XVI научная сессия института питания амн СССР
- Авторы: Смирнов В.М.
- Выпуск: Том 48, № 4 (1967)
- Страницы: 117-120
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 26.01.2021
- Статья опубликована: 29.07.1967
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/59448
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj59448
- ID: 59448
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Теория сбалансированного питания, основанная на современных представлениях о роли отдельных веществ в обмене, в последние годы получила чрезвычайно широкое развитие и стала руководящей в деле рациональной организации питания.
Ключевые слова
Полный текст
Теория сбалансированного питания, основанная на современных представлениях о роли отдельных веществ в обмене, в последние годы получила чрезвычайно широкое развитие и стала руководящей в деле рациональной организации питания.
Вопросам теории и практики сбалансированного питания и тех нарушений со стороны организма, которые развиваются при отклонениях от него, и была посвящена XVI сессия. С докладом о новых нормах питания выступил член-корреспондент АМН СССР проф. А. А. Покровский (Москва). Докладчик подчеркнул, что с момента принятия физиологических норм питания (1951 г.) в СССР произошел ряд достаточно значительных изменений в условиях труда и быта советских людей. В последние годы Институт питания, а также кафедры гигиены питания и научно-исследовательские институты провели большую исследовательскую работу по уточнению энерготрат и потребностей в основных пищевых веществах разных контингентов населения в зависимости от различных факторов внешней и внутренней среды. Результаты обобщения полученных данных явились одной из главных предпосылок внесения коррективов в нормы питания.
В современных условиях жизни в большом городе энергетические потребности мужчин, как правило, не превышают 2800 ккал, женщин — 2400 ккал. Энерготраты студентов достигают 3300 ккал, студенток— 2750 ккал.
При разработке новых норм питания предусматривается дифференциация потребности людей в энергии в зависимости от пола, возраста, профессии, условий быта, занятий физкультурой и спортом, климатической зоны проживания.
Потребность в белках определяется на основании исследований азотистого баланса. Квота белка примерно вдвое превышает количество, минимально необходимое для поддержания азотистого равновесия. При напряженной физической и нервно-психической нагрузке она увеличивается. Особое внимание уделяется качественному составу белка. В смешанных рационах взрослых людей доля животных белков должна быть не менее 50%, а при напряженной физической и нервно-эмоциональной нагрузке— 60%, для детей во всех случаях не менее 60%.
В отличие от прежних норм, особое внимание уделяется растительным жирам, которые являются источниками незаменимых полиненасышенных жирных кислот и ряда биологически ценных веществ, включая витамины А, D, Е, фосфолипиды и др. Поэтому растительные масла должны составлять от 20 до 30% общей квоты жира.
Признано целесообразным объединить нормы питания с нормами обеспечения витаминами.
В новых нормах питания выделяются величины потребности женщин в период беременности и лактации. Детально представлена возрастная дифференцировка, включая детей, а также лиц пожилого и престарелого возраста. При составлении проекта норм учитывали неравномерность бытовых условий в городах и сельской местности, в связи с чем величины энерготрат и расхода отдельных пищевых веществ для сельских жителей более высоки.
Подчеркнув высокий уровень научно-исследовательских работ в Советском Союзе, руководитель отдела питания Всемирной Организации Здравоохранения доктор Бенго а сделал сообщение о последствиях низкого белкового питания детей ряда колониальных и развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Возникает заболевание — квашиоркор, которое зафиксировано более чем в 70 странах. Болезнь поражает преимущественно детей в возрасте от 1 года до 4—5 лет. Различают три разновидности ее: ранний маразм (у детей до года), квашиоркор и смешанную форму. Клиническая картина характеризуется задержкой роста, бледностью и рыхлостью кожных покровов, очаговой депигментацией волос и кожи, возможным появлением отеков, желудочно-кишечными расстройствами и психическими изменениями. Дети становятся особенно чувствительными к инфекционным и паразитарным заболеваниям. Характерны гипопротеинемия, развивающаяся за счет снижения альбуминов плазмы, снижение уровня свободных аминокислот крови, преимущественно незаменимых. Наступает имбаланс электролитов, дискоординация в функциональном состоянии ряда ферментных систем и т. д. Квашиоркор — одна из главных причин высокой смертности детей в слаборазвитых странах, в 30—40 раз превышающей смертность детей в развитых странах мира.
Большое внимание в настоящее время уделяется изучению посторонних веществ, содержащихся в продуктах питания. Как подчеркнул А. И. Штенберг (Москва), важнейшими вопросами при этом являются: химический состав вещества и степень его чистоты, характер питания, кумуляция вещества и привыкание к нему.
В связи с химизацией сельского хозяйства все большее значение приобретают исследования потенциальной опасности для здоровья населения пестицидов, особенно обладающих наибольшей стойкостью во внешней среде и кумулятивными свойствами. Л. И. Медведь, Ю. С. Каган и И. Е. Спыну (Киев) считают, что резко выраженные кумулятивные свойства многих хлорорганических соединений (ДДТ, гексахлорана, препаратов диенового синтеза) являются основанием для полного и частичного запрещения их использования в сельскохозяйственной практике, особенно в тех случаях, когда их применение может приводить к накоплению вредных веществ во внешней среде (вода, почва, продукты питания). О последствиях подобного накопления ДДТ и продуктов его распада сообщили Р. Тарьянит. Кемень (Будапешт), которые в наблюдениях за ряд лет обнаружили нарастание указанных веществ в жировой ткани людей. Отмечено появление ДДТ в тканях эмбрионов, материнском молоке и жировой ткани грудных детей. Поступление в организм происходило через продукты (молоко, яйца, жир), полученные от животных, потреблявших зараженные пестицидами растения.
Установлены канцерогенные свойства амарантной пасты, используемой в пищевой промышленности в качестве красителя (M. М. Андрианова, Москва). Ставится вопрос об изъятии ее из употребления. В то же время канцерогенность химически чистого амаранта не доказана. Возможно, что канцерогенными свойствами обладают примеси, содержащиеся в пасте, а не сам амарант.
Значительное внимание было уделено вопросам лечебно-профилактического питания с учетом особенностей возраста.
Э. Г. Парамонова и М. А. Самсонов (Москва) предлагают проводить патогенетически обоснованную диетотерапию при атеросклерозе с учетом особенностей клинического течения заболевания и выделяют следующие группы больных: 1) с выраженными нарушениями липидного обмена и избыточным весом, 2) с выраженными отклонениями свертывающей и противосвертывающей систем крови, 3) с ранним атеросклерозом и 4) с атеросклерозом и сопутствующей гипертонией. Больным I гр. рекомендуется диета со значительным ограничением животного жира, углеводов, калорийности, NaCl и в то же время обогащенная липотропными веществами, полиненасыщенными жирными кислотами, балластными веществами и витаминами, особенно группы В. Для больных II гр., помимо значительного ограничения животного жира, разработана диета с включением продуктов моря, снижающая коагулирующие свойства крови и повышающая активность противосвертывающей системы. Диета для больных молодого возраста с проявлениями начальных признаков атеросклероза должна способствовать восстановлению нарушенных при этом заболевании нервнорегуляторных механизмов. При сочетании атеросклероза с гипертонией предложен вариант диеты с большим ограничением NaCl и повышенным содержанием солей магния. Принципиально важно, что во всех диетах сохраняется физиологическое соотношение белков, жиров, углеводов и достаточная их калорийность. Противоатеросклеротическая диета, снижая содержание в крови у больных коронарным атеросклерозом общих липидов и холестерина, способствуя выведению последнего из организма, улучшая витаминный баланс, повышая активность противосвертывающей системы, благоприятно влияет на метаболизм сердечной мышцы, оказывает активное действие на основные регулирующие системы организма и прежде всего на нервную систему, общий метаболизм, обеспечивает хороший непосредственный и длительный результат лечения. Все это позволяет отнести противоатеросклеротическую диету к разряду патогенетических средств лечения и вторичной профилактики атеросклероза.
Вследствие атеросклеротического процесса нарушаются различные функции капилляров по отношению к воде и белку, снижается их резистентность, замедляется скорость резорбции радиоактивных изотопов из тканей в кровь (Е. П. Чукакова, Москва). Применение атеросклеротической диеты в сочетании с морской капустой способствовало улучшению проницаемости капилляров. Напротив, у трети больных, получавших неорганический йод, наблюдалось некоторое увеличение проницаемости, особенно это касалось больных, склонных к аллергическим реакциям. Положительное влияние морской капусты объясняется присутствием в ней органического йода, который, снижая ингибиторные свойства крови по отношению к гепарину, связывает белки гиалуронидаз и тем самым улучшает проницаемость капилляров. Кроме того, органический йод, вызывая усиление синтеза тироксина (А. Н. Сычева, Москва), снижает коагулирующие свойства крови и стимулирует процессы окисления липидов. В этом же направлении действуют полисахариды, близкие к гепарину, которые повышают активность липопротеидолипазы крови. Существенным является также то, что органический йод, уменьшая ингибиторные свойства крови по отношению к гепарину и фибринолизину, усиливает активность противосвертывающей системы.
Для питания больных коронарным атеросклерозохм были разработаны рационы (Ю. H. Hеменова, Москва), в которые включались фосфатиды и различные продукты моря (морская капуста, трепанги, мускул морского гребешка, кальмары и др.). Их общая калорийность составляла 2800—3000 калорий в день. Между основными пищевыми веществами (белки, жиры, углеводы) выдерживалось оптимальное соотношение 1:1:4. Количество белка колебалось в пределах 105—125 а. Применение этих диет способствовало улучшению общего самочувствия больных, нормализации содержания холестерина и общих липидов в сыворотке крови, оказало благотворное влияние на белковый обмен.
В. А. Трангейзер и В. А. Морозова (Москва) назначали больным гипертонической болезнью гипонатриевую диету. При этом наблюдалось улучшение общего состояния больных, сон становился более глубоким и продолжительным, исчезали головные боли, сердцебиение, боли и неприятные ощущения в области сердца, заметно снижалось или нормализовалось АД. К концу лечения существенно улучшался общий неврологический статус и биоэлектрическая активность коры головного мозга. Происходила нормализация электролитного баланса крови, восстанавливалась функция надпочечников, улучшались функции почек — нормализовался почечный плазмоток и кровоток, фильтрация и реабсорбция. Положительное влияние гипонатриевой диеты объясняется благоприятным воздействием ее на состояние высшей нервной деятельности, проявляющимся в снижении цифр АД, уменьшении ишемии почек и как следствие — снижении выработки прессорных гормонов (ренина, гипертензина), что последовательно ведет к снижению секреции альдостерона, который, как известно, повышает тонус сосудистой стенки и нарушает в ней баланс электролитов.
Н. И. Екисенина и соавт. (Москва) предложили диеты для лечения больных хроническим колитом и энтероколитом, имеющие целью обеспечить полноценное питание в условиях нарушенного пищеварения и способствовать нормализации функционального состояния кишечника и других органов, вовлекаемых в патологический процесс при заболеваниях кишечника. Химический состав диет: белки — 100—120 г, жиры — 100—120 г, углеводы — 450—500 г, NaCl — 8—10 г; калорийность — 3000- 3500 ккал. Для больных хроническими энтероколитами содержание белка увеличивали до 140—150 г. В зависимости от показаний рекомендуется витаминотерапия, парентеральное белковое питание, введение антибактериальных препаратов. Так, применение никодина и стрептомицина приводило к уменьшению количества микроорганизмов в тонких кишках или к их полному исчезновению. При этом не было отрицательного действия антибактериальных препаратов на нормальную микрофлору кала. Никодин и стрептомицин рекомендуется давать при упорных поносах, не поддающихся лечению диетой и вяжущими средствами, при осложнении заболеваний кишечника холециститом, перивисцеритом (в периоды их обострений), а также в случаях обнаружения большого количества микроорганизмов при посеве из верхних отделов тонких кишок.
М. Г. Коломийцева (Ленинград) указала на возможность использования биоэлементов в комплексном лечении и профилактике болезней дефицита. Так, дополнительное введение в рационы некоторых микроэлементов дало положительные результаты при зобе, анемии, кариесе зубов, рахите, гиповитаминозах; наблюдалось улучшение фосфорно-кальциевого обмена при беременности.
Использование фактора питания в качестве одного из элементов комплекса мероприятий по профилактике воздействия вредных промышленных веществ практикуется в СССР с 1923 г. (M. С. Маршак, Москва). Клинические наблюдения за ряд лет, проведенные на контингенте свыше 500 рабочих производств с разными промышленными токсическими веществами, позволили выявить общую закономерность в реакции организма на воздействие токсического фактора независимо от его специфического влияния на различные органы и системы. Эта закономерность выражается в нарушении функционального состояния печени, проявляющемся в ранние периоды интоксикации. Поэтому во всех рационах лечебно-профилактического питания, наряду со специфическими, необходимо включать пищевые вещества и продукты, повышающие функциональное состояние печени и, наоборот, ограничивать вещества и продукты, обременяющие ее деятельность. Кулинарная обработка продуктов должна производиться также с учетом этих требований.
По всем обсуждавшимся вопросам на сессии было принято развернутое решение
Список литературы
Дополнительные файлы
