Experience in active prevention of recurrence of rheumatism in children

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Currently, the majority of domestic and foreign authors consider rheumatism as an infectious-allergic disease. The close relationship of acute and chronic streptococcal infections with rheumatism is well known (D. D. Lebedev, A. V. Dolgopolova, E. I. Volkova, Lorenz, Stollerman and others). To prevent recurrence of rheumatism, drug prevention is currently considered effective, and, in particular, prolonged-acting penicillin preparations.

Full Text

Опыт активной профилактики рецидивов ревматизма у детей 1

В настоящее время большинство отечественных и зарубежных авторов рассматривают ревматизм как инфекционно-аллергическое заболевание. Тесная связь острых и хронических стрептококковых инфекций с ревматизмом общеизвестна (Д. Д. Лебедев, А. В. Долгополова, Е. И. Волкова, Лоренц, Столлерман и другие). Для предупреждения рецидивов ревматизма в настоящее время эффективной считается медикаментозная профилактика и, в частности, препараты пенициллина пролонгированного действия.

Работа по профилактике ревматизма была начата нами весной 1961 г. и проводится с этого времени 2 раза в год: в марте-апреле и в сентябре-октябре.

В связи с трудностями, возникающими при проведении 6-недельного курса противорецидивного лечения, мы сочли возможным испытать у детей школьного возраста эффективность курса длительностью в 3 недели, сохранив 6-недельные для детей до 7 лет.

6-недельный курс профилактического лечения получало 16 детей, остальные 149, из которых 6 было дошкольного возраста, подвергались 3-недельному противорецидивному лечению. Бициллин-3 вводился по 300—600 тыс. ед. 1 раз в неделю. Одновременно весь период лечения дети получали пирамидон (2/3 лечебной дозы) 3 раза в день и аскорбиновую кислоту. Кроме того, проводилась санация полости рта, а также лечение хронических тонзиллитов, ринитов, отитов. 15 детям была сделана тонзиллэктомия.

Дети, заболевшие ангинами в промежутки между курсами профилактической терапии, получали при этом особый курс лечения пенициллином и пирамидоном.

Под нашим наблюдением было 2 группы детей-ревматиков. Первая группа (165 человек) получала противорецидивную терапию, а вторая группа (41) не получала. Все дети осматривались дважды в год: весной и осенью.

Противорецидивной терапии подверглись дети с ревматическим пороком сердца, перенесшие первый приступ или рецидив ревматизма в течение последних 5 лет (47), а также дети без пороков сердца, перенесшие ревматические атаки (с поражением сердца, сердца и суставов, сердца и нервной системы) в течение предыдущих 3 лет (118). У 27 детей с пороками сердца до начала противорецидивной профилактики наблюдались от 1 до 5 атак ревматизма. У 20 детей была латентная форма ревматизма. В группе детей без пороков сердца предшествовавших атак было от 1 до 4 у 118.

Детей, получавших профилактическое лечение до 7 лет, было 22, до 12 лет — 69, до 16 лет — 74. Девочек было 87, мальчиков — 78.

Детей в контрольной группе (41) до 7 лет не было, до 12 лет было 17, до 16 лет — 24. Все они перенесли 1 атаку или рецидив в течение последних 3 лет.

У детей с пороками сердца (5 чел.) давность заболевания была 4—5 лет.

Из 206 детей-ревматиков хронический тонзиллит был у 97, хронические тонзиллит и ринит — у 12, хронический тонзиллит и отит — у 13, гайморит—у 9, хронический отит — у 12, хронический ринит — у 13. Всего очаги инфекции имели 156 детей.

У 50 детей не было хронической очаговой инфекции в анамнезе, но у них отмечались повторные ангины и острые респираторные инфекции.

Из 165 детей получали противорецидивную терапию однократно—39; двукратно— 41; трехкратно — 31; четырежды—19; пять раз—16; 6 раз — 9.

За время наблюдения (ЗУ2 года) часть детей (41) после 1—6 курсов профилактики сняты с учета ревматологического кабинета (отъезд из города, перевод во взрослую сеть, переезд в другей район города).

В связи с тем, что дальнейшая судьба этих больных, за исключением пяти, не известна, в разработку материала по эффективности противорецидивной терапии включены только эти 5, а 36 человек выключены.

В I группе (129 детей), получавшей противорецидивное лечение, было 5 рецидивов ревматизма, во II группе (41), не получавшей лечение, за это же время наблюдалось 13 рецидивов ревматизма.

Под влиянием активной профилактики у больных I группы улучшилось самочувствие, меньше стало жалоб. Если дети имели в начале профилактики ускоренную РОЭ и повышенный лейкоцитоз, то к концу наблюдения эти показатели нормализовались или приблизились к норме.

Активная профилактика способствовала сокращению заболеваний ангинами, острыми респираторными инфекциями примерно в два раза по сравнению с детьми, не получавшими профилактического лечения за тот же период. До активной профилактики все дети болели ангинами и острыми респираторными инфекциями 3—5 раз в год. После I—II курсов лечения число интеркуррентных заболеваний снизилось до 1—3 в год. 25 человек не болели ни разу. После III—VI курсов число интеркуррентных заболеваний снизилось до 1—2, а 41 человек в тот или последующий год ни разу не болел ангинами и респираторными заболеваниями.

При введении бициллина мы ни разу не наблюдали побочного действия. Однако введение бициллина довольно болезненно.

Итак, противорецидивная профилактика ревматизма, проводимая в весенний и осенний периоды бициллином-3 в сочетании с пирамидоном, как при 6-недельной длительности курса, так и 3-недельной у детей школьного возраста приводит к значительному снижению частоты рецидивов ревматизма.

 

[1] Доложено в обществе детских врачей г. Казани 12/III-64 г.

×

About the authors

V. A. Zvereva

4th United Children's Hospital; Kazan Order of the Red Banner of Labor Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan; Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1965 Zvereva V.A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.