Characteristics of injuries with damage to the bone apparatus in crews on water transport

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

A combination of risk factors that have a constant effect on the musculoskeletal apparatus of the crew in the northern region (noise, vibration), as well as working conditions on the open deck (cold and moisture) lead to degenerative-dystrophic changes in bone tissue, against which its strength to mechanical influences is reduced.

Full Text

Совокупность факторов риска, оказывающих постоянное действие на опорно-двигательный аппарат плавсостава в северном регионе (шум, вибрация), а также условия работы на открытой палубе (холод и влага) приводят к дегенеративно-дистрофическим изменениям в костной ткани, на фоне которых понижается ее прочность к механическим воздействиям.

На основании учетной медицинской документации проведен анализ результатов лечения 391 больного из числа плавсостава северного региона с переломами костей, полученными на судах. В общей структуре повреждений переломы составляли 38,8% и являлись наиболее частым видом патологии. Они возникают у мужчин в 2,3 раза чаще, чем у женщин, работающих на судах, что объясняется тем, что мужчины выполняют наиболее тяжелые и сложные в техническом отношении судовые работы.

Наиболее часто переломы отмечаются у лиц до 20 лет. С увеличением возраста их количество снижается в значительной мере, а у лиц старше 50 лет — в 2 раза. На частоту переломов оказывают влияние производственное назначение судна, конструктивные особенности, район плавания, а также характер судовых работ. 68,0% пациентов с переломами костей составили моряки транспортного флота, 14,8% — рыбаки траловых судов, 11,8% — речники и 5,4% — работники технического флота. Группами высокого риска в отношении травм среди судовых специалистов являются мастера добычи, мастера рыбообработки, боцманы, мастера по производству консервов, матросы, механики, капитаны, мотористы, шкиперы, штурманы. Работники службы быта (повара, пекари, буфетчики и дневальные) по поводу переломов обращаются в 2—3 раза реже. Обращает на себя внимание большая частота переломов у работников тралового флота и службы технической эксплуатации судов. К переломам костей нередко приводят высокий уровень механизации рабочих мест этих специалистов, интенсивный напряженный труд в сочетании с неблагоприятными факторами (штормовые условия, качка).

С ростом производственного стажа, приобретением профессиональных навыков у плавсостава наблюдается значительное снижение количества переломов. Так, даже при стаже работы на судах от 1 до 3 лет коэффициент частоты переломов снижается в 3 раза по сравнению с первым годом работы. Переломы происходят особенно часто при судовых работах, связанных с передвижением по трапам и палубам, обслуживанием механизмов машинного отделения, погрузкой и выгрузкой силами экипажа, обслуживанием палубных механизмов, швартовкой судов. Травмы при выполнении шлюпочных работ, обслуживании команды и пассажиров, зачистке трюмов, станочных работах, забортной подготовке, обслуживании электрооборудования, у пульта управления редко приводят к повреждениям костей. Следует подчеркнуть, что частота травм, механизм которых связан с падением в судовых условиях с высоты, особенно высока. Травмирующим агентом при повреждении костей плавсостава, как правило, является тупой предмет.

В структуре недельного цикла выделены два пика с максимальными показателями частоты переломов плавсостава: по четвергам и воскресеньям. Первый из них связан с переутомлением плавсостава, приводящим к росту неточных движений, манипуляций, нарушению технологических процессов и правил безопасности, заканчивающимися повреждением костей. В воскресный день добавляется и число психологический фактор, когда при несении вахты в общепринятый выходной плавсостав из-за недостаточно серьезного отношения к своим функциональным обязанностям совершает грубые нарушения, завершающиеся тяжелыми травмами.

Наибольшее количество переломов плавсостав получает летом, в периоде интенсивных перевозок народнохозяйственных грузов. Осенью и весной их количество снижается почти в 1,5 раза и достигает наименьших величин зимой. Лишь одна треть переломов имеет место в рейсах при плавании в арктических и умеренных широтах. Большинство же из них происходит при стоянке судов в портах. Переломы костей у плавсостава в 84,4% случаев были изолированными повреждениями. Среди политравм множественные переломы встречались в 5 раз чаще, чем сочетание переломов с полостными повреждениями.

Лечение переломов у работников водного транспорта в 55,9% случаев проводилось в амбулаторных условиях. Остальные пациенты были госпитализированы в хирургическое отделение в наиболее благоприятные сроки после травмы: в первые 6 ч поступили в стационар 61,3% пациентов, в первые сутки — 76,4%, направлены из поликлиники — 17,0%.

Первое место по частоте и удельному весу занимают переломы пальцев кисти: они встречаются почти у каждого третьего пациента. За ними следуют стопа, голень, предплечье, голова. К редкой патологии следует отнести повреждения бедренной и плечевой костей, ключицы.

Открытые переломы были у каждого пятого пострадавшего, во всех случаях они требовали хирургической обработки. Сопоставление костных отломков путем операции, фиксация их металлическими конструкциями проводились у 10,9% пациентов, консервативно были лечены 76,3% больных.

Полное восстановление трудоспособности после переломов костей наступило у 94,8% работников водного транспорта, переведены на легкий труд с выполнением работ на берегу — 2,1%. Первичная инвалидность II группы определена у 1,8% работников, III группы — у 0,3%, летальность равнялась 1%. Средние сроки лечения в стационаре не превышали 39,0 дней, нетрудоспособности — 64,3 рабочих дня.

Профилактика травматизма среди плавсостава заключается в снижении воздействия на плавсостав профессиональных вредностей, а также в отработке производственных навыков. Особое внимание следует уделять судовым специалистам с высоким риском травматизма при выполнения общесудовых работ.

×

About the authors

K. A. Shapovalov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1989 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies