Sanitary inspection on inland waterways

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In this report, I want to acquaint you with the recently emerged, completely new branch of activity of doctors, with sanitary supervision on inland waterways.
Sanitary activity is generally developed in our country still very weakly, or better to say, apart from some zemstvos and cities, it almost does not exist.

Full Text

Многоуважаемые товарищи!
Въ настоящемъ докладѣ я хочу познакомить Васъ съ недавно возникшей, совершенно еще новой отраслью дѣятельности врачей, съ санитарнымъ надзоромъ на внутреннихъ водныхъ путяхъ.
Санитарная дѣятельность вообще развита у насъ еще совсѣмъ слабо или лучше сказать, не считая нѣкоторыхъ земствъ и городовъ, она почти не существуетъ.
Правительственный санитарный надзоръ осуществленъ до сихъ поръ только уѣздными врачами, но и у нихъ является только придаткомъ къ прямой ихъ дѣятельности, которая такъ обширна и сложна, что почти не оставляетъ времени для производства сколько нибудь правильныхъ санитарныхъ наблюденій и изслѣдованій. Одна судебно-медицинская дѣятельность уѣзднаго врача поглощаетъ у него столько времени, что на все остальное остается слишкомъ недостаточно времени. Кромѣ того эта дѣятельность имѣетъ чисто медикополицейскій характеръ, т. е. ограничивается составленіемъ протокола и привлеченіемъ виновныхъ къ суду; общественно-же санитарнаго значенія въ смыслѣ точнаго изъученія условій, вліяющихъ на то или другое явленіе и въ смыслѣ разъясненія подлежащимъ лицамъ вреда такихъ или другихъ санитарныхъ неблагоустройствъ, вовсе не имѣетъ, а всѣ санитарныя улучшенія только тогда могутъ быть устойчивыми, когда существо сознат. къ нимъ отношеніе тѣхъ лицъ крых. они такъ или иначе касаются.
Но, если вообще санитарная дѣятельность у насъ слаба и во время свободное отъ ихъ прямыхъ обязанностей, то на водныхъ путяхъ до 1900 г. совсѣмъ не было буквально ничего, за исключеніемъ тѣхъ періодовъ, когда холера, появляясь обыкновенно въ устьяхъ рѣкъ и распространяясь вверхъ по ихъ теченію, не заставляла невольно обращать вниманіе на санитарныя условія па рѣкѣ и принимать экстренныя мѣры для ихъ улучшенія.
Постоянныя появленія эпидеміи чумы и холеры въ низовьяхъ Волги обратили однако вниманіе правительства и въ 1900 году въ видѣ пробы былъ организованъ постоянный санитарный надзоръ па нижнемъ, наиболѣе важномъ плесѣ р. Волги, отъ Астрахани до Нижняго.
Прежде чѣмъ разбирать дѣятельность и дальнѣйшее развитіе этой организаціи, приведу сначала нѣсколько цифръ, характеризующихъ важность водныхъ путей, какъ съ государственно-экономической, такъ и санитарной точки зрѣнія.
Всего на внутреннихъ водныхъ путяхъ Европейской Россіи плавало въ 1900 г. 3295 паровыхъ судовъ всякаго наименованія, на которыхъ было 40602 чел. служащихъ (безъ буфетной прислуги пассажирскихъ параходовъ), въ томъ числѣ было 1000 пассажирскихъ параходовъ съ 200000 пассажирскихъ мѣстъ. Непаровыхъ судовъ было 22859, а служащихъ на нихъ 98269 чел. Число пассажировъ ежегодно достигаетъ нѣсколько 10 милл., а число перевозимыхъ грузовъ 2000 милл. пуд., переноской этихъ грузовъ занято, вѣроятно, не менѣ 30 —40 тысячъ человѣкъ; кромѣ того по внутреннимъ воднымъ путямъ сплавляется ежегодно около 300 тысячъ плотовъ; при сборкѣ, сплавѣ и разборкѣ которыхъ работаетъ навѣрное не менѣе 150 тысячъ человѣкъ.
Примите затѣмъ во вниманіе громадную роль рѣкъ, какъ источниковъ водоснабженія расположенныхъ на нихъ поселеній, извѣстную Вамъ способность воды служить источникомъ разноса многихъ заразныхъ болѣзней, стремленіе людей вообще селиться ближе къ рѣкамъ и особенно къ тѣмъ, которыя служатъ путями сообщенія и постоянныя и многообразныя сношенія береговаго населенія съ рѣчнымъ, стремленіе береговаго населенія спускать въ рѣку своя нечистоты и отбросы фабрикъ и заводовъ и т. п. п Вы увидите, что санитарный надзоръ на рѣкахъ есть дѣло государственной важности и осуществленіе его должно считаться важнымъ. Явленіемъ въ дѣлѣ оздоровленія Россіи вообще, а въ частности особенно на Волгѣ, которая во первыхъ является главнымъ нашимъ воднымъ путемъ, на которомъ сосредоточивается болѣе половины всего пассажирскаго и товарнаго движенія, болѣе г/2 судовъ всѣхъ наименованій.
Перехожу къ исторіи и дѣятельности санитарнаго надзора. Въ 1900 г., какъ я говорилъ, санитарный надзоръ былъ учрежденъ на Волгѣ до Нижняго, врачи были помѣщены въ Астрахани, Царицынѣ, Саратовѣ, Самарѣ, Казани и Нижнемъ, затѣмъ въ 1901 г. надзоръ былъ распространенъ до Рыбинска, а въ 1902 г. еще на всю Маріинскую систему до С.-Петербурга. Такимъ образомъ въ настоящее время дѣятельность врачебно-санитарнаго надзора распространяется на весь водный путь отъ Астрахани до С.-Петербурга, отъ Каспійскаго до Балтійскаго моря и на востокъ до Перми.
На этомъ протяженіи работаютъ 8 врачей—въ Астрахани, Царицынѣ, Самарѣ, Перми, Казани, Нижнемъ, Рыбинскѣ и С.-Петербургѣ, кромѣ того есть старшій врачъ для объединенія ихъ дѣятельности.
Дѣятельность врачей регулируется санитарными правилами для судовъ и плотовъ и инструкціей для врачей, утвержденной г. Министромъ Путей Сообщенія. Дѣятельность эта крайне разнообразна, кромѣ чисто санитарной дѣятельности, къ которой я сейчасъ перейду, имъ приходится еще оказывать помощь судорабочимъ и пассажирамъ въ случаяхъ внезапныхъ заболѣваній и вести амбулаторное леченіе служащихъ М. П. С., число которыхъ лѣтомъ въ Казанскомъ Округѣ доходитъ до 5-ти тысячъ человѣкъ. Санитарная дѣятельность врачей прежде всего заключается въ осмотрахъ судовъ и устройства всевозможныхъ на нихъ помѣщеній и ихъ обстановки. При такихъ осмотрахъ обращается вниманіе на всѣ стороны жилья, на матеріалъ, изъ котораго устроены стѣны и потолки, на освѣщеніе, отопленіе вентиляцію, удаленіе нечистотъ и т. п.
Затѣмъ обращается вниманіе на водоснабженіе и питаніе обитателей судовъ, на фильтры, качества воды и съѣстныхъ припасовъ, на способы ихъ храненія и приготовленія; осматривается команда и прислуга и удаляются заразные больные, опасные для другихъ людей. При этихъ осмотрахъ обыкновенно приходится подавать и врачебную помощь, производить дезинфекцію помѣщеній послѣ заразныхъ больныхъ.
Въ первые годы особенное вниманіе обращено было конечно болѣе на пассажирскіе параходы, служащіе средствомъ передвиженія для милліоновъ людей, а потому и болѣе опасные въ санитарномъ отношеніи.
Я не буду перечислять подробно всѣ найденные недостатки, это было бы слишкомъ долго и утомительно, скажу вкратцѣ, что даже въ I—II классахъ много было обнаружено такого, что должно было очень худо отзываться на здоровье пассажировъ, не говоря уже о тѣхъ прямо ужасныхъ условіяхъ, въ которыхъ перевозятся пассажиры, такъ называемаго IV класса, т. е. палубные. Я говорю въ настоящемъ времени, потому что, если санитарнымъ надзоромъ сдѣлано много для I и II, а также и для III кл., то IV остался почти въ томъ же положеніи, что и прежде. Попрежэти пассажиры тѣсно набиваются на палубу вмѣстѣ со всякими товарами, животными, принуждены, ѣсть и спать на палубѣ, загрязненной разными выдѣленіями товаровъ и животныхъ, въ воздухѣ часто невозможномъ вслѣдствіе такихъ товаровъ, какъ кожа, тряпье и т. п.
Всего подробныхъ осмотровъ сдѣлано врачами за 1900—1901 и 1902 г.г. 1205, причемъ результаты осмотровъ записывались сначала на особые карточки, выработанные послѣ года дѣйствій санитарнаго надзора и по программѣ, выработанной къ 1902 г.
Въ первые годы дѣятельности часто въ первыхъ 3 классахъ отмѣчались такіе недостатки; какъ отсутствіе отопленія, вентиляціи, совмѣщеніе въ одной комнатѣ ватеръ-клозетовъ и уборныхъ и т. п.л послѣдніе годы это встрѣчается уже рѣдко. Что касается питанія пассажировъ, то первые годы оно было обставлено также очень плохо, провизія часто хранилась въ простыхъ деревянныхъ ящикахъ, стѣнки которыхъ были пропитаны кровью и отдѣляемымъ продуктовъ, или обиты свинцомъ, кухни и повара были чрезвычайно грязны, храненіе посуды и бѣлья было иногда просто ужасны, въ чистомъ столовомъ бѣльѣ приходилось находить сапожныя щетки, грязное бѣлье оффиціантовъ и горничныхъ и т. п.; негодная провизія была уничтожена въ 1900—1901 г. 309 разъ въ 1902 г. только 72 раза, и теперь еще довольно часто врачамъ приходится составлять протоколы за дурную провизію» Но вообще эта сторона также значительно улучшилась. Что касается помѣщеній команды на параходахъ, то всѣ вышеуказанные недостатки въ нихъ были почти правиломъ; во многихъ случаяхъ они теперь устранены, но нельзя сказать, чтобы этимъ много было сдѣлано для улучшенія положенія команды; тѣ отрѣзки трюма въ носу и въ кормѣ, которые вслѣдствіе полной ихъ непригодности для товаровъ, обыкновенно отдаются подъ жилье матросовъ, существенно улучшить трудно.
Идеаломъ санитарнаго надзора является выведеніе всей команды въ палубныя помѣщенія, но это еще долго недостижимо помногимъ причинамъ. Впрочемъ всетаки устройства для команды палубныхъ помѣщеній отмѣчено въ 1900—1901 г. на 9 параходахъ, въ 1903 г. на 6 пар., въ трюмахъ устроено вездѣ паровое отопленіе, вентиляціонные трубы и многое другое.
Еще хуже оказалось положеніе команды на буксирныхъ пароходахъ и особенно непаровыхъ судахъ. На послѣднихъ помѣщенія въ трюмѣ представляетъ прямо невозможнымъ, отсутствіе всякаго помѣщенія. Это тоже отрѣзки носа или трюма въ кормѣ, негодное для товаровъ и нисколько не приспособленное для жилья. Въ нихъ нѣтъ ни отопленія, ни освѣщенія, ни коекъ—ничего. А между тѣмъ на громадномъ большинствѣ непаровыхъ судовъ ничего почти не стоило бы устроить для команды палубныя помѣщенія. Впрочемъ послѣднее и стало наблюдаться уже въ настоящее время, по записямъ врачей за 1902 г. видно, что на баржахъ изъ общаго числа команды па всѣхъ осмотрѣнныхъ баржахъ 7426 чел. на палубѣ живетъ 4479 чел. т. е. 60%, а на всѣхъ вообще судахъ изъ 8910 чел. на палубѣ живетъ 4894, т. е. около 50%Но и палубныя помѣщенія не всегда устроены удовлетворительно, на 360 судахъ было отмѣчено отсутствіе отопленія. Чрезвычайно плохо также положеніе команды этихъ судовъ въ отношеніи питанія; не говоря уже о томъ, что въ силу недостаточнаго содержанія рабочіе скудно питаются, сверхъ того имъ приходится иногда мѣсяцами питаться холодными продуктами, такъ какъ разведеніе огня въ кухняхъ непаровыхъ судовъ обставлено строгими правилами, а при стоянкѣ въ караванѣ вовсе воспрещено. Въ настоящемъ году на это дѣло уже обращено вниманіе М. П. С. и выработаны новыя правила объ устройствѣ кухонь на судахъ и объ ихъ отопленіи вообще.
Всего за 2Ч2 года дѣятельности врачами произведено около 13 тысячъ посѣщеній на суда, 3000 подробныхъ осмотровъ и 3000 измѣреній разныхъ помѣщеній на судахъ.
Подробное описаніе пассажирскихъ и буксирныхъ параходовъ и непаровыхъ судовъ разнаго типа, деберкадеровъ, туеровъ было бы опять таки слишкомъ долго и утомительно, желающіе могутъ подробно съ ними ознакомиться изъ моихъ отчетовъ и двухъ сборниковъ отчетовъ и докладовъ врачей санитарнаго надзора, изданныхъ Управленіемъ Внутреннихъ Водныхъ Путей и Шоссейныхъ Дорогъ. Кромѣ изученія помѣщеній врачами обращено было вниманіе и на другія стороны быта судорабочихъ и въ указанныхъ сборникахъ имѣются статьи объ условіяхъ ихъ найма, объ ихъ питаніи, заболѣваемости, условіяхъ труда и т. п.
Осмотрѣно за 3 года на судахъ людей около 10 тысячъ человѣкъ, причемъ удалено 85 человѣкъ въ заразительномъ періодѣ сифилиса, 73 чел. съ венерическими заболѣваніями и 12 чел. съ заразными болѣзнями кожи.
Немалую долю труда составляетъ также для врачей санитарнаго надзора и леченіе судорабочихъ. Надо сказать, что на всѣхъ нашихъ водныхъ путяхъ почти совсѣмъ отсутствуетъ врачебная помощь для судорабочихъ; такая больница на Волгѣ есть только въ Рыбинскѣ, а потому врачамъ санитарнаго надзора приходится отрывать время отъ чисто санитарной дѣятельности для лечебной, за указанное время принято болѣе 9000 больныхъ, причемъ изъ нихъ было 528 больныхъ острозаразными болѣзнями, послѣ которыхъ произведена дезинфекція судовъ, оказана помощь 62 утопавшимъ, снято съ судовъ около 100 труповъ.
Заболѣваемость судорабочихъ, конечно, не могла быть изучена даже приблизительно такимъ малымъ числомъ врачей на такомъ громадномъ пространствѣ и притомъ еще условіи, что леченіе заболѣвшихъ не есть обязанность врачей, а производится ими только при случаѣ и во время свободное отъ прямыхъ обязанностей, но цифры за 3 года дѣятельности и нѣкоторыя данныя извлеченныя изъ отчетовъ городскихъ и земскихъ амбулаторіи указываютъ, что судорабочіе болѣютъ много. Главной болѣзнью, какъ и вообще въ среднемъ и Нижнемъ Поволжья, является малярія, которой притомъ судорабочіе страдаютъ въ силу условій своей жизни гораздо болѣе береговыхъ жителей; значительно также число желудочнокишечныхъ заболѣваній и число травматическихъ поврежденій, вызываемыхъ часто обстановкой и условіями работы.
Несчастные случаи при работахъ на судахъ и прочихъ довольно часты и въ большинствѣ случаевъ очень серьезны.
Изученіе ихъ предполагалось ввести по однообразной программѣ съ будущаго года. Съ результатами этого изученія я надѣюсь познакомить наше общество.
Что касается изученія условій жизни на судахъ болѣе точными научными способами и изученія условій загрязненія воды рѣкъ и т. п., то въ настоящее время у врачей еще слишкомъ мало времени для такихъ изслѣдованій, да и лабораторіи еще только начинаютъ обставляться. Всѣ врачи сейчасъ снабжены только небольшимъ количествомъ снарядовъ для первоначальнаго изслѣдованія воды и микроскопами; только въ двухъ участкахъ удалось устроить лабораторіи болѣе соотвѣтствующія своему назначенію; въ Нижнемъ Новгородѣ врачъ занимается преимущественно химическими изслѣдованіями и въ С.-Петербургѣ бактеріологическими, но и ихъ лабораторіи оставляютъ желать еще много. Но главнымъ образомъ теперь препятствуетъ занятію въ лабораторіи отсутствіе у врачей свободнаго времени, такъ какъ лѣто занято осмотрами судовъ и людей, а зимой много уходитъ времени на обработку матеріаловъ и участіе въ различныхъ совѣщаніяхъ въ С.-Петербургѣ, гдѣ организація и развитіе санитарнаго надзора, какъ совершенно новое дѣло ежегодно пересматривается и приспособляется къ тѣмъ условіямъ, которыя приходится врачами впервые изучать на практикѣ. Существующія лабораторные работы носятъ преимущественно практическій характеръ: такъ врачами производятся по порученію Округа изслѣдованія воды въ казенныхъ затонахъ въ цѣляхъ снабженія рабочихъ мастерскихъ доброкачественной водой, подозрительная провизія найденная на пароходахъ и въ лавкахъ, торгующихъ съѣстными припасами на пристаняхъ и т. п.

×

About the authors

A. Desyatov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Desyatov A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies