Организация специализированной травматолого-ортопедической помощи населению СССР
- Авторы: Богданович У.Я.1
-
Учреждения:
- Казанский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии
- Выпуск: Том 69, № 6 (1988)
- Страницы: 455-458
- Тип: Статьи
- Статья получена: 29.01.2022
- Статья одобрена: 29.01.2022
- Статья опубликована: 15.12.1988
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/99778
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj99778
- ID: 99778
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В решениях XXVII съезда КПСС отмечена необходимость усиления мер по профилактике травматизма, который является одной из главных причин временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности, особенно лиц молодого и наиболее трудоспособного возраста. Дальнейшее совершенствование травматологической и ортопедической помощи, ее научно обоснованная и четкая организация имеют особо важное социальное и народнохозяйственное значение.
Ключевые слова
Полный текст
В решениях XXVII съезда КПСС отмечена необходимость усиления мер по профилактике травматизма, который является одной из главных причин временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности, особенно лиц молодого и наиболее трудоспособного возраста.
Дальнейшее совершенствование травматологической и ортопедической помощи, ее научно обоснованная и четкая организация имеют особо важное социальное и народнохозяйственное значение.
При организации травматологической помощи населению преследуются следующие задачи: 1) осуществление широких и эффективных профилактических мероприятий; 2) оказание пострадавшим своевременной квалифицированной первой помощи; 3) организация их последующего высококвалифицированного лечения.
Профилактика травматизма является задачей государственной важности, поэтому в проведении комплексных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение травм, участвуют органы государственной власти, а также общественные организации и медицинские работники.
Для выработки и осуществления эффективных мер профилактики травматизма в конкретных условиях каждого производства медицинские работники должны хорошо ориентироваться в специфике работы предприятия в целом и наиболее «травматогенных» участков в частности, а также получать правильно оформленную полноценную первичную документацию непосредственно с места происшествия.
В карте, заполняющейся на каждого пострадавшего, должны содержаться следующие сведения: место и время (час и дата) происшедшего несчастного случая; обстоятельства, при которых он произошел; квалификация работника (разряд), получившего травму; степень его производственного опыта (стаж); характер травмы и ее механизм; результаты лечения.
Медицинские работники должны принимать участие в анализе причин каждого несчастного случая на производстве. На основании углубленного изучения травматизма они обязаны вносить свои предложения в комплексный план мероприятий по профилактике травматизма, технике безопасности и охране труда, составляемой на каждом предприятии. При этом медицинские работники должны особое внимание уделять осуществлению социальных и санитарно-гигиенических мер профилактики травматизма.
Наряду с профилактикой производственного травматизма, активное участие должны принимать медицинские работники и в борьбе за снижение других видов травматизма — бытового, дорожно- транспортного, уличного, школьного, спортивного (организованного и неорганизованного) и др.
Сложившаяся в СССР система оказания помощи пострадавшим от травм включает в себя само- и взаимопомощь, скорую медицинскую помощь, амбулаторно-поликлиническое и стационарное лечение.
Медицинские работники должны постоянно заниматься обучением населения правилам и приемам оказания первой само- и взаимопомощи при травмах, опираясь в этой работе на санитарные посты и первичные организации Красного Креста, следить за оснащением санитарных постов, инструктировать и обучать их личный состав.
Высокий удельный вес тяжелых травм, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, обязывает особое внимание уделять обучению правилам и приемам само- и взаимопомощи водителей транспортных средств и работников ГАИ, снабжать их специальными аптечками.
Ответственное место в системе медицинской помощи пострадавшим от травм принадлежит службе скорой медицинской помощи. В общем объеме ее работы выезды для оказания помощи при несчастных случаях составляют около одной трети. Поэтому правильно и вполне обоснованно создание в составе станции скорой медицинской помощи специализированных травматологических бригад.
Планирование работы скорой медицинской помощи по обслуживанию травматологических больных должно основываться на двух главных показателях: интенсивности поступления заявок (вызовов) в единицу времени и средней продолжительности выезда. Каждый автомобиль скорой и неотложной медицинской помощи должен быть оснащен всем необходимым для оказания медицинской помощи пострадавшим на месте происшествия и при их транспортировке в лечебно-профилактические учреждения.
После оказания первой медицинской помощи более 75% травматологических больных доставляют в учреждения, где им обеспечивается круглосуточная экстренная травматологическая помощь. Кроме того, такую же помощь оказывают и населению, самостоятельно обращающемуся в больницы городов (городских административных районов) с населением не менее 200 тыс. человек (в областных, краевых и республиканских центрах — не менее 100), имеющих в своем составе отделения травматологии и ортопедии. Только в исключительных случаях, до организации в стационаре соответствующих отделений, эту помощь можно получить в поликлиниках.
В больницах, в которых организовано круглосуточное оказание экстренной травматологической помощи, выделяют отдельный вход для самостоятельно обращающихся лиц, помещения для ожидания, кабинеты врачей, гипсово-перевязочную комнату, малую операционную, перевязочную и др. После оказания необходимой экстренной травматологической помощи больных, не нуждающихся в госпитализации, направляют из больницы для дальнейшего наблюдения и лечения к врачу травматологу-ортопеду в поликлинику по месту жительства (или по месту работы) с соответствующим медицинским документом.
Из общего числа пострадавших от травм большинство (до 95%) нуждаются только в амбулаторном лечении. У больных с переломами костей две трети дней временной нетрудоспособности приходится на амбулаторное лечение. Таким образом, практически все больные с травмами в той или иной мере пользуются амбулаторным лечением. Поэтому рациональная организация амбулаторной помощи травматологическим больным имеет огромное значение. Амбулаторное лечение проводится по месту работы на здравпунктах или по месту жительства в поликлиниках. Поскольку свыше 70% обращений в здравпункты обусловлены травмами, серьезное внимание следует уделять соответствующему оснащению здравпунктов и подготовке медицинского персонала пункта по вопросам травматологии.
На здравпунктах оказывают первую доврачебную (фельдшерский здравпункт) или первую врачебную помощь и организуют в пределах возможностей здравпункта последующее лечение. Помимо этого медицинские работники здравпункта обязаны вести учет травм (по журналу регистрации обратившихся), направлять сигнальные извещения о происшедших несчастных случаях руководству предприятия и профсоюзным органам, участвовать в разборе причин и обстоятельств несчастных случаев, анализировать случаи травматизма, принимать активное участие в разработке и осуществлении мер профилактики травматизма, вести санитарно-просветительную работу, направленную на предупреждение травм.
В поликлиниках специализированную амбулаторную травматологическую и ортопедическую помощь осуществляют в травматолого-ортопедическом отделении (кабинете). Впервые в практике советского штатного нормирования для амбулаторно-поликлинического обслуживания в штатах поликлиник в городах с населением свыше 25 тыс. человек установлены должности врачей травматологов-ортопедов из расчета 0,4 должности на 10 тыс. взрослого населения и 0,2 должности на 10 тыс. детского населения; предусмотрены должности заведующих отделениями, среднего и младшего персонала, медицинских сестер по массажу, инструкторов лечебной физкультуры и др.
На травматолого-ортопедическое отделение (кабинет) поликлиники возлагаются следующие задачи:
- оказание амбулаторной помощи населению, в том числе и на дому;
- динамическое наблюдение и активное лечение больных до их полного выздоровления (или госпитализации в стационар);
- своевременное выявление, учет и наблюдение за лицами с последствиями травм и ортопедическими заболеваниями, подлежащими диспансеризации;
- контроль за своевременностью выполнения больными диагностических и лечебных процедур:
- своевременное (при показаниях) направление больных на ВТЭК;
- оказание экстренной травматологической помощи при обращении пострадавших и при необходимости их госпитализации:
- обеспечение преемственности в работе поликлиники и стационара:
- консультации больных, направляемых другими врачами-специалистами, в том числе на дому;
- проведение экспертизы временной нетрудоспособности с выдачей листков нетрудоспособности;
- участие в мероприятиях по профилактике всех видов травматизма;
- санитарно-просветительная работа и гигиеническое воспитание населения;
- проведение антирабических прививок.
При организации стационарной сети для лечения травматологических и ортопедических больных следует придерживаться следующих нормативов:
- 0,5 койки для травматологических больных на 1000 городских и 0,3 — на 1000 сельских жителей;
- 0,15 койки для ортопедических больных на 1000 городских и сельских жителей;
- 2,0 койки для травматологических больных на 1000 работающих в угольной или горнорудной промышленности;
- 1,4 койки для травматологических больных на 1000 работающих в металлургической промышленности;
- 1,2 койки для травматологических больных на 1000 работающих в машиностроительной промышленности;
- 0,4 койки в детских травматологических и ортопедических отделениях на 1000 детей до 14 лет включительно.
Приведенными нормативами следует пользоваться дифференцированно, исходя из особенностей в госпитализации и ортопедических больных.
Расчет потребности в койках целесообразно производить на республику (область, край) в целом. Для этого необходимы следующие данные: численность населения в республике (крае, области), распределение его на взрослое и детское (до 14 лет включительно), городское и сельское; численность работающих в горнорудной, угольной, металлургической и машиностроительной промышленности (сведения эти можно получить в органах Госкомстата).
Норматив травматологических (0,5 на 1000 городских и 0,3 на 1000 сельских жителей) и ортопедических (0,15 на 1000 городских и сельских жителей) коек должен применяться только по отношению ко взрослому (15 лет и старше) населению за вычетом жителей, работающих в горнорудной, угольной, металлургической и машиностроительной промышленности, для которых установлены более высокие нормативы. Норматив травматологических и ортопедических коек для детей. проживающих как в городах, так и в сельской местности, установлен единым — 0,4 койки на 1000 детей в больницах и 0,25 кои к и в специализированных санаториях.
Фактическую потребность в специализированных травматологических и ортопедических койках можно рассчитать по следующей формуле:
где К — общее число коек, необходимых для стационарного лечения травматологических и ортопедических больных; N — общее число травматологических и ортопедических больных, находившихся в течение года на лечении во всех (в том числе и неспециализированных) стационарах города (области, края, республики), а также общее число травматологических и ортопедических больных, нуждавшихся в стационарном лечении, но по каким-либо причинам не госпитализированных; К Дер.— средняя продолжительность пребывания травматологических и ортопедических больных в стационаре; Д — плановое число дней работы койки в году. Например, в течение года во всех стационарах города (области, края, республики) получили лечение 3000 ортопедо-травматологических больных, 500 человек ждут стационарной койки в очереди, то есть N = 3000+500 =3500. Средний койко-день лечения травматологического больного в стационаре равен 20 дням, ортопедического — 60, то есть КДср. составляет 40 дней. Плановое число дней работы койки в году (Д) примем за 350 и подставим полученные числа в формулу:
Получим, что
фактически для стационарного лечения ортопедо-травматологических больных в городе (области, крае, республике) нужно 400 коек.
Травматологические и ортопедические отделения должны иметь в своем составе не менее 60 коек.
Дальнейшего расширения требует сеть межрайонных травматолого-ортопедических отделений, которые создаются в одной из центральных районных больниц с целью приближения и улучшения травматологической и ортопедической помощи сельскому населению.
Межрайонные травматолого-ортопедические отделения организуются исходя из общей коечной мощности больниц, условий транспортировки больных из прикрепленных районов и обеспечения их работы в соответствии с положением о межрайонном специализированном отделении.
В городах с населением до 800 тыс. и более для лечения больных с сочетанной и комбинированной травмой должны открываться как специальные отделения в крупных многопрофильных больницах, так и отделения хирургии кисти, в которых должны быть предусмотрены все условия и оборудование для широкого использования микрохирургической техники.
Особенно важное значение для полноценной и эффективной реабилитации больных с последствиями повреждений и заболеваниями опорно-двигательного аппарата имеют отделения восстановительного лечения, которые создаются в составе поликлиники городской больницы или самостоятельной поликлиники и являются ее структурным подразделением.
В штаты такого отделения введены 0,05 должности врача травматолога-ортопеда на 10 тыс. взрослого населения, прикрепленного к поликлинике для восстановительного лечения, а также должности медицинских сестер по массажу, инструкторов по лечебной физкультуре и трудотерапии.
Для экспертизы отдаленных результатов лечения травматолого-ортопедических больных при республиканских, краевых, областных, городских больницах, имеющих в своем составе отделения травматологий и ортопедии, организуются медицинские советы, которые утверждаются соответствующими органами здравоохранения как контрольный и консультативный орган по вопросам травматолого-ортопедической помощи. Материалы этих советов должны использоваться для разработки мероприятий по улучшению травматологической и ортопедической службы.
Экспертизе подлежат лица (взрослые и дети), находившиеся в обследуемом лечебно-профилактическом учреждении по поводу травм, заболевания или деформации опорно-двигательного аппарата, не ранее чем через год после окончания лечения.
Основными задачами медицинского совета по экспертизе результатов лечения являются следующие:
- изучение исходов лечения больных с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
- выявление недостатков в организации медицинской помощи травматологическим и ортопедическим больным;
- анализ врачебных ошибок, допущенных в лечении больных с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, и выработка рекомендаций по устранению этих ошибок, повышению качества оказания медицинской помощи травматологическим и ортопедическим больным;
- оказание практической помощи врачам путем квалифицированного анализа всего процесса лечения больных с повреждениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Помимо экспертизы отдаленных результатов лечения, травматологи-ортопеды обязаны ежегодно совместно с органами социального обеспечения проводить углубленный анализ причин инвалидности от травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата с учетом качества, объема и своевременности оказания медицинской помощи и вносить предложения о мерах по устранению выявленных недостатков, предупреждению стойкой утраты трудоспособности.
Об авторах
У. Я. Богданович
Казанский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань
Список литературы
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)