Attending physician of the Ulyanov family A. A. Kadyan (To the 120th anniversary of his birth)

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Alexander Alexandrovich Kadyan was born on April 1 (14), 1849 in St. Petersburg. His father Alexander Zakharovich Kadyan, with the rank of captain, was "a teacher of the third kind of the Second Cadet Corps." After graduating from the First St. Petersburg Men's Gymnasium, A. A. Kadyan was "recognized worthy of a commendable certificate... with the award of a silver medal", and on September 15, 1866, he was enrolled as a student of the Medical and surgical Academy.

Full Text

Александр Александрович Кадьян родился 1 (14) апреля 1849 г. в Петербурге. Его отец Александр Захарович Кадьян в чине капитана был «учителем III рода Второго кадетского корпуса». По окончании I Санкт-Петербургской мужской гимназии А. А. Кадьян был «признан достойным похвального аттестата... с награждением серебряной медалью»1 2, а 15 сентября 1866 г. его зачислили своекоштным студентом медико-хирургической академии.

В годы учебы сложились основы политических убеждений и нравственных принципов Александра Александровича. Его пребывание в академии совпало с активным студенческим движением второй половины семидесятых годов, в котором он принял деятельное участие. Царская охранка расправилась с участниками студенческих революционных кружков. Весной 1869 г. большая группа учащихся, и в их числе А. А. Кадьян, были арестованы и высланы.

С 1869 г. Александр Александрович совершил несколько поездок на Украину, а также несколько раз побывал за границей, сопровождая в поездках для лечения больных туберкулезом в качестве домашнего медика.

По возвращении на родину он продолжал заниматься в академии и 4 февраля 1873 г. получил свидетельство об ее окончании. Ему предложили остаться при академии «для подготовки к профессуре», но он поехал работать земским врачом в Самарскую губернию. Ему пришлось сделать много серьезных в тех условиях операций, и в будущем он посвящает себя хирургии. Вокруг Кадьяна собралась группа народников-пропагандистов, участников «хождения в народ». В числе действовавших в Николаевске, где он работал земским врачом, революционеров были Н. К. Судзиловский, С. Ф. Ковалик, Н. С. Речицкий-Логинов, В. Ф. Штемпелин и другие. Все они с весны 1874 г. вели активную революционную пропаганду, распространяли нелегальную литературу и книги, отпечатанные в подпольной типографии в Москве.

Начавшиеся 7 июля 1874 г. аресты прервали революционную работу в Николаевске. Арестованный в числе первых А. А. Кадьян провел более трех с половиной лет в тюрьмах Самары, Москвы, Петербурга, в том числе целый год в одиночной камере Петропавловской крепости. Лишь благодаря стечению благоприятных обстоятельств Кадьян вместе с девяноста другими революционерами был освобожден после «процесса 193-х» в январе 1878 г.

Вскоре он уехал на фронт русско-турецкой войны в качестве врача отряда Красного Креста. После возвращения из армии и выздоровления от сыпного тифа А. А. Кадьян начал сдачу докторантских экзаменов.

Царская охранка не оставляла без внимания ни одного шага недавно оправданного по суду революционера. Несколько раз у него производили обыски, а в марте 1879 г. его вновь арестовали и в мае выслали в Симбирск.

По приезде в Симбирск А. А. Кадьян начал работать в губернской больнице вначале нештатным ординатором сифилитического отделения, а вскоре перешел в хирургическое отделение. За ним был установлен гласный и негласный надзор, «так как он, судя по прежней деятельности, весьма ловкий и осторожный пропагандист»

Благодаря своим знаниям, таланту, постоянному настойчивому труду он достигает значительных успехов в хирургической практике и приобретает большую известность в Симбирске и Поволжье.

В 1883 г. А. А. Кадьян получил разрешение для работы над диссертацией под руководством П. Ф. Лесгафта и в следующем году в медико-хирургической академии защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему «Материалы к изучению архитектуры стопы (анатомическое исследование)».

После возвращения в Симбирск он производит ряд крупных операций. По данным «Отчета по хирургическому отделению за 1885 год»3 4, А. А. Кадьян сделал за год 195 операций (значительная их часть — по поводу злокачественных новообразований). Впервые в Симбирске он выполнил овариотомию, ринопластику.

А. А. Кадьян принимал активное участие в научной и общественной жизни врачей Симбирска, выступая с докладами и сообщениями на врачебных конференциях и заседаниях медицинского общества.

В своих выступлениях он осуждал земство за платное лечение больных, призывал к отмене платы, так как многие нуждающиеся в лечении (особенно стационарном) из-за отсутствия средств не имели возможности лечиться или ограничивались только амбулаторной помощью, и Александру Александровичу приходилось делать в амбулаторных условиях значительного объема операции, например резекцию локтевого сустава.

Будучи в Симбирске, А. А. Кадьян получил письмо от С. П. Боткина, возглавлявшего известную комиссию по улучшению санитарного состояния и уменьшению смертности в России. В обстоятельном отчете со свойственной ему в общественных делах прямотой и резкостью с позиций своего мировоззрения А. А. Кадьян сообщает об ужасном санитарном состоянии в стране, о бедности населения, зле бюрократизма, полнейшем равнодушии к настоящим заботам о здоровье народа в царской России.

Почти все симбирские годы жизни А. А. Кадьян являлся лечащим врачом семьи Ульяновых, проживавших в Симбирске с 1869 по 1887 г. М. И. Ульянова пишет: «Обычно лечащим врачом в нашей семье в эти годы был А. А. Кадьян, привлекавшийся по делу «193-х» и высланный в 1879 г. административным порядком в Симбирск. Это был очень знающий и опытный врач, идейный работник и деликатный человек. В Симбирске он пользовался большой популярностью, бывал и в нашем доме. Отец и мать относились к нему очень хорошо. Во время последней болезни (Ильи Николаевича — Г. 3.) Кадьян был в отлучке, и помню, как мать жалела об этом. Она высказала это и Кадьяну, когда он уже после смерти Ильи Николаевича посетил нас» 5.

Другая сестра В. И. Ленина, А. И. Ульянова-Елизарова, вспоминая об этих годах, говорит так: «Доктор Кадьян бывал у нас не как знакомый, а как врач. Мария Александровна очень ему доверяла, до мамы знакомства с ним не было».

В Симбирске А. А. Кадьян собрал вокруг себя передовую молодежь, оказывал значительную материальную помощь революционным кружкам. Однако усиливалось и враждебное окружение, особенно с приходом к власти в губернской земской управе группы ярых монархистов и оголтелых реакционеров во главе с Пазухиным. Началась травля, постоянная слежка, участились обыски. Реакционное дворянство, не желая терпеть на службе в земской больнице врача-революционера, несмотря на его знания, популярность, добилось увольнения его из больницы6

А. А. Кадьян переехал в Петербург, где сразу же начал работать ординатором в хирургическом отделении городской Обуховской больницы, которым заведовал А. А. Троянов, а хирургами были И. И. Греков, Г. Ф. Цейдлер, Л. А. Стуккей.

С марта по июнь 1889 г. он временно занимал должность врача при городских богадельнях. Здесь по рекомендации С. П. Боткина под его руководством группой врачей было проведено обследование всех живущих в богадельнях с целью изучения проблемы старости. Итогом исследования явилась вышедшая в 1890 г. с посвящением С. П. Боткину книга А. А. Кадьяна «Население С.-Петербургских городских богаделен (материалы к изучению старости)».

Наряду с этим работа в хирургическом отделении Обуховской больницы явилась важным звеном в окончательном формировании А. А. Кадьяна как хирурга, в развитии у него интереса к научной работе. Он выступал с научными докладами на заседаниях врачей и хирургического общества им. Н. И. Пирогова, его работы печатались в «Больничной газете Боткина», в других медицинских изданиях, и почти каждая из них являлась первым или одним из первых сообщений в русской хирургической литературе в данной области.

24 апреля 1892 г. А. А. Кадьян произвел впервые в России подшивание блуждающей почки и в «Больничной газете Боткина» (1893) описал возможные способы подшивания, разбирал их достоинства и недостатки.

15 ноября 1890 г. он одним из первых в стране успешно сделал нефрэктомию по поводу кистовидного перерождения почки вследствие закупорки мочеточника и хронического пиелита.

С июня 1895 г. А. А. Кадьян занимает должность заведующего хирургическим отделением другой известной больницы Петербурга — Петропавловской. Вокруг него собирается группа хирургов, которые учатся у Кадьяна методам диагностики, технике оперативных вмешательств и тактике ведения больных в до- и послеоперационном периоде. В отделении активно стали вестись и научные исследования. В 1898 г. А. А. Кадьян был избран приват-доцентом Военно-медицинской академии по кафедре клинической хирургии.

С момента основания женского медицинского института, развернутого на базе Петропавловской больницы, А. А. Кадьян был привлечен к преподаванию в нем. В 1900 г. его избрали заведующим кафедрой факультетской хирургии, а в 1901 г. он возглавил кафедру госпитальной хирургии, которой руководил до конца своей жизни.

В конце 1890 — начале 1900-х годов вышли в свет работы А. А. Кадьяна «Хирургия желчного пузыря» (1897), «Непроходимость кишечника после операции аппендицита» (1899), «Хлороформ или эфир» (1904), «Новые способы эфирного усыпления» (1909), «Общий наркоз» (1905) и другие. Капитальным трудом была его книга «Повреждения и хирургические заболевания кишок и брыжейки»7, где подробно описана симптоматика различных заболеваний кишечника, техника операций, тактика хирурга, методика консервативного и оперативного лечения.

Нам импонирует взгляд А. А. Кадьяна на тактику хирургического вмешательства при шоке: «...нет необходимости выжидать, когда пройдут явления шока, они пройдут скорее после удачной операции».

Многогранной была его общественная деятельность. С 1899 г. он был библиотекарем русского хирургического общества им. Н. И. Пирогова, в 1903—1905 гг.— товарищем председателя этого общества.

С момента основания Петербургского общества больничных врачей им. С. П. Боткина в 1901 г. до 1906 г. Александр Александрович был бессменным его председателем.

После расстрела участников народной демонстрации 9 января 1905 г. А. А. Кадьян на заседании хирургического общества Пирогова сделал доклад под названием «Несколько наблюдений над раненными огнестрельным и холодным оружием», в котором показал потрясающую картину расправы царских жандармов с народом.

8 марта 1905 г. под его председательством и при активном его участии на собрании общества больничных врачей после обсуждения вопроса о прекращении холерных эпидемий была принята резолюция, заканчивающаяся словами: «...всякие частичные поправки существующего строя не приведут к желанной цели, и на первый план выдвигается неотложность осуществления коренной освободительной реформы»8

А. А. Кадьян был почетным председателем X Пироговского съезда, на XI съезде заведовал отделом врачебного быта и подотделом реформ медицинского образования, на XII съезде — хирургическим отделом. На заседании клинической группы последнего съезда он выступил с докладом «Стрептококковые заболевания в хирургии», в котором дал описание клинической картины основных стрептококковых заболеваний.

С 1911 г. Александр Александрович был председателем клинико-биологического общества до момента его ликвидации. 19—22 декабря 1912 г. он председательствовал на XII съезде российских хирургов, проходившем в Москве. В 1914 г. был избран председателем комитета главной вспомогательной медицинской кассы имени Н. Я. Чистовича.

А. А. Кадьян был горячим сторонником женского медицинского образования. Весь последний период жизни он был связан с женским медицинским институтом. Он был в числе создателей института, более десяти лет состоял товарищем директора и около двух лет — директором института. Из его клиники вышли четыре докторские диссертации женщин-врачей — С. С. Крым, С. Н. Лисовской, А. И. Морозовой, А. А. Соколовой.

Он был талантливым и страстным преподавателем. Наиболее сильной стороной профессора А. А. Кадьяна как учителя хирургии являлись не его лекции, а обходы и разбор больных в палате у постели больного. Он личным примером обучал, как следует обращаться с больным человеком. Молодежь всегда чутко прислушивалась к его смелым, подчас резким, но честным суждениям в общественных и профессиональных вопросах. У него учились хирургии и врачебной этике.

К числу учеников А. А. Кадьяна принадлежат профессора А. Б. Арапов, Ф. С. Гроссман, В. В. Гориневская, Ю. Ю. Джанелидзе, С. Н. Лисовская, А. И. Морозова, М. И. Неменов, З. В. Оглоблина, В. М. Рокицкий, А. Н. Соколова.

Умер Александр Александрович Кадьян в Петербурге 16 ноября 1917 года.

 

[1]  ЦГВИА, ф. 316, оп. 63, д. 2825, л. 10.

[2]  Там же, л. 7 об.

[3]  ГАУО, ф. 76, оп. 8, д. 356, л. 8.

[4]  Вестник Симбирского земства, № 8, 1887, стр. 40—67.

[5]  Ульянова М. «Отец Владимира Ильича Ленина Илья Николаевич Ульянов (1831—1886)». 1931, стр. 69.

[6]  Н. Рыжков. Ульяновский общественник, № 3, 1927.

7 «Практическая медицина», Русская хирургия, отдел 30, СПб, 1903. Больничная газета Боткина, №5, 1903

8 П. Ф. Какостиков. Александр Александрович Кадьян (к 40-летию со дня смерти). Вестн. хир. им. Грекова, т. 80, № 5, 1958.

×

About the authors

G. A. Zinoviev

Kuibyshev Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Social Hygiene and Health Organization

Russian Federation, Kuibyshev

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1969 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies