небольшую точечную рану, нанесенную костным отломком, в других концы одного или двух костных отломков, перфорировав кожу, выступают и зияют в кожной ране, лежа на ее поверхности; наблюдаются переломы с более обширными повреждениями костей и мягких тканей конечности и, что особенно следует подчеркнуть, со значительным загрязнением тканей в ране; наконец, встречаются особо тяжелые виды открытых переломов, когда происходит обширное размозжение костей, глубокие необратимые разрушения мягких тканей, а иногда и полные отрывы конечностей.

Известно, что причины открытых переломов конечностей многообразны. Однако чаще всего переломы нижних конечностей связаны с наездами различных видов транспорта, а переломы верхних конечностей — с нарушениями техники безопасности при работе у движущихся частей машин и механизмов. Гораздо реже открытые переломы костей возникают вторично из закрытых в связи с дефектами иммобилизации при транспортировке.

Каждый открытый перелом кости неизбежно сопровождается бактериальным загрязнением ран, микрофлора которых чаще всего многообразна и обильна.

Размножению микробов, которые в первый момент пребывают в пассивном состоянии, благоприятствует расстройство местного кровообращения в ране или на протяжении, нарушение кислородного обмена в тканях, создающее оптимальную среду для развития анаэробной флоры, сопутствующие повреждения нервов и пр.

Открытые переломы мирного времени, в отличие от огнестрельных, в большинстве случаев представляют собою травматические очаги с более ограниченной зоной повреждения кости и мягких тканей. Раневые ходы и каналы, сообщающиеся с наружной средой, более короткие. Значительно чаще наблюдаются смещения костных отломков, и они более резко выражены. Загрязнение ран меньше. Реже встречаются мелко- и многооскольчатые переломы. Пострадавшие поступают к хирургу в более ранние сроки, в связи с чем условия для совершенной и своевременной хирургической помощи, послеоперационного лечения и наблюдения за больным лучше.

В отличие от закрытых переломов, при открытых переломах длинных трубчатых костей создаются особенно невыгодные патологические условия, которые диктуют и особую тактику как при оказании первой помощи, так и при лечении этих переломов.

В связи с этим необходимо напомнить, что при оказании первой помощи следует: 1) закрыть рану асептической повязкой; 2) не производить ручных и инструментальных манипуляций в ране (зондирование, обмывание и т. д.) ; 3) выступающие костные отломки в глубину раны не вправлять; 4) при транспортировке на поврежденную конечность накладывать провизорную транспортную шину, захватывающую два сустава по обе стороны от места перелома. Отправлять в ближайшую больницу при соблюдении наиболее щадящих условий.

При лечении открытого перелома преследуется две цели: во-первых, лечение раны (раннее удаление первичной микрофлоры из раны, предупреждение ее развития и распространения), во-вторых, лечение перелома кости. Две эти задачи разрешаются одновременно и только при помощи хирургической операции с соблюдением строжайшей асептики и антисептики и использованием всего современного оборудования и оснащения.

Задача операции состоит в следующем:

  • необходимо при самой совершенной анестезии особо тщательно удалить все инородные тела, внесенные при ранении, все разрушенные и явно нежизнеспособные ткани, кровяные сгустки, гематомы во всех углах и карманах раны, свободные, явно утратившие связь с основной костью костные осколки с оставлением на месте тех из них, которые сохраняют связь с надкостницей и мышцами, имеют большие размеры и нужны для восстановления целости кости и для сращения перелома;
  • операция должна сопровождаться тщательной остановкой кровотечения;
  • по показаниям следует создавать контрапертуры, которые в первые дни обеспечивают свободное дренирование раневого секрета наружу, способствуют закрытию кожей области перелома, предупреждают натяжение кожных краев зашитой операционной раны.

Таким образом, первичная ранняя и полноценно произведенная хирургическая обработка раны при открытом переломе должна быть настолько радикальной, широкой и тщательной, чтобы после нее операционная рана была чистой, с гладкими, ровными, свежими, вполне жизнеспособными и кровоточащими поверхностями и, что особенно важно, без всякого натяжения кожных краев. При малейшем натяжении кожных краев раны следует ограничиться наложением более редких, а в отдельных случаях только наводящих швов на рану. При явно несовершенной хирургической обработке раны лучше оставить ее на первые 7—8 дней незашитой, а на 9—10-е сутки при благоприятном течении наложить так называемый отсроченный шов. Этим мероприятием в значительной степени предупреждается опасность развития анаэробных и гнойно-септических осложнений в ране в первом периоде ее лечения.

Сульфамиды, антибиотики и другие препараты бактериотропного и бактериостатического ряда во многих случаях могут обеспечить предупреждение гнойных и анаэробных осложнений при открытых переломах и первичное их заживление. Следует, однако, помнить, что судьба и течение заживления операционной раны при открытых переломах целиком зависят от качества хирургической обработки. Антибиотики, различные химикалии и антисептики являются лишь вспомогательными, а не решающими лечебными факторами, и значение их ни в коем случае нельзя преувеличивать.

Вторая задача при лечении открытого перелома заключается в восстановлении анатомически и функционально полноценной конечности, а это достигается: идеально правильной репозицией отломков на операционном столе и прочной их фиксацией в правильном положении; восстановлением полноценной функции конечности.

Прочная и правильная фиксация при открытых переломах является заключительным и самым ответственным актом хирургического вмешательства, решающим всю дальнейшую судьбу конечности. Она может быть интра- или экстрамедуллярной. Проволока, шелк и кетгут в настоящее время должны быть изъяты из обихода в костной хирургии.

При открытых переломах плеча, предплечья и голени, помимо непосредственной фиксации костных отломков, следует завершать операцию наложением прочной гипсовой повязки на время, необходимое для сращения костного перелома.

За последние 13 лет в институт им. Склифосовского доставлено 169 чел. с открытыми переломами бедра и 551 чел. с открытыми переломами голени. Сюда не входят пострадавшие с такими повреждениями конечностей, которые по витальным показаниям требовали производства срочных ампутаций (отрывы или размозжение конечностей).

76% больных с открытыми переломами голени и 56% с открытыми переломами бедра явились жертвами городского транспорта; из них—80% мужчин и 20% женщин. Открытые переломы бедра и голени с большой зоной повреждения наблюдались почти у половины доставленных больных. Около 50% из них поступили в состоянии травматического шока и нуждались в неотложной противошоковой помощи, прежде чем им была оказана хирургическая помощь по поводу открытого перелома.

Подавляющее большинство больных, поступивших в удовлетворительном состоянии, было подвергнуто срочной хирургической обработке в первые же часы после поступления.

Местные травматические повреждения отличались большим разнообразием и могли бы быть объединены в следующие условные группы: 1) малая зона повреждения с кожной раной до 5 см; 2) средняя — с кожной раной от 6 до 10 см; 3) большая— с кожной раной свыше 10 см.

Фиксация костных фрагментов бедра у 70% больных произведена посредством внутрикостного металлоостеосинтеза, у 27%—с помощью скелетного вытяжения и только у 3% осуществлена экстрамедуллярная фиксация отломков.

В большинстве случаев повреждения голени сочетались с большой отслойкой кожи, с ее ушибами или дефектами, т. е. с такими повреждениями кожных покровов, которые в ряде случаев создавали весьма большие трудности для закрытия кожной раны без добавочных разрезов, без перемещения кожных лоскутков и других пластических приемов.

В подавляющем большинстве случаев раны были сильно загрязнены. При бактериологическом исследовании в них обнаруживали b. perfringens, стафилококки, стрептококки, протей, кишечную палочку, синегнойную палочку либо в виде одиночных хозяев, либо в содружестве с другими микробами.

У значительного большинства больных (226 чел.— 40,8%) открытые переломы голени сочетались с переломами других костей скелета или травмой других органов, а именно: двух голеней, бедра, двух бедер, костей черепа, таза, плеча, повреждением внутренних органов, позвоночника и т. д.

У 51% больных с открытыми переломами голени для фиксации костных отломков были применены гипсовая повязка, у 23%—металлоостеосинтез, у 26% —скелетное вытяжение с последующей заменой его гипсовой повязкой.

При открытых переломах с малой и средней зоной повреждения мягких тканей как на бедре, так и на голени, где удалось произвести радикальную хирургическую обработку ран, первичное заживление наступило у 85,5% больных; у 11,5% больных было поверхностное нагноение кожи, а у 3% возникли ограниченные гнойные очаги, вовремя вскрытые и не повлиявшие на заживление самого перелома. При открытых переломах с большой зоной повреждения тканей (обширные скальпы или ушибы кожи с последующим некрозом) первичное заживление ран отмечено лишь у 65% больных, а различные нагноительные осложнения были у 35%; при этом у 4 больных с открытыми переломами бедра развилась газовая гангрена. Летальный исход наступил у 3 пострадавших.

Из других осложнений при открытых переломах голени наблюдались: у 3 больных гангрена конечности на почве повреждения и тромбоза крупных магистральных сосудов и у 3 газовая гангрена. Этим больным была произведена ампутация конечностей, в дальнейшем наступило выздоровление.

Непосредственные исходы открытых переломов конечностей зависят от тяжести повреждений. При открытых переломах бедра умерло 30 больных (25 из них — в первые же 6—8 часов после травмы от сопутствующих повреждений, сопровождавшихся тяжелым травматическим шоком).

Из 551 больного с открытыми переломами голеней умерло 36, т. е. 6,3%, из них в первые 48 часов — 20. Причиной смерти этих больных послужили следующие осложнения: травматический шок — у 8, тяжелая черепно-мозговая травма — у 9, перитонит — у 1, жировая эмболия на почве сопутствующих тяжелых повреждений костей скелета— у 4, тяжелые повреждения костей и мягких тканей — у 14.

Процессы заживления, сроки сращения и качество образующейся костной мозоли при разных видах переломов и при различных условиях бывают различными.

Переломы с ограниченной зоной повреждения кости и мягких тканей, вовремя подвергнутые тщательной хирургической обработке, правильной репозиции и прочной интра- или экстрамедуллярной фиксации, асептически протекающие, заживают примерно в тех же условиях и в те же сроки, как и обычные закрытые переломы.

При открытых переломах с большой зоной повреждения мягких тканей и кости, там, где хирургическая обработка очага перелома по тем или другим причинам была неполноценной и несвоевременной, в ряде случаев, как сказано выше, развиваются гнойно-воспалительные процессы, ведущие к развитию остеонекрозов, секвестрации свободных костных отломков, замедленному сращению переломов или образованию- ложных суставов. Эти осложнения требуют повторных, а часто и многократных оперативных вмешательств.

Современная хирургическая тактика, общее направление и цели при открытых переломах конечностей сводятся, таким образом, к проведению главного принципа — принципа сберегательного лечения органа, к проведению всех возможных лечебных, мероприятий, чтобы предотвратить такие калечащие операции, как ампутация, конечности.

При особо тяжелых открытых повреждениях конечности, когда речь идет о сохранении органа, пусть даже анатомически неполноценного, современные способы остеосинтеза в сочетании с антибиотиками иногда позволяют предотвратить ампутацию.

×

About the authors

I. I. Sokolov

Research Institute of them. Sklifosovsky

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Prof., Head of the I Traumatology Clinic

Russian Federation

I. I. Kucherenko

Research Institute of them. Sklifosovsky

Email: info@eco-vector.com

Scientific department, I traumatology clinic

Russian Federation

A. S. Sargsyan

Research Institute of them. Sklifosovsky

Email: info@eco-vector.com

ml. scientific. sotr., I traumatology clinic

Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1969 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies