Organization of specialized traumatological and orthopedic care for the population of the USSR

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The decisions of the 27th Congress of the Communist Party of the Soviet Union noted the need to strengthen measures for the prevention of traumatism, which is one of the main causes of temporary disability, disability and mortality, especially among the young and most able-bodied people. Further improvement of traumatological and orthopedic care, its scientifically substantiated and precise organization are of particular social and economic importance.

Full Text

В решениях XXVII съезда КПСС отмечена необходимость усиления мер по профилактике травматизма, который является одной из главных причин временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности, особенно лиц молодого и наиболее трудоспособного возраста.

Дальнейшее совершенствование травматологической и ортопедической помощи, ее научно обоснованная и четкая организация имеют особо важное социальное и народнохозяйственное значение.

При организации травматологической помощи населению преследуются следующие задачи: 1) осуществление широких и эффективных профилактических мероприятий; 2) оказание пострадавшим своевременной квалифицированной первой помощи; 3) организация их последующего высококвалифицированного лечения.

Профилактика травматизма является задачей государственной важности, поэтому в проведении комплексных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение травм, участвуют органы государственной власти, а также общественные организации и медицинские работники.

Для выработки и осуществления эффективных мер профилактики травматизма в конкретных условиях каждого производства медицинские работники должны хорошо ориентироваться в специфике работы предприятия в целом и наиболее «травматогенных» участков в частности, а также получать правильно оформленную полноценную первичную документацию непосредственно с места происшествия.

В карте, заполняющейся на каждого пострадавшего, должны содержаться следующие сведения: место и время (час и дата) происшедшего несчастного случая; обстоятельства, при которых он произошел; квалификация работника (разряд), получившего травму; степень его производственного опыта (стаж); характер травмы и ее механизм; результаты лечения.

Медицинские работники должны принимать участие в анализе причин каждого несчастного случая на производстве. На основании углубленного изучения травматизма они обязаны вносить свои предложения в комплексный план мероприятий по профилактике травматизма, технике безопасности и охране труда, составляемой на каждом предприятии. При этом медицинские работники должны особое внимание уделять осуществлению социальных и санитарно-гигиенических мер профилактики травматизма.

Наряду с профилактикой производственного травматизма, активное участие должны принимать медицинские работники и в борьбе за снижение других видов травматизма — бытового, дорожно- транспортного, уличного, школьного, спортивного (организованного и неорганизованного) и др.

Сложившаяся в СССР система оказания помощи пострадавшим от травм включает в себя само- и взаимопомощь, скорую медицинскую помощь, амбулаторно-поликлиническое и стационарное лечение.

Медицинские работники должны постоянно заниматься обучением населения правилам и приемам оказания первой само- и взаимопомощи при травмах, опираясь в этой работе на санитарные посты и первичные организации Красного Креста, следить за оснащением санитарных постов, инструктировать и обучать их личный состав.

Высокий удельный вес тяжелых травм, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, обязывает особое внимание уделять обучению правилам и приемам само- и взаимопомощи водителей транспортных средств и работников ГАИ, снабжать их специальными аптечками.

Ответственное место в системе медицинской помощи пострадавшим от травм принадлежит службе скорой медицинской помощи. В общем объеме ее работы выезды для оказания помощи при несчастных случаях составляют около одной трети. Поэтому правильно и вполне обоснованно создание в составе станции скорой медицинской помощи специализированных травматологических бригад.

Планирование работы скорой медицинской помощи по обслуживанию травматологических больных должно основываться на двух главных показателях: интенсивности поступления заявок (вызовов) в единицу времени и средней продолжительности выезда. Каждый автомобиль скорой и неотложной медицинской помощи должен быть оснащен всем необходимым для оказания медицинской помощи пострадавшим на месте происшествия и при их транспортировке в лечебно-профилактические учреждения.

После оказания первой медицинской помощи более 75% травматологических больных доставляют в учреждения, где им обеспечивается круглосуточная экстренная травматологическая помощь. Кроме того, такую же помощь оказывают и населению, самостоятельно обращающемуся в больницы городов (городских административных районов) с населением не менее 200 тыс. человек (в областных, краевых и республиканских центрах — не менее 100), имеющих в своем составе отделения травматологии и ортопедии. Только в исключительных случаях, до организации в стационаре соответствующих отделений, эту помощь можно получить в поликлиниках.

В больницах, в которых организовано круглосуточное оказание экстренной травматологической помощи, выделяют отдельный вход для самостоятельно обращающихся лиц, помещения для ожидания, кабинеты врачей, гипсово-перевязочную комнату, малую операционную, перевязочную и др. После оказания необходимой экстренной травматологической помощи больных, не нуждающихся в госпитализации, направляют из больницы для дальнейшего наблюдения и лечения к врачу травматологу-ортопеду в поликлинику по месту жительства (или по месту работы) с соответствующим медицинским документом.

Из общего числа пострадавших от травм большинство (до 95%) нуждаются только в амбулаторном лечении. У больных с переломами костей две трети дней временной нетрудоспособности приходится на амбулаторное лечение. Таким образом, практически все больные с травмами в той или иной мере пользуются амбулаторным лечением. Поэтому рациональная организация амбулаторной помощи травматологическим больным имеет огромное значение. Амбулаторное лечение проводится по месту работы на здравпунктах или по месту жительства в поликлиниках. Поскольку свыше 70% обращений в здравпункты обусловлены травмами, серьезное внимание следует уделять соответствующему оснащению здравпунктов и подготовке медицинского персонала пункта по вопросам травматологии.

На здравпунктах оказывают первую доврачебную (фельдшерский здравпункт) или первую врачебную помощь и организуют в пределах возможностей здравпункта последующее лечение. Помимо этого медицинские работники здравпункта обязаны вести учет травм (по журналу регистрации обратившихся), направлять сигнальные извещения о происшедших несчастных случаях руководству предприятия и профсоюзным органам, участвовать в разборе причин и обстоятельств несчастных случаев, анализировать случаи травматизма, принимать активное участие в разработке и осуществлении мер профилактики травматизма, вести санитарно-просветительную работу, направленную на предупреждение травм.

В поликлиниках специализированную амбулаторную травматологическую и ортопедическую помощь осуществляют в травматолого-ортопедическом отделении (кабинете). Впервые в практике советского штатного нормирования для амбулаторно-поликлинического обслуживания в штатах поликлиник в городах с населением свыше 25 тыс. человек установлены должности врачей травматологов-ортопедов из расчета 0,4 должности на 10 тыс. взрослого населения и 0,2 должности на 10 тыс. детского населения; предусмотрены должности заведующих отделениями, среднего и младшего персонала, медицинских сестер по массажу, инструкторов лечебной физкультуры и др.

На травматолого-ортопедическое отделение (кабинет) поликлиники возлагаются следующие  задачи:

  • оказание амбулаторной помощи населению, в том числе и на дому;
  • динамическое наблюдение и активное лечение больных до их полного выздоровления (или госпитализации в стационар);
  • своевременное выявление, учет и наблюдение за лицами с последствиями травм и ортопедическими заболеваниями, подлежащими диспансеризации;
  • контроль за своевременностью выполнения больными диагностических и лечебных процедур:
  • своевременное (при показаниях) направление больных на ВТЭК;
  • оказание экстренной травматологической помощи при обращении пострадавших и при необходимости их госпитализации:
  • обеспечение преемственности в работе поликлиники и стационара:
  • консультации больных, направляемых другими врачами-специалистами, в том числе на дому;
  • проведение экспертизы временной нетрудоспособности с выдачей листков нетрудоспособности;
  • участие в мероприятиях по профилактике всех видов травматизма;
  • санитарно-просветительная работа и гигиеническое воспитание населения;
  • проведение антирабических прививок.

При организации стационарной сети для лечения травматологических и ортопедических больных следует придерживаться следующих нормативов:

  • 0,5 койки для травматологических больных на 1000 городских и 0,3 — на 1000 сельских жителей;
  • 0,15 койки для ортопедических больных на 1000 городских и сельских жителей;
  • 2,0 койки для травматологических больных на 1000 работающих в угольной или горнорудной промышленности;
  • 1,4 койки для травматологических больных на 1000 работающих в металлургической промышленности;
  • 1,2 койки для травматологических больных на 1000 работающих в машиностроительной промышленности;
  • 0,4 койки в детских травматологических и ортопедических отделениях на 1000 детей до 14 лет включительно.

Приведенными нормативами следует пользоваться дифференцированно, исходя из особенностей в госпитализации и ортопедических больных.

Расчет потребности в койках целесообразно производить на республику (область, край) в целом. Для этого необходимы следующие данные: численность населения в республике (крае, области), распределение его на взрослое и детское (до 14 лет включительно), городское и сельское; численность работающих в горнорудной, угольной, металлургической и машиностроительной промышленности (сведения эти можно получить в органах Госкомстата).

Норматив травматологических (0,5 на 1000 городских и 0,3 на 1000 сельских жителей) и ортопедических (0,15 на 1000 городских и сельских жителей) коек должен применяться только по отношению ко взрослому (15 лет и старше) населению за вычетом жителей, работающих в горнорудной, угольной, металлургической и машиностроительной промышленности, для которых установлены более высокие нормативы. Норматив травматологических и ортопедических коек для детей. проживающих как в городах, так и в сельской местности, установлен единым — 0,4 койки на 1000 детей в больницах и 0,25 кои к и в специализированных санаториях.

Фактическую потребность в специализированных травматологических и ортопедических койках можно рассчитать по следующей формуле:

К=N×К Дер.Д,

где К — общее число коек, необходимых для стационарного лечения травматологических и ортопедических больных; N — общее число травматологических и ортопедических больных, находившихся в течение года на лечении во всех (в том числе и неспециализированных) стационарах города (области, края, республики), а также общее число травматологических и ортопедических больных, нуждавшихся в стационарном лечении, но по каким-либо причинам не госпитализированных; К Дер.— средняя продолжительность пребывания травматологических и ортопедических больных в стационаре; Д — плановое число дней работы койки в году. Например, в течение года во всех стационарах города (области, края, республики) получили лечение 3000 ортопедо-травматологических больных, 500 человек ждут стационарной койки в очереди, то есть N = 3000+500 =3500. Средний койко-день лечения травматологического больного в стационаре равен 20 дням, ортопедического — 60, то есть КДср. составляет 40 дней. Плановое число дней работы койки в году (Д) примем за 350 и подставим полученные числа в формулу:

К=3500×40350=400.

Получим, что

фактически для стационарного лечения ортопедо-травматологических больных в городе (области, крае, республике) нужно 400 коек.

Травматологические и ортопедические отделения должны иметь в своем составе не менее 60 коек.

Дальнейшего расширения требует сеть межрайонных травматолого-ортопедических отделений, которые создаются в одной из центральных районных больниц с целью приближения и улучшения травматологической и ортопедической помощи сельскому населению.

Межрайонные травматолого-ортопедические отделения организуются исходя из общей коечной мощности больниц, условий транспортировки больных из прикрепленных районов и обеспечения их работы в соответствии с положением о межрайонном специализированном отделении.

В городах с населением до 800 тыс. и более для лечения больных с сочетанной и комбинированной травмой должны открываться как специальные отделения в крупных многопрофильных больницах, так и отделения хирургии кисти, в которых должны быть предусмотрены все условия и оборудование для широкого использования микрохирургической техники.

Особенно важное значение для полноценной и эффективной реабилитации больных с последствиями повреждений и заболеваниями опорно-двигательного аппарата имеют отделения восстановительного лечения, которые создаются в составе поликлиники городской больницы или самостоятельной поликлиники и являются ее структурным подразделением.

В штаты такого отделения введены 0,05 должности врача травматолога-ортопеда на 10 тыс. взрослого населения, прикрепленного к поликлинике для восстановительного лечения, а также должности медицинских сестер по массажу, инструкторов по лечебной физкультуре и трудотерапии.

Для экспертизы отдаленных результатов лечения травматолого-ортопедических больных при республиканских, краевых, областных, городских больницах, имеющих в своем составе отделения травматологий и ортопедии, организуются медицинские советы, которые утверждаются соответствующими органами здравоохранения как контрольный и консультативный орган по вопросам травматолого-ортопедической помощи. Материалы этих советов должны использоваться для разработки мероприятий по улучшению травматологической и ортопедической службы.

Экспертизе подлежат лица (взрослые и дети), находившиеся в обследуемом лечебно-профилактическом учреждении по поводу травм, заболевания или деформации опорно-двигательного аппарата, не ранее чем через год после окончания лечения.

Основными задачами медицинского совета по экспертизе результатов лечения являются следующие:

  • изучение исходов лечения больных с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
  • выявление недостатков в организации медицинской помощи травматологическим и ортопедическим больным;
  • анализ врачебных ошибок, допущенных в лечении больных с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, и выработка рекомендаций по устранению этих ошибок, повышению качества оказания медицинской помощи травматологическим и ортопедическим больным;
  • оказание практической помощи врачам путем квалифицированного анализа всего процесса лечения больных с повреждениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Помимо экспертизы отдаленных результатов лечения, травматологи-ортопеды обязаны ежегодно совместно с органами социального обеспечения проводить углубленный анализ причин инвалидности от травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата с учетом качества, объема и своевременности оказания медицинской помощи и вносить предложения о мерах по устранению выявленных недостатков, предупреждению стойкой утраты трудоспособности.

×

About the authors

W. Ya. Bogdanovich

Kazan Research Institute of Traumatology and Orthopedics

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1988 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies