The role of brachytherapy in the treatment of tumors of the trachea and bronchi

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The original methods of the radical and palliative endobronchial and combined radiation treatment of patients with primary and relapsing cancer of trachea and bronchi and the approaches to the calculation of dosimetric radiation plans are developed and suggested. The possibility of combining endobronchial radiation therapy, distance radiation therapy and laser destructionof the tumor, is studied. The indications to endobronchial radiation therapy are formulated. The suggested method of the endobronchial and combined radiation treatment significantly extended the possibilities of organsaving treatment of patients with primarily multiple metachronous and synchronous cancer and made it possible to formulate the new approaches to the radical treatment of patients with locally spread cancer of trachea.

 

Full Text

Несмотря на усовершенствование хирургической техники, улучшение пред­операционной функциональной диаг­ностики, анестезиологического обеспе­чения, пред и послеоперационной интенсивной терапии, из общего числа больных раком легкого на операцию направляют не более 20% пациентов, а резектабельность составляет около 15%. За последние 10 лет среди госпитали­зированных в торакальные отделения онкологических учреждений 18% боль­ных признаны неоперабельными из-за сопутствующих заболеваний и/или низ­ких резервов дыхания и кровообраще­ния. При опухолях трахеи ситуация еще более сложна.

У больных местно распространенным первичным и рецидивным немелко кле­точным раком легких лучевая терапия является практически единственным методом лечения, особенно при опухо­лях трахеи. Традиционное дистанцион­ное облучение в суммарных очаговых дозах (СОД) 60 Гр не только не обеспе­чивает стойкого локального контроля, но в большинстве случаев позволяет достичь лишь паллиативного эффекта. Повышение суммарных доз при наруж­ном облучении невозможно из-за низ­кой толерантности органов грудной клетки. Вместе с тем, с нашей точки зрения, возможности лучевой терапии далеко не исчерпаны.

С этих позиций представляет интерес метод внутриполостной лучевой терапии (ВПЛТ), позволяющий значительно уве­личить подводимую непосредственно к опухоли дозу ионизирующего излучения без повреждения окружающих нормаль­ных тканей.

До настоящего времени в мировой ф практике нет ясности в отношении роли эндобронхиальной лучевой терапии (ЭБЛТ) в радикальном и паллиативном лечении, ее сочетания с дистанционным облучением и другими видами физичес­ких воздействий.

Впервые в России в 1988 г. мы нача­ли разработку ЭБЛТ на аппарате “Агат-ВУ”, а с 1997 г. продолжили исследова­ния на аппарате “Гаммамед-12і”. После общеклинического обследования с уста­новлением локализации и степени рас­пространенности опухоли (с обязатель­ной морфологической ее верифика­цией) для предлучевой топометрии ЭБЛТ дополнительно выполняли разме­точную трахеобронхоскопию для оцен­ки протяженности экзофитного компо­нента и возможности установки эндобронхостата определенного типа и диа­метра, компьютерную томографию для уточнения степени перибронхиального распространения опухолевого процесса и толщины экзофитного компонента на всем протяжении опухоли, а также на­правленную бронхографию в случаях рентгенонегативных малых раковых опу­холей бронхов для визуализации их на рентгенопленке и возможности введе­ния в систему планирования.

Дозиметрический расчет производи­ли с помощью компьютерной системы планирования (для облучения на аппа­рате “Агат-ВУ”,“ГАММАПЛАН”, на аппарате “Гаммамед-12і” — “ABACUS”, входящую в комплект аппарата). Необ­ходимой входной информацией для компьютерной системы планирования “ГАММАПЛАН” служат топографичес­кие карты (сдвоенная фронтальная либо фронтальная и сагиттальная). В зависи­мости от конфигурации облучаемого объема выбирали желаемую геометрию расположения источников, которую также наносили на топографические карты. В понятие геометрии расположе­ния источников включали количество каналов движения источника, количест­во позиций в каждом канале и взаим­ное расположение каналов. С помощью дигитайзера топографические карты вво­дили в компьютер и проводили рекон­струкцию облучаемого объема. Далее планирование осуществляли двумя спо­собами.

При необходимости получить стан­дартное, то есть равноудаленное от ка­налов движения источника дозное рас­пределение, вводили одну точку нормировки, которой в данном случае являлась точка с дозой, равной задан­ной терапевтической разовой дозе. Рас­стояние от оси движения источника до точки нормировки — необходимая глу­бина облучения — зависит от степени распространенности опухоли. Обычно через точку нормировки проходит 100% изодоза. Затем задавали разовую очаго­вую дозу в точке нормировки и выбира­ли способ нормировки (в стандартном варианте обычно используется равное время стояния источника во всех пози­циях). Степень адекватности выработан­ного плана облучения оценивали по дозному распределению.

В отличие от дистанционного облу­чения, при планировании контактного облучения расчетный объем считается гомогенным. Поэтому оценку адекватнос­ти выработанного плана мы производи­ли по дозам, приходящимся на точку нормировки, на поверхность эндостата и на слизистую оболочку.

Более сложна для дозиметрического расчета ситуация, когда требуется не­стандартное дозное распределение. В та­ком случае мы используем существую­щий в программе “ГАММАПЛАН” специальный метод нормировки — оптимизацию. В отличие от обычного расчета, называемого прямой задачей, когда после расчета времени стояния в каждой позиции мы получаем то или иное дозное распределение и можем лишь оценить его адекватность, при оптимизации решается так называемая обратная задача: мы заказываем желае­мое дозное распределение, а програм­ма рассчитывает необходимое время сто­яния источника излучения в каждой позиции.

Для расчета плана облучения с ис­пользованием двух и более каналов прак­тически постоянно применяем оптими­зацию. При выполнении расчета дозиметрического плана ЭБЛТ особую сложность представляет первый этап — нанесение на топографическую карту ка­налов облучения. Необходимо макси­мально точно восстановить по рентге­новским снимкам их пространственное взаиморасположение. Наиболее удобно в этом случае пользоваться прямым и боковым рентгеновскими снимками. Дальнейшая процедура дозиметрическо­го расчета аналогична расчету однока­нального оптимизированного плана.

При проведении облучения на аппа­рате “Гаммамед-12і” мы использовали входящую в комплект компьютерную систему планирования “ABACUS”. Ос­новные принципы планирования при этом не изменялись. Преимуществом системы “ABACUS” по сравнению с системой “ГАММАПЛАН” является возможность введения информации для расчета непосредственно с рентгенов­ских снимков с помощью сканера. При этом пространственное восстановление геометрии облучаемого объема проис­ходит непосредственно в программе с учетом коэффициентов увеличения рент­геновских снимков. Компьютерная сис­тема планирования “ABACUS” осущест­вляет расчет как стандартного, так и оптимизированного планов.

Методика проведения сеанса ЭБЛТ включает следующее: 1) премедикацию; 2) местную анестезию; 3) обзорную бронхоскопию; 4) установку эндостата; 5) рентгенологический контроль поло­жения эндостата; 6) дозиметрический расчет; 7) сеанс облучения; 8) извле­чение эндостатов; 9) контроль за состо­янием больного в течение первых суток.

Варианты установки эндостатов за­висят от их типов, выбор которых опре­деляется конкретной клинической си­туацией:

  • эндостат диаметром 1,8 мм уста­навливали через рабочий канал брон­хоскопа, который извлекали и контро­лировали точность установки эндостата;
  • для установки эндостата типа Fritz диаметром 6 мм выполняли интубацию трахеи или главного бронха с помощью эндотрахеальной трубки, которая слу­жила проводником для эндостата, пос­ле этого трубку извлекали и контроли­ровали бронхоскопическим путем точ­ность установки эндостата;
  • оригинальная методика установ­ки эндостата разработана в нашем ин­ституте. На дистальном конце эндостата имеется лигатура в виде петли для фик­сации эндостата параллельно с фибро-бронхоскопом. Система “бронхоскоп + эндостат” повторяет поступательные движения управляемого конца бронхоскопа и позволяет установить эндостат в бронхе, пораженном опухолью, непо­средственно под визуальным контролем.

В нашем отделении впервые реали­зован сеанс эндобронхиального облуче­ния одновременно по трем каналам у больного, у которого альтернативных вариантов противоопухолевого лечения не было. Эта ситуация наиболее сложна как для топометрической подготовки, так и для дозиметрического планирова­ния сеанса облучения.

В зависимости от плана лечения ра­зовую дозу ЭБЛТ от 5 до 10 Гр подводи­ли 1-2 раза в неделю до СОД от 25 до 35 Гр. Дозы облучения рассчитывали в зависимости от размера опухоли.

ЭБЛТ была проведена 43 пациентам с первичным и рецидивным раком тра­хеи и бронхов в возрасте от 20 до 80 лет как самостоятельный вариант лучевого воздействия, так и в сочетании с дис­танционным облучением. В зависимости от локализации опухолевого процесса больные были разделены на 2 группы.

1-ю составили 16 больных раком тра­хеи: первичное поражение трахеи диаг­ностировано у 13 человек, рецидивы рака трахеи в различные сроки после хирургического и комбинированного лечения — у 3.

Распространение опухоли трахеи на один главный бронх выявлено у 2 боль­ных, на оба главных — у 4. При этом степень стеноза одного главного или обоих главных бронхов была различной — от 1/2 — 2/3 просвета бронха до полно­го стеноза. Опухолевый стеноз трахеи также варьировал от 1/3 просвета до 3 мм. На основании комплексного об­следования у 13 больных констатировано местно распространенный процесс, у 7 — паратрахеальный компонент, у одного — уже имели место метастазы в легкие.

6 из 13 пациентов поступили в реа­нимационное отделение в крайне тяже­лом состоянии из-за асфиксии.

По поводу рецидива рака трахеи ле­чили 3 пациентов с аденокистозным раком: двое из них были госпитализи­рованы по поводу второго рецидива, один — по поводу первого. У 2 больных возможности дистанционного облучения были исчерпаны на предыдущих этапах лечения.

2-ю группу составили 27 пациентов. У 21 из них был первичный рак брон­хов, у 5 — рецидивы опухоли (у 4 после хирургического лечения, у одного — после комбинированного).

В 1-ю подгруппу вошли 6 неопера­бельных больных, во 2-ю — 5 с реци­дивами, в 3-ю — 7 с опухолями по ли­нии резекции после нерадикальных операций, в 4-ю — 7 с первично-мно­жественными синхронными и/или ме­тахронными опухолями легких.

В зависимости от клинической ситу­ации были использованы 9 вариантов лечения, предусматривавшие ЭБЛТ, ее сочетание с дистанционным облучени­ем и лазерной деструкцией опухоли в различной последовательности. ЭБЛТ как самостоятельный вариант лучевого воздействия была проведена у 9 боль­ных, в сочетании с дистанционной лу­чевой терапией (ДЛТ) — у 34.

Лечение начинали с лазерной дест­рукции (ЛД) на установках “Радуга” и “Медлаз” в непрерывном и импульсном режимах у 20 пациентов с целью созда­ния условий для лучевой терапии или по жизненным показаниям в связи с асфиксией.

При оценке непосредственного эф­фекта у 36 больных отмечена полная резорбция опухоли, у 7 — частичная. Ле­тальности не было. В 3 случаях возникли осложнения.

У 10 из 16 больных раком трахеи на первом этапе была выполнена ЛД. На первом этапе лучевого лечения эндо­бронхиальную терапию получали 10 па­циентов, ДЛТ — 6. В результате у 12 из 13 больных первичным раком трахеи был зарегистрирован полный непосред­ственный эффект.

Живы в сроки от 2 до 8,5 лет без ре­цидива 8 больных. 3 пациента умерли от метастазов и сопутствующих заболева­ний без рецидива.

У 2 пациентов после нашего лечения возникли рецидивы: умерли через 4,5 и 6,5 лет от начала лечения. У второго па­циента произошел рецидив через 2 года: была выполнена ЛД, через 3 года — фотодинамическая терапия (ФДТ). На этом примере мы хотим подчеркнуть, что проведение сочетанной лучевой те­рапии в высоких дозах не препятствова­ло использованию у больного ЛД и ФДТ в виду сохранности тканей. Пациент жил без клинических проявлений болезни 6 лет, продолжая выполнять тяжелую физическую работу.

У 2 из 3 больных, леченных по пово­ду рецидива, возможности ДЛТ были исчерпаны на предыдущих этапах лече­ния: 2 пациента живы 5 лет без рециди­ва и метастазов; об одной больной све­дений нет, но она начала лечение уже с метастазами в легкие.

У неоперабельных больных раком легкого также были использованы ЛД, ЭБЛТ, ДЛТ в различной последователь­ности. У 5 из 7 пациентов достигнут полный эффект, у 2 —частичный. При полном эффекте у 4 из 5 больных не было рецидивов метастазов в сроки от 6 до 38 месяцев, у одного развился ре­цидив через 10 месяцев.

При лечении рецидивов рака легко­го полный эффект был получен у 3 пациентов. Они живы без рецидивов и метастазов на протяжении 12 месяцев — 7 лет; у 2 из них с частичным эффектом генерализация произошла в сроки от од­ного до 1,5 лет.

При первично множественном раке легких у 6 из 7 больных имел место пол­ный эффект, у одного — частичный (вы­был из-под наблюдения); 3 пациента живы без рецидива 20, 24 месяца и 5 лет.

У 5 из 7 пациентов после нерадикаль­ной операции рецидивов не было в те­чение 6 месяцев—4 лет; один выбыл из-под наблюдения; у одного возникли рецидив в культе и отдаленные метастазы.

Анализ результатов лечения больных позволил определить следующие пока­зания к ЭБЛТ: при злокачественных опухолях трахеи и бронхов — это пер­вичный местно распространенный и ре­цидивный рак трахеи с поражением од­ного и/или двух главных бронхов, при раке легкого — резектабельные опухо­ли бронхов у неоперабельных больных, рецидивы после хирургического, ком­бинированного и лучевого лечения, не­радикальные операции, опухолевые клетки по линии резекции, первично множественные опухоли легких.

Таким образом, впервые в России в проспективном исследовании разрабо­таны и предложены оригинальные ме­тодики радикального и паллиативного эндобронхиального и сочетанного луче­вого лечения больных первичным и ре­цидивным раком трахеи и бронхов и методические подходы к расчету дози­метрических планов облучения. Изуче­на возможность сочетания ЭБЛТ, ДЛТ и лазерной деструкции опухоли. Сфор­мулированы показания к ЭБЛТ. Пред­ложенный метод эндобронхиального и сочетанного лучевого лечения сущест­венно расширил возможности органо­сберегающего лечения больных первич­но множественным метахронным и синхронным раком и позволил разра­ботать принципиально новые подходы к радикальному лечению больных мест­но распространенным раком трахеи, ранее относившихся к некурабельным.

×

About the authors

A. V. Boyko

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

A. V. Chernichenko

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

I. A. Meshcheryakova

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

V. V. Sokolov

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

L. V. Telegina

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

V. A. Kvasov

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2022 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies