Лимфатическая система и гомеостаз при лихорадочной реакции

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Лимфатическая система, являясь связующим звеном всех жидких сред организма, играет важную роль в поддержании гомеостаза. Исследованиями Казанской школы лимфологов под руководством проф. М. М. Миннебаева установлено, что биохимический состав лимфы является ранним показателем нарушения проницаемости гемолимфатических барьеров, а дисфункция лимфатической системы— существенным компонентом качественных и количественных сдвигов обмена при типических патологических процессах и экстремальных состояниях [3].

Полный текст

Лимфатическая система, являясь связующим звеном всех жидких сред организма, играет важную роль в поддержании гомеостаза. Исследованиями Казанской школы лимфологов под руководством проф. М. М. Миннебаева установлено, что биохимический состав лимфы является ранним показателем нарушения проницаемости гемолимфатических барьеров, а дисфункция лимфатической системы— существенным компонентом качественных и количественных сдвигов обмена при типических патологических процессах и экстремальных состояниях [3].

Однако до настоящего времени остаются предметом домыслов мера участия и характер изменений специфических функций лимфатической системы при лихорадочной реакции (ЛР) в общепатологическом плане. В то же время известно, что при ЛР развиваются разнообразные нарушения обмена вещества: расстройства транспорта веществ через гистогематические, клеточные и внутриклеточные мембраны, элиминация токсических для клеток метаболитов, кислых эквивалентов, лизосомальных ферментов и т. д. [1, 2].

Нашими исследованиями показано, что при ЛР и в постлихорадочном периоде в лимфатической системе происходят функциональные, биохимические, цитологические и морфологические изменения, характеризующие проявление защитно-приспособительных реакций, с одной стороны, и процессов повреждения — с другой. Установлено, что характерной реакцией лимфообращения при лихорадке является ускорение лимфотока, биологический смысл которого заключается в сохранении оптимальных условий для обменных процессов в межклеточных пространствах. Однако при развитии лихорадочной реакции, несмотря на увеличение скорости лимфотока по главным лимфатическим коллекторам, создаются предпосылки к возникновению недостаточности процессов лимфоциркуляции. При нарушении функции нейроэндокринной системы изменяются и процессы резорбции лимфатическими сосудами, их тонус и сократительная способность. Если учесть освобождение биологически активных веществ, кининов, токсический эффект продуктов обмена веществ, наличие предпосылок нарушения лимфообращения становится вполне понятным. В свою очередь, последние могут явиться важным звеном в патогенезе изменений состава крови, нарушений обменных процессов на уровне микроциркуляториого русла.

В свете изложенного встает вопрос о целенаправленной стимуляции процессов лимфообращения при ЛР. Проведенные в этом направлении исследования показали, что широко используемый в практике антипиретик анальгин обладает выраженной способностью стимулировать лимфообращение при ЛР. ЛР сопровождалась существенными изменениями в микро- лимфоциркуляции: увеличивалось число сокращающихся лимфатических сосудов и клапанов, возрастала их сократительная активность, что обеспечивало ускорение лимфотока. С увеличением продолжительности лихорадки сокращения становились асинхронными, имели место «пачечные» сокращения, за которыми следовали фазы длительного покоя, появлялись двухфазные сокращения. В большинстве сосудов наблюдалось увеличение скорости лимфотока, имело место скопление форменных элементов крови в просвете лимфатических микрососудов и в карманах клапанов; лимфа содержала много эритроцитов. При длительной ЛР наряду с этим наблюдались стаз лимфатических микрососудов, множественные перилимфатические кровоизлияния и экстравазаты, что свидетельствует о повышении проницаемости сосудов.

Итак, при ЛР происходят существенные изменения в микролимфоцир- куляции, характеризующие как процесс ее адаптивной перестройки, который проявляется возрастанием сократительной активности стенки и клапанов лимфатических микрососудов, так и повреждения. Последнее сопровождается развитием в лимфососудах двух типов патологических реакций — спастического и паралитического, которые особенно выражены при длительной лихорадке.

Комплексное изучение сравнительной динамики в лимфе и крови компонентов калликреин-кининовой, протеолитической и антипротеолитической систем показало, что изменения в их активности при ЛР носят целостный характер и наблюдаются во всех звеньях гуморального транспорта — как в крови, так и в лимфе, что указывает на тесную взаимосвязь и единство изученных систем. В зависимости от длительности ЛР выделены четыре типа ответных реакций кининовой системы лимфы и крови.

I тип -— пропорциональная активация калликреин-кининовой системы, которая характеризует сохранение биохимического равновесия в самой системе и может рассматриваться как компенсаторная реакция. Она проявляется в снижении содержания кининогена, прекалликреина, увеличении активности калликреина, кининаз, повышенном образовании кининов.

II тип — активация кининовой системы с качественным нарушением соотношения ее компонентов (одновременно со снижением содержания прекалликреина и кининогена уменьшается и активность калликреина), свидетельствующая о «поломке» регуляторных связей в этой системе, переходе физиологических реакций в патогенетические.

III тип — сочетание II типа с некоторым истощением калликреин-кининовой системы и внутрисистемных механизмов компенсации усиленного кининообразования и частичным восстановлением кининогенеза (увеличение уровня кининогена, снижение антипротеолитической активности и содержания ингибиторов протеиназ).

IV тип — развитие дефицита основных компонентов кининовой системы в результате снижения интенсивности кининообразования. Об этом свидетельствует уменьшение содержания всех компонентов кининовой и антипротеолитической систем, особенно выраженное в лимфе.

ЛР в организме сопровождалась гиперферментемией и повышением содержания энзимов в лимфе, которое было большим по величине и сохранялось дольше, чем в крови, что указывает на важную роль лимфатической системы в транспорте ферментов с места их высвобождения в общую циркуляцию.

Обменные процессы в организме сопряжены с образованием продуктов токсического действия на клеточном и интерстициальном уровнях. В естественных условиях повреждающее действие их на структуры и функции тканей не реализуется, так как они резорбируются и отводятся лимфатической системой в общую циркуляцию. Наши данные по сравнительному изучению динамики небелковых азотистых компонентов в биологических жидкостях свидетельствуют о том, что при ЛР эвакуаторно-транспортная функция лимфатической системы по отношению к этим соединениям существенно повышается. В то же время при длительной лихорадке, в результате избыточного образования токсических метаболитов и развития функциональной, резорбционной и транспортной недостаточности лимфатической системы (несмотря на определенную интенсификацию лимфообращения), токсичность центральной лимфы резко возрастает, хотя барьерно-фильтрационная функция подколенного лимфоузла независимо от продолжительности ЛР сохраняется.

Известно, что клеточный состав лимфы является интегрирующим показателем функционального состояния лимфоидной ткани, во многом предопределяющим специфическую и неспецифическую резистентность организма, поскольку лимфатическая система резорбирует, депонирует, транспортирует свое содержимое в кровь, обезвреживая и «анализируя» его в лимфатических узлах. ЛР сопровождается количественными и качественными сдвигами в клеточном составе центральной лимфы, афферентной и эфферентной лимфы подколенного лимфатического узла. После кратковременной лейкопении, содержание лейкоцитов во всех видах лимфы увеличивается, снижается процент малых и средних лимфоцитов и увеличивается содержание малодифференцированных клеток лимфоидного ряда — больших лимфоцитов, пролимфоцитов и бластных форм. Эти изменения особенно выражены после продолжительной лихорадки и, вероятно, связаны с повышением сосудистой проницаемости и интенсификацией лимфотока в лимфоузле, усилением рециркуляции лимфоцитов вследствие повышения кровотока через узел и усиленной миграцией лимфоцитов крови через эндотелий посткапиллярных венул в паренхиму узла, а затем в лимфу.

ЛР вызывает многообразные морфофункциональные изменения в лимфоузлах. В первую очередь, это относится к реакции синусов лимфоузлов, которая проявляется в увеличении их просвета, что свидетельствует о повышении транспортных возможностей органа и расценивается как реакция, сопровождающаяся возрастанием лимфотока через них. Эти изменения способствуют усилению дренируемости тканей организма, необходимой для очищения их от продуктов распада клеток и неклеточных структур. При развитии ЛР прослеживается явление динамической стереотипии лимфоузлов в ответ на воздействие дестабилизирующих факторов: наблюдаются гиперплазия лимфоидного вещества с возрастанием числа лимфоцитов и малодифференцированных лимфоидных клеток в фолликулах и паракортикальной зоне, увеличение ширины последней, гиперплазия мякотных тяжей, признаки макрофагальной реакции. Итак, в целом совокупность выявленных изменений в лимфоузлах при ЛР можно охарактеризовать как преимущественное проявление повышения их функциональной активности, имеющее адаптивный характер и направленное на возрастание напряженности клеточного и гуморального иммунитетов.

Таким образом, изменения функций организма (как приспособительного характера, так и повреждения) при ЛР распространяются и на лимфатическую систему — ее резорбционную, транспортную и барьерно-фильтрационную функции. Освобождая внутреннюю среду организма от избытка ферментов, биологически активных веществ, продуктов обмена, токсинов и постоянно пополняя запасы лимфоцитов, лимфатическая система принимает активное участие в поддержании Гомеостаза при ЛР. При этом одним из путей восстановления нарушенных показателей гомеостаза и улучшения обменных процессов в межклеточных пространствах является целенаправленная стимуляция лимфообращения.

×

Об авторах

Ф. И. Мухутдинов

Казанский медицинский институт

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Кафедра патологической физиологии

Россия, Казань

Список литературы

  1. Atkins E.//Rev. Infect. Dis.— 1988.— Vol. 10,—P. 190.
  2. Cooper K. E.//Ann. Rev. Neurosci.— 1987.—Vol. 10. P. 297—324.
  3. Minnebaev M. M. et а/.//Constituent congress inter, society for pathophysiology.— Moscow, 1991.— P. 333.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1994 Эко-Вектор


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах